Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Миграционные законы Российской Федерации и нелегальная иммиграция

В. Михайлов

Слушая выступление основных докладчиков на вчерашнем пленарном заседании, я восхищался их информированностью. И всё то они знают: и о причинах рождающих незаконную миграцию, и о преступных группировках, местах их дислокации и даже о тайных тропах переброски живого товара и наркотиков. Только не понятно: почему по сей день в России и в Белоруссии существуют, порой в скотских условиях, миллионы незаконных мигрантов. А дело, говорят, в несовершенстве законов. А я бы добавил - и в незнании и игнорировании их, как теми, кто незаконно мигрирует, так и теми, кто ведёт контроль.

Можно согласиться с тем, что анализ миграционных процессов, проходящих на территории России, показывает, что подобно любому социальному явлению, миграция является составляющей ряда контекстов состояния общества в экономической социальной, демографической сфере и в том числе политики государства в сфере безопасности. Наряду с положительными фактами в реализации прав человека, миграция несёт и целый ряд отрицательных моментов. Особой статьёй в этом ряду стоит незаконная миграция. Она приобрела характер постоянно действующего фактора, всё более влияющего на социально-экономическое положение и даже на политическую стабильность ряда регионов России.

Причиной незаконной миграции в Россию послужили изменения, которые произошли на постсоветском пространстве в социально-экономической и политической сфере, в области международных связей РФ, фактическое упрощение порядка въезда в страну, нарушение действующего законодательства. В количественном отношении наличия в России незаконных мигрантов существует разброс мнений экспертов и определяется от 1,5 до 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса, в том числе занимающиеся трудовой деятельностью с нарушением действующего российского законодательства. Это в основном представители государств-участников СНГ и стран Балтии, а также КНР и Вьетнама. Ряд государств продолжают придерживаться политики постоянного увеличения численности и влияния своих диаспор на территории различных российских регионов негласно поощряя проникновение своих граждан в Россию с последующей их легализацией и обустройством. И, естественно, с использованием их в дальнейшем в своих интересах. Докладчики и выступающие провели тчательный анализ национального состава незаконных иммигрантов. Рассказали сколько среди них афганцев, пакистанцев, китайцев, таджиков и даже ангольцев, но ни кто не сказал о том, а сколько же среди «нелегалов» наших соотечественников, наших братье и сестер, предательски кинутых за пределами России и Белоруссии при разделе СССР.

К сожалению, ни кто не сказал, что проблема незаконной миграции во многом возникла по вине тех, кто разрушал, а потом разворовывал наше государство. Им было не до должного внимания к этой проблеме. Она решалась просто: «Приезжайте! Всем земли хватит! Всех устроим!». Словом: вали валом - потом разберём! И ни кто вовремя не позаботился о создании правовой базы по регулированию иммиграции и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны от потребностей страны; об от открытости огромной части границы России со странами СНГ, при которой трудно говорить о гармонизации национального законодательства по борьбе с незаконной миграцией с этими государствами; о жестком контроле за исполнением уже существующего законодательства в области въезда и пребывания иностранных граждан в стране, а так же отсутствие необходимой ответственности за нарушения законов, как незаконных мигрантов так и контролёров. Боле того, уже в 2003 году в России принятые Законы «О гражданстве в Российской Федерации» и «Об иностранных гражданах» рассматривают наших соотечественников как иностранных граждан, что противоречит Международным соглашениям Российской Федерации подписанными с Казахстаном, Киргизеей, Белоруссией о правовом положении граждан этих государств проживающих на территории стран - подписантов, как особом статусе отличном от статуса иностранных граждан и о их праве на упрощенный порядок приобретения гражданства любого из этих государств.

Процессы незаконной миграции в России усугубляются ещё и отсутствием координации усилий федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и пресечению незаконной миграции. Эта несогласованность будет продолжаться до тех пор, пока не будет создан единый орган, занимающийся реализацией миграционной политики государства и координацией действий федеральных органов.

Россию коснулась также торговля людьми и незаконный провоз их через границу. А между тем российское законодательство не содержит в настоящее время норм, которые могли бы адекватно реагировать на подобную преступную деятельность, в том числе и на транснациональную. Для этого необходима срочная ратификация Государственной Думой подписанной Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих их Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказания за неё. Отсюда вытекает необходимость подготовки, заключения и реализация международных договоров Российской Федерации по вопросам незаконной миграцией, определения статуса пребывания отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, чтобы максимальное число иммигрантов попало в правовое поле; определение преференций, в этой части, российским соотечественникам, отработка системы учёта и обеспечения контроля за деятельностью туристических фирм, связанных с международным туризмом; приёмом иностранных граждан на обучение, лечение, привлечением и использованием иностранной рабочей силы; внедрение автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля машиносчитываемых паспортов и виз, автоматизированной системы оформления приглашений иностранным гражданам в РФ.

Самой непростой проблемой в регулировании миграционных потоков является проблема финансирования. К сожалению, в России их нет.

Мне думается, всем понятно, что регулирование миграции начинается далеко за пределами страны. Отсюда вытекает потребность в повышении роли зарубежных партнёров РФ в вопросах осуществления иммиграционного контроля на стадии выдачи разрешения на въезд и оформления визовых документов. Как показывает зарубежный опыт, наличие в составе посольств профессиональных иммиграционных сотрудников позволяет снизить приток в страну незаконных мигрантов.

Кстати, о зарубежном опыте. В июле 2003г., в Москве, прошла Международная научно - практическая конференция по борьбе с незаконной миграцией. Опытом работы миграционных служб делились представители трех столиц европейских государств: Берлина, Вены и Москвы. Так вот, в Вене существует отлаженная система работы с различными категориями иностранцев. Эта система базируется на чётком регистрационном учёте лиц, прибывающих в Австрию и находящихся на её территории. Каждый человек, который поселился на новом месте жительства в Австрии, должен зарегистрироваться в течение трёх дней независимо от того, является ли он австрийским гражданином или нет. Там, естественно, имеются и нелегальные иммиграция. Это чаще всего те, кто въезжает с действующей визой, а потом остаются в стране по истечении срока её действия. Часто это люди принимающие предложения от мошенников, которые обещают нелегально переправить их через границу.

Борьбой с нелегальной миграцией, как и у нас, в Австрии занимается полиция. Меры, принимаемые при этом, зафиксированы в законе об иностранных гражданах. Первое - это высылка (депортация). На практике это означает, что нелегальному мигранту выдаётся предписание, обязывающее его покинуть страну. В случае добровольного подчинения иммигрант имеет право на законный въезд в страну в любое время. Если он не подчиняется предписанию, то может своё несогласие оспорить через суд. При неудовлетворительном решении суда, незаконный иммигрант выдворяется полицией насильно. В этом случае он лишается права въезда в Австрию в дальнейшем.

Второй метод-это запрет на пребывание. Запрет предписывает иностранцу покинуть страну и запрещает ему въезд в страну когда-либо. Запрет на пребывание выносится в том случае, если доказано, что пребывание иностранного гражданина угрожает безопасности Государства или внутреннему порядку и осужден за совершение уголовного преступления.

Аналогичное наказание ждёт и нелегального трудового иммигранта. В последнее время борьба направлена не столько против трудиммигрантов, а сколько на борьбу с работодателями, которые предоставляют рабочие места незаконным мигрантам. В случае уличения работодателя ожидает очень высокие административные штрафы, обязательная уплата всех налогов, кроме того, он будет обязан оплатить все расходы по депортации этих лиц. Штраф расчитывается с учётом специфики работы каждого нелегального работника отдельно и может составлять сумму до 35 тысяч евро, а также может стать основанием для отзыва у нарушителя разрешения на занятие коммерческой деятельностью.

Если дело организовать с умом, то, как показывает опыт Германии, миграция и внутренняя безопасность не противоречат друг другу. Террористический акт 11 сентября в Нью-Йорке, стал как бы толчком в рассмотрении мигрантов как лиц готовых или способных совершать подобные акты и представляющие потенциальную угрозу для государства. Однако следует отметить, что наибольшее число нарушений со стороны иностранцев приходится на нарушение закона регламентирующего их пребывание в стране. К преступлениям, которые совершаются иностранцами, о которых сегодня говорили, такие как преступления связанные с нелегальным ввозом иностранных граждан, торговля женщинами и детьми, ввоз и сбыт наркотиков, а также кража и дальнейший сбыт предметов роскоши , автомобилей и т. д., прежде всего, имеют отношение международные преступные организации. Мелкие преступления со стороны иммигрантов, которые влияли бы на безопасность отдельных граждан занимают очень малую долю.

Как видим, состояние миграционных процессов, в цивилизованных государствах зависит не только от соседей, но и от того, на сколько государство способно планировать, контролировать и управлять этим процессом на своей территории.

И в заключении мне хотелось бы предложить внести в Итоговый документ международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств» следующие положения:

Рекомендовать руководству России и Беларуси:

1.Рассмотреть возможность проведения акции амнистии (легализации) нелегальных иммигрантов-соотечественников прибывших на территорию союзного государства до 31 декабря 2003года.

2. Ещё раз провести анализ причин иммиграции соотечественников из стран СНГ и обратиться к главам государств ЕврАЗЕС с предложением ликвидировать выявленные причины.

3. Федеральному собранию России проанализировать соответствие федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Международным двусторонним и четырёхстороннему соглашениям России с Белоруссией, Казахстаном и Киргизеей о правовом положении граждан сторон, проживающих на их территории и Соглашению об упрощённом порядке приобретения гражданства от 26.02.1999года и провести корректировку статей вышеуказанных законов.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ