Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

,

Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом собралась в новом составе

Александра Докучаева

28 августа с.г. прошло заседание Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (далее-Комиссия). Предыдущий сбор проходил 14 февраля с.г., после которого, в связи с отъездом из Москвы  прежнего Председателя Комиссии – В.Матвиенко, наступил большой перерыв.

Комиссия собралась в обновленном составе с новым председателем  - Галиной Николаевной Кареловой, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. В состав Президиума Комиссии включены новые члены, пришедшие за последние полгода к руководству подразделениями, отвечающими за работу с соотечественниками в Госдуме и МИДе.  (Состав Президиума Комиссии опубликован ниже).

В повестке Комиссии было предложено 7 вопросов, что, как оказалось, явно превысило возможность их внимательного рассмотрения.

1. О мерах по поддержке русского языка, культуры и образования в Украине.

2. О развитии гуманитарного сотрудничества с Республикой Молдова и дополнительных мерах по поддержке российских соотечественников.

3. Разное

3.1. О Порядке межведомственного согласования вопросов поддержки соотечественников, проживающих за рубежом.

3.2. О ходе реализации мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом (январь-август 2003 г.).

3.3. О работе российско-туркменской комиссии по вопросам гражданства

3.4. О внесении изменений в состав рабочих органов Комиссии.

3.5. Об утверждении плана работы Комиссии на 4 квартал 2003 г.

Из предложенных вопросов за два с половиной часа работы обсудили только п.1, п.2, п.3.4. Остальные будут рассмотрены на внеочередном заседании, которое планируется провести в сентябре с.г.

О том, как прошло заседание рассказывает  член Комиссии, директор Института стран СНГ и Московского дома соотечественника Константин Федорович Затулин:

«Большую часть времени заняло обсуждение первого вопроса – «О мерах по поддержке русского языка, культуры и образования в Украине». Докладывали: и.о. заместителя директора Департамента по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД России – Михаил Хорев и первый заместитель Минкультуры России – Денис Молчанов. Основные мои претензии к выступающим были связаны с тем, что в их докладах, сделанных в духе казенного оптимизма, не было предложено никаких новых идей по выходу из того сложного положения, в котором находятся русский язык, культура и русское образование на Украине. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в подготовленных МИДом к заседанию документах сегодняшнее состояние дел на Украине обрисовано достаточно реалистично. Но докладчиками за штампами повышенного энтузиазма в связи с годами Украины в России и России в Украине не было сделано серьезного анализа проблем и не предложен реальный выход из ситуации. Министерство культуры, фактически представило Комиссии перечень «культурных акций», которые проведены на Украине при непосредственном участии Министерства. Создается впечатление, что чиновники от культуры сознательно ограничивают свою деятельность  организацией гастролей, фестивалей, выставок. А «основные задачи» для поддержки соотечественников за рубежом и гармонизации национальных отношений Минкультуры видит в  абстрактной «координации политики в области культуры», «развитии современных средств коммуникации», «ознакомлении друг друга с культурным наследием» и «созданием экономических условий для развития творческой активности». 

В духе представленных докладов  -  безинициативно, по старым шаблонам секретариатом Комиссии подготовлен проект решения  по первому вопросу.  В нем не содержится ничего кроме унылого перечисления из года в год проводимых мероприятий.  Должно наступить, наконец, понимание того, что защита позиций русского языка – это защита стратегических интересов России на Украине. Но российские чиновники опять предлагают проблемы русского языка, культуры и образования обсуждать исключительно только в рамках двусторонних переговоров по гуманитарным вопросам. Опыт показывает, что так ничего не добьешься. На самом деле нужно использовать все рычаги и включать данные проблемы как приоритетные при решении политических, военных, экономических вопросов с Украиной.

Наша пассивность  вызывает глубокое разочарование соотечественников. Например, поддерживая севастопольцев в области образования и жилищного обустройства, мы обходим молчанием то, что в Севастополе, где 80% населения – русские люди, горожане, фактически поражены в правах. В отличие от всех других административных  субъектов Украины (в том числе, столицы – Киева) глава города не избирается, а назначается. Это лишает  граждан возможности влиять на ситуацию в городе.

Поддержка русского языка, культуры и образования на Украине  - это - защита русского духа, русских людей. Нельзя просто констатировать факт уменьшения числа русских за постсоветское время на 26.6%, который связан не только с отъездом, но и с отказом от русскости, которая становится «неудобной» или «невыгодной» в незалежной Украине. Пропаганда исторического родства наших народов должна противостоять воинствующей русофобии. Вместо абстрактного «приоритетного внимания проведению мероприятий в Украине, связанных с памятными датами» следовало бы выделять объединяющие темы и даты. Так, в начале 2004 года (22 января - 8 января по ст.стилю)   исполняется 350-лет Переяславской Раде. Целесообразно посвятить к этой дате достойное празднование. Но об этом событии в предложениях Минкультуры – ни слова.

Если сегодня русский вопрос на Украине стоит столь остро, то в перспективе возможны еще большие осложнения. Новый политический сезон может привести к власти на Украине откровенно антироссийские силы. Мы должны быть готовы развернуть борьбу за души и умы русских людей, чтобы не упустить время и остаться посторонними статистами статистами в процессе их оболванивания, вытравливания из них связи с Россией. И здесь подпиской на российские газеты не обойтись. Необходимо разворачивать массированную информационную работу в электронных СМИ, создавать вещательную сеть, направленную на Украину. Уже есть зарекомендовавшие себя программы, такие как «Радонеж», например. Требуется развитие возможностей кабельной сети для российского телевидения, доступной для украинских ретрансляторов. При этом нужно найти решения, как в условиях рынка не затоптать национальные интересы.

При обсуждении этого вопроса обратили внимание (Г.Мурадов, Е.Кожокин) на то, что совершенно не используется потенциал частного бизнеса, имеющего возможности на Украине. А вот факты, когда российский бизнес на Украине поддерживает русофобские силы, имеют место быть, к сожалению.

Удивительны диспропорции в Российско-Украинских отношениях. Если в центре Москвы, на Арбате действует и процветает Украинский культурный центр, то вопрос об открытии Русского культурного центра в Киеве до сих пор не решен.  Представитель Минфина в Комиссии – И.Павловская проинформировала, что уже 3 года зарезервированы 3 млн. долларов США для  создания РКЦ в Киеве. Но до использования этих средств по назначению дело не доходит. Или у Росзарубежцентра другие приоритеты, или нас не информируют о реальном сопротивлении созданию этого Центра – все равно, в России или на Украине?

В ходе  Года Украины в России усилиями Администрации Президента Российской Федерации было создано общество выходцев из Украины в России. В то же время, руководство Украины всячески препятствует становлению общественных объединений российской диаспоры.  Да и российское Посольство не проявляет здесь больших способностей. Общественные объединения российских соотечественников остаются предоставленными сами себе и, как это бывает в таких  случаях, ситуация подобна крыловским лебедю, раку и щуке.  Без целенаправленной работы по выстраиванию отношений с диаспорой и внутри диаспоры положение не изменится к лучшему.

Большинство участников заседания согласились, что решение Комиссии по Украине требует переработки. Недостатки обусловлены тем, что оно готовилось в недрах секретариата без привлечения научных экспертов, без участия рабочей группы по координации научных исследований, которая создана при Комиссии, но  по сей день бездействует. 

Второй вопрос «О развитии гуманитарного сотрудничества с Республикой Молдова и дополнительных мерах по поддержке российских соотечественников» доложил заместитель директора Второго департамента стран СНГ МИД России Владимир Пряхин. Положение обрисовано в самых радужных тонах.  Но главный недостаток доклада в том, что абсолютно проигнорирована проблема Приднестровья.  Департамент консульской службы, оказывается,  не имеет проблем с паспортизацией граждан России в Приднестровье. Все заявки удовлетворяются. (Напомним, что год назад, на парламентских слушаниях  по проблемам российских граждан, проживающих за рубежом, прозвучало, что более 100 тысяч граждан России, прописанных в Приднестровье, не могут получить загранпаспорта, и тем самым лишаются права на свободное передвижение.) По сведениям от наших соотечественников, выездной отдел Консульства РФ в Тирасполе, действительно, много работает, но очередь подвигается не столь быстро, как необходимо, чтобы до конца года обеспечить всех граждан новыми паспортами. Нужно кадровое усиление.  Так говорят соотечественники. Но МИД считает, что справится, поскольку, как было доложено, имеется всего 800 заявлений из Молдовы.

Оптимизм в оценке ситуации со стороны МИДа кажется несколько преувеличенным. Обещания решения русского вопроса в Молдавии в связи с обещаниями руководства сделать русский язык вторым государственным в республике не только не выполнены, но фактически они сняты с повестки дня из-за выступления националистов. Власти не сумели предупредить и остановить это наступление. Можно сказать, что из-за непоследовательности в поведении руководства Молдавии или его неспособности сделана прививка от любых требований более широкого распространения русского языка.

Остальные вопросы, предложенные Комиссии, будут рассмотрены на следующем заседании. Для подготовки п.3.2 повестки (О ходе реализации мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом (январь-август 2003 г.)) создана группа  (Э.Митрофанова, К.Затулин, Д.Молчанов, И.Павловская, В.Садовничий), которая должна проанализировать проведенную работу, в том числе, дать оценку, почему провалено направление научных исследований, которое впервые в текущем году включено в Перечень направлений по оказанию поддержки соотечественникам.»

 

Справки по Украине и Молдове и проекты решений по первым двум вопросам, представленные на заседании Комиссии, размещены в настоящем бюллетене. Также публикуем справку «О мерах, осуществляемых МИД России по защите прав российских граждан, проживающих в Туркменистане», к вопросу 3.3. повестки дня заседания. Ее сглаженный характер далеко не отвечает реальной ситуации, которая сложилась в Туркмении в связи с отменой Соглашения о двойном гражданстве. Публикуем Справку МИДа и материал, подготовленный по этому вопросу Андреем Грозиным, заведующим отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, также разосланный членам Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. 

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ