Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Секция «СМИ как информационная основа взаимодействия России с зарубежной диаспорой»

Екатерина Роберова

В работе секции приняли участие представители Белоруссии, Молдовы, Украины, Казахстана, Таджикистана, Финляндии, Франции, Австрии, Венгрии, Канады, Австралии и др. Людей, собравшихся за круглым столом для обсуждения этого вопроса, в первую очередь объединяет огромный энтузиазм – ведь практически все русскоязычные издания за рубежом издаются без финансовой поддержки со стороны государства. Собравшиеся говорили о необходимости создания единого информационного пространства, причиной отсутствия которого в настоящее время является разобщенность русскоязычной общины.

Член Правления Международного Совета российских соотечественников В.П.Токмаков (Канада), который являлся одним из соведущих секции, отметил, что существует очень большая разница между соотечественниками в ближнем и дальнем зарубежье. Наглядной иллюстрацией к этим словам служили русскоязычные издания, привезенные соотечественниками. С одной стороны, цветной «Новый венский журнал» на великолепной глянцевой бумаге, с другой – «Студенческие вести» (Молодежное издание Российско-Таджикского Славянского Университета), отпечатанные на обыкновенной бумаге в университетский типографии, где нет всего необходимого оборудования. Одну из статей, опубликованных в «Студенческих вестях», читайте ниже.

Участники секции сошлись во мнении, что за рубежом существует пресса на русском языке и русская пресса. Если первая представлена относительно хорошо, то со второй значительно хуже. Русской диаспоре необходимы не просто переводные газеты, а издания, ориентированные на интересы русскоязычного населения. Представителем Финляндии было преложено создать международную (европейскую) русскую газету.

На секции был показан небольшой презентационный ролик о познавательно-просветительском канале «Школьник ТВ», боле подробную информацию о котором мы публикуем ниже.

Телеканал «Школьник ТВ»

Телеканал "Школьник ТВ" - это крупнейший проект Межрегионального общественного фонда "Образование в третьем тысячелетии", созданного в июле 1999 года с целью реализации инновационных телекоммуникационных образовательных проектов. Проекты Фонда осуществляются при консультационной и методической поддержке Министерств Российской Федерации - образования, культуры, по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Департамента образования города Москвы, других ведомств и организаций.

Основу непосредственно "учебной" части нынешнего телеканала "Школьник ТВ", начавшего свою работу 1 сентября 1999 года, составляют программы, созданные в 2000 - 2001 гг. в рамках проекта "Телешкола", уникальной системы индивидуального дистанционного образования по всему спектру предметов средней общеобразовательной школы для учащихся 10 и 11 классов. Приказом министра образования России этому проекту был определен статус экспериментального. В результате с помощью большого коллектива лучших преподавателей и при активной практической поддержке Министерства образования РФ и Комитета образования Москвы за короткое время создалась обширная учебная видеотека по математике, физике, биологии, литературе и русскому языку, истории, информатизации, другим направлениям школьных знаний.

Сегодня телеканал "Школьник ТВ" - это единственный в России, странах СНГ и Балтии общедоступный познавательно-просветительский телеканал, рассчитанный на широкую аудиторию учащихся, преподавателей средних школ, лицеев и гимназий, абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные заведения, а также зрителей различного возраста и социального положения, заинтересованных получить в сжатой форме на русском языке доступ к основам точных и гуманитарных знаний. Преподаватели школ и гимназий могут разнообразить палитру уроков и домашних заданий с помощью отечественной художественной классики - художественных и документальных фильмов, спектаклей, так как они и тематические передачи перекликаются с изучаемыми темами по истории, литературе, математике и т.д.

С 2002 г. началось активное развитие и расширение программного наполнения в сторону образовательно-познавательного телеканала. В сетке вещания канала появились исторические, публицистические и познавательные сериалы, художественные и мультипликационные фильмы, викторины и игры и пр. Сегодня телеканал передается непосредственно более чем в 1200 школ Москвы, а также во многие школы, в т.ч. сельские, Тверской, Амурской. Нижегородской и других областей России.

С 2002 года началось круглосуточное вещание через ИСЗ "Ямал 100": 8-часовая программа передач появляется в эфире трижды в сутки. Это позволяет телезрителям на обширной территории в Европе и Азии выбирать для просмотра наиболее удобное время в своем часовом поясе. По минимальной оценке, сегодня у "Школьник ТВ" свыше 10 миллионов телезрителей. В целом, можно утверждать, телеканал "Школьник ТВ" по своему содержанию стал каналом для семейного просмотра.

Телеканал "Школьник ТВ" сотрудничает с:

Министерством образования Российской Федерации

Министерством иностранных дел Российской Федерации

Департаментом образования г. Москвы

Департаментом международных связей г. Москвы

Профильными комитетами Государственной Думы РФ

Московской Городской Думой

ОАО "ГАЗКОМ"

ЗАО "Космос ТВ"

Государственным НИИ информационных технологий и телекоммуникаций "Информика"

Московским государственно-общественным фондом поддержки соотечественников за рубежом "Россияне"

Фондом поддержки соотечественников за рубежом "Соотечественник и Родина"

000 "Бюро социальных мультимедийных программ "Элекс-Альфа": ГРАМОТА.РУ

Институтом дистантного образования Российского университета дружбы народов

Учреждениями и организациями комплекса социальной сферы г. Москвы

Комитетом по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы

Международной академией телевидения и радио

Европейской ассоциацией регионального телевидения "Circom regional"

Компанией "Дойче Велле"

Европейским фондом телевидения для детей

ЮНЕСКО

ЮНИСЕФ

Тематика телеканала "Школьник ТВ"

Программный продукт телеканала - исключительно учебные, научно-познавательные, просветительские передачи, классика отечественного кино и театра, передачи для детей и молодежи. Немало времени телеканал отводит вопросам культуры, этики и эстетики.

Структура программ телеканала "Школьник ТВ" (%)

Детские передачи                                                                                                       3

Школьные уроки                                                                                                         30

Художественные и мультипликационные фильмы                                                15

Классические спектакли                                                                                            6

Воспитательные передачи для подростков и молодежи                                      9

Просветительские программы                                                                                 4

Подвижные игры и конкурсы                                                                                    8

Познавательные сериалы                                                                                           7

Публицистические сериалы                                                                                      10

Интеллектуальные игры                                                                                             4

Передачи для родителей и педагогов                                                                     3

Программы для поступающих в ВУЗы                                                                   1

Сетка вещания телеканала построена таким образом, что восьмичасовая программа передач повторяется в эфире трижды. Это позволяет телезрителям выбирать для просмотра наиболее удобное время в своем часовом поясе.

Школьные уроки для учащихся 10-11 классов по русскому языку и литературе, алгебре и геометрии, физике и химии, биологии, географии, истории и обществоведению, информатике. Все они соответствуют школьной программе, и особые акценты делаются на моментах, которые по статистике наиболее трудно осваиваются учениками. Важно то, что конкретные телеуроки выдаются в эфир "в шаг" со временем освоения предметов в школах. (Распределение по дням недели и времени можно узнать по недельным телепрограммам).

Художественные и мультипликационные фильмы. Прежде всего, это отечественная киноклассика, перекликающаяся с отечественной историей и культурой. И этим она особенно ценна для совместного просмотра семьей.

Публицистические сериалы о злободневных проблемах современности.

"Белая смерть" (мир без наркотиков) - первое масштабное 26-серийное документальное телеисследование разных аспектов проблемы наркомании и наркоторговли (история, современное состояние, формы и герои борьбы с наркоманией). Программа интересна как для индивидуального, так и семейного просмотра школьникам среднего и старшего возраста. Тема болезненная и все более заботящая общество. Передачи, "сделанные устами" молодых, испытавших горечь заблуждения, проникновенны. Пожалуй, главное их преимущество - отсутствие нравоучительности, разумная эмоциональность и выстраданная убедительность.

"Их XX век". Сериал из 20 фильмов. Построен на беседах с людьми, изменившими облик и образ Росси на протяжении XX века. Герои фильмов - ведущие российские литераторы, артисты, режиссеры, художники, ученые. Все эти люди, всю жизнь занятые созидательной работой для страны, размышляют о собственной судьбе. Собеседник знаменитостей - известный тележурналист, организатор российского телевидения Анатолий Лысенко.

Познавательные сериалы. Сериалы, рассказывающие об истории, искусстве, мире природы, путешествиях, традициях и обычаях разных стран и народов.

"Россия 2002". Цикл программ по 13 минут, объединенных общим принципом: каждая из них содержит два "пласта". Первый - о природной, исторической, культурной уникальности региона с "позиции вечности". Другой "пласт" - современный. Они пронизаны фольклором сказами, былинами, этнической музыкой. Содержат полезную информацию о нынешнем, времени. В целом телецикл создает образ многообразной и самобытной державы.

«Экология литературы». 26 серий по 45-50 минут. Тщательное и образное повествование о судьбах, творчестве, ярких минутах жизни людей, составляющих гордость отечественных прозы, поэзии, драматургии. В ряду славных имен поэты Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Александр Твардовский, Константин Ваншенкин, прозаики Иван Бунин, Михаил Шолохов, Юрий Трифонов, драматург Михаил Рощин...

Отчественная история. Без знания и понимания ее трудно строить гражданское общество. Уроки истории - это события не только в политической биографии страны, но и явления в социально-экономической и культурной жизни, научной и технической сферах. Особое внимание всегда привлекают ключевые и переломные моменты нашей истории - войны и революции, трудное освоение обществом демократического уклада жизни. Все, что связано и со "страстями" вокруг исторических фигур новейшего времени - членов политбюро Кирова, Хрущева, Маленкова, тайная и явная борьба за власть, изменчивость геополитики нашего государства. В познании всего этого хорошим подспорьем являются публицистические документальные сериалы, имеющиеся в видеотеке телеканала "Школьник ТВ".

В нашем «полку» прибыло

Сентябрь 2003г. (№9), Студенческие вести (молодежное издание РТСУ)

Ответственный секретарь приемной комиссии,
Декан экономического факультета РТСУ
доцент Н.Н.Насиров

В 2003 г. прием в Российско-Таджикский (Славянский) университет прошел в условиях острой конкуренции с другими вузами страны. Высокий имидж РТСУ привлек внимание не только выпускников общеобразовательных школ республики, но и молодежь из других регионов, о чем свидетельствуют многочисленные документы, принятые от лиц, окончивших образовательные учреждения Российской Федерации, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана; а также высокий конкурс на престижные направления и специальности университета.

Приемная комиссия, организованная приказом ректора РТСУ А.С.Сатторова от 25.12.02, ставила своей целью отбор наиболее подготовленных абитуриентов для учебы в нашем университете. С этой целью ею велась профориентационная работа, тщательно готовилось техническое и программное обеспечение обработки хода приема документов и экзаменов; осуществлялась подготовка помещений, стендов, наглядных материалов для организации приема документов и проведения вступительных экзаменов...

При анализе количества поданных документов выяснилось, что в нынешнем году, по сравнению с прошлым, оно несколько уменьшилось (на 8 процентов) и составило 1072 человека. Однако, количество абитуриентов, поступавших в договорные группы, по сравнению с прошлым годов увеличилось в 4 раза и составило 164 человека.

В целом по дневному отделению в бюджетные группы РТСУ принято 619 документов (при плане приема - 330 человек, т.е. конкурс составил 1,88 на место); по заочному отделению - 222 (при плане - 210; конкурс - 1,06 человек на место). Эти показатели несколько ниже, чем в 2002 г., что связано с тем, что в минувшем году общеобразовательные школы республики делали двойной выпуск.

По результатам приемных экзаменов

комиссией по русскому языку и литературе сделан вывод о том, что школьная подготовка абитуриентов по русскому языку и литературе, к сожалению, из года в год становится все слабей. Причиной этого является сокращение часов, отводимых на изучение данных предметов, отсутствие необходимого количества хороших учителей: отсутствие библиотек и т.д. Особенно сложной является ситуация в таджикских школах города и районов.

В этом году наиболее востребованными, по мнению  комиссии, оказались такие специальности, как международные отношения, английский язык, финансы и кредит, прикладная информатика в экономике, менеджмент организации и юриспруденция.

Самыми подготовленными оказались абитуриенты, поступавшие на экономический факультет, а также на английское и китайское отделения факультета филологии. Хорошее впечатление произвели будущие журналисты.

комиссией по математике сделан вывод о том, что в школах города не уделяется достаточного внимания воспитанию логического мышления. При анализе письменных работ абитуриентов обращают на себя внимание логические ошибки, которые допускаются из-за неточного толкования понятий, по отношению к которым высказываются суждения.

комиссией по истории и основам госправа отмечено, что абитуриенты-2003 более подготовлены, чем абитуриенты прошлого года.

Однако в ходе экзаменов были выявлены и недостатки в уровне их знаний. Так, часть абитуриентов отделения "История" оказалась плохо подготовленной по истории России; не удовлетворяли членов комиссии и ответы отдельных абитуриентов отделения "Юриспруденция" по основам госправа.

комиссией по английскому языку сделан вывод, что в этом году был отмечен очень большой конкурс на отделения: лингвист-преподаватель, лингвист-переводчик, международные отношения. Сюда обычно поступают абитуриенты с очень высокой базовой подготовкой - это выпускники таджикско-турецких лицеев, специализированных школ, участники международных программ по обмену, обучавшиеся в США и Великобритании… Не были исключением и абитуриенты 2003 года.

В целом надо отметить, что общий уровень подготовки абитуриентов нашего университета достаточно высокий, по сравнению со знаниями молодежи, поступающей в другие вузы республики. Хочется верить, что годы, проведенные ими в РТСУ будут способствовать дальнейшему росту общей и специальной подготовки, расширению кругозора молодых специалистов.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ