Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ольвия-Пресс,
4 августа 2003

Воронин хочет приднестровские предприятия и унитарную Молдову

И.Летяга

Трудно искать черную кошку в темной комнате, тем более, если ее там нет

Еще совсем недавно – в феврале этого года Владимир Воронин выступил с инициативой построения федеративного государства, субъектами которого должны стать Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика. Следует отметить, что предложение не отличалось своей новизной. Со стороны Приднестровья и ранее были попытки направить переговорный процесс в это русло. Но, тем не менее, страны-гаранты, посредники и приднестровская сторона увенчали Воронина лаврами «первооткрывателя», тем более, путь федерализации приемлем для вывода переговоров из тупика, который, кстати, был создан стараниями молдавской стороны после прихода к власти ПКРМ.

Выступив с идеей о федерализации Молдавии, Воронин приобрел в глазах рядовых жителей европейских стран репутацию прогрессивно мыслящего политика и миротворца. Но эта очередная маска, которые Воронин периодически меняет и предстает то в образе лучшего друга Владимира Путина, то сторонника придания русскому языку в Молдове статуса второго государственного, то доброжелателя по отношению к жителям Левого берега, не ввела в заблуждение приднестровское руководство. «То, что предлагал Воронин – отметил в интервью приднестровским СМИ министр юстиции ПМР Виктор Балала – никогда не было федерацией». Однако и эту маску Воронин носил не долго. «Мы будем твердо отстаивать позицию о единой и неделимой Молдове», - об этом заявил Воронин на пресс – конференции 30 июля в Кишиневе. Подобные заявления, вероятно, следует расценивать как отмашку для всех подразделений и структур РМ и с их стороны теперь следует ожидать прямых и недвусмысленных шагов в деле воссоздания унитарной Молдовы, тогда как раньше, на практике преследуя эти же цели, они все же прикрывались идеей федерализации Молдовы как фиговым листочком. Есть даже основания полагать, что негласно отмашка была дана гораздо раньше, а теперь ее просто озвучили.

 По словам министра юстиции ПМР «в предложениях и замечаниях министерства реинтеграции РМ, специалистов, работающих в группе экономических экспертов, речь идет только о воссоздании единой и неделимой РМ. Из лексикона молдавского руководства, экспертов, делегации от РМ в СКК практически исчезло слово «федерализация». Приднестровская сторона вынуждена напоминать, что речь идет именно о федерализации Молдовы».

Не секрет, что основная движущая сила всех действий молдавского руководства - желание заполучить собственность в виде промышленных предприятий Левобережья. Тем более, что с 1 января 2004 года предполагается брать налоги в бюджет РМ с тех приднестровских предприятий, которые зарегистрировались в Молдове. Поэтому и спешат зарегистрировать приднестровские промышленные предприятия любым способом. Даже путем мошенничества. По словам Виктора Балалы, уже были отмечены случаи регистрации приднестровских промышленных предприятий в Молдове по подложным документам.

 Спешка получить чужую собственность настолько велика, что Воронин предложил открыть филиалы регистрационной и лицензионной палат РМ в ПМР. «Пускай в этом случае мы выбиваемся из заранее определенных сроков по ведению переговоров, главное – чтобы переговорный процесс продолжался». Правда, он совершенно забыл, что в Приднестровье есть свои регистрационные и лицензионные органы и проще и быстрее, если причина только в стремлении ускорить переговорный процесс, было бы наладить отношения с ними.

Воронин не уточнил - в чем причина благотворного влияния от открытия филиалов палат на переговорный процесс. Но главное – сделать вид, что есть какие-то предложения со стороны Молдовы, чтобы, как говорится, костюмчик сидел. Тем более хвастаться особенно нечем. Основной камень преткновения сторон - переговоры по экономическому блоку вопросов, находятся в плачевном состоянии. При обсуждении этих проблем на СКК, молдавская сторона открыто заявила, что все вопросы собственности при объединении Молдовы и Приднестровья будут пересматриваться. Исключение будут сделано только для тех приватизационных моментов, которые были проведены по законам РМ. В Приднестровье это расценили, как попытку митрополии диктовать свою волю колонии.

И ждать благоразумных шагов со стороны молдавского руководства, по всей вероятности, не следует.

Президент Молдовы рассчитывает получить поддержку сценария, направленного на воссоздание унитарной Молдовы в Евросоюзе и США, так как интерес к урегулированию молдо-приднестровского конфликта проявляют и в Европе и за океаном. Причина этого интереса – во-первых, возможность присвоить лавры успешных посредников в урегулировании конфликтов. До сих пор в горячих точках в Косово, в Ираке, на Ближнем Востоке исключительно мирным путем это сделать не удавалось. Во-вторых, возможность вытеснить Россию из переговорного процесса и из региона как в политическом, военном, так и в экономическом смысле. Для того, чтобы Евросоюз вплотную занялся разрешением молдо-приднестровского конфликта, необходимо уверить все мировое сообщество в том, что нынешние посредники и гаранты – то есть Россия в первую очередь, не справляются с возложенной на них задачей. На пресс-конференции в Кишиневе Посланник госдепартамента США Рудольф Перина сообщил, что конфликт надо урегулировать до конца этого года. Но полгода срок, на взгляд многих экспертов, не реальный.

Вероятнее всего, Воронин надеется, что определенная последовательность действий позволит вывести Россию из игры, а затем к приднестровской стороне могут быть применены некие санкции, о которых говорил на своей пресс-конференции 30 июля специальный посланник госдепартамента США Рудольф Перина и прозрачно намекал 31 июля глава Миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл. Какие именно это будут санкции - они не разъясняли, но отметили, что применять их будут к несговорчивой стороне. И цель этих санкций – выработка у несговорчивой стороны «воли к стремлению урегулировать приднестровский конфликт». Молдове для того, чтобы заручится поддержкой мирового сообщества и дискредитировать Россию в качестве миротворца надо как можно сильнее застопорить переговорный процесс и обострить обстановку в зоне безопасности. И сегодня это имеет место. Член делегации в ОКК от Приднестровья, глава госадминистрации Дубоссарского района Александр Порожан в интервью корреспонденту «Ольвия-пресс» сообщил, что Молдова «намерено обостряет ситуацию в зоне безопасности. Там вводятся параллельные с приднестровскими органы власти и силовые структуры РМ. И не только на политической почве растет напряжение. Нагнетается и религиозное противостояние». Александр Порожан отметил, что были попытки зарегистрировать на территории Дубоссарского района церкви, подчиненные Бессарабской Митрополии.

Можно сделать однозначный вывод, что молдавское руководство не ставит перед собой цель устранить причины конфликта, у него нет также цели создать на обоих берегах Днестра обстановку, благоприятную для всех граждан. Все, что необходимо Воронину – это приднестровская собственность. И для того, чтобы ее заполучить, он готов на многое.

«Я не вижу со стороны Молдовы желания попытаться решить проблему мирно, спокойно, с учетом сложившихся исторических реалий» - особо подчеркнул министр юстиции ПМР Виктор Балала.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ