Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

nmn,
18 сентября 2003

О сочинской встрече двух президентов.

Андрей Суздальцев (Минск)

Александра Григорьевича перед встречей в Сочи действительно неплохо настроили и убедили, что он в силах  заставить Москву  плясать под свою дудку. В это поверила и «вертикаль». За неделю до саммита в Сочи  автору этих строк  пришлось  выслушать  от одного из бесспорно самых талантливых  и умных  представителей  высшего звена белорусского руководства слова  полной уверенности  в  том, что  глава белорусского государства  на встрече с В. Путиным  решит все проблемы. Поразительная политическая  слепота или  искреннее  заблуждение?  Ведь слабость белорусских позиций была понятна даже  бабушке из электрички: «Что ж он, бедненький, всю жизнь с рукой протянутой. Раз дали, два дали, а на третий…».

Наблюдать А. Лукашенко на  пресс-конференции 15 сентября было  стыдно и горько. Можно по разному относиться к белорусскому президенту -  боготворить, ненавидеть, презирать, не замечать, вставать при его появлении на экране, но понимание, что этого  суетящегося  за трибуной человека  с мокрым лицом и набухшими мешками под глазами -  главу  первого в истории «незалежнага» белорусского государства, только что  классическим дипломатическим методом отстегали по полной программе, угнетает  независимо от политических взглядов. Ведь это только  частично провал А. Лукашенко. Ему то что. Обвинит, по традиции всех, кроме себя и поедет в Дрозды своих овчарок к дрессировать (их  у него  12 (двенадцать).  Но в результате курортного вояжа, итоги сочинской встречи ощутимо скажутся на тощих карманах всех десяти миллионов  белорусских граждан.  Именно им  придется расплачиваться за  многомесячное  скоморошество  официального Минска перед  «Газпромом» и Центробанком РФ. В этой связи можно было бы разделить негодование «Советской Белоруссии» («СБ», 17.09.03) тем, что оппозиционные «неистовые виссарионы из Интернета» « занимаются детским мазохизмом». Ведь пострадает, мол, весь народ. Верно, пострадает, но КТО ЗА ЭТО СТРАДАНИЕ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ!

Вдвойне было неприятно видеть человека, занимающего  столь высокий в Белоруссии пост  (который только что провалил все, что только мог), оправдывающимся  и через каждую фразу обращающимся   к  своему партнеру за поддержкой своих выводов: «Да, ну ведь так? Я же правильно говорю?». В. Путин, по-моему, даже не смотрел в такие минуты на своего гостя. Он откровенно скучал. Более того, он скучал вызывающе и демонстративно, так как  уже добился  почти всего, что хотел от встречи. Убедившись, что солидарности  он не дождется,  белорусский президент  вдруг приступил к  пересказу  своих доводов, которые он только что НАЕДИНЕ предъявлял своему  российскому коллеге. Итак, что же удалось добиться сторонам?

Вопрос о встрече в Ялте был утрясен.  Безусловно, что это успех В. Путина. С целью нейтрализации  возможного эмоционального всплеска белорусского президента на встрече «четверки» в Крыму, ему была  подарена «цацка» - скорейшее проведение после  Ялты  Высшего Госсовета СГ с вопросом о судьбе Конституционного Акта. А.Лукашенко  оказался на «поводке».

В данном случае  российский президент ничем не рискует, так как Россия будет

готова к референдуму только в 2005 году. Для нее это «технический вопрос».

Александр Григорьевич «увидел»  «капкан» и уже на пресс- конференции проговорился, когда заявил, что возможно Конституция РФ более   приспособлена к принятию такого документа, как Конституционный Акт, чем белорусский

Основной закон. А это не что иное, как «дорожка» к одностороннему      референдуму.

Российский президент, без сомнений, смог донести до сознания главы белорусского государства коллективное мнение российской элиты, все больше разочаровывающейся в интеграции, как глобальной задаче, и все больше склоняющейся  к выгоде, которую можно  извлечь из определенного изоляционизма. В то же время А. Лукашенко очень опасается выпасть из прицепного вагончика к российскому  локомотиву и остаться один на один с нарастающими проблемами белорусской государственности. Москва это знает и откровенно пользуется.

Вопрос о газе был переведен на «субъекты хозяйствования». При этом В. Путин  жестко вогнал продолжение переговоров о судьбе газоснабжения РБ в «рыночные отношения». А. Лукашенко, явно рассчитывая, что российский президент отменит распоряжение М. Касьянова от 12.09.03 о поставке газа  в РБ по рыночной цене, этот раунд проиграл вчистую. Косвенно он это подтвердил, когда вдруг стал  «путать» несопоставимые понятия – «договорная цена» и «рыночная цена». Попытки А. Лукашенко привести примеры белорусских тарифов привели слушателей в недоумение. Оказалось, что при доставке в Смоленск газа с Ямала (3 тыс. км «плеча»), он стоит 28 USD за тысячу кубов, включая то, что  себестоимость  добычи в тех краях близка к 30 USD («Газпром» идет на дотирование), но путь в 700 км до Бреста уже поднимает цену  этой тысячи кубов почти  на 17 USD. Наверное, по Белоруссии проложены золотые трубы. Понятно, что  такого рода доводы рассчитаны на откровенных глупцов.

А. Лукашенко уже понял, что  за газ придется платить по рыночной цене. Отсюда и объявленные  изменения в  белорусских тарифах за газовый транзит. В. Путин не против, так как не только «экономика» становится «прозрачней». Обратимся к цифрам (заранее просим   извинить за их некоторое округление). В таблице, приведенной ниже,  указывается     стоимость транзита газа через территории РБ и Украины на сентябрь текущего года.

 

Тариф на транзит

"Плечо"

Газовый транзит

Стоимость транзита

 
 

100 км за 1 000 куб.м.

(100 км)

(тыс. куб.м.)

для "Газпрома" (млн. USD)

 

Украина

1,09

10

110000000

1199

 

Белоруссия

0,44

7,5

30000000

99

 

А здесь мы  даем  данные о том, во что обходится импорт российского газа за вычетом платы за транзит на сентябрь текущего года (тариф в РБ взят в среднем, с учетом поставки «Итеры»).

 

Потребности страны

Тариф

Стоимость газового

Баланс расчетов с "Газпромом"

 

(тыс куб.м)

на поставку

импорта (млн. USD)

с учетом платы за транзит (млн.USD)

Украина

60000000

50

3000

-1801

 

Белоруссия

18000000

35

630

-531

 

В случае  перехода расчетов с РАО «Газпром» на «украинскую» модель белорусские потери действительно составят около 120 млн. USD. Тут с А. Лукашенко не поспоришь. Можно поспорить  о другом – «Газпром» ну ни как не может выигрывать при транзите через Белоруссию  360 млн.  USD. Максимальный его выигрыш составляет не более 146 млн. Хотя по большому счету, никакого выигрыша нет, так как сам тариф 5 российского ценового пояса для РАО «Газпром» убыточен.  Так что, разговоры о доходе в 360 млн. –  довод  для  людей несведущих и наивных.

Взглянем на таблицы, в которых тариф за газовый транзит через Белоруссию и стоимость российского газа на границе в РБ уравниваются. То есть происходит то, о чем просил А. Лукашенко В. Путина в Сочи – «не ухудшать» условия поставки газа по сравнению с «соседями».

 

Тариф на транзит

"Плечо"

Газовый транзит

Стоимость транзита

 
 

100 км за 1 000 куб.м.

(100 км)

(тыс. куб.м.)

для "Газпрома" (млн USD)

 

Украина

1,09

10

110000000

1199

 

Белоруссия

1,09

7,5

30000000

245,25

 
   
 

Потребности страны

Тариф

Стоимость газового

Баланс расчетов с "Газпромом"

 

(тыс куб.м)

на поставку

импорта (млн. USD)

с учетом платы за транзит (млн.USD)

Украина

60000000

50

3000

-1801

 

Белоруссия

18000000

50

900

-654,75

 

Действительно, удорожание  импорта составляет около 120 млн. USD. Однако, есть ряд принципиальных моментов, которые могут опрокинуть расчеты Минска. Во-первых, на каких «соседей» равняться? Ведь на Украину не получится. Украина успешно развивает совместную с РФ экономику, огромное количество украинских предприятий приватизировано российским капиталом, есть  проблемы, но нет сомнений, что украинско-российский газовый  консорциум будет создан. Более того, РАО «Газпром» дал согласие Украине на РЕЭКСПОРТ газа! Ничего подобного в отношении с  РБ нет и не предвидится. Следовательно, нам «светит» тариф наших прибалтийских   соседей – 70 USD.  Но в этом случае удорожание импорта газа составит около 0,5 млрд. USD в год. Республика не вытянет такой финансовый груз. Беда в том, что  сразу после сочинской встречи  российские чиновники упомянули и  «европейский тариф»(100 USD). В этом случае наши «газовые» издержки вырастут на сумму более миллиарда USD в год.  Это реальная перспектива  нашего полного банкротства в течение  нескольких месяцев.  Что поделать, за суверенность надо платить.

Ответственность за такой «успех» несет исключительно белорусский президент. Это он был обязан «разруливать» подобного рода экономические сложности политическим инструментарием. Вместо этого  он годами увлекался поливанием грязью соседей при помощи подотчетных себе СМИ, блокированием с российскими левыми и опальными олигархами, «киданием» российских корпораций.  А. Лукашенко играл и продолжает играть судьбами десяти миллионов человек. Вот и  доигрался.

А. Лукашенко  попытался навязать   вопросу введения российского рубля в денежное обращение РБ откровенный торг, настаивая на «пакетном» варианте (союзный Совмин, ВГС СГ, Конституционный Акт и т.д.), но  В. Путин не пошел на какие-либо компромиссы. Более того, он жестко подчеркнул, что для ввода российского рубля никаких гарантий независимости РБ не требуется. Для подкрепления своего мнения он привел пример герцогства Люксембург. В этой связи нельзя не вспомнить обращение к В. Путину со стороны «Советской Белоруссии»: «Беларусь все же не живущее за счет туризма герцогство Люксембург» («СБ», 17.09.03)  Это неграмотное суждение. Люксембург -  высокоразвитое индустриальное европейское государство (металлургия, металлообработка, станкостроение, фармацевтика и т.д.) с наивысшим на планете уровнем жизни. Если бы мы имели хотя бы «кусочек» такой экономики, что имеется в герцогстве,  наша республика  занимала бы совершенно иное место в европейской геополитике. Хотя возможно и не стоит ругать «СБ», если даже президент Белоруссии  «еще не совсем опытен в этих вопросах (интеграции, ввод российского рубля)», а потому «требуется все тщательно продумать и взвесить». А. Лукашенко видимо рассчитывает, что он будет «взвешивать» бесконечно, пока Ямал и Уренгой окончательно не истощатся. А там будем интегрироваться с Саудовской Аравией.

Но в целом вопрос о переходе РБ на российский руль оказался подвешен. Несмотря на то, что белорусский президент подчеркнул свою уверенность, что РБ не выпадет из графика  ввода российского руля с 1 января 2005 года, но, в реальности, мы уже выбились из графика. Именно с этим и было связано письмо российского президента в Минск от 28 августа.  Однако если белорусские власти откажутся от ввода российского рубля или просто не уложатся в график этого ввода, то РБ будет вынуждена вернуть почти 600 млн. USD (20 млрд. российских рублей), которые были направлены в 2001-2002 годах в Минск для подготовки белорусской денежно-финансовой системы к объединению с российской. Мы же эти деньги бросили на создание своих золотовалютных запасов (которых у нас сроду не было), стабилизацию курса белорусского рубля и далее по мелочам – на сельское хозяйство, на расчеты с тем же РАО «Газпром» и так далее.

Стало вполне очевидно, что «белорусский фактор» на российском политическом поле становится исчезающее мал. Вместо него возник серьезный электоральный фактор «В. Путин – собиратель земель русских». Ведь для российского избирателя ясно, как  божий  день, что именно ВВП принуждает  А. Лукашенко к реальной интеграции и готов платить за нее огромные деньги. Более того, российский президент активно «сколачивает» в формате «четверки» единое экономическое пространство, чем немало радует российские средние и малые деловые круги (российские олигархи и без ЕЭП уже давно «сидят» в Казахстане и на Украине)ъ

В первые часы  после  сочинского конфуза тяжелее всего пришлось пресс-секретарю президента Белоруссии Наталье Петкевич. Именно ей  выпала участь срочно рассылать указания  по государственным СМИ. Содержание  этих записок  умиляет: «в срочном порядке», «некомпетентность российского руководства», «отстаивание государственных интересов Беларуси»…

Белорусские казенные СМИ от усердия разбили себе лоб, да так и не нашли ничего лучшего, как  вернуться в накатанную антироссийскую пропагандистскую колею. Этим они окончательно убедили сограждан, что действительно надо срочно готовить двери и окна к зиме. Вершиной неумности  можно назвать повторение пресс-конференции от 15 сентября по республиканским радио и телевидению. Все еще раз увидели и теперь уже окончательно запомнили образ оправдывающегося белорусского президента  и спокойного и ироничного российского.

При этом на каналах белорусского телевидения началась форменная суета – чтобы еще предъявить россиянам к оплате? Расцвела настоящая ярмарка откровенной глупости. . Вспомнили вдруг воздушное пространство (будем брать за 700 км белорусского воздуха и платить за 3-7 тыс. российского – долети до Пекина!),  военные базы (видали мы, в этом случае,  в аренде С-300, как своих ушей, не говоря уже об учениях в астраханской степи),  охрану совместной западной границы с Польшей (а РФ выставит нам счет за охрану совместной -5 тыс. км. - восточной границы с КНР),  транспортный коридор «Брест- Орша» (Россия за коридор на Среднюю Азию, в страны Дальнего Востока и т.д.) и т.д.  Все это уже было. О такого рода  претензиях  в свое время говорил уже лидер БНФ Зенон Позняк.. Но люди упорно не желают понять, что на дворе не XIX век, а XXI  и что транзит – палка о двух концах. «Аналитики» Белорусского телевидения  с важным видом заговорили о том, что власти не допустят продажу «национального достояния» - «Белтрансгаза»- «задарма», одновременно отстаивая право на получение годами почти даром (относительно тарифов в Европе) российского газа. Все это печально. Белорусские власти не могут учиться даже на своих ошибках. По-моему, они просто недееспособны.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ