Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Евразия сегодня,
25 ноября 2003

Трамплин во власть

Альберт Богданов

Парламентские выборы в Центральной Азии: опиум для народа или шанс для перемен

Коллизии этой осени, связанные с выборами в парламенты Грузии и России, заставили задуматься о самом феномене всенародного волеизъявления на постсоветском пространстве. Принято считать, что выборы – один из основных атрибутов демократии. Но на территории бывшего СССР это далеко не всегда так. В большинстве новых независимых государств выборы зачастую просто дают властям возможность избежать упреков в недемократичном правлении. Особенно это касается Центральной Азии. Очевидно, здесь играет роль и так называемая восточная специфика. Для достижения столь глобальных для государства целей как стабильность и безопасность власти оставляют за собой право санкционировать деятельность только угодной, контролируемой оппозиции. Президент московского Центра изучения публичного права Аждар Куртов убежден, что в Центральной Азии проходят "выборы без выбора". Таким образом власть имитирует поддержку официального курса населением.

Первой республикой СССР, учредившей президентский пост, стал Узбекистан (март 1990 г.). Сам по себе этот факт нельзя рассматривать однозначно как стремление Ислама Каримова, уже тогда стоявшего во главе республики, создать систему единоличного правления. Тогда необходимо было стабилизировать обстановку в республике, а прежние, ориентированные на компартию государственные структуры, не способны были этого сделать. При этом Аждар Куртов предлагает не смешивать два принципиальных понятия: институт президентства как таковой, с одной стороны, и конкретный человек, претендующий на занятие поста президента, - с другой. Однако в Центральной Азии институт президентства приобретает ярко выраженный персонифицированный характер. Необходимость иметь президента увязывается с конкретной личностью. В большинстве государств региона ради продвижения на президентский пост конкретного человека власть сознательно шла на сокращение сроков избирательной кампании, а то и на полный отказ от нее.

Нурсултан Назарбаев занял высшую ступень в структуре государственных институтов союзной республики еще в феврале 1990 г., когда его избрали председателем ее Верховного Совета. 24 апреля 1990 года был принят Закон об учреждении поста президента Казахской ССР.

Аскар Акаев также первый раз стал президентом в результате голосования в Верховном Совете союзной республики, но все-таки эти выборы проходили на альтернативной основе.

События, связанные с распадом СССР, привели к необходимости новых выборов глав государств в республиках Центральной Азии. Кстати, говорят, в начале путча, Каримов и Назарбаев фактически солидаризировались с целями, заявленными ГКЧП. Единственным лидером центральноазиатских республик, который открыто осудил ГКЧП, оказался Акаев. Хотя формально сроки полномочий президентов к моменту падения советской империи не истекли, все они постарались при помощи всенародного голосования продемонстрировать, что их легитимность не связана с практикой коммунистических времен, а базируется на новой основе.

В Узбекистане новые выборы состоялись 29 декабря 1991 года. В бюллетени для голосования были включены две кандидатуры: действующего президента Ислама Каримова и лидера Демократической партии "Эрк" ("Свобода"), литератора Мухаммада Солиха. Победил Каримов, набравший 86% голосов.

В Казахстане показательные всеобщие выборы президента прошли 1 декабря 1991 г., но они были безальтернативными.

В Киргизии первые всеобщие выборы главы государства были организованы несколько раньше - 12 октября 1991 г., они также проходили на безальтернативной основе. А когда в конце 1993 г. всплыли факты, которые могли компрометировать киргизское руководство, разразился острый политический и правительственный кризис. Для восстановления авторитета президента был задействован институт референдума о доверии главе государства. 30 января 1994 г. 97,03% участников всенародного опроса высказались за доверие ему.

В 1995 г. к референдумам прибегли также президенты Казахстана и Узбекистана.

После окончания сроков и этих полномочий никто из трех президентов не собирался расставаться с верховной властью. Первым изобретательный выход нашел глава Казахстана. Осенью 1998 г. он инициировал внесение изменений в Конституцию и проведение досрочных выборов, теперь уже на семилетний срок.

В Узбекистане очередные выборы главы государства провели в срок (9 января 2001 г.).

29 октября 2000 г. состоялись президентские выборы в Киргизии.

В 1998 г. в Казахстане срок, на который избирается глава государства, был увеличен до семи лет. Позднее этот же вариант увеличения срока президентских полномочий утвердили в Узбекистане и Таджикистане.

Из всего этого следует, что президенты центральноазиатских стран обладают широчайшими полномочиями и именно от них зависит происходящее. Считается, что парламентские выборы в странах региона большой роли не играют, а основной вопрос о власти решается на выборах глав государств. Но так или иначе парламентские выборы помогают выяснить настроения населения, определить расстановку сил и, в конечном счете, становятся репетицией выборов президентских.

Киргизия

В Киргизии весной 2005 г. пройдут парламентские выборы, а зимой – президентские. Сейчас депутаты Законодательного собрания обсуждают новый закон о выборах. "В стране нет политической силы, которая могла бы взять в свои руки государственную власть или претендовать на это", - заявил представитель президента Киргизии в Законодательном собрании парламента, ректор государственной юридической академии Чолпонкул Арабаев. И это несмотря на то, что в стране 43 партии, правда, абсолютное их большинство "диванные", которые созданы по местечковому принципу под определенного лидера. Каким-то исключением остаются коммунисты, имеющие свои отделения во многих регионах республики. Конечно, это не те коммунисты, которые делали Октябрьскую революцию. Их программа не привлекает людей, поскольку в ней не указаны пути кардинального изменения положения народа.

Сейчас на политическую арену вышла партия "Моя страна", которая уже обошла конкурентов внешней атрибутикой: обзавелась собственным флагом, гимном, логотипом. В ее составе в основном - интеллектуалы, бизнесмены, госслужащие, которые ратуют за социальную защиту народа, имеют опыт работы в условиях рыночной экономики и намереваются привести к власти новых политиков. Таковые уже находятся. Например, вице-премьер, лидер партии Джоомарт Оторбаев - приближенный к семье действующего президента. Некоторые эксперты прочат Оторбаева на пост главы государства, другие, правда, убеждены, что на предстоящих выборах ему ничего не светит.

Имея более пяти тысяч "штыков", "Моя страна" загодя начала внедрять во власть своих людей. Наиболее сильные позиции у нее в регионах: партийцы руководят 70 сельскими управами, более сотни представителей "Моей страны" стали депутатами местных Советов. Стоит отметить, что в развитии местного самоуправления Киргизия идет впереди большинства стран СНГ. Недавно парламент принял закон, который позволит местным сообществам обрести финансовую самостоятельность: с 2004 г. они сами начнут формировать свои бюджеты. Считается, что это поспособствует сокращению числа бедняков. Сегодня в Киргизии бедствует каждый второй, а примерно пятая часть населения нищенствует.

Казахстан

Иное положение и расстановка сил в Казахстане, где президентские выборы пройдут в 2006 г., а парламентские - в 2004 году. Неоспоримым лидером в предвыборной борьбе стала недавно провозглашенная дочерью казахского президента Даригой Назарбаевой партия "Асар" ("Взаимопомощь"). Главная программная идея партии – социальная поддержка незащищенных слоев населения. Впервые Дарига "засветилась", когда несколько лет назад попробовала создать клуб президентских дочек. Примерно в это же время ее отец заявил, что в кресло президента вполне может сесть и женщина. По сведениям журнала "Новое время", представители президента зондировали в некоторых восточных столицах идею возможности наследственной передачи власти в Казахстане. После этого Дарига Назарбаева успешно провела два Евразийских медиа-форума, реформировала информационную службу республики. Через нее идут все новости, становясь эталоном, на который равняются остальные масс-медиа. Дарига основательно закрепилась на самом верху рейтинга популярных политиков Казахстана, чему в немалой степени поспособствовали и экономические успехи республики. В прошлом году рост ВВП составил 10,2%. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, - около 27%. Но и этот показатель власти намерены к 2015 г. сократить в два раза. Так что лидер "Асар" занимает важное, если не ключевое место, в структуре управления государством и имеет солидные шансы не только войти в парламент, но и нарушить восточную традицию - стать первой женщиной-президентом, считают местные журналисты.

Узбекистан

Президентские выборы в Узбекистане намечены на 2007 г., а парламентские - на декабрь 2004 года. Предвыборная обстановка в Узбекистане спокойная, хотя здесь уже появился новый Закон о выборах. Впервые в республике будут создавать двухпалатный парламент. При этом Законодательную палату в основном сформируют политические партии - 120 кандидатов. "Это новая возможность для партий увеличить число своих представителей в парламенте, если каждая соберет не менее 50 тысяч подписей избирателей в различных регионах страны", - заявила зампред Центризбиркома Сайера Ходжаева. Парламентские выборы совместят с голосованием в представительные органы государственной власти областей, районов, городов.

Новые правила выборов оживления в местной прессе не вызвали. Скорее всего, потому что с правами человека и свободой слова здесь также неблагополучно, как и в других странах региона. В резолюции Европарламента по Центральной Азии сказано, что в Узбекистане имеет место преследование оппозиции, журналистов, правозащитников, НПО. В такой ситуации едва ли можно ожидать свободного волеизъявления граждан на выборах. Британская "Гардиан" отмечает: "В Узбекистане более 6 тыс. политических заключенных и узников совести. Каждый год некоторые из них умирают от пыток. Кто молится в уединении, не хвалит в молитвах президента и является членом не одобренной государством организации, может оказаться в тюрьме. Это же относится к политическим диссидентам, правозащитникам и гомосексуалистам".

Но для Запада Ташкент - ценный союзник. Американские военные тренируют узбекских солдат. Ислам Каримов разрешил Вашингтону использовать свою авиационную базу в войне с талибами. Их свергли, но США пока не собираются уходить из Узбекистана. Узбекистан находится в центре богатых нефтяных и газовых месторождений, и Штаты оказывают ему финансовую помощь.

Таджикистан

Несколько легче вести избирательные компании политическим партиям в Таджикистане, хотя здесь не могут похвастаться такой свободой слова, как, например, в Киргизии. Да и партий здесь всего шесть. Президентские выборы пройдут в Таджикистане в 2006 г., а парламентские – в 2005 году.

По словам председателя Социал-демократической партии Рахматилло Зоирова, партии уже разработали свои стратегии, и все нынешние мероприятия являются частью предвыборной борьбы. Опыт президентских выборов 1999 г. и референдум 2003 г. показал, что голоса избирателей ничего не решают. Тем паче, что чиновники не просто содействуют президентской Народно-демократической партии, но нередко препятствуют работе других политических сил.

Заместитель председателя партии Исламского возрождения Мухиддин Кабири уверен, что в стране нет настоящего политического плюрализма: "Процесс демократизации общества и становления многопартийности идет зигзагом. Иногда делаются решительные и широкие прогрессивные шаги, а затем - отход от основных демократических принципов. Поэтому я не могу сказать сейчас, что Таджикистан последовательно движется к демократии. Мне кажется, что нам нужно вывести наше политическое мышление на более высокий уровень. Это касается всех граждан, но в первую очередь - политической элиты страны".

Заместитель председателя Демократической партии Таджикистана Аслиддин Сохибназаров высказывается еще резче: "Мы будем стоять в жесткой оппозиции к правительству. Его подход к экономике имеет печальные последствия. Полтора миллиона таджиков зарабатывают на жизнь за рубежом. Я считаю, что правительство не справляется со своими обязанностями. Разве министр, получая 50 сомони, может носить костюмы за 300 долларов! Разве такой человек уважает свой народ? Он лжет, он ворует, он нечестный человек! Все правительство пронизано коррупцией".

Интересной особенностью предвыборной кампании в Таджикистане стали выпады против российских военных, дислоцированных в республике. Первый заместитель председателя Национального комитета по охране госграницы Нуралишо Назаров обвинил Россию в нарушении соглашения о совместной охране рубежей. Подоплека таких заявлений очевидна. Таджикистан, обласканный Вашингтоном во время антитеррористической операции в Афганистане, сейчас не получает почти никакой помощи с Запада. К тому же в стране болезненно восприняли депортацию из России таджикских граждан. Правда вот-вот будет подписано Соглашение о трудовой деятельности граждан РФ в Таджикистане и граждан Таджикистан в РФ. Однако власти республики весьма ревностно отнеслись к созданию единого экономического пространства и особенно к решению союзников - России, Казахстана Белоруссии, Украины - создать второй оборонительный пояс СНГ по южным границам Казахстана.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ