Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Карательная миграционная политика Российской Федерации – угроза национальным интересам страны

Александра Докучаева

Под этим лозунгом 28 апреля с.г. в Институте развития прессы прошла пресс-конференция, организованная по итогам Круглого стола по проблемам прав и свобод человека и гражданина. Сам Круглый стол 10 апреля был созван Международной правозащитной Ассамблеей при содействии Российского Красного Креста.  На пресс-конференции итоги Круглого подводили президент Международной правозащитной ассамблеи  М.Г.Арутюнов, сотрудник Института политологии РАН В.И.Переведенцев, известные правозащитники  Л.М. Алексеева и Л.А.Пономарев, специалист по вопросам гражданства,  народный депутат РФ созыва 1990-1993 годов А.А.Мостовой.  Заявленные для участия в пресс-конференции представители ФМС-МВД и Госдумы отсутствовали, так что задать вопросы о том, как же быть бедным мигрантам-соотечественникам в новых условиях было некому. Пришедшие на пресс-конференцию услышали отчет о прошедшем Круглом столе.

М.Арутюнов,  рссказавший о результатах дискуссии 10 апреля, подчеркнул, что во всем мире миграция населения признается фактором, способствующим развитию государств, росту их экономического и интеллектуального потенциала. Многие высокоразвитые государства проводили и проводят протекционистскую политику, стимулирующую приток мигрантов, основываясь преимущественно на экономических и гуманных соображениях.

Иное отношение к мигрантам в Российской Федерации.

Российская миграционная политика, формируемая в недрах Администрации Президента Российской Федерации и закрепленная  принятыми Государственной думой в 2002 году законами «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ориентирована на предельное ограничение прибытия и обустройства мигрантов на российской территории.

Такая политика поставила миллионы мигрантов, проживающих в Российской Федерации, в первую очередь имеющих паспорта республик бывшего СССР, или национальные паспорта государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, практически перед неразрешимыми проблемами. Их одномоментно перевели в категорию нелегальных мигрантов. Одновременно перед гражданами бывшего СССР, проживающими за пределами Российской Федерации, воздвигнут непреодолимый «железный занавес».

Если ранее они, надеялись на поддержку, понимание и обустройство в Российской Федерации, то сегодняшняя организационная и кадровая вакханалия в службах, занятых решением миграционных проблем,   лишила их такой надежды.

Под предлогом борьбы с криминальными элементами, наркокурьерами и т.п. Российская Федерация проводит по существу карательную политику в отношении мигрантов, в первую очередь – иммигрантов с постсоветского пространства.

Участники заседания отметили, что, даже оставляя в стороне вопросы гуманизма и морали, в том числе вопросы защиты мигрантов от многочисленных и непрерывных поборов со стороны работников правоохранительных органов и др.,  лица и организации, формирующие и реализующие миграционную политику, должны были бы озаботиться  будущим Российской Федерации.

 Дело в том, что  в Российской Федерации постоянно снижается  численность населения – по разным данным на семьсот тысяч – один миллион человек в год. По этой причине  в ближайшие 10 – 20 лет громадные Восточно-Сибирские и Дальневосточные территории могут обезлюдить, и возникнет опасность потери контроля над частью российской  территории.

По мнению участников заседания одним из немногих факторов, способных, если не предотвратить снижение численности населения, то хотя бы замедлить этот процесс, является поддержка и развитие внешней иммиграции, в первую очередь из государств, образовавшихся на постсоветском пространстве.

Участниками Круглого стола были приняты следующие предложения по корректировке миграционной политики.

1. Вывести Федеральную миграционную службу из состава МВД, поскольку задачи этого ведомства и менталитет его работников ориентированы исключительно на борьбу с правонарушениями, а не на прием и обустройство мигрантов, и создать самостоятельное Министерство по миграционной политике или иное самостоятельного ведомства, о чем  неоднократно поступали предложениям от специалистов в области миграции.

2. Внести дополнения и изменения в действующие законы «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ориентировав их на упрощение процедуры приобретения российского гражданства и получения вида на жительства, в первую очередь для граждан, прибывающих в Российскую Федерацию с постсоветского пространства. В связи с этим целесообразно повторно вынести на рассмотрение Государственной думой в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», предложенный депутатами С. Юшенковым и В. Похмелкиным.

3. Срочно поставить на учет и легализовать по упрощенной процедуре пребывание в Российской Федерации мигрантов всех категорий, в первую очередь граждан бывшего Советского Союза, выдать им российские документы, удостоверяющие личность, предоставить им возможность трудоустройства с оплатой  труда без дискриминации и т.п.

Борьба с криминальными элементами должна вестись не огульно, причисляя к ним всех мигрантов, а в индивидуальном порядке.

4. Гражданам бывшего СССР, прибывшим в Российскую Федерацию до 31 декабря 2000 года и фактически проживающим на российской территории, предоставить гражданство Российской Федерации без требования отказа от иного гражданства и регистрации по месту жительства.

5. Гражданам, не отказавшимся добровольно по своей инициативе от гражданства РСФСР  и Российской Федерации в период проживания за пределами Российской Федерации, подтвердить гражданство Российской Федерации без требования отказа от иного гражданства.

6. Продолжительность проживания на российской территории мигрантов исчислять по факту и с момента их фактического проживания, а не с момента получения вида на жительство.

7. Обратиться к средствам массовой информации, в первую очередь электронным, с предложением систематически информировать население о позитивном вкладе мигрантов в социально-экономическое, культурное и научное развитие российского государства.

8. Решить кадровые вопросы структур, определяющих миграционную политику Российской Федерации, в соответствии с решениями Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, состоявшегося в 2002 году.

Участники Круглого стола выразили надежду, что Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации любого уровня, Администрация Президента Российской Федерации и лично Президент Российской Федерации озабочены перспективами долговременного развития и положения Российской Федерации в изменяющемся мире. Именно поэтому они надеются, что органы законодательной и исполнительной власти со всей серьезностью отнесутся к требованию участников круглого стола отказаться от нынешней карательной миграционной политики, которая представляет реальную угрозу национальным интересам Российской Федерации, и переориентируют миграционную политику  на созидательные процессы во имя достижения процветания Российской Федерации.

В.Переведенцев в своих комментариях предостерег, что при нынешних темпах уменьшения населения страны в России к средине XXI века останется всего 80-90 миллионов человек, 50% которых будет старше пенсионного возраста. Поправить положение может только выстроенная миграционная политика, привлекающая в Россию людей. Правозащитники обратились за помощью к представителям СМИ, число которых на пресс-конференции можно было сосчитать по пальцам на одной руке.

 А.Мостовой  призвал бороться в судах за восстановление российского гражданства, которого, по его убеждению, вопреки Конституции  были лишены люди еще первым, 1992 года, законом о гражданстве РФ. Его точка зрения на проблему гражданства для соотечественников из СНГ выражена в его статье, публикуемой ниже. Проблему иллюстрирует также статья,  поступившая с Урала.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ