Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Выступление исполнительного секретаря Саратовского отделения межрегионального общественного движения казахстанцев "Семиречье" А.Царева

Репатриация как форма регулируемой  иммиграции

Уважаемые коллеги!

Всем здравомыслящим людям сегодня ясно, что принятый три года назад закон о соотечественниках, а в 2002 году - о гражданстве и о пребывании иностранных граждан, не удовлетворяют чаяния соотечественников в странах СНГ. Более чем десятилетний диалог с властью представителей российского переселенческого, правозащитного сообщества, ведущих специалистов, ряда политиков, депутатов Государственной Думы, выражающих свой протест и несогласие с национальной, миграционной политикой, озабоченность в связи с тяжелой демографической ситуацией в России, не дают значимых результатов.

Обращение Президента Путина В.В. к миграционной проблеме в своем послании федеральному собранию, личное обращение в Государственную Думу с предложением внести поправки в закон по гражданству, дают какие-то надежды на возможное смягчение ситуации.

Вместе с тем явно заинтересованные лоббистские действия силовиков в этой проблеме, отсутствие действенных механизмов повышения ответственности органов исполнительной власти, чиновников, защиты граждан от административного произвола, повсеместного грубого нарушения прав человека, убеждают нас в том, что эта подвижка - полумера. И даже после принятия поправок к закону, положение людей, особенно намеренных переехать в Россию, не намного улучшится.

Переселенцы хорошо знают способности работников паспортно-визовых, миграционных служб, помнят, как МВД лишь через 8 месяцев утвердили приказ по реализации Закона о гражданстве, и через 5,5 месяцев - по закону о пребывании иностранцев.

Наша общественная организация получает множество писем, жалоб от казахстанцев, получивших из консульских отделов Посольства России отказ в приеме заявлений на оформление разрешения на временное проживание, который гарантируется Законом № 115 от 25.07.02 г. и Постановлением Правительства РФ № 789 от 01.10.02 г. Им отвечают, что "…пока нет нормативных актов, инструкций, материальных возможностей".

Вместе с казахстанской общественной организацией - славянским обществом "Лад" мы многократно обращались в различные федеральные структуры с просьбой ускорить практическую реализацию ратифицированного Россией в январе 2000 года двухстороннего с Казахстаном соглашения от 6 июня 1998 года по урегулированию процесса переселения и защиты прав переселенцев, предлагаем выработать и принять механизм предоставления вида на жительство в упрощенном порядке для граждан Казахстана, учитывая в том числе и возможность получения в Казахстане вышеуказанных разрешений на законное проживание в России.

Это же можно было сделать и с другими странами СНГ, заключившими межгосударственные соглашения по этим вопросам.

Переписка идет, МВД обещает, что в скором времени такой механизм будет выработан, но решения пока нет.

Ну уж и совсем кощунственными можно назвать действия работников ПВС, которые повсеместно проводят проверку факта приобретения бывшими жителями Казахстана российского гражданства в консульских учреждениях. Наше обращение о не конституционности применяемой в этом отношении нормы - рекомендации комиссии по гражданству, "… при необходимости" проводить проверки, председатель Конституционного суда В. Зорькин, будучи на конференции в Саратове, обещал рассмотреть. Может быть ответит.

Полагаем, что подобные примеры отношения наших "государственников" к нуждам соотечественников не могут вызывать большого оптимизма, надежд на скорое, положительное изменение ситуации.

Наше взаимодействие с казахстанскими соотечественниками, известные факты грубого нарушения прав русскоязычного населения в Среднеазиатских республиках СНГ, продолжающийся исход вынужденных переселенцев, подтверждают необходимость принятия более активных, действенных мер в поддержку людей, ожидающих помощи, защиты от российских властей.

По закону о репатриации наша позиция следующая.

Полагаем, что Президент России мог бы выступить на очередном саммите СНГ, озвучить на заседании Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ заявление о намерении принятия такого закона. В подтверждение сказанного в Казахстане желания российских властей принять всех соотечественников.

Безусловно, закон нужен. Нужна политическая воля тех, от кого зависит принятие таких решений. Наша задача - огранивать, оттачивать его, всеми доступными средствами добиваться обсуждения его в регионах, федеральных округах, на Парламентских слушаниях, заседаниях экспертных комиссий, советов госструктур с участием переселенческих организаций, специалистов.

Главное, что должно быть закреплено в законе - право репатриантов на получение гражданства при переезде в Россию без удушающих проверочных процедур по новому месту жительства.

Проверку репатриантов спецслужбы России, после подачи заявлений в консульские учреждения и представительства МВД Российской Федерации, должны провести как и в отведенный Законом и Постановлением Правительства 6 месячный срок, определенный для оформления в странах пребывания разрешения на проживание в России.

Считаем, что нельзя ограничивать людей, намеренных переехать в Россию на ПМЖ строго годичным сроком. Нельзя уподобляться работникам МВД, нашим уважаемым депутатам Слиска Л.К. и другим, заявлявшим при обсуждении закона о гражданстве, что …"кто хотел за 10 лет - приехал". К сожалению на деле, в окружении недружественного в русскоязычным,  людям не всегда удается быстро собраться из-за различных семейных проблем - рождение ребенка, уход за новорожденными, тяжелобольными, престарелыми, находящимися на длительном лечении, родственниках, заканчивающих учебу, проходящих службу в армии и т.д.

Сам процесс репатриации в Российскую Федерацию также нельзя, на наш взгляд, ограничивать 3 - 5 годами.

Во-первых, чтобы планомерно, по мере накопления средств в фонде репатриации, планировать, распределять материальную помощь по годам, по возрастающей.

Во-вторых, чтобы не загонять, грубо говоря, людей в положение, когда они не имея в наших дружественных республиках полной информации, в строго ограниченные сроки должен принять решение о переезде.

Представьте, люди проживают в селе, после выхода  новых миграционных законов полностью отрезали себя от мира, России, находятся в депрессивном состоянии. К ним ведь не ходят как раньше политинформаторы, агитаторы, они вынуждены будут послушать соседа, получить от  него письмо после переезда в Россию, понять, что это не хуже, чем прозябать на плохом, но своем насиженном месте.

Драконовскими миграционными законами за 3 года власть оборвала все связи с соотечественниками, запутала непонятной акцией:  туркменский газ - отказ от российского гражданства и другими "непонятками" в отношениях с республиками СНГ.

Считаем, что будет необходим достаточно определенный срок, чтобы люди разобрались, поверили, что это не просто желание правозащитников, а, прежде всего, серьезная государственная программа.

Безусловно, вопросы материальной поддержки репатриантов наиболее сложные. На скорое поступление средств, в предполагаемый фонд, надеяться трудно.

Памятуя о не очень дружественном отношении властей к зарубежным фондам, богатые соотечественники - патриоты и русские и представителя других народов с опаской будут спонсировать деньги, которые нередко, с помощью чиновников, уходят как песок сквозь пальцы.

Виды поддержки, объем помощи репатриантам, конечно же, наиболее сложный вопрос потому, что каждая семья, человек - это отдельная история, проблема, непростая ситуация.

Наиболее сложное положение у людей, проживающих в сельской местности. При переселении их в соответствующие сельские районы, поселки таким репатриантам придется предусматривать значительные суммы.

На наш взгляд необходимо отметить в законе и предусмотреть своевременную подготовку нормативных актов по охране прав, социальной защите, материальной помощи социально незащищенным категориям репатриантов:

одиноких ветеранов;

инвалидов;

одиноких, многодетных женщин;

детей-сирот;

детей, оставшихся без попечения по различным семейным причинам и т.д.

Очень своевременно, считаем, начата практическая работа по подготовке проекта закона, обсуждение его на различных уровнях. Мы проводим у себя в регионе акцию "Соотечественникам - достойную миграционную политику". В первой декаде ноября проведем общественные слушания по данному проекту с участием переселенческих, правозащитных организаций области, сообщим свои соображения Форуму переселенческих организаций,  инициаторам данного семинара.

Считаем, что сейчас самое время активизировать обсуждение этого вопроса наряду с решением всего комплекса миграционных проблем, т.к. отсутствие нормальной миграционной политики, как раньше говорили, с человеческим лицом, создает нездоровый морально психологический климат в регионах, могут существенно повлиять на общественное мнение об органах власти, особенно в период подготовки и проведения выборов в Государственную Думу и Президента Российской Федерации.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ