Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Убогая кривда двуличия

Феликс Станевский

7 марта грузинское государственное информационное агентство “Сакинформи” опубликовало следующее изложение “Заявления МИД Грузии” по поводу принятого Государственной Думой РФ документа относительно обстановки, складывающейся в этой стране: "Заявление Государственной думы России "О ситуации в Грузии в связи с военным присутствием США на ее территории", принятое 6 марта 2002 года, является грубым попранием общепринятых норм и принципов международного права и многочисленных решений авторитетных международных организаций и форумов, в том числе и решений Совета Глав государств СНГ". В документе отмечается, что "принятие подобного заявления является попыткой непрекрытого вмешательства государственной думы во внутренние дела Грузии, посягательством на суверенитет и территориальную целостность страны. Подобное заявление "ставит под угрозу позитивные сдвиги в деле полномасштабного урегулирования конфликтов, достигнутые в последнее время усилиями международных организаций". МИД утверждает, что заявление российской государственной думы "не способствует развитию добрососедских, дружественных отношений между Грузией и Россией и противоречит положительным тенденциям, которые обозначились в ходе последних встреч президентов двух стран".

Впечатление такое, что министр иностранных дел И.Менагаришвили уже не даёт указаний сотрудникам своего учреждения, как и какой готовить ответ на поступающие из России документы. Официальные грузинские ноты, протесты, заявления, опровержения – длинный, похоже, нескончаемый ряд близнецов, которых извергает наружу одно и то же чрево. Наверное, в каком-то компьютере внешнеполитического ведомства Грузии набран некий скелет из слов, истёртых до самой крайности и обессмысленных от применения по любому с РФ связанному случаю: “грубое попрание общепринятых норм и принципов международного права”, “неприкрытое вмешательство во внутренние дела Грузии”, “посягательство на суверенитет и территориальную целостность”, “ не способствует развитию”, “противоречит положительным тенденциям” и прочая и прочая.

А между тем Заявление Госдумы РФ, как к нему не относиться, - это серьёзный и далеко не шаблонный документ, требующий внимания со стороны тех, кому он адресован, в первую очередь внимания грузинских властей. В нём ставятся злободневные темы, от обсуждения которых зависит дальнейший ход отношений между Москвой и Тбилиси. Ну, стоит ли соседу, вроде бы желающему строить дружественные отношения с Россией, скрываться за политической банальностью насчёт “вмешательства во внутренние дела” перед лицом неопровержимого, доказанного факта, отмеченного в Заявлении российской Думы: “Дальнейшему росту нестабильности в Грузии способствует присутствие там международных террористов, в том числе просочившихся из Афганистана членов террористической группировки “Аль-Каида”. Их концентрация в районе Панкисского ущелья на границе с Россией и слияние с отрядами чеченских сепаратистов создают реальную угрозу безопасности Российской Федерации”. Вмешательство во внутренние дела Грузии осуществляют международные террористы, а также боевики – выходцы из Чечни, с оружием в руках посягающие на конституционный порядок России. Дума РФ ничем не посягает на внутренний строй Грузии, констатируя общепризнанные факты. Напротив, весь пафос Заявления в стремлении покончить с силой, подрывающей стабильность не только в России, но и в самой Грузии, на Кавказе в целом. Неразумно, прямо сказать, выглядят грузинские власти, в очередной раз задействовавшие свой трафарет насчёт “вмешательства”, чтобы попротестовать не по должному адресу.

Вот ещё один пассаж из думского Заявления: “Расширению деятельности террористов в Грузии способствовала позиция грузинского руководства, долгое время отрицавшего наличие международных террористов в Панкисском ущелье и отказывавшегося сотрудничать с Россией в целях предотвращения угрозы терроризма. Примером попустительства грузинского руководства террористам явилась возможность совершения рейда бандформирований Р.Гелаева из Панкисского ущелья в Абхазию в октябре 2001 года, что повлекло за собой не только резкое обострение ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта, но и гибель сотрудников Миссии ООН по наблюдению в Грузии, многочисленные жертвы среди мирного населения Абхазии, немалое число которых — граждане Российской Федерации”. Если бы грузинские власти были способны хоть к какой-то критической самооценке, они бы признали, как дорого обошлась самой Грузии их политика попустительства боевикам, а в ряде случаев и сотрудничества с террористами. Заявлять о борьбе с террористами и упорно афишировать, как это ещё и сегодня делает президент Грузии, достоинства Р.Гелаева, в который раз запятнавшего себя кровью мирных людей, - это и есть двуличие. Это и есть та безнадёга, которая по всем направлениям отличает сегодняшнюю Грузию, руководители которой всё кого-то убеждают, что враг – это друг, а друг – это враг, что хорошо – это когда плохо, что когда хуже некуда, то лучше быть не может. На всё есть шаблон “не способствует развитию” или “положительные тенденции” - он то и поможет. Грузия потеряла международный престиж. Определение Грузии как “несостоявшегося государства” кочует по западноевропейским СМИ. Дж.Буш назвал Грузию в числе трёх государств, где свили гнёзда международные террористы. Но в грузинском руководстве словно на патефоне проигрывают всё ту же песню, про то, как “всё хорошо, всё хорошо”. Философия “Прекрасной маркизы” определяет внутриполитическую пропаганду успехов.

Беда Грузии и та, что примитивная внешняя политика, предопределившая раздрай с северным соседом, сопровождается опять-таки беспрестанными уверениями, адресованными собственному населению, в наилучшем положении дел. “От Думы ничего не зависит”, - доносится из Тбилиси, и это опять-таки наиболее примитивный вид реакции на серьёзный документ, отражающий высокую степень озабоченности соседа. Как заявил Э.Шеварднадзе, мнение российских парламентариев не интересует грузинское руководство. Грузинский лидер упирает на то, какие замечательные отношения складываются у него с В.В.Путиным. Напрасно. Это именно тот случай, когда в эти замечательные отношения в России мало кто верит. Иначе парламентарии думских фракций, однозначно поддерживающих российского президента не выступили бы с тем Заявлением, которое, скажу без преувеличения, выражает сегодня мнение подавляющего большинства россиян относительно Грузии, а точнее, относительно политики её руководителей.

Или вот такое сообщение: “Представитель МИД Грузии Каха Сихарулидзе заявил, что ажиотаж, вызванный сообщениями о прибытии в Тбилиси американских военных инструкторов, не повлияет на ход переговоров по разработке грузино-российского рамочного соглашения”. После Заявления Госдумы РФ из Тбилиси последовали такие же бравурные суждения: работа над Договором “идёт активно”, ничто не повлияет на ход дела. Ой ли? Неужели в Тбилиси не заметили, что в Заявлении нет ни слова о Договоре? И возможно ли, чтоб это было случайным упущением? Не может быть такого, чтобы Договор касался экономических и гуманитарных вопросов - в них более заинтересована Грузия - , но не затрагивал бы проблем безопасности, решить которые в жизненных интересах не только России и Грузии, но и всего Кавказа. Но тут-то и даёт осечку оценка, сформулированная Э.Шеварднадзе 11 марта. Просмотрев проект договора, президент заметил, что "он отвечает принципам полного равноправия, взаимной выгоды, лучших традиций дружбы двух народов". На фоне последних событий только и говорить о “лучших традициях дружбы”! Всё та же неизбывно манящая страсть двуличия – нет удержу. Не надо быть провидцем, чтобы представить себе проект договора, подготовленный в Тбилиси. Бился бы об заклад, что это пустая, бессмысленная бумага, полная всё тех же клише, только теперь со знаком плюс, в положительном, так сказать, ракурсе. России не слова нужны. Ей нужна безопасность - реальная, та, которую, потворством боевикам из Чечни компрометирует грузинская власть.

Именно поэтому на официальном Тбилиси лежит ответственность за затянутую разработку договора, если оно действительно затянуто, как утверждает грузинский руководитель. Лучше бы уж Э.Шеварднадзе не говорил, что "было потеряно немало времени в подготовке этого документа, и не по вине Грузии". Как будто можно готовить договор о дружбе и одновременно перевозить боевиков Г.Гелаева к российской границе в Абхазии в район Сочи. Такая вот дружба. И такие же упрёки: “ не по вине Грузии”.

Понятно, Грузии нелегко принять ту часть Заявления Госдумы, в которой говорится об Абхазии и Южной Осетии. Но кто же виноват? Вот уже десять лет грузинские руководители вместо действительных попыток договориться с абхазами и юго-осетинами предпочитали питаться иллюзиями, той же политикой двуликого Януса: вроде бы Грузия за мирное решение, а вроде бы и за военное. Вторгались вооружённой силой в мае 1998 года, в октябре-ноябре 2001-го. Угрожали бесчисленное число раз, И сейчас не сняли угроз, а только вновь усугубили их, как это подчёркивает Заявление Госдумы. Не видно как может получиться что-либо путное из попыток решить конфликты давлением на Абхазию, из стремления навязывать Абхазии в качестве первой фазы урегулирования статусные вопросы через документ Д.Бодена. Грузии предстоит наладить нормальную экономическую жизнь и у себя дома, и во взаимоотношениях с Абхазией – реконструировать железную и дорогу и автостраду, линии электропередач и газопровод. Нужны реальные созидательные дела, укрепляющие мир в регионе, а не повторения пройденного в виде новых опасных военных авантюр. Довольно. Россия видела их в Панкиси и в Кодори. Мирная, нормальная жизнь абхазов и юго-осетин должна быть гарантирована. Десять лет продолжается безобразие угроз со стороны официального Тбилиси. Пора кончать. Лидерам Грузии и с абхазского угла, как и с любого другого, время перестать надеяться на обман. Уверенность, что другие глупее, служит грузинским руководителям скверную службу, сводя политику к убогим шаблонам крикливой задиристости.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ