Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Смирнов пока не решается на жесткие "ответные шаги"

07.07.2003. «Молдова Ази». Политический комментарий Молдпресс.

Приднестровский президент Игорь Смирнов, обратившийся к народу 30 июня, сказав "а", не сказал "б", не говоря уже о других буквах алфавита. Вместо обещанных мощных "ответных мерах" последовал откровенно жалкий жест в виде отключения электроэнергии нескольким селам, находящимся на левом берегу Днестра под юрисдикцией Молдовы.

Что произошло? Либо мы находимся в начале цепи событий, либо решимость по каким-либо причинам изменила Игорю Смирнову. Если верен первый вариант, то мы вскоре сами все увидим. Если второй, то впору задать вопрос: что могло сдержать "карающую руку" официального Тирасполя ?

Следует обратить внимание на молчание министра госбезопасности Приднестровья генерал-майора Антюфеева. Его молчание обычно, как показывает опыт, совпадает с началом активных конфронтационных действий. Пока что в радикальном духе высказываются лидеры тех общественных организаций, где он имеет прочные позиции. Показательна попытка втянуть в игру российских казаков. При этом у Антюфеева есть еще и звание казачьего генерал-майора, тогда как Игорь Смирнов в данной "табели о рангах" - лишь полковник. Смирнов вполне может понимать, что жесткая драка делает обстановку неуправляемой и выводит на передний план тех, кто готов идти до самого конца. Не ясно, готов ли идти сам Смирнов до конца.

Другая возможная причина осторожности Смирнова связана с позицией Верховного совета Приднестровья. 2 июля спикер законодательного органа Григорий Маракуца прокомментировал принятые депутатами документы и отметил: "Они не содержат жестких мер, а, наоборот, призывают к благоразумию, созиданию, компромиссу", причем "с учетом мнения международного сообщества Приднестровье готово совместными усилиями с Молдовой создавать федерацию". Этого ли ожидал Игорь Смирнов, явно пытавшийся заручиться депутатской поддержкой?

Но и здесь не все ясно. Если Смирнов хотел , чтобы Верховный совет дал "зеленый свет" его мерам, то он должен был 2 июля появиться в зале пленарных заседаний и усесться в свое кресло под красно-зеленым штандартом. Этого не произошло. Скорее всего, накануне он уже получил проект "Заявления о мерах по обеспечению внешнеэкономической деятельности предприятий ПМР и мерах по обеспечению работы Совместной конституционной комиссии" и уже знал, что курс Верховным советом взят, пусть и с оговорками, на спускание на тормозах, во всяком случае, не на явное противостояние. В этих условиях появиться перед депутатами и настаивать на жестких мерах глобального характера означало бы для Смирнова потерять лицо.

Однако в самом заявлении ВС хотя и выражается "озабоченность очевидными односторонними действиями с молдавской стороны", в самом начале этого документа подчеркивается: "построение общего государства на федеративных основах представляется нам эффективным для разрешения сложившейся ситуации". О "договорной федерации", на чем пока что стоит Смирнов, в тексте заявления не говорится...

Можно предположить, что олицетворением сравнительно умеренной депутатской линии явились депутаты-директора предприятий, ранее, а именно 25 июня, прямо заявившие о фактическом прекращении заводами и фабриками внешнеэкономической деятельности, указавшие, что для урегулирования ситуации остается 10-15 дней, и призвавшие исполнительную власть искать политическое решение. Если исходить из версии, что , в отличие от И.Смирнова, В. Антюфеева и лидеров радикальных общественных организаций, бизнес депутатов-директоров связан с их предприятиями, то их поведение выглядит логичным. Ну а наблюдателям ясно, что теперь Смирнову придется предпринимать еще один шаг, либо означающий новый этап противоборства, либо - тактический отход.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ