Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств»

Продолжаем публиковать материалы Международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности», прошедшей в Минске в конце ноября 2003 года.

 Выступление первого заместителя Председателя Совета Федерации В.П. Горегляда

Уважаемые коллеги!

Я хочу начать с парадоксального, до некоторой степени, утверждения: тема, которую мы обсуждаем на сегодняшней конференции, по существу -вечная.

Современный мир создала миграция человеческих сообществ. С начала времен люди разного этнического происхождения и мест рождения стремились туда, где им жилось лучше, туда, где благоприятнее условия для приложения их умений и взглядов.

Вспомним: первая награда Бога людям была за их многочисленные путешествия! Авраам с отцом покинул Ур Халдейский и ушел в землю Хар-ран, потом - в Ханаан и так далее - через Египет, доколе не обретена была земля обетованная. И эта миграция, надо сказать, далеко не всегда была легальной.

И даже самое мощное, на сегодняшний день, государство - США - есть результат длительной миграции.

При этом всякое государство, защищая свои интересы, всегда стремится управлять миграцией: стимулировать приток рабочей силы, когда ее не хватает, не пускать нежелательных иностранцев, стремящихся к лучшим условиям жизни, поддерживать переселение своих подданных в другие страны, расширяя свое жизненное пространство.

Эти мотивы тысячелетиями остаются неизменными. А страновые различия носят скорее стилевой, чем сущностный характер: страны европейской цивилизации более внимательно относятся к соблюдению прав человека, чем страны азиатской правовой и бытовой традиции и т.д.

Так, США, Европейский союз, а вслед за ними и Китай, успешно проводят политику "пылесоса", "высасывая" из остального мира специалистов в сфере науки, "высоких технологий" и вообще людей с позитивной пассионарностью.

При этом и США, и Евросоюз стараются всячески регулировать приток иммигрантов.

Китай же потрясает качеством своей диаспоры. Эта диаспора, основанная на специфической традиции "гуанкси", на принципе личных доверительных связей, контролирует львиную долю экономического потенциала азиатско-тихоокеанского региона. Контакты с исторической родиной, при этом, не прерываются.

Есть такое высказывание: "Что такое высшее образование в США? Это когда русский профессор читает студентам-китайцам лекции по американской литературе на английском языке". Конечно, оно весьма двусмысленно, но вполне точно отражает воздействие миграции на развитие общества и экономики.

По сути дела, все динамично развивающиеся государства мира либо полноценно владеют, либо стремятся овладеть механизмами, способными превратить миграцию в фактор модернизации и развития.

При этом традиционные принципы миграционной политики заключаются в квотировании переселенцев (по странам выезда, профессии, полу и возрасту), варьировании пограничного режима, форм приграничного сотрудничества и вообще - в отодвигании "рубежа отсечения" подальше от своих границ, в контроле пребывания иностранцев на своей суверенной территории.

По сути, современная миграционная политика опирается на инструменты полицейского характера. Полный же административный контроль над миграцией на практике возможен только в тоталитарных режимах.

Быстро развивающаяся глобализация, вслед за свободой перемещения финансов и товаров, неизбежно потребует в недалеком будущем и свободы передвижения рабочих рук, и главное - "рабочих мозгов".Мы не можем этого изменить, поскольку нельзя отказаться от современных систем жизнеобеспечения. Мы обречены на свободу.Поэтому уже сейчас остро стоит вопрос о создании гибкой системы управления качеством миграционных потоков на территории Союза Беларуси и России. Причем она не должна опираться на административные меры. Она должна быть способна в условиях сверхдинамичной политико-экономической обстановки отвечать на вопрос о том, какая нам нужна миграция, и обеспечивать миграцию фактически с заданными качественными параметрами.

Ключевой вопрос любой грамотной миграционной политики -комплекс мер по пресечению нелегального проникновения в страну, совершаемого в нарушение законодательства о въезде и транзите иностранцев.Современное мировое сообщество уже не может жить обособленно. Но хаос, создаваемый нелегальной миграцией, является одной из важнейших угроз международной стабильности и безопасности государств.Преступные организации пользуются беспрецедентной технологической свободой оперирования финансовыми, информационными, организационными и другими ресурсами, которую дала глобализация, и развивают свою, "параллельную" глобализацию путем нелегальной миграции. Она уже стала самым выгодным криминальным бизнесом - и в мировом масштабе, и, к сожалению, у нас дома. Так, на территории Союза Беларуси и России в операциях по нелегальной переправке людей участвуют как хорошо законспирированные преступные группировки, так и созданные ими легальные структуры. Причем у них имеются и необходимые финансовые и технические средства и информация. Они обеспечивают проработку маршрутов переброски, подбор и расстановку "кадров", легализацию "нелегальных мигрантов" в нашем Союзном государстве и отправку их за рубеж. В преступный бизнес вовлекаются жители областей России, Беларуси и Украины. По оценке экспертов ОБСЕ, ежегодно в мире контрабандой перевозятся около 4 миллионов человек, большую часть которых составляют женщины и дети. Повсеместно огромные масштабы приобретает нелегальная переправка женщин для их последующей сексуальной эксплуатации.

Кроме того, во всех странах среди нелегальных мигрантов процветает незаконный оборот наркотиков, оружия, валюты, культурных ценностей, изготовление и сбыт поддельных документов. Мигрантские преступные структуры сращиваются с местными и международными криминальными группировками, ищут "подходы" к представителям власти с целью легализации своего пребывания в стране или получения льгот. На базе нелегальных мигрантов формируются закрытые иммигрантские сообщества, фактически не признающие юрисдикцию страны пребывания. Организованные структуры мигрантских землячеств зачастую враждуют между собой. И это порождает опасность для их "мирного окружения": ведь в эти землячества входят, как правило, люди, имеющие опыт работы в спецслужбах, ведения боевых действий в "горячих точках", и очень часто - хорошо вооруженные люди. Наблюдается усиление борьбы этих землячеств за зоны влияния в сфере торговли, обслуживания, транспорта.

Растет политическая активность ряда организованных мигрантских сообществ. В России к таким сообществам можно отнести афганскую, курдскую, ангольскую и некоторые другие диаспоры. Они, в частности, требуют безусловной легализации в России, поддержки их политических требований в отношении других стран и тому подобное.Кроме того, массовое пребывание в стране нелегальных иммигрантов, занимающихся, в основном, любо дискриминируемым, рабским трудом, либо преступной деятельностью, развращает и криминализирует работодателей. А коренное население, стремительно лишающееся комфортной среды проживания, отвечает на эти процессы вспышками ксенофобии. И пока те, кто использует дешевую рабочую силу иммигрантов, говорят: "Мы уже не плавильный котел, а прекрасная мозаика", другие ворчат себе под нос: "Сплоченность - это организованная ненависть".

Одной из особенностей геополитического положения Союза Беларуси и России является его расположение на основных маршрутах транзитной миграции из ряда азиатских, арабских и африканских стран с неблагополучной внутриполитической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик СНГ в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду.Границы Союзного государства с рядом сопредельных государств, в том числе с Украиной и Казахстаном, в инженерном отношении не обустроены и слабо охраняются. Это делает нашу территорию своего рода отстойником для незаконных мигрантов, "трамплином", который позволяет им после соответствующей подготовки проникнуть на Запад, в том числе через белорусско-польскую границу.

При этом каждый второй нарушитель границы - выходец из Азии или Африки. В последнее время участились попытки незаконного пересечения восточных границ Польши этническими чеченцами. По оценке польских пограничников - это бывшие члены чеченских банд формирований, пытающиеся с помощью прочеченских сообществ, находящихся в Польше, осесть в западных странах.

Основные потоки незаконной миграции из стран дальнего зарубежья в Россию и Беларусь идут с маньчжурского (граница с Северо-Восточным Китаем), среднеазиатского (граница СНГ с Китаем, Афганистаном, Ираном), закавказского (граница с Ираном и Турцией), а также западного (в основном с территории Украины и республик бывшей Югославии) направлений.

Число незаконных мигрантов на территории Союза постоянно растет. В настоящее время, по оценкам экспертов и по мнению МВД России, в Российской Федерации находится до 5 - 7 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса. При этом в большинстве случаев иммигранты на вполне законных основаниях въезжают в страну, но затем находятся на ее территории с нарушением режима пребывания.

Каков социальный статус этих людей?

Во-первых, это мигранты, занимающиеся трудовой деятельностью с нарушением российского законодательства. Странами-донорами таких мигрантов являются государства СНГ и страны Балтии, а также Китай, Вьетнам, Афганистан, ряд других азиатских и африканских стран.

Во-вторых, около полутора миллионов мигрантов прибыли в Россию с целью получения статуса беженца или временного убежища. В основном это граждане Анголы, Афганистана, Ирака, Конго, Нигерии, Сомали, Шри-Ланки, Эфиопии. При этом, значительная их часть рассматривает Российскую Федерацию и Беларусь как транзитную территорию для проникновения на Запад, в том числе по нелегальным каналам.

По оценке белорусских специалистов, в Беларуси незаконно пребывают более 100 тысяч незаконных мигрантов, въехавших в Республику в основном из России и Украины, и признаков уменьшения их численности не наблюдается. Число же незаконных мигрантов на территории Украины экспертами Международной организации по миграции оценивается в 650 тысяч человек.

Свободному и слабо контролируемому перемещению иностранцев по территории Союза Беларуси и России в значительной степени способствует Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств-участников по территории участников данного Соглашения от 1992 года, а также Московское соглашение о взаимном признании виз от 1992 года, которое дает право иностранцу с визой одного из государств СНГ - участника Соглашения, свободно въезжать на территорию другого его участника.

Кроме того, ряд государств бывшего СССР имеют договоренности с государствами дальнего зарубежья о безвизовых поездках своих граждан. Например, Россия, невзирая на большое количество китайцев, незаконно пребывающих на Дальнем Востоке и в других российских регионах, а также и в Беларуси, продолжает выполнять положения российско-китайского Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках от 18 декабря 1992 года. Это облегчает нелегальное оседание китайских граждан на нашей общей территории.

Существует у нас также практика выдачи российскими консульствами / за рубежом виз лицам с явными иммиграционными настроениями. При этом ни в России, ни в Беларуси нет эффективного механизма депортации. Нет у нас и единого координирующего органа, который согласовывал бы действия компетентных министерств и ведомств по контролю за иностранными гражданами, пребывающими на территории Союзного государства. Все это не способствует стабилизации ситуации.

Анализ миграционной ситуации в мире показывает, что вынужденный исход жителей из ряда стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, африканского континента, а также из России и Беларуси продолжится. И большая часть миграционных потоков будет пролегать по территории Союзного государства. При этом ни Россия, ни Беларусь не в состоянии эффективно противостоять незаконной миграции.

Наблюдаются у нас и процессы иного рода.

В обеих странах имеет место отток населения в развитые государства дальнего зарубежья. Россия, по оценкам, ежегодно теряет около 1 миллиона человек. Население Беларуси, по данным Министерства статистики и анализа страны, по сравнению с 1989 годом, сократилось на 1%. В то же время можно уверенно говорить, что с началом экономического подъема наше Союзное государство столкнется с проблемой нехватки рабочей силы, которую придется импортировать из-за рубежа. Тревожным симптомом как для Беларуси, так и для России стала "утечка мозгов. Характерно при этом, что наши эмигранты, как правило, теряют взаимоотношения с исторической родиной'- несмотря на то, что на государственном уровне мы стремимся этого не допустить. В Беларуси действует специальная государственная программа "Белорусы в мире". В России принят Закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Все это призвано поддерживать соотечественников, проживающих за рубежом. Но , видимо, этого пока еще совершенно недостаточно.

Таким образом, миграционная обстановка на территории Союза Беларуси и России продолжает оставаться сложной - в том числе и в плане взаимоотношений России и Беларуси с основными "странами назначения" нелегальной миграции - Европейским союзом, США, Канадой, Австралией и рядом других государств.

Все страны назначения нелегальной миграции в последнее время предпринимают весьма решительные меры для ее пресечения.

Так, чтобы въехать на территорию Франции, иностранцы должны запрашивать визу только в консульствах в своей стране. После пребывания на территории Франции в течение трех месяцев иностранец обязан обратиться в полицейские иммиграционные службы за видом на жительство, срок которого определяется французскими законами. Если это правило нарушается, иммигрант рискует быть высланным из страны без права получения въездной визы не только во Францию, но и во все государства Шенгенской зоны.

В Великобритании за перевозку, предоставление ночлега и сокрытие иностранцев, незаконно проникших и проживающих на ее территории, установлены особо высокие штрафы.

В Испании для борьбы с небывалым наплывом беженцев намерены построить вдоль южного побережья систему внешнего наблюдения - с радарами и приборами ночного видения, а на тех, кто предоставляет нелегалам даже временную работу и жилье, накладываются штрафы.

В Италии в этом году вступил в действие закон, по которому все иностранцы, прибывающие не из стран Европейского союза, обязаны иметь трудовой контракт и постоянное местожительство, а также сдать в полиции отпечатки пальцев.

В Греции налажен жесткий визовый порядок, обеспечивается самая быстрая и эффективная в Европе система высылки иностранцев из страны за допущенные правонарушения.

Европейская комиссия в начале 2002 года одобрила законодательный акт, согласно которому возможно предоставление нелегальным мигрантам временного вида на жительство в обмен на информацию об организаторах незаконной переправки людей из одной страны в другую. В Евросоюзе создается новый орган, который будет координировать работу национальных пограничных и миграционных служб. Кроме того, в ЕС реализуется программа по борьбе с нелегальной миграцией, которая предполагает обязательную дактилоскопию у всех вынужденных пересе-ленцев старше четырнадцати лет, запрашивающих политическое убежище.

Евросоюз развивает сотрудничество со странами, откуда нелегальные мигранты проникают в Европу. Заключаются соглашения об обязательствах по приему обратно иммигрантов, проникших с территорий этих стран.

Более того, в Европейском союзе рассматривается возможность введения нового механизма предотвращения незаконной миграции. Он должен увязывать помощь Евросоюза развивающимся странам с их обязательством принимать обратно своих граждан, незаконно переместившихся на территорию Европейского союза. Кроме того, этот механизм должен включать санкции против стран, которые не желают должным образом сотрудничать в предотвращении нелегальной миграции.

Подобные меры действуют в США и Канаде.

Австралия и Малайзия недавно заключили договор о депортации незаконных мигрантов, стремящихся попасть в Австралию, сразу из Малайзии, не допуская их дальнейшей переправки на к австралийским соседям.

По существу, все принимаемые меры сводятся к следующему перечню:

укрепление границ, в том числе с применением "высоких технологий";

ужесточение полицейского контроля за пребыванием иностранных граждан;

ужесточение процедур депортации незаконных иммигрантов, побуждение стран происхождения нелегальных мигрантов принимать обратно своих граждан;

побуждение стран-"трамплинов" для нелегальной миграции самим бороться с транзитом незаконных мигрантов вплоть до их высылки со своей территории;

расширение международного сотрудничества на уровне миграционных служб разных государств на основе единых принципах и стандартах.

Правительства стран, привлекательных для переселения, сегодня ищут рецепты от незаконной миграции. Квоты для иностранных рабочих то уменьшаются, то увеличиваются. Периодически вводятся ограничения, ужесточаются законы. Затем наступает волна их либерализации. Однако с полной уверенностью можно сказать: эффективных решений проблем, которые несут с собой хлынувшие в эти страны потоки легальных и нелегальных иммигрантов, пока не найдено.

В качестве рекомендаций по борьбе с нелегальной миграцией целесообразно было бы, на мой взгляд, рассмотреть следующие подходы и конкретные действия.1.          Стратегическим решением проблемы нелегальной миграции были бы реальные успехи в борьбе с бедностью на уровне всего мирового сообщества. Нелегальная миграция - это ведь не от хорошей жизни. Хотя в таких случаях обычно заявляют: "Я выбрал свободу", но на деле получается, что люди бегут от нищеты, бесправия, отравленной среды обитания, войны и насилия.

В тех странах, где население нищее, это обязанность правительств.

Для благополучных, экономически развитых стран энергичная помощь в борьбе с бедностью является не только средством защиты от нежелательной иммиграции, но и некоторой платой за владение колониями в недалеком прошлом. Ведь нынешнее богатство этих государств получено, в частности, и за счет эксплуатации стран, ставших сегодня источником миграции.

2.             В качестве меры оперативного характера возможно предложить уже высказанное мной соображение о создании гибкой системы управления качественными параметрами миграционных потоков на территории Союза Беларуси и России с опорой на неадминистративные рычаги.

Надеюсь, что конкретизации этой идеи нам удастся достичь в ходе нашей конференции.

3.             В части принятия тактических мер представляется необходимым:

разработать единый для Беларуси и России план борьбы с незаконной миграцией, основанный на совместных оценках ее влияния на наш Союз;

ускорить проведение сравнительного анализа миграционных законодательств Беларуси и России, который проводит временная рабочая группа Научно-консультативного совета по унификации миграционных законодательств государств-участников Союзного государства. Этот анализ уже выявил ряд существенных различий, в том числе в нормах, затрагивающих порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства права на временное, либо постоянное проживание на территориях наших стран. По итогам этой работы следует принять меры по гармонизации этих законодательств

ввести в уголовное и административное законодательство России и Беларуси нормы, предусматривающие ответственность за организацию незаконной миграции, в том числе и в целях привлечения рабочей силы;

установить более четкую процедуру депортации иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Союзного государства;

в случаях, предполагающих лицензирование деятельности работодателя, установить запрет на выдачу лицензии работодателям, привлекающим в качестве рабочей силы незаконных мигрантов; кроме того, целесообразно предусмотреть аннулирование уже выданных лицензий при обнаружении факта использования труда нелегалов; укреплять границы государств-участников Союзного государства.

В заключение хочу подчеркнуть чрезвычайную своевременность проведения международной конференции "Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств".

Сегодня почти каждый день приносит трагедии, прямо связанные с проблематикой конференции. Это и взрывы в Стамбуле, показавшие безостановочный рост террористической активности, находящей для себя благодатную почву в среде нелегальных мигрантов. Это и постоянные сообщения о гибели людей, пытавшихся любой ценой достичь "страны своей мечты", известия о проявлениях ксенофобии.

Убежден, что нам удастся выработать конкретные рекомендации по регулированию миграционных потоков, реализация которых позволит Беларуси, России и в целом нашему Союзному государству ввести в действие современные правовые и организационные механизмы управления миграционными потоками.

Благодарю за внимание.

Рекомендации Международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств»

В городе Минске (Республика Беларусь) с 27 по 28 ноября 2003 года по инициативе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Совета Министров и Постоянного Комитета Союзного государства, а также Национальной академии наук Беларуси прошла Международная конференция на тему «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств». В конференции приняли участие депутаты национальных парламентов и международных парламентских объединений, представители международных организаций, сотрудники заинтересованных министерств и ведомств, научных центров и общественных организаций Беларуси и России.

Участники конференции констатировали, что проблема миграции, из разряда второстепенных прочно вошла в число «горячих тем», став новым вызовом мировому сообществу, масштабы и возможные последствия которого могут представлять серьёзную угрозу международной стабильности и устойчивому развитию государств.

Участники конференции убеждены, что современные масштабы международной миграции таковы, что ни одно государство в мире, каким бы развитым оно ни было, не в состоянии в одиночку решить проблемы, вызываемые миграционными процессами. Как показывает практика, в большинстве стран, испытывающих на себе миграционное давление, темпы миграции опережают возможности государств по регулированию миграционных процессов и реагированию на их последствия. В то же время международная координация и сотрудничество в миграционной сфере способны содействовать более эффективному управлению межгосударственными передвижениями населения, минимизировать опасность сопутствующих миграции преступлений и правонарушений.

Участники конференции подчеркнули, что произошедшие в последние годы изменения мировой геополитической обстановки создали условия для формирования устойчивой тенденции к ежегодному увеличению объемов незаконной миграции. Высокая мобильность населения в различных странах мира обусловлена увеличивающимся разрывом в уровнях жизни, благосостояния, культуры, здравоохранения между развитыми и развивающимися государствами.

Участники конференции отметили, что миграция, в зависимости от конкретных обстоятельств, может служить как положительным импульсом для развития экономического и научно-технического потенциала государств, так и оказывать негативное, дестабилизирующее воздействие на социумы. Поэтому уже сейчас остро стоит вопрос о создании гибкой системы управления качеством миграционных потоков. Эффективная миграционная политика должна быть выгодна для страны и удобна для людей. От проводимой государством миграционной политики зависит, станет ли миграция позитивным и стабилизирующим фактором или, напротив, будет фактором обострения социально-экономических проблем.

Участники конференции подчеркнули, что ключевой вопрос грамотной миграционной политики состоит в разработке комплекса мер по пресечению нелегального проникновения в страну, совершаемого в нарушение законодательства о въезде и транзите иностранцев.

Участники конференции признали, что нелегальная миграция, имея трансграничный характер, все больше приобретает черты высокоорганизованной, высокодоходной и хорошо законспирированной международной преступной деятельности, посягающей на экономическое и социальное развитие государств, а также на их суверенитет. Она является одной из основных причин роста контрабанды оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, незаконного оборота наркотиков, террористических и экстремистских проявлений, расширения подпольного рынка труда, распространения опасных инфекционных заболеваний, что влечет за собой возникновение напряженности в межгосударственных отношениях и представляет угрозу национальной безопасности государств.

Одной из особенностей геополитического положения Союза Беларуси и России является его расположение на основных маршрутах транзитной миграции из ряда азиатских арабских и африканских стран с неблагоприятной внутри политической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик СНГ в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду.

При этом Беларусь и Россия при решении этой сложной и масштабной задачи опираются только на собственные ресурсы.

Осознавая важность комплексного подхода к решению проблемы незаконной миграции, участники конференции предлагают

-               Предложить органам законодательной и исполнительной власти, неправительственным организациям, научным центрам продолжить международный диалог по миграционным проблемам для выработки совместной стратегии управления миграционными процессами европейских государств. Всячески содействовать активной политике, направленной на преодоление социального неравенства и бедности в целях искоренения базовых причин миграции, в том числе через осуществление программ развития для экономически менее развитых стран и соблюдения основных прав и свобод человека.

-               Государствам - участникам Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Союзного государства продолжить сотрудничество с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), с MOM, ПРООН, государственными и негосударственными организациями, в том числе в рамках программ оказания технического содействия в вопросах учета и контроля лиц, пересекающих границу.

-               Расширить сотрудничество со странами Европы в области внешней трудовой миграции в целях активизации борьбы с незаконной трудовой миграцией, эксплуатацией мигрантов, а также обеспечения цивилизованного доступа специалистов СНГ, ЕврАзЭс и Союзного государства на рынки труда экономически развитых стран, в том числе через подготовку и подписание единых юридических инструментов, способствующих созданию основ взаимовыгодного сотрудничества в области миграции, формированию механизмов общего рынка труда. Коллективное приложение усилий в области регулирования легальных миграционных потоков существенно сузит возможности для незаконной миграции.

-               Активизировать борьбу с торговлей людьми, их незаконной транспортировкой и эксплуатацией мигрантов. При этом особое внимание необходимо уделять правовой, социальной и другим сферам защиты мигрантов-детей.

— Органам Союзного государства совместно с органами государственной власти и управления Республики Беларусь и Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и принятия миграционной программы Союзного государства, направленной на проведение согласованной миграционной политики Беларуси и России, а также выработать скоординированные меры по противодействию нелегальной миграции на территории Союзного государства. Предпринять шаги по гармонизации национальных законодательств в области миграции:

ввести в уголовное и административное законодательство Беларуси и России нормы, предусматривающие ответственность за организацию незаконной миграции, в том числе и в целях привлечения рабочей силы;

установить более четкую процедуру депортации иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Союзного государства; установить запрет на выдачу лицензии работодателям, привлекающим в качестве рабочей силы незаконных мигрантов, а также предусмотреть аннулирование уже выданных лицензий при обнаружении факта использования труда нелегалов;

-               укреплять границы государств-участников Союзного государства.

-               Депутатам - участникам конференции инициировать в своих парламентах активизацию решения проблем, связанных с миграцией, рассмотреть возможность ужесточения мер административного и уголовного воздействия в отношении лиц, содействующих нелегальной миграции, особенно трудовой деятельности мигрантов в стране пребывания, способствовать скорейшему заключению соглашений о реадмиссии (приеме и передачи нелегальных мигрантов) в рамках СНГ.

-               Государствам - участникам СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства проанализировать выполнение взятых на себя обязательств по пресечению нелегальных миграционных потоков; провести систематизацию и кодификацию национальных законодательств по вопросам миграции, осуществить правовой мониторинг действующих международных договоров (соглашений).

Участники конференции заявляют о необходимости координации действий по формированию единого информационного пространства сферы трудовой миграции, созданию единой информационной базы данных.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ