Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Выступление Председателя «Союза русских Литвы», члена сейма Литвы, члена Парламентской Ассамблеи Совета Европы С.В.Дмитриева

Задачи русской диаспоры по защите соотечественников

Литва, в 1990 г. 11 марта, восстановив независимость, обязалась перед международной общественностью гарантировать права человека, гражданина, национальных общин, придерживаться общепризнанных норм международного права.

Литовское государство, признавая тесную связь пройденного исторического пути людей различных национальностей с судьбой литовского народа и согласно международным и национальным законам, документам и правовым актам, гарантирует равные политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, выражает уважение каждой национальности и языку, признает национальную самобытность, культурное наследие, поощряет рост национального самосознания. Если в Литовской Республике международными договоренностями установлены другие правила, чем предусматривает гражданское законодательство Литвы, то применяются нормы международных договоров.

"Нулевой статус" гражданства, принятый в Литве сильно смягчил "национальный вопрос". Это повлияло и на последующие решения и на законы, принимаемые в Литовской Республике. Европейская Комиссия, оценивая успехи Литвы, стремящейся в Евросоюз, в отчете отметила, что положение национальных меньшинств в Литве достаточно хорошее.

В настоящее время в Литве проживает 15 % русскоязычного населения (русские, украинцы, белорусы, поляки, евреи), до 1990 года -20 %)), в том числе 6,3% русских (до 1990 г. - 9,5%) из 3,5 миллионов жителей республики.

До 1990 г. в Литве действовали дошкольные детские учреждения на русском языке, школы, группы в профессиональных, средних специальных и высших учебных заведениях. Кстати, 30 мая сего года отмечалось 200 лет создания кафедры русской словесности Вильнюсского университета.

В настоящее время их число сократилось. Объективности ради, отметим, что этому способствовал демографический фактор -низкая рождаемость, эмиграция русских из Литвы и бесперспективность обучения в русских школах, т.к. дальнейшее обучение в ВУЗах на русском языке было проблематично.

На своем опыте мы убедились, что решать проблемы русской диаспоры и вообще национальных меньшинств в стране проживания возможно только имея своих представителей в органах законодательной и исполнительной власти. Поэтому задача № 1 -вхождение во властные и законодательные структуры на местах. Немногочисленность представителей всегда компенсируется прагматичной политикой и возможностью политического компромисса. Имея 3 представителей в Сейме (из 141), проводя гибкую политику, нам удалось изменить фундаментальный принцип в законе о высшем образовании, гласящий, что негосударственные высшие учебные заведения в Литве могут открывать только физические и юридические лица стран, отвечающих критериям Европейской и трансатлантической интеграции. Сейчас возможности работы для российских ВУЗов в Литве не ограничены. Нам также удалось провести поправку в закон об образовании, которая позволила в русских школах преподавать на русском языке. Реорганизация школ, проводимая Министерством образования проходит с минимальными потерями для учеников и русской школы. Там, где ни осталось не одной русской школы, мы законодательно закрепили положение о воскресной школе, которая поддерживается государством. В положении о финансировании национальных школ теперь установлено, что в этих школах т.н. "корзина школьника" увеличена на 15 % по отношению к литовским школам. Как минимум 5 русских школ удалось сохранить при реорганизации. В ближайшее время ожидается прием нового закона о национальных меньшинствах. Нами внесены поправки законодательно закрепить возможность публично использовать язык национального меньшинства, право на обучение на родном языке, право иметь дошкольные заведения, все ступени общеобразовательных школ, также группы, факультеты и филиалы в ВУЗах, готовящих воспитателей и учителей, а также других специалистов нужных для удовлетворения потребностей национальных общин, право исповедовать любую религию и проводить службу и национальные ритуалы на родном языке. В административных территориальных единицах, в которых компактно проживают национальные меньшинства, в учреждениях и организациях, наряду с государственным будет употребляться язык национального меньшинства (местный язык).

Нами инициирована дискуссия о возможности упрощенного получения литовского гражданства. России тоже стоит подумать об облегченном варианте приобретения соотечественниками российского гражданства. Мониторинг, проведенный нами совместно с Romir monitoring, Moskva, показал, что 24 % русских хотели бы переехать на постоянное место жительство в Россию, 37% согласились бы переехать при определенных обстоятельствах и 39% не желают этого делать.

Анализ жалоб и заявлений соотечественников показал, что в Литве нет явных признаков ущемления прав и политических свобод соотечественников. Основные проблемы носят социальный характер. Трудности с трудоустройством, с социальной гуманитарной помощью в той или иной степени ощущают на себе около 30 % русских. Объяснение этому - исчезли наукоемкие производства, большие заводы и фабрики, не нужен стал огромный спектр профессий, большую роль сыграл фактор незнания или плохого знания литовского языка.

Среди русскоязычного населения, особенно пожилого возраста, отмечается недостаточная правовая осведомленность. Это можно объяснить тем, что только незначительная часть, около 3 %, законодательных и правовых актов публикуется на русском языке и в основном в Интернете.

Созданный в 2002 году общественный информационно-правовой центр, который предоставлял бесплатные юридические консультации, позволил частично помочь жителям г. Вильнюса, г. Висагинаса и Диджясалиса. Однако отсутствие средств для содержания, организации юридической службы, отсутствие постоянного помещения и возможности оперативного вхождения в Интернет, недостаточная квалификация юристов при рассмотрении дел, касающихся международного права, в частности, российского гражданского права, отсутствие возможности оказывать стабильную гуманитарную помощь, не позволяют качественно и постоянно помогать людям.

Задача № 2. Зарубежная диаспора должна иметь информационно-культурные центры на местах, достаточно обеспеченные оргтехникой, со стабильным финансированием или самофинансированием, с возможностью обучения или стажировок людей, привлекаемых к работе Центра.

Сохранение культуры, языка и высшего образования на родном языке - это наиболее часто упоминаемые проблемы русских в Литве. Поэтому мы добиваемся внесения в законодательную базу республики упрощенного механизма, разрешающего деятельность российских государственных ВУЗов в Литве по новым дистанционным технологиям обучения.

Задача № 3. Русские общины обязательно должны иметь свои СМИ, потому что неинформированность порождает раздробленность, депрессию и неуверенность. Мы не имеем возможности широко рекламировать нашу деятельность просто потому, что это дорого стоит.

Свое место, очень высокое, должны занять "господа - капиталисты" - российские фирмы, работающие за рубежом. Не только Москва и Лужков должны заботиться о соотечественниках. Патриотизм и внимание российских предпринимателей к соотечественникам – это реальный путь укрепления и расцвета диаспоры. Можно сказать, что политико-восспитательная работа руководителей страны с олигархами - не на должном уровне. Головная боль у Юрия Михайловича и у Российского Правительства намного уменьшилась, если бы задача № 4 - реальная помощь российских предпринимателей русским диаспорам начала бы осуществляться.

Более 13 лет прошло со времени восстановления независимости в Литве. Русская диаспора в Литве приобрела более осязаемые формы. Определились лидеры, интересы, возможности. Уверено можно сказать, КТО is WHO? Но самая перспективная форма существования диаспоры - самофинансирование еще не встала на ноги. Хотя и объективные и субъективные условия к этому есть.

Решая первые 4 задачи, мы решим пятую задачу - самодостаточные, самофинансируемые, крепкие в организационном плане зарубежные диаспоры, интегрированные в страны проживания, лояльные и конструктивные к стране проживания, диаспоры, способные решать самостоятельно встающие проблемы, диаспоры, имеющие тесную связь с Россией и своим существованием укрепляющие ее.

Как полноводная и могучая река всегда питается ключевыми источниками и маленькими ручейками, так и Россия всегда будет сильная и богатая, если не перекопает источники, не высушит болота и не бросит соотечественников!!!

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ