Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информагентство Приднестровья "Ольвия-пресс",
22 сентября 2003

Пока Кремль сам себя обманывает, Владимир Воронин публично примеряет роль «могильщика СНГ»

В последние годы саммиты СНГ все менее привлекали внимание общественности. Встречи президентов стран СНГ уже давно не ассоциируются у населения с интеграцией постсоветских государств. Но последний Ялтинский саммит стал исключением. Впервые в истории стран СНГ закладываются основы для глубокой экономической интеграции четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В Единое экономическое пространство объединяются четыре наиболее сильные экономики СНГ.

ЕЭП имеет все шансы стать ступенькой на пути экономического, а затем и политического возрождения на постсоветских руинах. Это хорошо понимают во всем мире. Неудивительно, что уже последовали комментарии аналитиков, комментарии подчас полярные. В государствах СНГ экономическую интеграцию «четверки» расценивают чаще всего положительно. На Западе оценки резко отрицательные. Уже открыто заявляют, что создание ЕЭП может нарушить статус-кво, установившееся в Европе после окончания «холодной войны». По мнению европейцев и американцев, такие государства как Украина и Беларусь должны стать всего лишь буфером между Европой и Россией. Также заявляется, что Москва должна прекратить свои попытки вновь «подчинить» себе Грузию и Молдавию.

Неожиданным для многих аналитиков стало заявление молдавского президента, прозвучавшее диссонансом с мнением лидеров других стран СНГ. Сенсацией стала не сама декларация антироссийской и антиэсэнговской позиции Воронина. Никто не ожидал, что Воронин осмелится так явно заявить принципы, корни которых явно тянутся из Вашингтона. Собственно, по приезду в Кишинев Воронин фактически озвучил позицию Запада.

Новое интеграционное объединение создается в рамках Содружества Независимых Государств и открыто и для других стран СНГ. Казалось бы, чего еще желать Молдове – самой бедной стране Европы, как не присоединения к ЕЭП, с государствами которого ее связывают и торгово-экономические и, если смотреть объективно, политические интересы.

Но молдавский президент Воронин сразу по возвращении из Ялты подверг жесткой критике новое объединение. Президент Воронин заявил: «В Ялте, точно так же, как и некогда в Беловежской пуще, новая структура создавалась вопреки мнению остальных стран СНГ, которые оказались лишь перед фактом подписания четырехстороннего документа». Эти слова явно рассчитаны только на молдавский электорат. Воронин забывает, что новые интеграционные образования в рамках СНГ никак не отменяют само Содружество. Но даже если поверить утверждению президента Молдовы о том, что «самые авторитетные страны-члены Содружества сознательно «сыграли на понижение акций СНГ», как тогда он объяснит участие Молдовы в ГУУАМ, организации, которая создавалась не только вопреки мнению России, но и откровенно в противовес ей.

На саммите Воронин и виду не подал, что он не удовлетворен созданием новой интеграционной структуры. По приезду в Кишинев, вероятно не без помощи западных консультантов, Воронин решил использовать ситуацию с образованием ЕЭП для выхода Молдовы из СНГ. В то же время молдавский президент пытается сохранить при этом облик патриота СНГ: «Я всегда говорил, что Молдова не станет могильщиком СНГ, но после того, что произошло в Ялте, перспектива Содружества Независимых Государств кажется очевидной», - заявляет Воронин и на этом основании, если следовать его логике и терминологии, Молдова вобьет первый гвоздь в крышку гроба СНГ.

Итак, Воронин готовит почву для выхода Молдовы из Содружества Независимых Государств и уже объявил РМ свободной от всех СНГовских обязательств. А причина, по словам Воронина, в том, что, создав новое жизнеспособное объединение, Россия, Украина, Беларусь и Казахстан якобы подписали СНГ смертный приговор. Воронин пытается заложить мину под СНГ и уверенно ведет Молдову в Румынию.

Воронин очень четко и ясно сформулировал свой окончательный разрыв с СНГ и с Россией. Напомним, что в первые годы своего правления Воронин позиционировал себя как пророссийский политик, но дальше деклараций дело не шло. Всякие обещания по поводу сближения с Россией были рассчитаны только на молдавский электорат и, возможно, на Кремль. Воронин с самого начала заявил, что Молдова будет там, где ей это выгодно и этим оправдывала все свои прозападные шаги. Но это не мешало Воронину «доить» в экономическом плане Россию. Москва реструктуризировала молдавские долги, продает Кишиневу газ по льготной цене, взамен же не получает никаких политических или экономических преференций.

Трудно себе представить, что Воронин так ловко обвел вокруг пальца Кремль. Скорее всего, Кремль сам себя обманывает. Москва категорически отказывается признавать, что с самого начала ставка была сделана не на ту лошадку. Не отрезвили российские власти ни демарш Воронина на саммите НАТО в Праге, ни резкая позиция по поводу российского военного присутствия в Приднестровье, ни открытые слова о европейской интеграции как мэйнстриме молдавской внешней политики.

Последуют ли какие-то изменения в российской политике в отношении Молдавии и, в частности, по приднестровскому урегулированию после последнего воронинского выпада против ЕЭП, СНГ и России?

Замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак, который сейчас курирует приднестровский вопрос, недавно поддержал молдавский проект декларации об основах урегулирования. Более того, Кремль «давит» на Приднестровье, требуя согласия на все условия Кишинева. И это при том, что проект не предоставляет Приднестровью никаких прав, каждая его строка противоречит федеративным принципам, ни о каком «гарантированном статусе» для Приднестровья, о котором говорил российский президент, и речи не идет. Москва еще несколько лет назад заявляла, что ей нужно не только Приднестровье, но и вся Молдавия и на этом основании полностью поддерживала даже те шаги Воронина в отношении Приднестровья, которые в корне противоречили принципам политического урегулирования. Но теперь, когда Воронин открыто заявил о возможности выхода из СНГ, тем самым закладывая мину под интеграционные процессы на постсоветском пространстве, теперь, когда все маски сброшены окончательно, поймет ли наконец Кремль, что Приднестровье - единственная зацепка для Москвы, чтобы сохранить свое влияние в этом стратегически важном регионе. Приднестровье уже не первое десятилетие доказывает, что оно является единственным реальным проводником российских интересов в регионе.

Что еще должен сделать Воронин, чтобы Кремль, наконец, понял, что национальные интересы России в регионе не должны зависеть от такого непоследовательного политика?..

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ