Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Сможет ли пробудиться белорусский парламент?

Владислав Лосев (Минск)

Спокойная и в целом малозаметная для общества жизнь белорусского парламента в последние дни была взбудоражена возбуждением Генеральной прокуратурой уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей Национального собрания  Сергея Скребца, которому вменяется создание преступной группы (ст.16, ч.4 УК РБ) и выманивание государственного целевого кредита (ст. 23, ч. 2 УК РБ). В случае осуждения Скребцу грозит от двух до пяти лет ограничения либо лишения свободы.

Конечно, уголовное дело в отношении депутата парламента - это всегда скандал. Но в данном случае скандал вдвойне, так как вопреки утверждениям официальных органов политическая подоплека в этом деле все же просматривается. И дело, похоже, не только в том, что Сергей Скребец не так давно возглавил оппозиционную депутатскую группу «Республика».  С.Н. Скребец один из первых белорусских деловых людей, который пытался в течение нескольких лет содействовать приходу в Белоруссию крупного российского капитала. До своего избрания в парламент Сергей Скребец работал генеральным директором торгового дома «Белбабаевское»,  принадлежавшего российскому шоколадному концерну «Бабаевский»(ф-ка Абрикосова). Благодаря усилиям  Скребца «Бабаевским» совместно с крупнейшей белорусской фабрикой по производству сладостей «Коммунаркой»  был подготовлен инвестиционный проект, в соответствии с которым московский концерн намеревался вложить в развитие минского предприятия десять миллионов долларов. При этом предполагалось  произвести полное техническое переоснащение производства с последующим повышением количества и качества выпускаемой продукции, а также повышением уровня заработной платы. Инвестиционный проект «Бабаевский–Коммунарка» получил одобрение в самых высоких инстанциях Республики Беларусь: Совете министров, Совете безопасности, КГБ и др., и должен был начать осуществляться в 1998 году. Но на завершающей стадии в это дело вмешались те лица из высших эшелонов белорусской власти, которые впоследствии  сорвали и известный инвестиционный проект с пивоваренной компанией «Балтика» и до сих пор продолжают чинить препятствия крупным российским капиталовложениям в белорусскую экономику.

На «Коммунарке» была введена так называемая «золотая акция» (т.е. государство полностью взяло управление акционерного общества в свои руки), прежний директор (сторонник проекта с «Бабаевским») был уволен, а в  концерне  «Белгоспищепром» заявили, что предприятие не нуждается в каких-либо инвестициях. Помимо этого, в государственных средствах массовой информации была развернута широкая кампания не только против концерна «Бабаевский», этого «ненасытного шоколадного хищника», но и против крупных российских инвесторов в целом («российский капитал весь криминальный, хочет скупить предприятия, а белорусов выгнать на улицу»).

Надо заметить, что белорусские власти довольно последовательны в своем отрицании тех деловых или политических персоналий, которые по каким-либо причинам попадают в немилость. Это утверждение подтверждает и пример Сергея Скребца. Торговый дом «Белбабаевское» еще пару лет назад был процветающим предприятием, которое продавало ежегодно по всей республике больше тысячи тонн конфет, тратило на благотворительность около пятидесяти тысяч долларов в год и планировало с участием концерна «Бабаевский» открыть свой банк и развернуть сеть магазинов.

Однако  этим планам не суждено было сбыться. Они стали жертвой конкуренции со стороны влиятельных лиц из окружения белорусского президента. Торговый дом «Белбабаевское» прекратил свое существование: контрольные органы наложили штраф в шесть миллионов долларов (затем добавили еще миллион), конфисковали печать, документацию и полтора миллиона долларов. Российский концерн «Бабаевский» был фактически принудительно устранен с белорусского рынка. Свои жесткие действия власти мотивировали заботой о сохранности белорусских предприятий и об их ограждении от «нечестных» инвесторов.

Принимая во внимание левые взгляды Александра Лукашенко, подобные объяснения можно было бы принять, если бы не некоторые обстоятельства. Дело в том, что в кампании по срыву «Бабаевского» проекта самое деятельное участие принимали представители гомельской шоколадной фабрики «Спартак», совместного предприятия с крупным участием частного  капитала, официальным держателем которого являлся (по крайней мере, в то время) гражданин США, ранее гражданин Израиля, а еще раньше гражданин Белоруссии некто Марат Новиков, имеющий влиятельных покровителей в белорусских верхах. По всей видимости, разрыв «Коммунарки» с «Бабаевским» был необходим не только владельцам гомельского «Спартака», серьезно опасавшихся конкуренции со стороны российского концерна, но и тем персонам в белорусской элите, которые намереваются в ходе предстоящего процесса разгосударствления собственности взять в свои руки всю шоколадную отрасль Белоруссии. Причина срыва договоренностей с «Балтикой», скорее всего, также лежит в этой плоскости.

Потерпев неудачу на ниве привлечения российских инвестиций, Сергей Скребец духом не пал и решил продолжить карьеру уже на политическом поприще в качестве депутата Палаты представителей Национального собрания. Не исключено, что он рассчитывал используя депутатский мандат исправить и дела «Белбабаевского». Однако в Белоруссии политический вес и возможности народных избранников очень невелики. По крайней мере, по сравнению с их российскими коллегами.

Как известно, Палата представителей формируется в соответствии с выборами по одномандатным избирательным округам. С учетом же неразвитости  в Белоруссии партийной системы как таковой (существующие политические партии немногочисленны и несамостоятельны вследствие зависимости или от власти или же от западных спонсоров) одним из главных инструментов формирования депутатского корпуса является пресловутый административный ресурс. Когда интересы центральных и местных властей совпадают, и они выставляют согласованного кандидата (а это имеет место в большинстве случаев), то какие-либо иные кандидаты имеют очень небольшие шансы на успех.

В случае же возникновения каких-либо противоречий внутри самих властных структур возможности появляются у независимых (хотя эта независимость весьма относительна) финансовых групп или же политических партий. Сергей Скребец и является представителем одной из таких групп.

Нижняя палата белорусского парламента не имеет фракционного деления, что является непосредственным результатом  порядка его избрания, но в то же время в Палате представителей  имеются депутатские группы: «Друзья Болгарии» (55 депутатов), «Единая Беларусь» (60 депутатов), «Народный депутат» (12 депутатов), «Единство» (41 депутат), «За единство Украины, Беларуси и России» - «ЗУБР» (27 депутатов), «Республика» (9 депутатов), «Содействие экономическому развитию» - «СЭР» (23 депутата). Депутатские группы не являются строго очерченными депутатскими объединениями, они скорее представляют собой  клубы по интересам, а не организованные политические структуры, хотя, естественно, вырабатывают общую позицию по тем или иным вопросам. Многие депутаты состоят сразу в нескольких депутатских группах, а некоторые вообще не состоят ни в каких объединениях.

Из перечисленных депутатских групп наибольший интерес представляют «Народный депутат», «ЗУБР», «Республика» и «СЭР», которые, несмотря на свою относительную не многочисленность, отличаются или политической активностью, или же специфичностью провозглашенных задач. Так, группа «Народный депутат» создана конкретно для инициирования и распространения в белорусском обществе идеи устранения конституционного ограничения на количество президентских сроков. «ЗУБР», как и следует из названия, призван содействовать восстановлению общерусского (восточнославянского) единства, но его объединительная активность в последнее время совсем малозаметна. Собственно говоря, большинство депутатов в этом вопросе смотрят на президента, а проявлять какую-либо самостоятельность по этому поводу,  по-видимому, опасаются. Что касается «Республики, то эта группа очень неоднородна по составу и скандальна по поведению. С одной стороны туда входят люди близкие к оппозиции (Иван Пашкевич, Владимир Парфенович и др.), а с другой - связанные с российским капиталом, такие как Сергей Скребец. В то же время, официально группа выступает за суверенитет и независимость РБ.

В начале «Республику» возглавлял бывший генерал Валерий Фролов, который оскандалился тем, что во время трагических событий в Москве, связанных с захватом заложников во время представления мюзикла «Норд-Ост», неоднократно подчеркивал свое давнее знакомство и даже дружбу с Асланом Масхадовым. Затем во главе группы встал бывший олимпийский чемпион по академической гребле Владимир Парфенович, который наладил тесные отношения с оппозиционными политическими партиями и свободными профсоюзами. Под его началом «Республика» участвовала в ряде акций проводимых оппозицией. В мае эту депутатскую группу возглавил С.Н. Скребец, и в это же время он получил уведомление о возбуждении в отношении него уголовного дела. При этом вряд ли правомерно утверждать, что этот шаг прокуратуры был обусловлен исключительно его политической или депутатской деятельностью. Единственно, что можно утверждать почти наверняка так это то, что Скребец стал руководителем «Республики» в том числе и для того, чтобы хоть таким образом поднять свой политический вес накануне уголовно-правовых неприятностей.

В целом же о группе «Республика» можно сказать, что она объединяет депутатов хотя и общественно активных, но политически недостаточно грамотных, пытающихся с помощью простейших скандальных технологий попасть в центр внимания и набрать политические очки накануне предстоящих в 2004 году парламентских выборов.

Группа «Содействие экономическому развитию» в отличие от «Республики» занимает позицию положительной критики правительства, на которое возлагается и вина за проводимую антипредпринимательскую и тупиковую экономическую политику. Лидер «СЭР» Кирилл Холопик  считает, что в правительстве никто не думает о будущем, и занимаются «подгонкой цифр под президента». К.Холопик полагает, что необходима неотложная унификация белорусского хозяйственного  законодательства с российским, что предусмотрено Договором о создании Союзного государства. Кроме этого, депутаты-участники «СЭР» неоднократно высказывались в печати по поводу неверного восприятия, как руководством республики, так и частью общественности социально-экономического курса, проводимого нынешним руководством Российской Федерации. По мнению Кирилла Холопика Белоруссия вполне «могла бы пойти по новому российскому пути». Таким образом, группа «Содействие экономическому развитию» является, пожалуй, наиболее перспективной и самостоятельно мыслящим депутатским объединением Палаты представителей  Национального собрания.

Однако в целом белорусский парламент довольно плотно контролируется администрацией президента, вследствие чего влияние законодательной власти  на процессы происходящие как внутри республики так и в белорусско-российских отношениях достаточно ограничено, что не отвечает ни требованиям времени, ни, по большому счету, положениям действующей конституции Белоруссии.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ