Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ольвия-пресс,
15 декабря 2003

«Россия не умерла, она затаилась на время!»

С.Зайченко

 «Честность и порядочность будут осмеиваться и превратятся
в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман,
пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом,
предательство, национализм и вражду народов, прежде
всего вражду и ненависть к русскому народу, - мы будем
насаждать ловко и незаметно. Эпизод за эпизодом  будет
разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия
гибели самого непокорного на земле русского народа,
окончательного, необратимого угасания его самосознания.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться и
понимать, что происходит».
 (Послевоенная доктрина США, 1945 год.)

«Последние десять лет наша политика в отношении СССР
и его союзников убедительно доказала правильность взятого
США курса на устранение одной из сильнейших держав
мира и сильнейшего военного блока.  Организовав Ельцину
пост  президента на второй срок, мы тем самым создадим в
России полигон, с которого уже никогда не уйдем».
 (Президент США Б.Клинтон, 1995 год)

Если предсказания директора  ЦРУ и главы Пентагона Алена Даллеса практически сбылись спустя 55 лет, то предсказаниям  президента Билла Клинтона сбыться уже  не суждено: «создать в России полигон» у Вашингтона не получается. События последних лет наглядно это продемонстрировали. С приходом к власти президента В.В.Путина и его команды Россия приобрела  иной формат и уже начинает проводить независимую политику, которую на Западе недовольно окрестили «с имперскими замашками».

В Приднестровье почувствовали это раньше других. Являясь посредником переговорного процесса и гарантом мира на берегах Днестра, РФ очень много сделала для сохранения государственности ПМР. Вот и сейчас приднестровцы  с радостью восприняли активную позицию РФ в нормализации отношений ПМР с Молдовой и приветствуют инициативу Кремля  «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства». И хотя обстановка вокруг ПМР сложная, есть уверенность в том, что конечные  результаты будут положительны. Твердая позиция Российской Федерации, занятая на последнем саммите ОБСЕ в Маастрихте, показала Западу, что время, когда с Россией можно было разговаривать с позиции силы,  уходит в прошлое.

Прежде чем судить о политической ситуации, сложившейся в последние годы вокруг России и Приднестровья, необходимо иметь четкое представление о структуре европейских организаций и о процессах, происходящих  в  современной Европе.  Необходимо осознать геополитические интересы США на европейском континенте, роль РФ  в  европейских процессах и место Приднестровья в геостратегических интересах мировых держав.  Без этого понять, почему Европейский союз, Вашингтон и ОБСЕ выступили против Меморандума «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства», предложенного Москвой, будет довольно сложно.  Об этом и пойдет речь.

    Если на  политическую карту современного европейского континента взглянуть через призму военно-политических блоков, безошибочно можно сказать, что рука Вашингтона с «факелом в руке» за годы после распада СССР уже достигла границ Российской Федерации. Не хватает только бочки с порохом.

 Действительно, давайте посмотрим на современную организационную структуру Европы, постараемся определить основную цель построения так  называемого  «общего  дома»  на европейском континенте и чьи интересы при этом превалируют. 

 Основополагающей и доминирующей военно-политической структурой в Европе является Североатлантический союз (НАТО), созданный еще в 1949 году для согласования военно-политической деятельности и «защиты интересов стран-участниц, в том числе с применением вооруженной силы». Инициатором создания  такого союза выступили США.  Обратите внимание, из 19 стран членов этой организации 17 – европейские государства и лишь 2 – североамериканские. Это США и Канада. Никто не станет оспаривать, что НАТО по сути своей - европейская организация. Однако «руководящей и направляющей»  в НАТО фигурой являются США. В дальнейшем в западной Европе дополнительно были сформированы  несколько, будто бы независимых  образований.  Но при этом в их состав  входили те же  европейские страны, что и в НАТО,  с  привлечением некоторых новых государств.  А поэтому все  вновь создаваемые европейские структуры   заведомо оказывались подконтрольны Вашингтону и НАТО. Например, что представляет собой Европейский союз (ЕС), преобразованный в 1993 году  из ЗЕС (Западноевропейского союза, созданного еще  в 1955 году).  Главной целью ЕС является «согласование военно-политической и экономической деятельности стран западной Европы. Состоит  из 15 постоянных членов, из которых 11 – члены НАТО.  С мая 2004 года  его состав пополнится дополнительно тремя  новыми членами. Это - Польша, Чехия и Венгрия, которые  уже являются членами НАТО. Итак, Европейский союз представляет собой структуру, состоящую из 14 (!) стран НАТО плюс 4(!)  нейтральных:  Швеция, Австрия, Финляндия и Ирландия. А теперь подумайте, чьи интересы в Европе  представляет Евросоюз.

Аналогичную структуру имеют и остальные европейские структуры. Это и Центрально-европейская инициатива (ЦЕИ) от 1989 года, и  Вишеградская группа от 1991 года, и Балтийский совет от 1993 года, и Европейская ассоциация свободной торговли, модернизированная в 2001 году, и тот же Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы и Процесс стабилизации и ассоциирования, в который так стремится попасть РМ.

В Европе фактически нет такой  европейской структуры, где бы не превалировали страны-члены НАТО и не отражала бы интересов США.

Есть необходимость подробнее остановиться на специфической европейской организации, призванной защищать безопасность Европы, отстаивать интересы европейских стран и не позволять никому вмешиваться во внутренние дела европейского континента.  Как вы поняли – это Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

ОБСЕ была создана в 1975  году. Ее цель: выработка мер по  укреплению доверия и безопасности в Европе.  В нее вошли, акцентирую внимание, 53 государства  Европы  и  два (!),  США и Канада,  американского континента. Сегодня ОБСЕ объединяет 19 стран  -  членов  НАТО,  12 – страны СНГ, 9 –  государства  Восточной Европы, 3 – страны Балтики, 11 -  страны, заявившие о своем  нейтралитете,  и  Ватикан.

 А теперь попробуем разобраться в качественном составе ОБСЕ. Во-первых, 19 стран-членов  ОБСЕ,  предназначенной в принципе  быть озабоченной  только европейской безопасностью,  представляют в этой структуре Североатлантический блок,  стоящий фактически  на страже интересов Соединенных Штатов Америки. Только это уже  говорит о том, что ОБСЕ по европейским  проблемам вынуждена принимать решения по согласованию с Вашингтоном. Далее. Из 12 стран, членов   СНГ,  10 (Казахстан,  республики Средней Азии, Закавказья, Молдова и Украина) находятся под влиянием США и мечтают стать членами  НАТО. Из их числа создана пронатовская  организация ГУУАМ. И только РФ и Белоруссия из СНГ  остались фактически независимы от Вашингтона.

О прибалтийских 3-х  странах можно сказать только одно: политическое руководство  этих государств без сомнения  всегда поддержит все  решения НАТО, потому что уже получили приглашение в эту фактически европейскую и в то же время антиевропейскую структуру. 

 Что представляют собой 9 государств Восточной Европы? Это - Румыния, Болгария, Албания, Словения, ждущие своей очереди для вступления в НАТО, и 5 новых независимых европейских государств, образовавшихся при  содействии и непосредственном участии Вашингтона после развала Югославии. Кто и как разваливал Югославию,  всем давно известно.  Македония, Союзное государство Сербия и Черногория, Босния и Герцеговина, Словения  и Хорватия в настоящее время находятся под патронажем  США и как члены ОБСЕ всегда поднимут руку в поддержку ее резолюций.

В состав ОБСЕ входят 11 нейтральных европейских государств. Но нейтралитет  большинства из них относительный.  Дело в том, что эти страны  на европейскую  политику практически никакого влияния не оказывают. Вследствие малых территорий, малочисленности населения и отсутствия собственной экономики, такие из них,  как Андорра, Ирландия, Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино фактически утратили самостоятельность и существуют за счет процентов иностранного капитала. А Финляндия, Швеция, Австрия и Швейцария от  большой  европейской политики самоустранились.

О Ватикане речи нет.

Итак,  Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, коротко именуемая ОБСЕ, является  одной из главных европейских структур, посредством которой  США добивается исполнения  Коалиционной военной стратегии НАТО и реализации  собственной национальной  политики в Европе. Россия и ее военное присутствие в Приднестровье – камень преткновения Вашингтона на этом пути.

А теперь вернемся к ситуации вокруг Приднестровья и попытаемся ответить на вопрос,  почему ОБСЕ в отношении его  практикует политику двойных стандартов, не взирая на то, что Приднестровская Молдавская Республика по международным стандартам имеет полное  право на самоопределение.

Во-первых, хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятый 1 августа 1975 года, и которым по настоящее время  руководствуется  ОБСЕ в своей деятельности,  в масштабах Европы провозгласил:

- суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;

- неприменение силы или угрозы силой. 

Заключительный акт не предусматривает разницы в суверенитетах так называемых «признанных» или «непризнанных» международным чиновничьим аппаратом государственных образований, потому что в нем предусмотрено «Равноправие и право всех народов распоряжаться своей судьбой».  Этим правом воспользовались народы бывшей Чехословакии, мирно разделившиеся на два суверенных государства: Чехию и Словакию.  ОБСЕ, согласно Акта 1975 года и Устава ООН,  признала их суверенитеты.  Это же право было предоставлено всем  5-ти государствам, образовавшимся на территории Югославии. И хотя развал Югославии  произошел силовым путем (под силовым давлением ЦРУ и Пентагона), ОБСЕ  признала их независимость и,  коме того, приняла в свой состав.

 Этим же правом воспользовался и народ Приднестровья, заявивший в 1990 году  о своей независимости от Бессарабии, с которой его  насильственным образом  объединили в 1940 году.

Однако ОБСЕ отказало Приднестровью «в равноправии и праве распоряжаться своей судьбой» и до настоящего времени считает ПМР так называемым «непризнанным» государством.  Ответ на вопрос: почему ОБСЕ применяет двойные стандарты, кроется  в самой структуре этой организации и в стратегических  интересах США,  которые, как мы понимаем, защищает ОБСЕ на европейском континенте. Дело в том, что Приднестровье имеет пророссийскую ориентацию, что противоречит стратегическим интересам ЕС и Западу в целом.  Факт  этот  неоспорим.

Во-вторых, Хартия европейской безопасности (практически – это Конституция ОБСЕ) гласит: «ОБСЕ считает своим долгом предотвращать везде, где возможно, возникновение конфликтов, сопровождающиеся насилием».  К тому же, приняв Хартию, ОБСЕ подтвердила свои права и обязанности по Уставу ООН, включая обязательства по вопросу о неприменении силы или угрозы силой. ОБСЕ также подтвердила свое обязательство без пристрастия и подстрекательств находить пути мирного разрешения всех споров как между государствами, так и внутри отдельно взятого государства.

Однако  современное руководство ОБСЕ, выражаясь дипломатическим языком, не всегда  следует принципам принятых на себя обязательств. Эта организация, мягко выражаясь, закрывает глаза на силовые приемы, применяемые РМ в отношении ПМР, и при том даже не пытается повлиять на руководство Молдовы  в соответствии с принципами Хартии и  принятых на себя обязательств.

Далее. В Хартии европейской безопасности записано: «Мы  (ОБСЕ) будем рассматривать человеческое, экономическое, военно-политическое измерения безопасности как единое целое».  Это надо понимать так, что ОБСЕ не отделяет человеческую и экономическую безопасность  от военно-политической.

 Давайте посмотрим, так ли это. Во-первых, ОБСЕ от защиты  «человеческой и экономической» безопасности народа Приднестровья фактически самоустранилась и предоставила возможность РМ применять в отношении ПМР санкции по собственному усмотрению. В качестве доказательства достаточно сказать, что, поставив свою подпись под Меморандумом от 8 мая 1997 года, который гласит, что «Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях», ОБСЕ  не требует от Молдовы строгого его выполнения.  И хотя организованная РМ экономическая блокада ПМР грозит перерасти в гуманитарную катастрофу для 700 тысячного населения республики, ОБСЕ делает вид, будто бы  ничего противоправного не происходит.

 В этой связи возникает правомерный вопрос: способна ли ОБСЕ быть беспристрастным посредником в переговорном процессе между ПМР и РМ? И  может ли народ ПМР доверять этой столь одиозной  международной организации, открыто занимающей проворонинскую позицию лишь только потому, что официальный Кишинев отражает западные интересы?

Интересна еще одна деталь. ОБСЕ настаивает на безоговорочном прекращении военного присутствия РФ в Приднестровье и одновременно выступает за ввод на его территорию международного контингента миротворческих сил (коалиционных сил НАТО и ЕС).  Какую цель в этом случае преследует ОБСЕ, объяснять не следует. Понятно, что  Запад во главе с США  стремятся «загнать» Россию в собственные границы, лишить ее традиционного влияния в Восточной Европе, на Кавказе, Средней Азии и Дальнем Востоке. Они надеются при жизни нынешнего поколения стать свидетелями «грандиозной по своим масштабам трагедии гибели самого непокорного на земле русского народа». И ОБСЕ содействует этому. Определенные круги в Вашингтоне  уже давно вынашивают планы окончательного расчленения России на три части: Европейскую, Сибирскую и Дальневосточную.  И вытеснение  РФ из Приднестровья  является  одним  из звеньев так называемого  «санитарного пояса», которым  НАТО «обкладывает» ее,  как медведя в берлоге.

 Вывод один: Запад опасается  Великую  Россию. США  страшит возрождающееся  национально-государственное самосознание русского народа, его восстанавливающийся импульс своего  прошлого величия. В пробуждении России  заинтересован не только и не столько  русский народ. В ее пробуждении заинтересован Мир. Без сильной России не будет ни политического понятия Евразия, ни мира между Европой и Азией, между Востоком и Западом в целом, не будет мира на Земле.

И как бы не хотелось определенным силам и в Молдове, и на Западе, судьбу Приднестровья без России не решить.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ