Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Политком Ру,
27 мая 2003

Странная дружба Сапармурата Ниязова

Алексей Макаркин

Отношения между Россией и Туркменией переживают один из самых серьезных кризисов в своей истории. Еще несколько недель назад ничего не предвещало конфликта - 10 апреля состоялась встреча президентов Владимира Путина и Сапармурата Ниязова, подписано соглашение о сотрудничестве в газовой сфере. Однако одновременно состоялось подписание протокола к соглашению о двойном гражданстве (фактически ликвидировавшему этот институт в российско-туркменских отношениях), которое привело к взрыву внешне спокойной ситуации. Напомним, что в Туркменистане на данный момент проживают около 100 тыс. человек, имеющих паспорта Туркмении и России, но не избравших Россию местом своего постоянного проживания. Двойное гражданство позволяло этим людям беспрепятственно покупать авиабилеты на российские рейсы, отправлять на учебу своих детей в российские вузы, навещать своих родных и близких (для граждан Туркмении фактически нет свободы въезда и выезда из страны). Однако такая ситуация вызвала резкое недовольство Ниязова.

Его спецслужбы обвинили ряд лиц с двойным гражданством в участии в заговоре против президента и покушении на его жизнь. Отсюда и инициатива туркменской стороны по отмене двойного гражданства. Отмена двойного гражданства и подписание соглашения о сотрудничестве в области безопасности (также направленного против туркменских диссидентов) стали условиями, при выполнении которых Ниязов был готов пойти на уступки в газовом вопросе.

Российские власти, сосредоточившись на газовом вопросе, не придали большого значения гарантиям прав своих граждан (очевидно, расчет делался на то, что эта тема Ниязову нужна только для локальной задачи - борьбе с конкретными оппозиционерами). Результат не заставил себя ждать. Уже 22 апреля, менее чем через две недели после возвращения из Москвы, Ниязов подписал указ "Об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией", согласно которому проживающие в республике граждане Туркменистана, которые, в соответствии с соглашением между Туркменией и Россией от 1993 года, получили и российское гражданство, теперь в течение двух месяцев должны выбрать, гражданами какого из двух государств они являются. О решении необходимо сообщить в соответствующие органы, иначе автоматически им будет оставлено лишь туркменское гражданство.

Проживающие за рубежом обладатели двойного гражданства должны прийти в посольства Туркмении и также сообщить о своем выборе. Если они этого не сделают, их немедленно лишат туркменского гражданства. Помимо этого, на период с 22 апреля по 22 июня люди, имеющие двойное гражданство, лишаются права на безвизовый въезд и выезд из Туркмении. Отметим также, что, согласно туркменским законам, неграждане страны не имеют право владеть недвижимостью, то есть те, кто не откажутся от российского гражданства, лишаются квартиры и фактически вынуждаются к тому, чтобы уже в ближайшее время покинуть Туркменистан. Показательно, что в Ашхабаде уже в три раза упали цены на квартиры.

Если человек оставляет туркменский паспорт, ему практически закрыта дорога назад в Россию, поскольку, чтобы покинуть Туркмению, необходимо получать выездную визу, что сейчас почти невозможно. Если же человек оставляет российский паспорт, то он моментально лишается собственности в Туркмении. Такая ловушка вызвала протест российской стороны.

Глава МИД России Игорь Иванов 26 апреля в телефонном разговоре со своим туркменским коллегой Рашидом Мередовым выразил "серьезную обеспокоенность односторонними и поспешными действиями туркменской стороны в связи с прекращением действия соглашения о двойном гражданстве между нашими странами". Официальный представитель МИД России Александр Яковенко отметил, что "российская сторона пока не ратифицировала протокол, подписанный к соглашению о двойном гражданстве от 1993 года", и данное соглашение продолжает действовать. Он также подчеркнул, что "протокол обратной силы не имеет, поэтому те граждане, которые ранее получили двойное гражданство, должны его иметь и в будущем". Похоже, что возникает конфликт интерпретаций уже подписанных документов. Есть основания полагать, что аргументы российской стороны в Ашхабаде не были услышаны - по крайней мере, никакой информации об изменении позиции официального Туркменистана пока нет, несмотря на давление по дипломатическим каналам. Да и само "давление" осуществлялось крайне мягкими средствами, что, видимо, было продиктовано стремлением не повредить газовой сделке. Соответственно, Ниязов мог чувствовать себя достаточно уверенно и не обращать внимания на "серьезную обеспокоенность" российского МИДа.

Поэтому российская сторона прибегает к новым методам. Не случайно, что Дмитрий Рогозин на минувшей неделе заявил: "В думском международном комитете есть серьезная информация, крайне настораживающая, о том, что в свое время режим г-на Туркменбаши был непосредственно связан с поддержкой талибов, в том числе была передача топлива талибам как раз накануне контртеррористической операции". Кроме того, председатель думского комитета заявил, что "у нас есть настораживающая информация, которую мы собираемся проверить, о том, что руководство Туркменистана имеет отношение к переброске наркотиков, к транзиту наркотиков и вообще фактически к поддержке международного терроризма".

Но и это не предел обвинений. "Если информация подтверждается, то вообще есть смысл просто говорить о том, что такого рода режим требует международной изоляции. Ну и, конечно, превентивных мер по недопущению депортации, а возможно, даже и гибели русского населения", - сказал парламентарий, известный своими связями с властными структурами. Если дипломаты пока проявляют определенную сдержанность, то политики могут быть "злыми следователями" и демонстрировать партнеру по СНГ (и по газовому соглашению) весь арсенал угроз.

Дмитрий Рогозин сообщил, что думский международный комитет будет предлагать провести в 20-х числах июня парламентские слушания, возможно, в закрытом режиме, по вопросу нарушения прав человека в Туркмении "с приглашением представителей МИД и разведывательного сообщества России". И, наконец, Рогозин дал понять, что в ближайшее время думцы встретятся с представителями оппозиции Ниязову. Однако пока что выступления Рогозина не подкрепляются соответствующими заявлениями МИДа и руководства страны. Таким образом, российские власти все еще надеются на компромисс с Ниязовым - отсюда и критика Туркменбаши только на парламентского уровне, и явная слабость предпринимаемых акций (слушания в Думе, причем, возможно, в закрытом режиме, что резко снижает их эффективность). Да и заявления Рогозина, выступающего в данном случае в качестве думца, а не представителя президента, можно всегда дезавуировать.

Российско-туркменский конфликт имеет два варианта развития. Первый заключается в нахождении скорейшего компромисса между странами - тогда российские думцы, видимо, постараются забыть о гипотетических связях режима Ниязова с талибами и наркоторговцами. Второй связан с дальнейшей эскалацией противостояния, крайними в котором окажутся лица с двойным гражданством. В любом случае можно говорить о том, что российская власть, пойдя на масштабное политико-экономическое соглашение с Ниязовым, недооценила специфику его жестко авторитарного режима. И теперь получается, что Владимир Путин полтора месяца назад вел продуктивные переговоры в Москве с человеком, режим которого видный депутат Думы обвиняет в связях с террористами и наркоторговцами.

Представляется, что основной причиной случившегося являются ставшая уже традиционной недооценка российской дипломатии темы прав человека, а также стремление добиться быстрых и внешне эффективных решений (в данном случае, заключить газовое соглашение) без учета побочных эффектов таких успехов. В ходе диалога с "умеренными" режимами Центральной Азии (Казахстан, Киргизия) подобные подходы еще "работают", но Туркменбаши оказался куда менее "вменяемым" партнером.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ