Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Особенности правового статуса коренных народов в Канаде

Андреева Г.

Современные тенденции политического развития состоят в признании национального многообразия и мультикультурализма как одной из общественных и государственных ценностей, расширяющих возможности общества и государства. Зафиксировав в международных документах отказ от ассимиляции национальных меньшинств и коренных народов, человечество обрело новые горизонты и возможности. Для многих стран СНГ зарубежный опыт в этой области является не только полезным, но и поучительным. В данной публикации мы остановимся на регулировании статуса коренных народов в Канаде.

Коренные народы - это народы, которые, во-первых, появились на данной территории ранее других; во-вторых, ведут традиционный образ жизни, т.е. условия их пропитания связаны с собирательством, охотой, разведением относительно редких видов животных т.д.

Понятие коренных народов включает, таким образом, два аспекта. Во-первых, это аборигенность, т.е. речь идет об исконном населении данной территории, народах, которые заселили ее ранее других народов, проживающих в настоящее время на ней. В Канаде используется термин, который хорошо отражает это качество коренных народов: их называют «первыми нациями» (First Nations). Во-вторых, это ведение традиционного образа жизни и использование традиционного способа хозяйствования, существенно отличающегося от современного, причем сохранение данного способа хозяйствования является условием сохранения этноса как такового. Эти два аспекта предопределяют особенности правового регулирования статуса коренных народов и критерии, которые применяются судами, при решении дел, затрагивающих интересы коренных народов. Государство в связи с указанными обстоятельствами берет на себя обязательства по охране среды обитания этих народов и обеспечению ряда их специфических прав, которых нет у других этнических общностей. Предоставление особых прав и привилегий коренным народам рассматривается обеспечение их выживания и сохранения, а также как восстановление по отношению к ним исторической справедливости.

Коренными народами признаются индейцы, инуиты и метисы в Канаде, индейцы в США и странах Латинской Америки, маори в Новой Зеландии, аборигенные народы Австралии, саамы в скандинавских странах.

Сама проблема аборигенных обществ достаточно старая и возникла в процессе крупных миграций европейского населения в Америку, колонизации территорий, которые исконно занимали коренные народы, и вытеснения последних. Сохранились и правовые документы - свидетельства этих процессов и опыта по урегулированию отношений с коренными народами: Указ о саамах, проживающих в Финноскандии 1751 г., Королевская прокламация о коренных народах Канады 1763 г., договоры, заключавшиеся начиная с XVII в. с индейцами британскими, голландскими, шведскими и французскими колонистами, Вайтангский договор 1840 г., заключенный между британской короной и народом маори в Новой Зеландии и др. Затем для коренных народов наступил длительный период забытости и маргинализации.

В последние десятилетия ХХ века проблема коренных народов приобрела статус важной общественной проблемы мирового значения. На это повлияло множество факторов: возросшая общественная активность политических элит коренных народов, все большая осведомленность самих коренных народов об аналогичных процессах в других регионах мира (причем значительный вклад в обеспечение этой информированности вносят сами коренные народы), изменение отношения к коренным народам со стороны государствообразующих этносов, новый подход органов государственной власти к взаимоотношениям с коренными народами под влиянием новой концепции партнерских отношений и норм международного права.

Канада входит в число стран, которые первыми осуществили регулирование статуса коренных народов на конституционном уровне. Общественные отношения, связанные с коренными народами, считаются настолько важными, что в Конституционном Акте 1982 г. им посвящена специальная часть II «Права коренных народов Канады». Нормы об отдельных элементах статуса коренных народов были включены Конституционный акт Канады 1867 г. (формальное признание прав аборигенного населения Канады произошло еще раньше в Королевской декларации 1763 года). Согласно п.24 ст.91 этого действующего до сих пор документа регулирование статуса «индейцев и земель, зарезервированных за индейцами» является исключительно законодательным полномочием парламента Канады (п.24 ст.91), а ст.25 гарантирует их права и свободы. В Конституционном акте 1982 г. содержатся нормы, подтверждающие существование исконных или вытекающих из договоров прав коренных народов Канады: ст.35(1) гласит: «Существующие исконные или вытекающие из договоров права коренных народов Канады признаются и подтверждаются». Это положение поднимает договоры на конституционный уровень и обеспечивает им повышенную защиту, поскольку «любой закон, не соответствующий конституции в тех положениях, которые ей не соответствуют, не действует или не имеет силы». Кроме этого, в данном Акте применительно к коренным народам содержатся положения о регулировании земельных отношений, о равноправии мужчины и женщины, о конституционной конференции, ее составе и участии в ней представителей коренных народов.

В Конституционном акте 1982 г. содержится положение о том, что под термином «коренные народы Канады» понимаются индейцы, инуиты (так в Канаде называются эскимосы) и метисы (потомки смешанных браков индейцев и европейцев).

Оценка численности коренных народов осуществляется в Канаде на основе данных о регистрации в данном качестве, для чего необходимо предоставить соответствующие доказательства. Помимо данной категории, существуют лица, которые претендуют на данный статус, но не имеют достаточных доказательств, поэтому численность лиц, относящихся к коренному населению потенциально в действительности, возможно выше, чем приводимы официальные данные.

На момент образования канадской конфедерации в 1867 году число индейцев (основного коренного населения страны) оценивалось в 100-120 тысяч (Нiller J. Canada and the Aboriginal Peoples, 1867-1927.- Ottawa, 1997). В настоящее время при общей численности населения в Канаде в 29 миллионов человек, коренные народы составляют по официальным данным на 21 января 2003 г. 946 155 человек, в том числе: 608 850 индейцев, 292 305 метисов, 45000 инуитов. Из них в резервациях проживает 272 000 индейцев, 735 метисов, и 1810 инуитов, остальные проживают вне резерваций.

Проживающие вне резерваций 73 190 индейцев, 85 970 метисов и 31070 инуитов являются жителями сельской местности, соответственно в городах живет 263 250 индейцев, 199015 метисов и 12195 инуитов (данные переписи населения Канады - Statistics of Canada, 21.01.2003).

По стране коренные народы расселены неравномерно. Большинство индейцев проживает в провинциях Британская Коллумбия и Онтарио (но в процентном отношении это около 18% от коренного населения страны в каждой из провинций). Около 45% коренного населения живет в степных провинциях (Манитоба, Альберта и Саскачеван), причем самая большая группа метисов проживает в Альберте и Манитобе. В Квебеке проживает почти 9%, а во всех Атлантических провинциях - 5% аборигенов Канады, почти столько же - на Северо-Западных территориях и в Нунавуте, менее 1% - в Юконе, при этом в последних большинство составляют инуиты (Соколов В.И. Глобализация и аборигенное население Канады//США-Канада. Экономика, политика-культура.- М., 2002, №5).

В лингвистическом отношении коренные народы Канады разделяют на 11 языковых отличающихся друг от друга семей. Наиболее распространен алгонкин (Algonquain) - на различных диалектах этого языка говорят индейцы Кри (Сrее), живущие в прериях Онтарио и в Квебеке, гурон (Huron) из того же Квебека, а также блэкфут (Blackfoot) из южной Альберты, оджибуэй (Ojibway) из Манитобы и Онтарио и малисит (Mahseet) из Нью-Брансуика. В 1996 году четверть всего аборигенного населения Канады говорило преимущественно на родном языке, еще 15% использовало родной язык в быту. Наиболее высок уровень использования родного языка у инуитов (75%), среди индейцев и метисов уровень владения родным языком составляет соответственно 35 и 9%. На территории Нунавут местный язык эскимосов инуктикут стал третьим официальным государственным языком.

Средний возраст коренного населения Канады - 25,5 года - ниже, чем средний возраст канадцев (35,4 года), что связано не столько с большим количеством детей в семье, сколько с меньшей продолжительностью жизни коренного населения (лишь 8% коренного населения имеет возраст 55 и более лет, в то время как для других канадцев этот показатель составляет 20%) (Соколов В.И. Глобализация и аборигенное население Канады//США-Канада. Экономика, политика-культура.- М., 2002, №5).

Следует отметить, что разнообразие у коренных народов существует не только в языке, но и в других аспектах: у них разная культура, разнообразная социальная организация (в ряде племен сохранился матриархат), используются разные системы управления (от традиционного племенного самоуправления до прямого федерального управления).

Коренное население разделено на зарегистрированных в качестве принадлежащих к коренному народу т.н. «статусных индейцев» (Status Indians), наделенных льготами и правами в полном объеме и так называемых нестатусных индейцев (Non-Status Indians), которые такими правами не обладают. Их число также довольно значительно. Так, в провинции Британская Колумбия проживает примерно одинаковое по численности население статусных и нестатусных индейцев, в совокупности составляющее 4% всего ее населения.

Разделение коренного населения на статусных и нестатусных индейцев имеет целью, прежде всего, предоставить льготы (освобождение от налогов, медицинская страховка, субсидии на жилищное строительство и образование) той части коренного населения, которая сохранила традиционный образ жизни, язык и культуру. Вместе с тем это разделение коренного населения является следствием колонизационной политики, которая проводилась в отношении него в течении столетий: часть коренного населения ассимилировалась, другая часть сохраняла (в той или иной мере) традиционный образ жизни в т.н. резервациях. Как правило, нестатусные индейцы не относятся к какому-либо конкретному племени, соответственно на них не распространяются льготы и живут они, как видно из приведенных выше цифр преимущественно в городах. Эта часть коренного населения, таким образом, считается утратившей традиционный образ жизни и вполне адаптированной к современной цивилизации.

Статусные индейцы живут в племенах или общинах, которым выделяются финансовые ресурсы и земли. Всего в Канаде насчитывается немногим более 600 племен, 137 из которых проживает в Британской Колумбии, 26 - на Северо-Западных территориях, большая часть в резервациях. Это своеобразная территориальная организация автономии коренных народов, которая имеет место также в США и Бразилии. Резервация (от лат. reservare - сохранять) - место поселения, зарезервированное за коренными народами. Статус резерваций, как специальной территориальной единицы, обладает рядом особенностей:

1) на территории резерваций не создаются обычные для данного государства единицы административно-территориального деления и обычные органы местного управления (самоуправления);

2) живущие в резервации племена сохраняют традиционные формы управления, создавая органы власти племени на основе сложившихся обычаев. Однако понятие традиционный применительно к Канаде требует уточнения. До относительно недавнего времени в стране проводилось административное слияние племен на основе экономических и административных критериев, при этом этнический аспект игнорировался, что не могло не сказаться на социальной организации и обычаях этих племен. С 1985 года племенам законодательно предоставлено право самостоятельного формирования своего состава;

3) независимо от того, кто является в резервации собственником земли (государство или соответствующее племя) решение вопросов поселения на территории резервации, разработки природных ископаемых и иного использования территории осуществляется при наличии согласия совета племени или иного органа власти племени.

Формально считается, что в Канаде 2370 резервация суммарной площадью в 27,5 тысячи кмІ (что равно примерно трети небольшой провинции Канады, например, такой как Нью-Брансуик). Реально же заселено менее чем 900 резерваций.

Размеры резерваций различны. Средний размер резервации в Канаде - 2 тысячи гектаров, однако он варьируется по провинциям, так в Британской Колумбии (наиболее богатая лесными ресурсами провинция Канады с развитой лесной и деревообрабатывающей промышленностью), где находится более 70% резерваций Канады, средний размер составляет только 20 гектаров, а общая их площадь - около 0,4% территории провинции). Эти данные отражают реальную и достаточно типичную для отношений государства и коренных народов проблему, которая требует решения, в том числе, и путем правового регулирования. В процессе колонизации коренные народы вытеснялись, а нередко и просто изгонялись с традиционной территории их проживания. В результате коренное население сконцентрировано в небольших резервациях, во много раз меньших, чем традиционные места их обитания. Последние же, в настоящее время заселены уже не первым поколением некоренного населения, осознающего эти территории как свои, освоены промышленно и т.д. Что же касается коренных народов, то они ведут образ жизни, базирующийся на ином типе хозяйствования, который прямо зависит от сохранения традиционной среды обитания. В этой ситуации изначально заложено по меньшей мере два противоречия, имеющих существенное значение для характера и содержания правового регулирования. Во-первых, это - объективное противоречие между интересами населения, ведущего традиционный образ жизни и общегосударственными потребностями развития лесной, деревообрабатывающей, нефтяной и других отраслей современной промышленности, обеспечивающих блага цивилизации для основной части населения страны, но ведущих к изменению традиционной среды обитания. Целью государственной политики и правового регулирования в этом случае является сохранение самобытности этноса, его языка и культуры, тесно связанных с типом хозяйствования, традиционным укладом и средой обитания, что предполагает поиск соответствующих компромиссов. Во-вторых, обеспечение традиционного образа жизни нередко требует предоставления значительных территорий для охоты, оленеводства, рыболовства и т.д.. Большинство народов, ведущих традиционный образ жизни, в прошлом занимали намного большие территории, чем в настоящее время и были колонизированы или иным способом оттеснены на меньшие территории Нередко случалось, что заключенные с ними договоры не соблюдались, а принятые в отношении них нормативные акты не исполнялись. В настоящее время представители коренных народов требуют соблюдения соответствующих актов. С этой точки зрения удовлетворение их требований выступает не только как деятельность государства по сохранению культурного и этнического разнообразия страны, но и выполнение прежних обязательств и восстановление исторической справедливости. Проблема состоит в том, что демографическая ситуация к настоящему времени сильно изменилась и удовлетворение этих требований часто означает существенное ограничение или ущемление прав иных этносов, представители которых проживают на данной территории, что не может не учитывать законодатель при правовом регулировании. С другой стороны игнорировать многочисленные проблемы коренного населения Канады (самый высокий уровень безработицы и бедности, широкое распространение алкоголизма и употребления наркотиков, наибольшая заболеваемость, наименьшая продолжительность жизни и др.) в настоящее время уже правительству не представляется возможным. Несмотря на сложность проблем, они вполне решаемы, если, как показывает и практика Канады, усилия предпринимаются обеими сторонами переговорного процесса.

Хотя первые договоры с коренными народами в Канаде были заключены еще во второй половине XIX века, а с 1880 г. функционирует существующее и в настоящее время Министерство по делам индейцев, активность государства вопросах обеспечения прав коренных народов далеко не всегда была высокой. В Национальный реестр внесено одиннадцать договоров, по части из которых до сих пор ведутся дополнительные переговоры. Первые семь договоров, заключенные в период с 1871 по 1877 гг., касались урегулирования вопросов землепользования на территориях бывшей Компании Гудзонова залива (крупнейшей компании Канады колониального периода, разбогатевшей на торговле пушниной) - к западу от озера Верхнего, вплоть до Скалистых гор. Речь шла фактически об уступке индейцами английской короне всех основных прав на пользование земельным фондом. Остальные четыре договора касались северных территорий Канады, первоначальные переговоры по которым были проведены в период с 1899 по 1921 годы. Все договоры определяют взаимные права и обязанности коренных народов и федерального правительства, в том числе в отношении получения коренными народами образования, прав на охоту и рыболовство, территориальное распределение резерваций, ежегодные выплаты федерального правительства, а также некоторые конкретные льготы и привилегии коренного населения, которые различны в зависимости от особенностей образа жизни и среды обитания коренного народа.

Переговоры по вопросам возвращения коренным народам их исконных земель активизировались во второй половине ХХ века под влиянием, прежде всего, международного признания прав коренных народов. Первые попытки международно-правового урегулирования проблем коренных народов (главным образом в сфере занятости) относятся к 20 годам ХХ в., а к 90-м годам был накоплен уже значительный опыт международно-правового регулирования и деятельности международных организаций по проблемам коренных народов. В 1992 г. отмечалось 500-летие открытия Колумбом Америки, в связи с этим следующий 1993 г. был провозглашен ООН Международным годом коренных народов мира. 21 декабря 1995 г. ООН провозгласила следующее десятилетие (вплоть до 2004 г.) Международной декадой коренных народов мира. В конце XX в. был принят целый ряд важных международных документов по проблемам коренных народов. Среди них, прежде всего, следует отметить принятую МОТ в 1989 г. Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни №169. В Конвенции коренные народы рассматриваются как политические образования, которые вправе сохраняться и развиваться исходя из собственных устремлений и желаний, в то время как ранее допускалась постепенная ассимиляция народов, ведущих племенной образ жизни.

Важной составляющей Конвенции МОТ № 169 являются положения о том, как должны строиться отношения государства и коренных народов, проживающих на его территории. Кроме того, Конвенция обязывает правительства проводить консультации с коренным населением по вопросам, касающимся программ освоения природных ресурсов и других проектов, затрагивающих интересы этих народов, и устанавливает критерии, касающиеся этих консультаций.

Принципиальные положения Конвенции охватывают: беспрепятственное пользование правами человека и основными свободами при отсутствии дискриминации, что уравнивает представителей коренных народов с другими гражданами; принятие государством с согласия коренных народов специальных мер, направленных на вовлечение коренных народов в процесс выработки политических решений; «признание» в отличие от «предоставления» прав на пользование землями и другими природными ресурсами; право следовать своим традициям и соблюдать нормы обычного права; право на обучение, социальное обеспечение, образование и медицинское обслуживание.

Особое внимание в Конвенции отводится выработке методов, обеспечивающих проведение консультаций и осуществление права участвовать в жизни современного национального государства.

Кроме того, в рамках ООН в 1993 г. был выработан проект Декларации коренных народов, который и в настоящее время находится в процессе обсуждения. Проект еще шире, чем Конвенция трактует права коренных народов, поскольку в нем утверждается принцип самоопределения, который выражается в политическом праве коренных народов участвовать в процессе выработки решений, затрагивающих их интересы, а также во внутреннем праве на самоопределение, при решении вопросов местного или внутреннего характера.

Международные документы, таким образом, предписывают вполне определенную модель взаимоотношений между органами государства и коренными народами. Составляющими этой модели являются:

- право коренных народов на внутреннее самоопределение;

- уважение данного права со стороны органов государства, выражающееся, прежде всего в получении согласия коренных народов на действия, затрагивающие их интересы;

- обязанности государства по привлечению коренных народов к участию в решении всех вопросов, затрагивающих их интересы, включая подготовку различных государственных программ;

- совместная деятельность государства и коренных народов по реализации права на самоопределение в полном объеме.

Международное право оказало большое влияние на национальное законодательство в зарубежных странах, включая Канаду, которая предпринимает усилия для реализации соответствующих норм в отношении коренных народов.

Практика возвращения коренным народам исконных земель начала складываться в Канаде в 70-е годы ХХ века, когда в 1974 году состоялась формальная передача земель индейцам, проживающим на берегах залива Джеймс в северном Квебеке. К настоящему времени договорной процесс является главным в урегулировании отношений между правительствами разного уровня и сообществами коренных народов. Заключаются договоры различного уровня по использованию природных ресурсов и создаются совместные структуры по управлению их использованием, особому налогообложению в резервациях, совершенствуется система правового регулирования самоуправления, деятельность надзорных органов по контролю за соблюдением принятого в этой области законодательства и т.д.

В 90-е годы на основании соответствующего договора произошла передача племени гвичьин прав (проживает в дельте реки Маккензи) на владение более 17,5 тысяч кмІ, в том числе права на недра на территории более 4 тысяч кмІ; племенам сахту-дене и метисам 41,5 кмІ земель, в том числе прав на недра в пределах 1,8 кмІ, а также было решено выплатить общинам в течение 15 лет 75 миллионов долларов в качестве доли от доходов федерального правительства, получаемых от роялти, которые выплачиваются горнодобывающими компаниями и другие.

Введен государственный пост Комиссара по соблюдению соглашений с индейцами.

Помимо мероприятий по сохранению традиционных форм жизни и хозяйствования, правительство Канады принимает определенные меры по повышению уровня занятости уровня занятости коренных народов в горнодобывающей промышленности, ведущей в экономике, например, Северо-Западных территорий (не считая разведанных к настоящему времени больших запасов нефти и природного газа). Для этого, в частности, была создана специальная Комиссия по обучению аборигенов горному делу, состоящая из представителей бизнеса, правительства и аборигенов.

Основным законодательным актом, регулирующим правовой статус индейцев и метисов (но не распространяющийся на инуитов, статус которых регулируется отдельно) и детализирующим соответствующие конституционные положения является Акт об индейцах (Indian Act). Впервые правовое регулирование статуса индейцев было осуществлено в 1868 г. Актом государственного секретаря, затем был принят акт, направленный на усиление приобщения индейцев к европейской цивилизации, в 1876 года оба акта были объединены, и в этот консолидированный акт неоднократно вносились изменения. В 1985 г. вместо него парламентом был принят Акт об индейцах, который в редакции 1993 г. с позднейшими изменениями действует до настоящего времени. В Акте 122 статьи, большая часть которых посвящена регулированию земельных отношений, однако, наряду с этим регулируются полномочия Министра по делам коренных народов, основы племенной организации, вопросы образования, культуры, ведения сельского хозяйства, торговли продукцией, произведенной в резервациях, использования недр на территориях коренного населения, ограничения по продаже алкогольных напитков и т.д.

В Акте дано пространное определение, детально (как это свойственно актам англосаксонской системы права) описывающее, кто является индейцем в смысле этого закона. Поскольку нет возможности привести полностью данную пространную статью, ограничимся самым общим упоминанием о том, что таковыми признаются, прежде всего, лица, зарегистрированные в качестве индейцев до 17 апреля 1985 г. и любой член группы, которая была зарегистрирована до 17 апреля 1985 г. или позднее в качестве группы в смысле данного закона. Вместе с тем в Акте об индейцах подробно определено, кто не может считаться индейцем.

Подробно регулируя особенности земельных отношений на территориях проживания коренных народов, Акт устанавливает, что земли резерваций не участвуют вовне в гражданском обороте: они не могут изыматься и на них не может налагаться арест. Внутри резервации члены племени могут обладать правом собственности на землю, в связи с этим законодательно установлены соответствующие правоустановительные документы, однако право собственности индейцев на землю отличается от права частной собственности по гражданскому законодательству Канады, в частности запрещено передавать или завещать землю не членам племени.

Земли могут изыматься для государственных нужд, в Акте установлен порядок такого изъятия и предусмотрена соответствующая компенсация. Кроме того, земли могут передаваться в пользу Короны, для этого предусмотрены соответствующие процедуры передачи.

Торговля товарами из резервации запрещена, за исключением случаев прямого разрешения, которое дается особым должностным лицом.

Орган управления делами племени формируется на демократической основе путем тайного голосования (законодательно установлены возраст избирателей, принципы выборов, порядок выдвижения кандидатов и другие вопросы) и наделен разнообразными полномочиями, в том числе и по вопросам налогообложения индейцев племени или освобождения их от этих налогов.

Специальные нормы посвящены вопросам преступлений и наказаний в отношении индейцев в резервациях.

Важным аспектом правового регулирования статуса коренных народов являются вопросы образования. Сохранение этнической идентичности возможно только в условиях обучения языку и культуре коренных народов новых поколений. В национальном законодательстве имеются соответствующие правовые нормы. В частности, в Акте об индейцах установлено обязательное начальное образование с семи лет, предусмотрены соответствующие полномочия Совета племени и Министра, однако существуют и объективные трудности в их реализации. Между традиционной культурой и мировоззрениями коренных народов и современными системами образования существуют значительные различия. Обеспечение современного образования детям коренных народов и вместе с тем обучение традиционным формам - достаточно сложная задача, требующая значительных финансовых вложений в научные исследования, разработку методик, поощрение соответствующих исследований, подготовку учителей и т.п. Кроме того, в Канаде начальное школьное образование для коренного населения ведется на девяти местных языках, что требует подготовки соответствующего числа владеющих именно этими языками учителей.

Ранее для обеспечения должного уровня образования в Канаде использовалась система школ-интернатов. Первые школы-интернаты для коренных жителей, в которых их обучали промышленным ремеслам, появились в Канаде в 1883 году и быстро распространились по всей стране, за исключением Квебека и Приатлантических провинций. В настоящее время под воздействием многочисленных исследований этнографов и социологов о разрушительном действии такого обучения для традиций и культуры коренных народов, возобладала та точка зрения, что обучение детей должно происходить без отрыва от традиционной семьи и хозяйства. Это, соответственно, потребовало перестройки системы образования, значительных дополнительных финансовых расходов и организационных мер, кроме того, возникла проблема недостаточного охвата населения средним образованием, посещаемости школ аборигенным населением, и др. Правовое регулирование отражает попытки федеральной власти решить эти проблемы, в частности Актом об индейцах предусмотрена возможность отрывать детей от выпаса скота и других неотложных домашних дел и направлять в школу.

Следует отметить, что большой вклад в обеспечение прав коренных народов в Канаде вносят многочисленные общественные организации общенационального, регионального и местного уровней. Одной из наиболее влиятельных общенационального уровня является Ассамблея коренных народов, которая представляет интересы индейцев и метисов. Конгресс аборигенных народов отстаивает права метисов и нестатусных индейцев. Кроме того, собственные отдельные организации имеют инуиты и женщины - представительницы коренного населения. Усилиями этих и иных общественных организаций коренных народов местное население и мировое сообщество получает информацию о положении коренных народов в Канаде, что способствует реализации его прав и свобод.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ