Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Молдова-Ази,
2 июня 2003

По нашим правилам

Б.Шудин

Подписание в середине мая руководством таможенных органов Молдовы и Украины протокола о взаимном признании товаротранспорных, коммерческих и таможенных документов, а также таможенного обеспечения, призвано положить конец неконтролируемым Молдовой экспортно-импортным операциям экономических агентов левобережья Днестра. Начиная с 25 мая 2003 г. Украина обязалась пропускать через свою территорию лишь те приднестровские грузы, которые оформлены в Молдове.

Власти Молдовы неоднократно пытались отслеживать внешнеэкономическую деятельность Приднестровья, однако первый реальный шаг в этом направлении предприняло нынешнее руководство республики, отменив старые таможенные печати в 2001 г. после вступления Молдовы во Всемирную торговую организацию. До этого экономические агенты никем не признанного государственного образования беспрепятственно экспортировали свою продукцию, пользуясь таможенными печатями Молдовы, властям которой не подчинялись и в бюджет которой ничего не платили.

Вполне естественно, что такая ситуация не могла долго продолжаться. С введением в сентябре 2001 г. новых печатей, старые были объявлены недействительными и для вывоза товаров экспортерам пришлось обращаться за таможенным оформлением в Молдову. Товаропроизводителям, в принципе, без разницы, где это делать. Другое дело, что после этого им пришлось платить и Приднестровью, и Молдове - нести двойные затраты. В итоге внешнеэкономическая деятельность региона приостановилась и тираспольская администрация заговорила об экономической блокаде со стороны Молдовы.

Этой удобной отговоркой она пользуется уже полтора года, объясняя именно кознями Молдовы сокращение ВВП Приднестровья в 2002 г. на 7%, потери от экспортных операций $135 млн., снижение промышленного производства и уровня жизни.

Однако эти "крокодиловы слезы" напрасны и безосновательны. Молдова имеет полное право знать, куда и какие товары вывозятся из страны. И она максимум упростила получение приднестровцами необходимых документов для экспортно-импортной деятельности, даже установив для них плату за таможенное оформление грузов в 0,18% от задекларированной стоимости, а не как в Молдове 0,2%.

И многие товаропроизводители, несмотря на противодействие тираспольских властей, пошли на это, чтобы иметь возможность вывозить свои товары в страны Евросоюза и дальнее зарубежье в предусмотренном для Молдовы льготном режиме.

Но большинство, конечно, искало другие пути выхода на международные рынки. Соседняя Украина предпочла поверить жалобам Тирасполя "об экономической блокаде и постоянных попытках удушения Молдовой свободного Приднестровья". И вплоть до последнего времени беспрепятственно пропускала через свою территорию приднестровские грузы, оформленные недействительными молдавскими печатями. Около двух лет под всяческими предлогами тормозится создание совместных молдо-украинских таможенных постов по периметру границы Молдовы, особенно на приднестровском участке, призванные установить действенный контроль.

Только подписание протоколов о взаимном признании дорожных, торговых и таможенных документов, а также таможенного оформления и о совместной борьбе с незаконными перевозками оружия, взрывоопасных предметов, отравляющих, психотропных и наркотических веществ появился реальный шанс сдвинуть дело с мертвой точки.

За прошлую, первую неделю со времени подписания документов, в таможенных органах Молдовы зарегистрировано около 200 внешнеэкономических сделок юридическими лицами Приднестровья. Контроль на молдо-украинской границе со стороны соседней страны существенно усилился, особенно на приднестровском участке. Это позволяет надеяться, что на границе будет наведен порядок, выгодный и для Молдовы, и для Украины, и для Приднестровья. Потому что в таких условиях разговоры о "черной приднестровской дыре", через которую проходит контрабанда оружием, наркотиками и трафик людей, станут безосновательными.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ