Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

04.09. 2003 Газета.ru

Рубль поможет Лукашенко получить доллары

Евгений Калюков

МВФ готов возобновить кредитование Белоруссии, прерванное после прихода к власти президента Лукашенко. Условия фонда – снижение инфляции и отказ от дотирования промышленности и сельского хозяйства – для властей трудновыполнимы. Но им все равно придется это делать в связи с переходом на российский рубль.

О том, что фонд может впервые с 1995 года приступить к финансированию Белоруссии, заявил сегодня глава Второго европейского департамента МВФ Джон Одлинг-Сми. Он возглавляет рабочую миссию фонда, которая сейчас находится в Минске. Инициатива исходит, конечно, не от МВФ. «Власти Белоруссии хотят начать переговоры о предоставлении стране кредита stand-by», – пояснил Одлинг-Сми. По его словам, МВФ может приступить к переговорам с правительством республики «только после демонстрации Белоруссией определенного периода положительной динамики макроэкономических показателей».

Напрямую возможность возобновления кредитования Белоруссии с ожидаемым переходом белорусской экономики на российский рубль Джон Одлинг-Сми, как сообщает «Интерфакс», не связывает. По его словам, МВФ в этом вопросе занимает строго нейтральную позицию, так как «экономических аргументов «за» или «против» монетарной интеграции не существует». Тем не менее он подчеркнул, что в рамках перехода на единую с Россией валюту Белоруссия должна будет ужесточить денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, ускорить структурное преобразование экономики для успешной конкуренции с российской экономикой, в том числе «безусловно» снизить темпы инфляции до российского уровня.

Таким образом, Белоруссия, перейдя на российские рубли, волей-неволей будет вынуждена сделать в экономике именно то, чего от нее много лет добивается МВФ.

Между тем именно отказ белорусских властей хотя бы отчасти следовать рекомендациям экспертов фондов послужил причиной прекращения финансирования действовавшей в середине 1990-х годов программы кредитования. Всего за период сотрудничества с фондом Белоруссия получила от МВФ два транша кредита в рамках программы системных преобразований – в августе 1993 года ($98 млн) и в феврале 1995 года ($101,7 млн), а также один транш кредита stand-by в сентябре 1995 года ($70 млн). Выделять кредиты и дальше МВФ отказался.

Спустя почти семь лет, в мае 2002 года, о резком сокращении оказываемой Белоруссии финансовой поддержки объявил и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). По тем же причинам. Президент ЕБРР Жан Лемьер тогда объяснил принятое решение отказом властей Белоруссии проводить политические и экономические реформы. «Сейчас мы не видим, как банк может сделать в Белоруссии больше, чем финансировать малые и средние частные предприятия», – отметил Жан Лемьер, подчеркнув, что расширение сотрудничества с Белоруссией возможно, если в стране «будет обеспечен какой-то прогресс в демократических и экономических реформах».

С 1995-го по 1997 год МВФ выделил Белоруссии кредиты на общую сумму в $269,7 млн. ЕБРР с 1991-го по 2003 год выделил белоруссским предприятиям и организациям кредитов на общую сумму примерно в $230 млн. Несколько десятков миллионов долларов было выделено в качестве кредитов Всемирным банком ($22,5 млн), а также другими финансовыми организациями.

Кроме того, Белоруссия получала крупные кредиты от других стран, в том числе и России. По условиям соглашения «О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы» от 2001 года правительство России обязалось предоставить правительству Белоруссии кредит в сумме $100 млн «для обеспечения сбалансированности расчетов во взаимной торговле двух стран». К настоящему моменту из этой суммы выделено уже $60 млн.

Теперь же, как следует из слов Джона Одлинга-Сми, эксперты фонда намерены в течение шести месяцев провести мониторинг денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, состояния жилищного строительства, сельского хозяйства и банковского сектора Белоруссии, чтобы понять, стоить ли МВФ вновь связываться с этой страной. Если, конечно, миссии фонда сейчас удастся договориться с белорусскими властями о проведении такого мониторинга.

В случае положительного решения первый транш в рамках возобновленной кредитной программы поступит в Белоруссию никак не раньше апреля-мая 2004 года, а скорее всего, и позже. В это время, по идее, в экономике должны полным ходом идти преобразования в связи с переходом на российский рубль.

Ведь по условиям межправительственного соглашения единственным законным платежным средством на территории Белоруссии российский рубль должен стать с 1 января 2005 года.

К числу преобразований, которые устроили бы МВФ, Джон Одлинг-Сми отнес формирование бездефицитного бюджета на 2004 год, прекращение практики кредитования правительства Нацбанком страны, сокращение госрасходов и отказ от прямого государственного финансирования промышленности и сельского хозяйства. Успешному превращению Белоруссии в рублевую зону все это тоже как минимум не повредит.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ