Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Профиль,
15 сентября 2003

Великодержавный прагматизм

Беседу вел Евгений Дмитриев

Создание единого экономического пространства на территориях России, Украины, Казахстана и Белоруссии больше всего необходимо российскому капиталу, которому давно тесно в границах РФ, считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир ЖАРИХИН.

"Профиль": Выдвинув идею создания единого экономического пространства (ЕЭП), президенты четырех стран подчеркивали, что главное предназначение ЕЭП - решение сугубо экономических, а не политических задач. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что процесс интеграции хоть и постепенно, но все-таки переходит из политической в экономическую плоскость?

Владимир Жарихин: Все попытки деполитизировать процесс объединения, отложить в сторону политические проблемы и заняться исключительно экономикой - не более чем миф. По крайней мере, когда речь заходит об интеграции бывших республик СССР.

Ведь немаловажную роль играет "совместимость" политических режимов. В случае с нашей "четверкой" - Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, - на мой взгляд, о такой совместимости говорить пока еще рано. Если у Украины и РФ политические системы достаточно близки, то Казахстан и Белоруссия явно выбиваются из этого ряда. Хотя бы тем, в этих странах более авторитарные режимы. А без выравнивания политических укладов между государствами проекты по созданию общего экономического пространства не имеют шансов на реализацию.

Даже страны Евросоюза, начав объединение с соглашений по углю и стали, на следующем этапе предприняли шаги по унификации политической надстройки. И это при том, что фундаментальные нормы законодательства, а тем более "базовые ценности" - незыблемость частной собственности, приверженность демократии, презумпция права над политической волей и т.д., - давно уже стали общими для европейских стран. А без этих базовых политических норм любые интеграционные проекты в экономической сфере были бы невозможны.

"П.": Если вынести за скобки политические различия, существуют ли экономические предпосылки для объединения?

В.Ж.: Структура экономик "четверки" оставляет мало надежды на их реальную интеграцию. В отличие от России и Казахстана, которые являются энергоэкспортирующими странами, Белоруссия и Украина - энергоимпортеры, более того, через их территорию осуществляется транспортировка энергоресурсов на Запад. Понятно, что интересы первой группы заключаются в том, чтобы с минимальными издержками передать свои энергетические ресурсы в Европу. Задачи второй группы прямо противоположные - накрутить максимальные издержки, иначе говоря, войти в долю. Одно это является серьезнейшим препятствием для создание ЕЭП.

Для того чтобы снять эти сугубо объективные противоречия, необходимо создать некую политическую надстройку, которая будет выравнивать интересы, перераспределять доходы - так, как это делается в ЕС. Однако на сегодняшний день страны "четверки" явно не готовы пойти на формирование каких-либо наднациональных "выравнивающих" структур. Получается замкнутый круг.

"П.": Тогда зачем это объединение вообще нужно? Ведь существует и благополучно действует тот же ЕврАзЭС€

В.Ж.: По большому счету, все объясняется только желанием включить в процесс интеграции Украину, которая в том же ЕврАзЭС имеет лишь статус наблюдателя. Понятно, что без Украины любые союзы на пространстве СНГ будут "недоделанными". Впрочем, события последних месяцев показали: Украина не испытывает особого восторга от идеи создания наднационального органа даже в рамках ЕЭП. А значит, вряд ли согласится на выполнение обязательных для всех участников "четверки" решений.

"П.": В чем заключается интерес России к идее создания ЕЭП?

В.Ж.: Реализация идеи с ЕЭП способна дать серьезные преференции российским финансово-промышленным группам (ФПГ), которые уже сегодня обладают сильными позициями на Украине и в Казахстане. Эти ФПГ намерены и дальше вкладывать капитал, приобретать собственность на территории этих стран. Создание ЕЭП позволило бы им решать свои проблемы с гораздо меньшими затратами, чем сегодня. Так что интересы ФПГ являются серьезным стимулом для правительства России в сфере создания ЕЭП. Конечно, при этом могут пострадать отрасли, не ориентированные на экспорт (машиностроение, производство продуктов питания и т.д.). Но сегодня ситуация такова, что политическую конъюнктуру заказывают именно экспортно-ориентированные отрасли.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ