Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Экономические взаимоотношения Россия и государств постсоветской Азии: проблемы и перспективы

Грозин А.В.

КАЗАХСТАН

Казахстан, крупнейшая страна Центральной Азии, объективно является приоритетным партнером России в Центральноазиатском регионе. Казахстан входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. Такое положение дел неудивительно. Гигантская протяженность казахстано-российской границы и улучшение экономической ситуации в двух странах автоматически привели к активизации отношений Москвы и Астаны, в том числе на уровне отдельных регионов государств-соседей, а также предприятий и различных отраслей экономики.

Можно констатировать, что РФ и РК сейчас больше обращены друг к другу, чем, например, пять лет назад. Отношения Казахстана и России вообще наилучшие за последнее десятилетие. Большинство проблем - и по Экибастузу, и по Байконуру, и по транзиту и тарифам на нефть, и по статусу Каспия - сняты к взаимному удовлетворению. Год Казахстана в России задал политическую рамку взаимоотношений двух государств на ближайшую перспективу.

Руководство Казахстана постоянно заявляет о приоритетности развития казахстано-российских связей, их взаимовыгодном и дружеском характере. Косвенным подтверждением тому служат более 600 документов подписанных Казахстаном по линии СНГ, Договор о дружбе и сотрудничестве 1992 г., Договор о вечной дружбе и сотрудничестве 1998 года и т. д.

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана. В 2002 году торговый оборот между странами составил, по разным оценкам, от 3.6 до более чем 4 млрд. долларов. Для сравнения: взаимный товарооборот Казахстана и США в 2002 г. составил порядка 940 млн. долларов, что на 180% больше по сравнению с 2001 годом. Второе место среди казахстанских экономических партнеров сейчас занимает Китай, третье - Бермуды.

По оценкам казахстанских экономистов, на РФ приходится 20% казахстанского экспорта и 50% импорта.

В Москве открыто в текущем году открыто торгпредство РК, планируется создание казахстанского Дома торговли и инвестиций, который будет объединять казахстанских экспортеров - предоставлять маркетинговое сопровождение, консалтинговые услуги и т.д.

В то же время, следует учитывать, что в целом, товарооборот между Россией и Казахстаном упал за последнее десятилетие до 35 % (двойное взимание НДС по отношению друг к другу: по месту производства и месту назначения, несогласованность тарифной политики и пр.). В январе 1999 г. Казахстан фактически вышел из Таможенного Союза, приняв меры по ограничению экспорта российских продовольственных товаров в свою страну. Именно эта мера и привела к резкому спаду экономического сотрудничества. В настоящее время РФ и РК сняли большинство этих проблем. Так была достигнута договоренность об отказе от двойного налогообложения и объем товарооборота уже два года повышается (предприниматель стал платить на 20 процентов меньше).

На приграничную торговлю приходится до 70% товарооборота между двумя государствами. Из 89 регионов России 72 имеют экономические отношения с Казахстаном.

Весьма привлекательным для российского бизнеса остается нефтегазовый сектор Казахстана.

По официальным данным, представленным казахстанским правительством в конце 2003 г., доказанные запасы страны, без учета шельфа КМ, составляли 2,9 млрд. т. нефти и газового конденсата и 1,8 трлн. м3 газа. По оценкам экспертов, разведанные запасы нефти в казахстанском секторе Каспия оцениваются в 1 млрд. т., и в текущем году объем добычи нефти в Казахстане составит около 45-48 млн. т. Доразработка иностранными инвесторами двух уникальных месторождений - Тенгиза и Карачаганака и освоение нового месторождения Кашаган позволят в 2-2,5 раза увеличить добычу нефти уже в 2010 г. Сейчас на казахстанском шельфе РФ представлена только «Лукойл»ом, нацеленным на совместную с казахстанской стороной разработку (на условиях СРП) трансграничных месторождений Центральной, Хвалынское и Курмангазы. Также «Лукойл» имеет небольшую долю на Тенгизе и на Актюбинских нефтяных полях.

Между Москвой и Астаной достигнута договоренность о капитальной реконструкции и восстановлении газотранспортной системы "Средняя Азия - Центр", которая даст среднеазиатским поставщикам природного газа - Узбекистану и Туркменистану - прямой выход на рынки России, Украины, Беларуси и Евросоюза. С российской стороны над проектом будет работать «Газпром». Сейчас поставки среднеазиатского газа по этой системе идут в рамках российско-казахстанского СП "КазРосГаз". Серьезные позиции отвоевывает на казахстанском рынке российский концерн «Стройтрансгаз», завершивший в текущем году строительство трубопровода Кенкияк - Атырау.

Однако, «приход» российского бизнеса в Казахстан нельзя назвать безболезненным и беспроблемным: так, по вине казахстанской стороны более двух лет был затруднен расчет по долгам перед РАО «ЕЭС России». В декабре 1999 г. российская сторона пошла на крайние меры, перекрыв подачу электроэнергии в г. Уральск и Западно-Казахстанскую область (долг - 25 млн. долл.). До сих пор не закончен процесс формирования казахстано-российского СП «УралТЭК». В конце концов, России удалось получить в счет погашения долгов контрольный пакет акций Экибастузской ГРЭС-2. Только РАО «ЕЭС» Казахстан должен более 300 млн. долл. И это при том, что Россия ежегодно, вплоть до 1998 г. аннулировала казахстанские долги, периодически достигавшие суммы в 1 млрд. долл. и исправно платила за аренду космодрома байконур по 114 млн. долл. ежегодно (половина - поставками современного вооружения).

Руководители ряда крупнейших российских нефтяных компаний не раз официально обратились в правительство РФ с просьбой пересмотреть госрегулирование транзитных квот, называя льготы для Казахстана «незаконным». В цифрах, казахстанская квота всего за 3 годы выросла в несколько раз: в 1998 г. -3,5 млн. тонн, в 1999 г. -7,5 млн. тонн, в 2000-14 млн. тонн. Как известно, транзитная нефть не облагается экспортными пошлинами, в связи с чем только в 1999 г. российский бюджет недополучил не менее 160 млн. долл. В 2000 г. - от 220 до 280 млн. долл.

В последнее время у российских компаний проявился интерес к казахстанскому агросектору, производству строительных материалов, машиностроению и переработке. В принципе российское присутствие в Казахстане традиционно широкое - казахстанцы используют либо опыт, либо капитал, либо товар, либо интеллектуальные наработки северного соседа.

В товарной структуре казахстанского экспорта в РФ, как и в прежние годы, основная доля приходится на минеральные продукты - 51%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (в основном зерно) составляют 19%, третье место занимает продукция химической промышленности (в основном химсоединения металлов) - 18 %.

Казахстан имеет конкурентоспособный сектор только в области выработки первичных продуктов переработки и добычи природных ресурсов. Другие отрасли экономики страны неконкурентоспособны, в особенности это касается сельского хозяйства и легкой промышленности. Отсюда очевидно, что за страной может закрепиться узкая сырьевая специализация в мировой экономике, тем более что некоторые "партнеры" даже будут заинтересованы в этом.

В 1990 году сельское хозяйство занимало 34 % в ВВП, но за годы реформ уровень сельхозпроизводства сократился в 2,5 раза, и теперь его доля в ВВП составляет лишь 8,4 %.

Промышленность Казахстана исторически носит преобладающе горнорудный характер. Минеральные продукты и металлы занимают 84 % экспорта и лишь 2 % - машины и приборы. Соответственно, в импорте доминирует последняя группа - 43 %. Естественно торговый баланс страны положительный и будет оставаться таковым на уровне 2-3 млрд. долл. при быстром росте как экспорта, так и импорта (в 2002 г., соответственно: 10,4 - 7,9 млрд. долл.). Экспорт собственно нефти, по консервативным оценкам, вырастет с 39 до 84 млн. т. в 2010 году. То есть, если Россия сейчас производит 2,7 т. нефти на душу населения, то Казахстан примерно 3,3 и 2,5 т. на душу населения экспортирует. Прокачка такого объема ставит проблему развития трубопроводов. Его нелегко будет пропустить через существующие (то есть старые советские) трубы, что неизбежно приведет к расширению трубопроводных мощностей на российской территории. Южное направление пока политически осложнено, но, по-видимому, нефтепровод Баку-Джейхан в конце концов будет построен не для азербайджанской, а преимущественно для казахской нефти, что снизит конкуренцию "за трубу" с российскими компаниями при экспорте нефти по территории России.

Ключевой задачей Казахстана, естественно, является уход от сырьевой основы хозяйства в пользу более высокой степени обработки продукции. До недавнего времени экономическая ситуация делала эту проблему малоактуальной, но рост и нефтяные доходы меняют ситуацию.

Россия и Казахстан, по всей видимости, единственные страны с положительными платежными балансами в СНГ, а значит экспортируют капитал.

В этой связи крайне важным становится вопрос о свободе перемещения капиталов между РФ и РК.

Приход российского капитала, очевидно, вызовет серьезный передел собственности в РК, и пока сложно оценить, готов ли к этому Назарбаев. В то же время, Россия сама может оказаться объектом инвестиций из стран СНГ, о чем заявил г-н Назарбаев на Омском форуме, призвав Россию «пользоваться казахскими инвестициями». «Казахстанские банки накопили средства, которые перегревают экономику Казахстана. Кому, как не близким соседям, воспользоваться их инвестициями», - заявил президент РК.

Два казахских банка, по его словам, уже инвестировали в российскую экономику 200 млн. долл. Казахстанская экономика оказалась в состоянии перегрева из-за притока валюты, вызванного высокими ценами на нефть. Казахские финансисты активно инвестируют в Киргизию, но там мало привлекательных объектов. В Узбекистан казахский капитал не допускается, а вот в России для казахских инвесторов есть еще довольно большое количество объектов капиталовложений. В Омске Назарбаев уже пообещал вложить 50 млн. долл. в Омскую область.

От того, на каком уровне будет находится приграничное сотрудничество во многом будут зависеть отношения России и Казахстана в целом

Приграничные регионы двух государств объективно нацелены на взаимное сотрудничество. Так сложилось исторически. 25% экспорта промышленной продукции Челябинской области и до 60% Омской области приходится на Казахстан. Почти весь объем сельского производства Кустанайской и Павлодарской областей ориентированы на российский рынок, почти вся продукция рудника "Горный" отгружается в Магнитогорск. Этот список можно продолжить.

Но в то же время именно руководители регионов говорят о недостаточной интеграции, называют различные проблемы.

Между Россией и Казахстаном существует порочная практика: антидемпинговые отношения, тормозящие развитие экономики. При этом антидемпинговые процедуры охватывают примерно одинаковый стоимостный объем товаров. Отмена с обеих сторон не наносит по большому счету ущерба.

Чтобы избавиться от этой практики, надо вскрыть причины. Одной из причин является несогласованность инвестиционной политики.

Имеет место вложение средств в дублирующие предприятия, как, например, строительство газоперерабатывающего завода в Казахстане, вместо развития кооперации с оренбургским и астраханским перерабатывающими комплексами. Часто это объясняется необходимостью защиты отечественного производителя. Производится идентичный продукт, разворачивается конкуренция, а затем стороны апеллирую к государству прося защиты от соседа. Ясно, что продуктивнее инвестировать в тот сегмент рынка, который еще не занят на этом пространстве. Механизмов согласования инвестиционной политики сейчас нет и их необходимо создавать.

Несогласованность инвестиционных проектов характерна для всех членов Содружества.

То же можно сказать и о бюрократических барьерах. Избыточное лицензирование всего и вся в столице выглядит как большая проблема, лишающая прав и возможности инициативы на местах.

Отдельно следует сказать о том, что организация экономического сотрудничества сталкивается с проблемой разного уровня развития и разного уровня освоенности территорий России и Казахстана. Приграничные территории Казахстана - более бедные являются зонами запустения и криминальной активности. Экологические, геологические, транспортные системы совместного использования можно поделить только при наличии единых инфраструктурных проектов. Они могут концентрироваться в следующие крупные блоки:

- проекты общей геологоразведки полезных ископаемых на сопредельных приграничных территориях;

- единая политика использования транспортных сетей, обеспечивающих связь России через Казахстан с Центральной Азией и связь Казахстана через Россию с Европой - формирование интермодального транспортного коридора;

- транспортный проект по совместному использованию транспортных магистралей, а также по обеспечению безопасности на проходящем через оренбургскую область фрагменте железнодорожной магистрали, начинающейся и заканчивающейся на территории Республики Казахстан;

- образовательные проекты в области высшего и среднего образования, обеспечивающие подготовку русской диаспоры в Казахстане и национальных специалистов РК;

- совместные технолого-инновационные промышленные проекты, обеспечивающие восстановление и развитие производственных комплексов.

Очевидно, первостепенное внимание необходимо уделить проектам в сфере транспорта и коммуникаций.

Товарооборот между Западной Европой и Восточной Азией составляет около 460 млрд. долл. в год, а Транссибирская магистраль, например, оборачивает всего около 4 миллиардов (менее 1 %). Необходимо сделать пути, которые уже существуют, привлекательными для товаропроизводителей.

Уже существует глубоко проработанный проект обновления подвижного состава на основе предприятий Казахстана, России, других республик. Другой проект - создание объединения перевозчиков. Начинается работа над проектами в агропромышленном комплексе, в области зернового хозяйства, оптового рынка продовольствия.

Особое место в российско-казахстанских взаимоотношениях занимает проблема границы. Российско-казахстанская государственная граница - самая протяженная в мире и составляет 7509 км; только на долю Западной Сибири приходится около 2700 км этой границы. Вследствие огромной протяженности и сравнительно недавнего появления, а следовательно, и недостаточной обустроенности, именно она создает питательную почву для усиления угроз национальной безопасности РФ.

КИРГИЗИЯ

Доля Республики в общем объеме внешнеторгового оборота РФ со странами СНГ в 1999 г. составила 0,9%, в том числе в экспорте - 0,8%, в импорте -1,1%. В то же время в торговле Киргизии доля России достигает 20%. Российский экспорт в основном состоит из нефтепродуктов, металлопроката, машин и оборудования. В киргизских поставках преобладают электротехнические изделия, табак, овощи и фрукты. В 1999 г.. товарооборот России с Киргизией составил 179,4 млн. долларов и по сравнению с 1998 г., сократился на 32%, в том числе объем экспорта снизился до 84,6 млн. долларов (на 36%), импорт -до 94,8 млн. долларов США (на 28%).

Основными причинами сокращения товарооборота являются хроническая неплатежеспособность хозяйствующих субъектов Киргизии (на них приходится 90% поставок), несовершенство платежно-расчетных отношений, различия в проводимых в РФ и КР реформах, в том числе в области налогообложения, внешнеторговой деятельности, финансово-кредитной и бюджетной политики.

После переговоров президентов двух стран в Москве (2000 г.) и принятия Программы экономического сотрудничества между Россией и Киргизией на 2000-2009 годы, в 2001-2002 гг. удалось преодолеть наблюдавшуюся в течение ряда лет тенденцию спада и к настоящему времени Москва и Бишкек добились существенного (на 49 %. за 10 месяцев т.г.) роста товарооборота.

Стороны сумели активизировать деятельность Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, придать ей системный характер (ранее она собиралась от случая к случаю). Президенты двух стран дали поручения по проработке и реализации проектов сотрудничества в сферах электроэнергетики, водного хозяйства, деятельности совместных финансово-промышленных групп, межзаводской кооперации, здравоохранения и медицины.

До сих пор не решен вопрос об участии российских организаций в строительстве Камбаратинского каскада ГЭС на реке Нарын. Россия рассчитывает получить контрольный пакет акций ГЭС, но Бишкек пока рассчитывает, что сможет

Как и во взаимоотношениях с Казахстаном, наиболее активно установлении экономических связей с Киргизией.идет по линии участия регионов России. Данный тип экономического сотрудничества двух стран можно признать весьма перспективным. Крупнейшими экспортерами в Киргизию являются Башкортостан, Свердловская, Омская, Новосибирская, Кемеровская, Московская области. Среди основных импортеров товаров из Киргизии - Санкт-Петербург, Москва, Саратовская, Курганская и Челябинская области. Субъектами Российской Федерации заключено около 30 соглашений с киргизской стороной.

Особенно активно развиваются экономические контакты между Киргизией и Сибирским ФО. К настоящему времени достигнута договоренность о том, что стороны в рамках своей компетенции будут содействовать развитию и активизации торгово-экономического сотрудничества, причем ориентироваться на прямые связи между хозяйствующими субъектами и организациями.

Сибиряки рассчитывают на увеличение импорта качественной сельскохозяйственной продукции из среднеазиатской республики. Сегодня товарооборот Кыргызстана с Сибирским федеральным округом составляет 36,3 млн. долл.. Основными статьями экспорта республики в СФО являются табак, электротехнические товары, овощи, фрукты, текстильные изделия, одежда. Импорт представлен фармацевтической продукцией, изделиями из черных металлов, лесоматериалами, нефтепродуктами, резиной, каучуком.

Приоритетными направлениями сотрудничества РФ и КР являются развитие лесного и агропромышленного комплекса, нефтехимической и химической отраслей промышленности, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности. В течение последних полутара лет участие российского бизнеса в промышленном производстве Киргизстана и создание СП по переработке сельхозпродукции на территории республики заметно активизировалось.

Также в настоящее время утвержден пакет  экономических планов, получивший название "Российские проекты". В их рамках создан киргизско-российский комбинат по добыче и переработке олова, вольфрама. Новосибирский оловокомбинат решил вложить средства в добычу руды в поселке Сары-Джаз на южном берегу озера Иссык-Куль, где запасы олова оцениваются в 160 тыс. тонн. Планируется открыть автобусный маршрут "Бишкек - Омск" и организовать воздушное сообщение Бишкека с Томском, Новосибирском и Красноярском.

Пока российский бизнес слабо проявляет себя в таких перспективных отраслях киргизской экономики как разработка месторождений полезных ископаемых и развитие сотрудничества в области туризма.

В последние пол года в Киргизии активизировался «Газпром» намеревающийся, в рамках программы модернизации трубопроводной системы «Средняя Азия - Центр» закрепить за собой контроль за трубопроводной инфраструктурой республики. Российский газовый монополист обещал инвестировать средства также и в разведку углеводородного сырья, но пока никаких реальных шагов в этом направлении не предпринимается - идет процесс согласования ряда проектов.

Успешно развиваются военно-политические контакты. В первую очередь, это касается открытия авиабазы в Канте. Общепризнанной мировой практикой является расширение экономических контактов после появления новых военных объектов (строительство инфраструктуры, появление новых сегментов рынка занятости и т.д.). Налаживается сотрудничество в области технического переоборудования и модернизации средств охраны госграницы КР (соответствующее соглашение между Минатомом России и Минобороны Киргизии подписано 22 июня 2002 г.)

РФ подписала Соглашение об урегулировании задолженности Киргизской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам (еще одна реструктуризация госдолга Киргизии, призванная «облегчит её взаимодействие с международными финансовыми структурами»), предусматривающее частичное погашение задолженности (общий объем - порядка 160 млн. долл.) за счет передачи России государственной доли ряда киргизских предприятий.

С осени текущего года начался процесс передачи интересных для российского бизнеса экономических объектов Киргизии российским собственникам. Так группе компаний "Вояджер" (Екатеринбург) в счет погашения задолженности КР перед РФ передан контрольный пакет акций (около 70 %) АО "Кадамжайский сурьмяной комбинат".

Очевидно, РФ вскоре получит также контроль над предприятиями ВПК КР, построенными еще во времена СССР и ориентированными только на общесоюзный рынок. Среди наиболее перспективных направлений сотрудничества в данной области проекты по окончанию строительства и запуска завода по производству кремниевых пластин, по добыче и переработке олова и вольфрама, по освоению золотоносных рудников, запуску ртутного комбината, производство боеприпасов для стрелкового оружия и пр.

ТУРКМЕНИЯ

Основа российско-туркменского товарооборота и, шире, экономических взаимоотношений - газ.

В настоящее время на долю Туркменистана приходится 2,86 трлн. куб. м. голубого топлива, что составляет около 2% разведанных мировых запасов. Потенциал туркменского шельфа Каспия в Ашхабаде оценивают, по последним данным, еще в 11 трлн. куб. м., газа и 5,2 млрд. т. нефти и газового конденсата, общие же оценки колеблются в пределах от 15,53 до 23 трлн. куб. м. По утверждению туркменского руководства, республика сегодня способна добывать около 80 млрд. куб. м. газа в год, а к 2010 г. эта цифра может увеличиться до 120 млрд. куб. м.. Соответственно объем экспортных поставок к 2005 г. должен составить 75 млрд. куб. м., а к 2010 г. - 100 млрд. куб. м. в год.

Возможности поставок туркменского природного газа за рубеж жестко лимитированы пропускной способностью экспортных трубопроводов, а они проходят по территории России.

Сразу после подписания российско-туркменских газовых договоренностей в апреле 2003 г. Алексей Миллер назвал документ «революционным прорывом в сотрудничестве великих газовых держав».

Возникает однако ряд вопросов.

Во-первых, туркменский газ - прямой конкурент российского. Нет ни одного места в мире, куда мы поставляем через трубу «Газпрома» туркменский газ и куда мы через ту же трубу не могли бы поставлять российский. Туркмения в обозримой перспективе не сможет построить газопровод в обход России.

Правда, у «Газпрома» дефицит газа и не хватает финансов на освоение новых месторождений и выполнение международных обязательств. Действительно, капитализация российских частных нефтяных компаний составляет 1,45 долл. за баррель нефтяного эквивалента. Для «Газпрома» этот показатель - 26 центов. Эти две цифры  характеризуют сравнительный уровень менеджмента в «Газпроме» и в -частных компаниях.

Дефицит газа могли бы восполнить независимые газовые производители, более рачительно относящиеся к деньгам. Но они не имеют доступа на внешний рынок, а тарифы на транспортировку газа внутри России для них вдвое выше, чем для «Газпрома».

Вместо того чтобы отдать рынки собственным российским компаниям, «Газпром» отдает их туркменскому конкуренту.

Внимательное изучение договора, подписанного в апреле между «Газпромом» и Туркменией, вызывает удивление. Согласно этому документу крупные поставки газа «Газпрому» начнутся только в 2007 году.

До этого же, в 2003-2006 гг., основной объем туркменского газа на Украину по договору с «Газпромом» будет поставлять фирма Еuгаl Тгаns Gаs. (уставной капитал - 12 тыс. долл., зарегистрирована 05.12.2002 в венгерском поселке Чабды). Еuгаl будет поставлять на Украину 36 млрд. кубов туркменского газа ежегодно и в качестве платы получит 13,7 млрд. кубов газа. По подсчетам аналитиков из Неrmitage Сарital Маnаgеmеnt:, это принесет фирме от 320 до 946 млн. долл. дохода - в зависимости от того, где будет продан полученный в оплату газ.

Остановимся подробнее на вопросе ценообразования вокруг туркменского газа. Цены на рынке природного газа в США и Европе - $90-120 за одну тысячу кубических метров. Туркменский природный газ реализуется в течении 8 лет по цене $33-40, где - 50% оплаты бартером (с завышенной, как правило в 2-3 раза ценой товаров и услуг) с применением коэффициента 1,5 (потери в трубе при транспортировке). При раскладке экспорта газа по данной схеме получается следующая картина: при контрактной стоимости $32 за 1000 мЗ с применением коэффициента 1,5 реальная цена продукта снижается до $ 21,3 (32:1,5=21,3), с учетом бартера 50/50 валютная часть составляет лишь $10, 6. Завышением цены в 2-3 раза на поставляемую встречную продукцию покупатель газа с большой прибылью возмещает оплаченную им валютную часть ( $10, 6 ).

Чтобы выглядеть защитником экономических интересов страны, перед началом каждой такой сделки туркменский лидер любит публично поспорить, поторговаться. Одна сторона предложит цену по $33, Туркменбаши скажет - по $41. В принципе, обе цены для госказны Туркменистана не играют особой роли. По существующей смешанной схеме - клиринг бартерной операции -бюджет Туркменистан не имеет ничего. Поэтому, аналогично будет выглядеть это и при цене природного газа по $41, так расчет равен (41:1,5) =$27.3 :2 =$13,6 , и по другим завышенным ценам тоже. «Живая» валюта от газовых сделок аккумулируется на зарубежных счетах Туркменбаши и тратится на дворцы, фонтаны и, в последнее время, на вооружение.

Таким образом, газовый оператор становится владельцем баснословной сверхприбыли, которая и делится с узким кругом участников «газовой сделки века». Что при таком раскладе получит бюджет России - большой вопрос.

Во-вторых, есть сомнения в экономической целесообразности заключения с Туркменией газового контракта.

До 2003 г. Россия и Туркменистан не могли сойтись в цене. Газпромовские предложения , заключались в том, чтобы газ поставлялся в рамках долгосрочных контрактов tаkе ог рау, а закупочная цена составлялась исходя из следующей формулы: цена на границе с Германией (около 93 долл.) минус затраты на транспорт, минус инвестиционная составляющая и минус норма прибыли «Газпрома». По словам начальника департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов компании Кирилла Селезнева «мы готовы купить туркменский газ по 20-22 долл. Но при этом отдаем себе отчет, что в следующем году объем будет небольшим, в районе 2-3 млрд. кубометров».

Сказано это было в конце 2002 года. Затем, однако, произошло некое чудо на апрельских переговорах в Москве: российский газовый монополист согласил до 2006 года закупать газ у Ашхабада по цене 44 доллара (!) за 1000 кубометров. При этом 22 доллара будут оплачиваться поставками российских товаров и технологий. И только с 2007 года Россия и Туркменистан перейдут к оплате поставок газа по мировым ценам или по формуле оплаты, которая используется в контрактах с западными партнерами и привязана к «нефтепродуктовой корзине» (во всем цивилизованном мире цена газа зависит от цены нефти и, соответственно, нефтепродуктов, а также иных конкурентных энергоносителей). При этом, за туркменский газ придется переплатить порядка миллиарда долларов только в ближайшие три года.

Есть еще масса неясных моментов:

А). Для выполнения всех газовых обязательств (перед Россией, Украиной, Ираном, «Итерой», соседями по региону) Туркменистан на рубеже 2007 года должен будет добывать не менее 120 млрд. кубометров. В настоящее время страна производит около 60 млрд. кубометров. То есть за 4 года Туркменбаши предстоит увеличить добычу газа вдвое, а заодно расширить собственную газотранспортную систему (требуется в общей сложности более 1 млрд. долларов).

Б). Степень изношенности туркменской трубопроводной системы составляет, по разным оценкам, 72-87%, практически каждый месяц лопаются трубы и гремят взрывы.. И хотя работа по модернизации в настоящее время ведется, проблемы это не решает - в реконструкции нуждается вся система «Средняя Азия - Центр», построенная еще в 70-е годы ХХ века. Сейчас «Газпром» заявляет, что готов инвестировать в реконструкцию газопроводной системы «Средняя Азия - Центр» около 3 млрд. долл., но многие эксперты серьезно сомневаются в том, что этой суммы хватит хотя бы только на туркменский участок «трубы».

В). Иностранные инвесторы крайне неохотно инвестируют в Туркменистан. Так работающие на туркменском рынке западные компании инвестировали в 2002 году в разведку и добычу чуть более 170 млн. долларов. В один казахстанский Тенгиз, один «Шеврон» в прошлом году инвестировал вдвое больше.

Г). Отношения Туркмении и Узбекистана, по территории которого проходит северный маршрут газопровода, далеки от дружеских (в конце 2002 г. две страны балансировали на грани открытого военного конфликта). А пропускная способность северного маршрута определяется в том числе на узбекских и казахских участках газопровода.

Определенный интерес у российского бизнеса вызывает туркменский шельф Каспийского моря. Несколько лет назад компаниями "ИТЕРА" "Зарубежнефть" и "Роснефть" было создано СП "ЗАРИТ". В последнее время «ЗАРИТ» объявил о намерении подписать в декабре текущего года соглашение о разделе продукции с правительством Туркменистана. Ситуация осложняется неурегулированностью вопросов о юридическом статусе Каспия, а также постоянно меняющейся позицией Ашхабада по данному вопросу.

На правах монопольного владельца стратегически важной транспортной системы Россия может и должна диктовать выгодную для себя ценовую политику. Туркменистан представляет собой прямой источник пополнения российского бюджета. Имеется возможность не неся тяжелого бремени затрат на добычу, поддержание дорогостоящей отраслевой инфраструкуры и т.п., получать практически ту же прибыль, которая получается от экспорта собственного газа.

Особенно эта ситуация становится выигрышной для России в связи с ситуацией вокруг Ирака.

Если западные нефтяные ТНК получат доступ к богатейшим иракским месторождениям на долгосрочной основе, то, им придется внести существенные изменения в свою инвестиционную стратегию на ближайшие несколько лет. Даже в случае быстрой победы США в Ираке, потребуется около 3 лет для того, чтобы помочь запустить иракскую нефтегазовую индустрию на полную мощность. Если результатом войны будет нанесение серьезного ущерба этой индустрии, то потребует больше времени и денег для ее реконструкции. Но инвестиции в Ирак, даже очень крупные, в любом случае, окажутся более предпочтительными для инвесторов, чем неясные нефтегазовые перспективы Каспийского региона.

Не стоит забывать и о том, что в 2003 г. Туркменистан собирается проводить тендеры на разработку каспийских месторождений, которые, по планам правительства, должны принести республики новые инвестиции. Но вряд ли этим планам суждено сбыться в случае переориентации крупных западных корпораций на иракский рынок. Для таких опасений есть реальные основания, если учесть степень привлекательности ближневосточной нефти, которая по качеству, запасам и путям транспортировки не идет ни в какое сравнение с месторождениями Каспийского моря, которое к тому же до сих пор не могут поделить.

ТАДЖИКИСТАН

Экономическое сотрудничество Таджикистана и России можно оценить, как самое минимальное из пяти постсоветских азиатских государств. Российский бизнес не идет в Таджикистан.

РФ не смогла пока нарастить товарооборот с Таджикистаном, который составляет всего около 100 млн. долларов. Во время недавнего визита в Душанбе президента Владимира Путина отмечалось, что «цифра эта явно не соответствует уровню наших отношений в политической и военной сферах».

Ни один серьезный экономический проект пока не заработал, что серьезно мешает дальнейшему развитию российско-таджикского диалога.

Только в нынешнем году США по разным каналам окажут Таджикистану безвозмездную помощь на 108 млн. долларов. Вашингтон выделил 2,4 млн. долл. на реконструкцию аэропорта в Душанбе. За каждый взлет и посадку Пентагон и страны НАТО выплачивают таджикским властям от 3 до 5 тыс. долл. На американские деньги уже запланирована реконструкция военного аэродрома под Кулябом. Вашингтон начинает в центральной части таджикской столицы строительство комплекса посольских сооружений на сумму 63 млн. долл.

По данным Министерства экономики Таджикистана, товарооборот между этой страной и Турцией за восемь месяцев 2003 года составил около 150 млн. дол. Основную часть товарооборота составляла продажа таджикского алюминия, Душанбе же получал стройматериалы и продукты питания. Во время недавнего визита в Душанбе турецкий премьер Эрдоган заявил, что Турция и Таджикистан готовы увеличить товарооборот в 2004 году до 250 млн. дол.

Существенно уступает Россия в экономическом влиянии на Таджикистан и Ирану.

В то же время база для серьезного российско-таджикского экономического сотрудничества имеется.

Речь прежде всего о разработке богатейших месторождений природных ресурсов, совместных проектах по развитию энергетики (Таджикистан, по запасам гидроресурсов входит в первую пятерку государств мира). Однако пока Москва лишь изучает возможность участия в завершении строительства Сангтуддинской ГЭС на р. Вахш.

Интерес для РФ представляет и вопрос о реанимации ряда предприятий ВПК, построенных в Таджикистане в советские годы. В этой плоскости, кстати, ранее предполагалось решить и вопрос о реструктуризации таджикского долга. По схеме, отработанной в Армении и Киргизии, Россия могла бы получить акции некоторых местных предприятий, в частности высокорентабельного Таджикского алюминиевого завода (ТАЗ). Но вопрос пока "завис".

Не проявили российские инвесторы особого интереса и к Канимансуру - крупнейшему в мире месторождению серебра. Вместо россиян туда пришли западные бизнесмены, не пожалевшие средств на проект.

При этом, возможности еще не упущены: на прошлой неделе правительство Таджикистана утвердило Стратегический план приватизации средних и крупных предприятий и реструктуризации субъектов естественных монополий и особо крупных предприятий на 2003-2007 гг. В перечень средних и крупных предприятий, подлежащих приватизации, входят 422 АО и 104 предприятий. Все они принадлежат различным министерствам и ведомствам Таджикистана. В план также включены 37 субъектов естественных монополий, имеющих стратегическое значение для экономики страны. Это, в частности, Таджикский алюминиевый завод, районные предприятия газового хозяйства, Душанбинская и Яванская ТЭЦ, Таджикская железная дорога, компания "Барки Точик", Государственная авиакомпания "Точикистон", акционерные общества "Сангтуда", "Таджиктелеком", "Телерадиоком", "Нафтрасон" и ряд других учреждений страны. По ним до конца 2005 года будут разработаны индивидуальные планы с возможностью их реструктуризации (передача в концессию, реорганизация) или же приватизации по индивидуальным проектам.

УЗБЕКИСТАН

В общем товарообороте Узбекистана доля России составляет, по разным оценкам, от 18 до 20%. Всего при участии российских инвесторов в Узбекистане создано более 400 предприятий, 36 из которых работают со 100-процентным российским капиталом.

Из Узбекистана в РФ экспортируется, кроме хлопка-сырца, природный газ, хлопковое волокно, медь, изделия текстильной и легкой промышленности, сельхозпродукция. В Узбекистан из России идет черный прокат, алюминий, продукция авиапромышленных предприятий, а также вооружения, вертолеты и др. техника.

На всех официальных встречах В.Путина и и.Каримова постоянно говорится о том, что объемы сотрудничества "еще далеко не в полной мере отвечают возможностям двух стран и должны быть существенно увеличены", однако, из года в год экономическое сотрудничество двух государств ослабевает. Из-за плохих урожаев хлопка и общих проблем в узбекской экономике товарооборот с этой страной падает.

Наиболее благоприятным в экономических взаимоотношениях РФ и РУ стал 2000 г., когда впервые после 1990 г. товарооборот между Россией и Узбекистаном превысил миллиард долларов.

Характерная деталь: впервые Россия уступила Узбекистану, продав ему меньше, чем купив. Причем не за счет традиционных хлопка и плодоовощной продукции. Ташкент добился положительного сальдо торговли во многом благодаря поставкам автомобилей "Нексия", "Дамас", "Тико", кабеля, другой промышленной продукции. Это говорит о том, что к Узбекистану следует относиться как к равноправному экономическому партнеру, прекратив оказывать режим максимального благоприятствования.

В 2000 г. в Узбекистан вернулся "Аэрофлот", начавший с весны 2001 г. регулярные рейсы по маршруту Ташкент-Москва.

Остаются, однако, и застарелые проблемы. Например, уже более 3 лет нет никакого прогресса в создании российско-узбекского самолета Ил-114 - все призывы Москвы создать Международную финансово-промышленную группу "Ильюшин" вместе с воронежцами и москвичами кладутся под сукно. На грани полного разрыва договоренности о совместном производстве в Ташкенте (из российских комплектующих) военно-транспортных Ил-76. Тем временем некогда ультрасовременный авиационный завод им. Чкалова в Ташкенте погряз в долгах, в его огромных цехах замирает жизнь, а персонал разбегается. Заморожен и проект уникального радиотелескопа на высокогорном плато Суффа, начатый еще при СССР.

На бумаге осталась идея межгосударственной финансово-промышленной группы "РосУзАгромаш" (ремонт сельхозтехники в РУ и поставка хлопка в РФ).

Хлопок остается главной валютой Узбекистана. Хлопком РУ рассчитывается с РФ за запчасти, которые ее авиапром поставляет Ташкентскому авиапредприятию для производства военно-транспортных самолетов Ил-76.

В то же время, в Узбекистане в текущем году собран рекордно низкий за последние годы урожай хлопка, запланированных правительством 3,6 миллионов собрать не удалось. По предварительным данным собрано 2,8 млн. т. хлопка-сырца - почти на четыреста тысяч меньше прошлогодних показателей. Можно с уверенностью прогнозировать, что из-за рисковых погодных условий, износа ирригационных систем и засоления почв в ряде регионов страны, фактические объемы урожая хлопчатника, из года в год будут снижаться. С конца 60-х годов прошлого века, Узбекистан ежегодно собирал около 4 миллионов тонн хлопка-сырца. С начала 90-х, производство опустилось в среднем до 3,5 миллионов. В самый неблагоприятный 2000 год, из-за небывалой засухи, было собрано 3,03 миллиона, а в относительно урожайные 1995, 1997 и 1999 годы - соответственно 3,93 млн., 3,64 млн. и 3,68 млн. тонн хлопка-сырца.

Эта ситуация осложнила и без того плачевное положение российских текстильщиков. В Иваново за последние две недели октября стоимость хлопка поднялась на 20% - примерно на 200 долларов за тонну. По словам экспертов, такого скачка цен не было уже пятьдесят лет.

После распада СССР Узбекистан сделал ставку на закупку американских хлопкоуборочных машин. Они оказались очень дорогими и непрактичными в эксплуатации. Сейчас Узбекистан объявил о намерении закупать российскую сельхозтехнику. На полях республики работает более полумиллиона единиц техники, произведенной во Владимирской области РФ. Раньше каждый шестой трактор с конвейера Владимирского тракторного завода отправлялся в Узбекистан, а пятая часть всех экскаваторов, работающих в Средней Азии, производилась в Коврове.

Достигнуть такого же уровня сотрудничества Узбекистану и российским регионам вряд ли удастся, но сейчас их руководители делают первые шаги в этом направлении. Так, в ходе недавнего визита делегации Владимирской области в Узбекистан было подписано соглашение о сборке владимирских электродвигателей в одном из районов страны. В Узбекистане по-прежнему ждут владимирских тракторов, экскаваторов и электродвигателей, а владимирцы традиционно покупают у узбеков хлопок и пряжу. Однако за последние годы объем переработки узбекского хлопковолокна на российских предприятиях сократился в 3 раза. Это значит, что оборудование простаивает, а специалисты остаются без работы.

Сближение государств «упирается» в финансы. В Узбекистане, только в октябре текущего года объявлено о введении свободной конвертации, но барьеров остается еще очень много. Это связывает по рукам и ногам местные фирмы и предприятия. Опасаясь утечки капиталов, официальный Ташкент не дает возможности работать в Узбекистане российским банкам, хотя корейцы, турки, голландцы уже нашли здесь свое место.

Не смотря на то, что соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, о научно-техническом сотрудничестве и т.д. были подписаны еще в 1997 г., нормативно-правовая база в РУ не благоприятствует ведению серьезного бизнеса - слишком много административных, фискальных, таможенных и иных барьеров. Количество подписанных документов пока не перешло в качество. Движение хотя и идет в правильном направлении, но непозволительно медленно.

Ташкент до сих пор не рассматривает возможность подключения российского бизнеса к крупному проекту модернизации водного хозяйства республики, обладающей самым крупным в мире орошаемым полем (финансирование проекта взял на себя Всемирный банк). Но пока не решен вопрос кто будет в роли поставщика оборудования на насосные станции. Ташкент вновь демонстрирует желание привлечь исключительно западные фирмы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ