Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Новости недели (Казахстан). №19,
14 мая 2003

Куда пойти, куда податься?

Аскар Умаров

 Иных уж нет, а те далече

Сегодня исполняется 48 лет со дня создания Организации Варшавского договора, главенствующую роль в которой играл бывший СССР. Советский Союз по праву являлся супердержавой и мог себе позволить объединить страны-сателлиты в военный блок, чего не скажешь о независимых государствах, возникших на его руинах.

Варшавский договор был создан в 1955 году странами соцлагеря в качестве противовеса НАТО – военному блоку капиталистических государств. Начало перестройки в Советском Союзе, последовавшая за ней череда "бархатных" и кровавых революций в бывших социалистических странах Восточной Европы привели к тому, что эта организация приказала долго жить. Практически все бывшие участники Варшавского договора, за исключением республик бывшего СССР, устремились в НАТО.

Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном в 1992 году в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ. Позднее в него влились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. В первую очередь необходимость ДКБ была вызвана тем, что нужно было сохранить единую систему обороны, существовавшую в СССР. Это понимали многие, а президент Узбекистана Ислам Каримов даже предложил создать единую армию с долевым участием всех республик. Однако политические интересы бывших собратьев по Союзу стали разниться. Это привело к тому, что Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ДКБ.

Особое положение

Очень часто приходится читать и слышать, что Казахстан занимает особое геополитическое положение на Евразийском континенте. Эксперты отмечают выгодность транзитной зоны республики, ее военно-промышленный потенциал. Немалую роль здесь играют и экономические взаимоотношения.

Со времени образования независимого государства Казахстан в вопросах военного строительства не отказывался от чьей-либо помощи. Особенно заметно это было в первые годы, когда США решили ослабить российское влияние в Центральноазиатском регионе. Это происходит и по сей день в виде предоставления техники и консультаций. Только в этом году в рамках военной помощи США выделят Казахстану около 3 млн. долл. Кроме того, ведется сотрудничество в рамках образования военных. Оборудование и военное обучение предоставляются по двум основным американским программам – IMET (международное военное обучение и подготовка) и FMF (иностранное военное финансирование). В рамках последней Министерство обороны РК получило поддержку в виде 250 радиостанций для мобильных сил и экипировку (шлемы и бронежилеты). В целом с 1997 года по этим программам, финансируемым конгрессом США, Казахстану было выделено более 15 млн. долл. Причем основное внимание США отдают прикаспийскому региону, где работает ряд американских нефтяных компаний. Широко привлекается Казахстан и к военному сотрудничеству в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира".

Решение пограничных вопросов между Казахстаном и Китаем с привлечением соседних государств вылилось в создание 26 апреля 1996 года организации "Шанхайская пятерка". А в 2001 году эта международная структура, в которую вошли Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан, переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). За пять лет функционирования был подписан целый ряд стратегически важных документов в области военного сотрудничества, главными из которых являются соглашения "Об укреплении мер доверия в военной области в районе границы", "О взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы" и "Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".

По информации, предоставленной "НН" Военно-научным центром Министерства обороны РК (ВНЦ МО), сегодня Казахстан наладил военное сотрудничество с 40 странами мира.

Партнеры – в очередь

Наиболее интенсивно развивается военное сотрудничество между Казахстаном и Россией. Этому способствуют давние связи между двумя странами, а также экономические аспекты. Об этом говорит хотя бы то, что Россия является самым крупным торговым партнером Казахстана. Товарооборот между двумя странами только в прошлом году составил 4,7 млрд. долл.

Создание на базе ДКБ Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, заставило говорить экспертов об образовании прообраза военного блока, аналога Варшавского договора. Впрочем, специалисты ВНЦ МО так не считают. По их мнению, ОДКБ просто получила новые очертания. Военные блоки изначально создаются против каких-то государств, у Казахстана же противников нет.

– ОДКБ вышла на более качественный уровень взаимодействия. От деклараций страны-участницы перешли к практическим действиям. Решены вопросы подготовки военных кадров на безвозмездной основе, а также поставок военной техники партнерам по ОДКБ по ценам, применяемым на внутреннем рынке, – говорит один из экспертов ВНЦ МО.

Заметим, что главенствующую роль в этой организации будет играть Россия, что, естественно, беспокоит ее главного соперника в регионе – США. Ряд западных аналитиков утверждает, что Москве уже не стоит опасаться усиления военной мощи НАТО и Пентагона. Большую опасность для нее представляют нестабильные режимы Южной и Центральной Азии. Поэтому России выгоднее сотрудничать с НАТО, нежели создавать организации военного сотрудничества с этими странами. При этом США сами желают увеличить свое военное присутствие в Казахстане и республиках Средней Азии. Уже в 2004 году американцы намерены в 1,2 раза повысить объем военной помощи нашей республике. Только на закупку боеприпасов, снаряжения для казахстанской армии и обучение наших военнослужащих Пентагоном будет израсходовано почти 4,5 млн. долл. Эксперты ВНЦ МО отмечают, что американские гранты нельзя сопоставить с объемами военной помощи, поступающей из России, которая несоизмеримо больше. В будущем основной акцент военно-политического сотрудничества будет сделан на этой стране. Впрочем, американцы думают иначе. Казахстан с его большим транзитным потенциалом достаточно выгодный плацдарм для удовлетворения интересов супердержав. И главное здесь – не ошибиться в выборе.

Специалисты ВНЦ МО говорят о создании для Казахстана "эшелонированной системы безопасности". Ее первый круг – это сотрудничество в рамках ОДКБ, далее – ШОС, затем взаимодействие в рамках СВМДА и, наконец, интенсивное партнерство с США и другими странами НАТО. А нахождение только лишь в одном военном блоке или оборонительном союзе, наподобие Варшавского договора, в современном мире для Казахстана – ошибка. Дружить нужно со всеми, может быть, тогда и воевать не придется.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ