Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

IWPR,
11 ноября 2003

Узбекистан - угроза для экономики региона

Галима Бухарбаева (Ташкент)

Всемирный Банк обеспокоен экономическим разобщением среди центрально-азиатских государств и призывает Ташкент активнее сотрудничать с соседями.

По мнению экспертов Всемирного Банка, из-за усиливающейся в последние годы изоляционистской политики Узбекистана государства Центральной Азии не могут по-настоящему воспользоваться преимуществами региональной торговли.

Полагая, что политика, проводимая Ташкентом в последние годы, наносит ущерб экономике всего региона, Всемирный Банк даже разработал специальную Стратегию сотрудничества в Центральной Азии.

Выступая перед журналистами в Ташкенте в начале ноября, глава миссии Всемирного банка в Узбекистане Дэвид Пиэрс отметил, что меры, предпринятые Узбекистаном за последние 18 месяцев по ограничению торговли, в том числе – введение драконовских импортных пошлин и последующее закрытие границ – привели к сокращению товарооборота с соседними Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

В настоящее время торгово-экономические отношения между этими странами ограничиваются поставками друг другу энергоносителей – газа и электроэнергии – а также транзитом товаров. Взаимный импорт/экспорт промышленных товаров и продуктов питания практически сведен к нулю.

Узбекистан, расположенный в самом сердце Центральной Азии и имеющий самое большое население – около 25-ти млн. человек – во многих отношениях является ключевой страной для региона.

Узбекистан является главным потребителем воды, источники которой формируются в горах Кыргызстана и Таджикистана, и в его интересах поддерживать дружественные отношения с соседями, однако, как отмечают эксперты и предприниматели, на практике происходит обратное.

В дополнение к официальным мерам по ограничению торговли Узбекистан предпринял ряд запретительных шагов, которые предпочитает не афишировать.

По словам предпринимателя из Казахстана, пытавшегося наладить поставки продуктов питания в Узбекистан, он столкнулся с фактом, что ни один банк Узбекистана не пожелал зарегистрировать контракт, заключенный им с узбекской фирмой.

Позже выяснилось, что с апреля 1999 года в Узбекистане действует негласный протокол совещания Кабинета министров, запрещающий регистрацию договоров, заключенных с хозяйствующими субъектами Казахстана и Кыргызстана.

Эту информацию подтвердил IWPR сотрудник Национального банка Узбекистана (НБУ), сказав: "Такой запрет, касающийся торговых договоров с казахами и кыргызами, действительно существует, и мы никогда не регистрируем такие договоры".

Далее, как удалось выяснить упомянутому предпринимателю, 7 января 2003 года, когда Узбекистан закрыл границы с Казахстаном, было принято еще одно секретное постановление правительства Узбекистана "О беспошлинном ввозе потребительских товаров физическими лицами с территории сопредельных государств".

Согласно этому постановлению, из сопредельных стран разрешено завозить товары на сумму не более 50-ти долларов США на человека. В случае превышения этой суммы необходимо уплатить таможенную пошлину, иначе товар будет конфискован.

Представитель МИД Казахстана на запрос IWPR ответил, что по каналам правительственной связи Узбекистан не уведомил Казахстан о введении данных ограничений. По данным МИД Казахстана, в настоящее время товарооборот между двумя странами составляет около 190 млн. долларов в год, однако, в основном – это взаимные поставки газа и электроэнергии, а также коммуникационные услуги в то время, как товарообмен практически отсутствует.

Как заявил недавно глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко, нереализованный потенциал торговли между двумя странами составляет в настоящее время порядка 2 млрд. долларов США.

"Но как можно вести торговлю, если Узбекистан не хочет даже открыть корреспондентские счета между нашими странами, ведь мы до сих осуществляем взаиморасчеты через банки России или США", – сказал представитель МИД Казахстана, пожелавший сохранить анонимность.

"Мы предлагаем сформировать водный, транспортный и торговый консорциумы, которые будут решать все спорные вопросы. Предлагаем совместно усилить таможенный контроль, но Узбекистан от всего отказывается".

С нежеланием Узбекистана сотрудничать с соседями сталкивается и Таджикистан. Так, по словам советника посла Таджикистана в Узбекистане Абдурахима Джураева, товарооборот между двумя странами составляет в настоящее время около 300 млн. долларов в год, и тоже приходится в основном на поставки энергоресурсов. "А могло бы быть вдвое больше, если бы была свободная торговля".

"Закрытие границ еще никогда ни к чему хорошему не приводило. Открытый рынок, конкуренция – вот основные условия развития экономики. С таджикской стороны мы готовы к сотрудничеству. Дело только за Ташкентом", – сказал IWPR Джураев.

О готовности к региональному сотрудничеству заявил и пресс-секретарь посольства Кыргызстана в Узбекистане Нурлан Алымбеков, отметивший снижение объемов двусторонней торговли после закрытия Узбекистаном своих границ.

"Товарооборот за первое полугодие составил у нас с Узбекистаном чуть более 25 млн. долларов, что, естественно, очень мало. У нас практически отсутствует торговля товарами народного потребления; мы не используем огромный потенциал Центрально-азиатского рынка", – сказал Алымбеков.

12 ноября в Ташкенте состоится Вторая конференция по экономическому сотрудничеству в Центральной Азии с участием министров экономики Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также Азербайджана, Китая и Монголии.

Однако в казахстанском МИДе не ждут от конференции никакого прорыва в сфере двусторонней торговли. "Это будет лишь словесная риторика о дружбе и братстве, которая ничего не значит. Эти встречи бессмысленны; их уже было немало", – сказал представитель МИД Казахстана.

Однако Дэвид Пиэрс из Всемирного банка все же хочет надеяться, что проведение Узбекистаном на своей территории подобного представительного форума свидетельствует о его готовности участвовать в процессе регионального сотрудничества.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ