Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Народная газета,
26 сентября 2003

Снова о создании Союзного государства

Итоги встречи президентов Беларуси и России в Сочи 15 сентября продолжают оставаться в центре внимания общественности. Как известно, основными темами переговоров были обсуждение перспектив введения российского рубля в качестве единого платежного средства на территории двух государств; оплата Беларусью поставок природного газа, а также принятие Конституционного акта.

Сегодня свое мнение по этим и другим вопросам высказывает "Народной газете" белорусский политолог Николай СЕРГЕЕВ.

– Николай Максимович, встрече лидеров двух стран в Сочи предшествовал определенный накал страстей, в первую очередь, в ряде российских средств массовой информации...

– Да, накануне встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина в ряде российских СМИ и в некоторых белорусских звучало немало измышлений. В частности, о том, что наши президенты утеряли личный контакт и появились некие неразрешимые проблемы и т.д. и т.п. Но это далеко не так. Если главы государств, к примеру, и не общаются ежедневно друг с другом по телефону, то это совсем не означает, что между ними "пробежала черная кошка".

На мой взгляд, президенты имели и имеют нормальные отношения и заинтересованы в создании Союзного государства. Поэтому и встреча прошла конструктивно. И тот факт, что она длилась почти восемь часов, лишний раз подтверждает общую заинтересованность в продвижении процесса интеграции.

Что же касается некоторых СМИ, то корни их отрицательной позиции  лежат еще в 2001 году. После того как А.Лукашенко был избран президентом во второй раз, западные политические стратеги поставили перед оппозиционными силами в Беларуси, и прозападными в России задачу – поссорить между собой двух лидеров. Главный заказчик этого находится в Вашингтоне. И еще. События доказывают: зачастую журналисты не ощущают своей ответственности перед обществом, не хотят понимать, какие отрицательные последствия все вышеназванное может иметь для двух государств и народов.

– Итак, квинтэссенцией переговоров были "газовая" и "валютная" проблемы, плюс проект Конституционного акта Союзного государства. Почему сегодня данные вопросы стали первоочередными?

– По той причине, что ныне белорусско-российские отношения подошли к той черте, когда необходимо предпринимать реальные шаги в направлении государственного объединения.

– Давайте рассмотрим эти шаги по порядку.

– Коснемся в начале взаимоотношений "Газпрома" и "Белтрансгаза". Здесь следует заметить: это сугубо экономический вопрос. В рамках создания единого экономического пространства возник спор между двумя субъектами хозяйствования (не удивляйтесь) капиталистического рынка, несмотря на то, что и та и другая компании являются собственностью государства. При этом, "Газпром" заинтересован доставлять продукцию своим потребителям, например, в Германии, с наименьшими издержками (прокачать газ через территорию Беларуси по минимальным ценам). А "Белтрансгаз", что вполне естественно, хотел бы войти в хорошую долю с "Газпромом" в его торговых операциях.

– Каждое предприятие преследует свои интересы...

– Конечно. Но подчеркну:  отсутствие до сих пор в "Союзе двух" полноценных хозяйственных, юридических органов управления (например, союзного Хозяйственного суда) приводит к тому, что главы государств лично вынуждены заниматься несвойственными им функциями.

В конце концов, я уверен, проблемы взаимоотношений между "Газпромом" и "Белтрансгазом" разрешимы.

– Как вы оцениваете решение о переходе в данном плане к рыночным, или договорным отношениям? Беларусь платит за газ по мировым ценам, а "Газпром" по соответствующим ценам платит нам за транзит?

– Положительные и отрицательные стороны здесь должны оценить специалисты. На мой же взгляд нельзя переводить чисто экономические, хозяйственные проблемы в политическую плоскость. И еще раз скажу: сегодня крайне необходимо ускорить формирование соответствующих органов управления Союзного государства, которые бы регулировали отношения между субъектами хозяйствования.

– Поговорим теперь о единой валюте "Союза двух". Думается, это уже не только экономическая проблема. Здесь присутствует и большая политика. Ведь если будет наличествовать один эмиссионный центр, то возникает вопрос сохранения государственного суверенитета...

– По моему мнению, в современном мире понятие "суверенитет" уже во многом изменило свое содержание. Сегодня нельзя его толковать, как в середине прошлого столетия. Если мы обратимся к уже ставшему притчей во языцех  примеру Евросоюза, то снова зададимся вопросом: потеряла ли Франция хотя бы часть своего суверенитета, отказавшись от франка в пользу евро? Нет. И вообще, напомню, в Западной Европе существует правило: объединяясь, надо думать о том, что приобретаем!

Так должно быть и у нас. К примеру, я полностью разделяю позицию руководства Национального банка Беларуси, по убеждению которого введение единого платежного средства в виде российского рубля на территории республики нам чрезвычайно выгодно.

– А в чем конкретно?

– Российский рынок сейчас стал остроконкурентным. И для того чтобы Беларусь не утратила на нем свои позиции (а российские

потребители  хотят получать нашу продукцию), белорусская экономика должна стать по настоящему конкурентоспособной. Этого во многом можно добиться путем введения единой валюты. Данная акция неизбежно приведет к формированию единых правил "экономической игры" на территории двух наших государств, что очень важно.

Ведь согласитесь: белорусские предприятия ныне зачастую теряют рынок сбыта своих товаров не потому, что работают хуже других, а из-за бесконечных проблем с оплатой, различного рода переводами и т.д. Вследствие чего мы начинаем проигрывать тем же китайским товарам, которые дешевле, но более низкого качества.

Далее. Идут споры, где будет находиться эмиссионный центр. Это, опять же, – исключительно технический вопрос. Между тем, по словам двух президентов, проект соглашения о переходе на единую валюту подготовлен весьма квалифицированно. В частности, Беларусь получит объем денежной массы, пропорциональный ее ВВП. Кроме того, усилится прозрачность его формирования, мы сможем получать более достоверную информацию о состоянии экономики Беларуси и России, что будет способствовать ее развитию.

И еще. По словам руководителей Центробанка, российскому рублю сегодня не страшны не только дефолты, но и колебания мировых цен, к примеру, на нефть. В РФ создан достаточный валютный резерв, обеспечивающий устойчивость рубля. Кстати, это подтверждают и оценки  западных специалистов.

Наконец, Беларусь в случае введения российского рубля получит непосредственный доступ к огромным финансовым ресурсам Российской Федерации. Что, опять же, будет содействовать развитию нашей экономики.

– Теперь, Николай Максимович, давайте  перейдем к проблеме принятия Конституционного акта Союзного государства. Ведь, не случайно Александр Лукашенко подчеркивал в Сочи: вопрос о единой валюте должен решаться в рамках и в контексте данного документа, пакета иных соглашений. Кроме того, и на недавно прошедшей в Могилеве очередной сессии Парламентского собрания Союза говорилось о необходимости ускорить процесс принятия Конституционного акта, рассмотрения проекта вначале на заседании Союзного Совета Министров, затем – на Высшем госсовете и, если необходимо, провести соответствующие референдумы. В чем, по-вашему, значение Конституционного акта?

– Вопреки существующим в большинстве своем искусственным препятствиям, процесс белорусско-российской интеграции все же продвигается вперед. Особенно в экономической области.

Однако сейчас нужно повышать уровень наших взаимоотношений, который должен быть обеспечен созданием единого политического и правового пространства. А сделать это могут только те органы, которые сформируются в соответствии с положениями Конституционного акта (в первую очередь – постоянно действующий Союзный парламент, Совет Министров и т.д.).

Следовательно, вопрос о принятии КА необходимо решать быстрее, и если необходимо, вынести его на референдум...

– Но в России Конституционный суд на два года объявил мораторий на проведение референдумов в связи с парламентской и президентской выборными кампаниями...

- Думается, не принципиально, каким способом будет окончательно принят Конституционный акт. У нас, может, и путем референдума, в России – по-другому. Но делать это необходимо в срочном порядке. Хочу сказать: этот документ  ведь еще не полноценная Конституция Союзного государства. Вот когда выполнится все заложенное в КА, тогда именно Союзный парламент и разработает Союзную Конституцию. И вот в этом случае референдум уже просто необходим как в Беларуси, так и России.

– В РФ набирает обороты выборная гонка в Госдуму. Будет ли в ней разыгрываться "белорусская, союзная карта"?

– Выборы в Государственную Думу – важный этап в процессе создания Союзного государства. Ведь именно ее новому  составу придется решать многие задачи союзного строительства.

В России теперь фактически нет ни одной политической силы, которая бы открыто, выступала против интеграции, воссоединения двух стран. Даже такие «проамерикански настроенные» деятели, как Немцов и Хакамада вынуждены ратовать за объединение, а не плыть против течения, против мнения своих избирателей. Это политики понимают и стараются играть на доминирующих в обществе настроениях.

В то же время очень важно, чтобы российские граждане смогли отделить зерна от плевел и осознать, кто просто-напросто спекулирует на теме создания Союзного государства, а кто искренне к этому стремится.

Следовательно, «союзный фактор» в ходе выборной кампании в РФ будет, безусловно, иметь немалое значение.

Беседовал Игорь ГРИШАН.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ