Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Сможет ли Александр Лукашенко сделать разумный выбор?

Владислав Лосев (Минск)

Недавнее свержение Эдуарда Шеварнадзе вызвало нешуточную озабоченность у белорусского руководства, так как впервые на территории СНГ был успешно разыгран и осуществлен так называемый югославский вариант. Причем наиболее примечательным в этих событиях стал факт выдачи «головы Шеварнадзе» его ближайшим и, как казалось «Седому лису», лично преданным окружением, а также грузинской бюрократией в целом.

В этом смысле президенту Белоруссии есть о чем поразмыслить, так как он в своем политическом будущем делает одну из главных ставок именно на чиновничье сословие. Хотя еще в самом начале президентской карьеры, когда у Александра Лукашенко был невероятно высокий рейтинг, ему предлагалось начать формирование собственной политической партии или же общественно-политического движения. Однако, А. Г. Лукашенко, не желая, по видимому вообще хоть как-то от кого-либо зависеть, отказался от этой идеи, избрав «прямой разговор с народом».

И вот теперь в условиях усугубляющегося экономического кризиса и падающей популярности Лукашенко действительно может оказаться наедине с народом «без каких-либо посредников», то есть без поддерживающих президента общественно-политических структур.

Конечно, президент венчает собой бюрократическую пирамиду и ему может казаться, что чиновничий класс полностью на его стороне и будет его поддерживать при любых обстоятельствах. Более того, он намерен добиться этого. Так, выступая 21 ноября на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, А.Г. Лукашенко прямо заявил, что, если чиновник не разделяет «основополагающие ценности президента, то он должен уйти с государственной службы». При этом речь идет хоть и о постепенном, но кардинальном обновлении персонального состава госслужащих. Фактически вопрос стоит о полной замене чиновников с советским прошлым (а значит и «с остатками имперского сознания»), на выходцев из Белорусского союза молодежи (БРСМ), прошедших ускоренное обучение (2 года) в Академии управления при президенте РБ. По распоряжению А.Г. Лукашенко до 1-го января 2004 года полностью должен быть сформирован резерв руководящих кадров. А в конце текущего года глава администрации должен представить президенту «список включенных в банк данных талантливых молодых людей, которых можно привлечь к управлению государством». Именно из них Александр Лукашенко рассчитывает «формировать элиту не только управления, но и общества», которая должна будет руководствоваться в своих действиях, как интересами президента, так и строго определенной «государственной идеологической программой», на разработку которой были выделены большие деньги - более двух миллионов долларов.

В итоге длительных стараний группы лиц ученого звания на свет был произведен многостраничный трудно усвояемый идеологический продукт - «Идеология белорусского государства» (авт. Решетников С.В., Земляков Л.Е., Яскевич Я.С.), который в основном построен на выявлении и выпячивании отличий Белоруссии от России, белорусов от великороссов и направлен в целом на расщепление самосознания белорусского народа и вытеснение из него общерусской составляющей.

Вот, например, как описан в этом опусе национальный характер великороссов: «генезис русской этнокультурной общности объединил в себе такие компоненты, как исходный славянский, византийско-православный и ордынский (татаро-монгольский), что создало особый характер русского человека. Трудолюбие и лень, деспотизм и доброта, бунт и смирение, коллективизм и персонализм, мужское и женское, христианство и язычество, аскетически-монашеское и безбожное, трудолюбие и праздность и т.д. - таковы противоположные начала русского характера. Комплекс раболепия (сервилизма), транслированный от Востока, причудливо сочетался здесь с бунтарским духом, вечным стремлением к свободе».

О характере же белорусов сказано несколько иначе: « белорусская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героику католицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления». «Идеология…» сознательно отрывает белорусов от общерусского этнического древа и вопреки историческим фактам представляет их нерусским народом

А для того, чтобы подобные идеологические установки достигли большей части белорусского общества практически на всех предприятиях не зависимо от формы собственности предполагается уже в ближайшее время (подготовлен соответствующий указ президента) ввести должности заместителей руководителя по идеологии, в обязанности которого вменяется «разъяснять внутреннюю и внешнюю политику государства, обеспечивать своевременное реагирование на выступления в печати в отношении организации (предприятия), сотрудничать с правоохранительными органами».

Уже упоминалось о том, что корпус чиновников должен пополняться в первую очередь за счет членов БРСМ, участие в котором становится для молодого человека необходимым условием для поступления на государственную службу. Однако, членство в БРСМ это не только шаг к будущей карьере, но и вполне определенные материальные выгоды, так как наличие билета БРСМ дает право покупать по льготным ценам (скидка от 2 до 100 процентов) одежду, обувь, косметику, сотовые телефоны и многое другое. Так что ряды этого молодежного союза постоянно расширяются, но вот человеческие качества и политическая состоятельность БРСМовцев вызывают немалые сомнения. Все это сильно напоминает ВЛКСМ накануне краха КПСС и Советского Союза.

В целом же белорусскому государственному аппарату свойственны те же пороки и изъяны, что и остальным бюрократиям постсоветского пространства. Поэтому Александр Лукашенко неоднократно «высказывал обеспокоенность в связи с наличием большого количества жалоб на негативный тон общения работников местных органов управления и их недостаточную воспитанность».

Кроме этого, в своей речи на ранее упомянутом семинаре А.Г. Лукашенко вынужден был признать распространенность среди госслужащих различных правонарушений: «Если крупные злоупотребления, как правило, выявляются и наказываются , то мелкие поборы носят массовый характер, и именно от них в первую очередь страдает наш народ. Опасность в том, что люди с детства свыкаются с необходимостью давать и брать взятки». Ну, а в завершение президент, в который уже раз заверил, что «не потерпит воровства, предательства, пьянства и нарушения закона» среди государственных служащих.

Известно в то же время, что искоренение коррупции и чиновничьего беспредела было одним из главных предвыборных лозунгов кандидата в президенты Александра Лукашенко еще в 1994 году. Как видим, насущность этих вопросов не исчезла и успехи на данном поприще в белорусском государстве, по-видимому, очень скромные и поэтому, на наш взгляд, вновь ставить проблему мздоимства в центр президентской политики после девяти лет нахождения у власти просто неразумно.

Нужны новые прорывные идеи, решения и действия, в первую очередь, в направлении воссоединения двух русских государств - Белоруссии и Российской Федерации. Именно на этом пути возможно достижение самой широкой поддержки со стороны белорусских граждан, так как в реальном объединении остро нуждаются экономика, наука, образование, культура и практически все другие сферы жизни белорусского общества. Да и, в конце концов, просто позорно, когда белорусы и россияне продолжают оставаться друг для друга иностранцами.

8 декабря, сразу после выборов в Государственную Думу Российской Федерации, итоги которых произвели удручающее впечатление на высшее руководство Белоруссии, Александр Лукашенко провел совещание своего ближайшего окружения с участием руководителей Совета безопасности, генеральной прокуратуры, идеологических подразделений администрации президента РБ, министерства иностранных дел, а также вице-премьера В. И.Семашко, отвечающего за обеспечение Белоруссии энергоносителями. Президент перед своими подчиненными поставил один единственный вопрос - что делать дальше? И предложил каждому из присутствующих в короткий срок представить свои соображения по этому поводу. На этом же совещании министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов заявил, что у МИДа Белоруссии имеется детально разработанный план поэтапной нормализации отношений с США и Евросоюзом, осуществление которого позволило бы Белоруссии оградиться от «имперских притязаний России».

В настоящее время А.Г. Лукашенко поставлен изменившейся ситуацией в Российской Федерации на распутье и на окончательный выбор остается все меньше и меньше времени.

Один из возможных путей - это упрямствование в отстаивании псевдосуверенитета (а точнее изоляции от России) с неизбежным установлением диктатуры бюрократии. И с сожалением приходиться отмечать, что именно этот тупиковый путь может стать наиболее вероятным, так как для такого развития событий существуют серьезные предпосылки.

Вот характерный пример из этого ряда. В октябре 2003 года новым министром образования Александром Радьковым был издан приказ об изъятии из белорусских средних учебных заведений разработанной в Российской Федерации образовательной программы «Школа-2100», по которой только в Минске занимались учащиеся начальных классов более шестидесяти школ. Несмотря на то, что «Школа-2100» была довольно дорогостоящей (комплект учебников на один учебный год стоит около 25 долларов) дети, родители и учителя были довольны результатами обучения. Да и у различных проверяющих и контролирующих инстанций каких-либо претензий не было. Однако, став летом 2003 года министром образования, господин Радьков принял решение запретить использование в Белоруссии российской программы «Школа-2100» , так как она по его словам «транслирует идеологические ценности другого государства». Как пояснили в министерстве образования, «правописание безударных гласных дети должны изучать не на рассказе «Столица моей родины - Москва», а на тексте про Беловежскую пущу». При этом Александр Радьков неоднократно подчеркивал, что белорусские и российские программы обучения очень сильно разняться и поэтому, если дети в Белоруссии будут учиться по российским программам, то они не смогут поступить в белорусские ВУЗы.

Утверждение более чем сомнительное. Хотя если взять программы по истории, то можно действительно обнаружить множество несовместимостей. Например, белорусские учебники всерьез утверждают, что монгольскими войсками в битве на Калке командовал лично Чингисхан («Всемирная история. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы», Минск, «Народная асвета», 1998 г.), а Великий князь Московский Иван III был женат на дочери византийского императора («История Беларуси.XVI-XVII ст.ст.», Минск, «Народная асвета», 2000 г.), хотя, как известно, исторические источники и российская историческая наука имеет на этот счет совсем иную точку зрения. Но подобные ошибки - мелкие шалости по сравнению с тем историческим обликом, в котором предстает Россия перед белорусскими учащимися согласно школьной программе: сплошные агрессивные устремления, жестокость и набившая оскомину «тюрьма народов». Уже сейчас в некоторых минских школах ученикам запрещено пользоваться учебной литературой по гуманитарным дисциплинам, изданной в Российской Федерации.

Вряд ли приходится сомневаться, что, если руководство Белоруссии изберет путь псевдосуверенитета, то республику будут ждать нелегкие времена бюрократического диктата, политической, экономической, информационной и культурной изоляции, а также антироссийской истерии. Все это неизбежно закончится бедствиями для населения а, в конечном итоге, не исключен и распад белорусской государственности. Кстати, на путь изоляции и отрыва от России белорусское руководство всячески подталкивается со стороны Польши, определенные круги в которой все еще надеются на польский возврат на «кресы усходни» (Западную Белоруссию) или даже на восстановление Речи Посполитой в форме, например, пресловутого Балто-Черноморского союза. Этим, в частности, и объясняется возросшая в последнее время польская активность в Белоруссии и категорическое неприятие со стороны Польши Союзного государства.

Наиболее естественным выбором для Белоруссии, без каких-либо на то сомнений, является путь единства с Россией, который в полной мере соответствует национальным интересам белорусского народа и, в конце концов, здравому смыслу. Новый состав Государственной Думы Российской Федерации является хорошей предпосылкой для активизации союзного строительства, так как все партии, прошедшие в российский парламент, являются сторонниками воссоединения Белоруссии и России.

В то же время очевидно, что итоги думских выборов поставили окончательную точку в послесоветском периоде российской истории и поэтому (это нужно понять в первую очередь белорусскому руководству) время пустых деклараций о белорусско-российском единстве завершилось. По всей видимости предстоит серьезный пересмотр концепции белорусско-российских отношений и, соответственно, строительства Союзного государства. При этом белорусской стороне необходимо отказаться от устаревших еще советских представлений, которые продолжают лежать в основе белорусских отношений с Россией и уже реально мешают общерусскому воссоединению.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ