Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Русский вопрос» в Казахстане – вопрос риторический?

А.Иванов, Б.Петров, В.Сидоров

 

        Казахская правящая элита, полностью подвластная единоличному правителю Нурсултану Назарбаеву и ни шагу не делающая без его ведома, за годы суверенитета своей политикой национализма выдавила из Казахстана не менее трех миллионов славян. Созданная ею идеология «суверенного самосознания» возвела в ранг национальных героев всех, кто боролся против России, и по сей день продолжает нагнетаться идеология исторического обвинения русскоязычных «колонизаторов» во всех бедах «исконной» нации. А российская ельцинская власть, к изумлению казахстанских русских, увенчивает грудь Президента РК Н. Назарбаева орденом Андрея Первозванного – самой святой наградой русского народа!  А ведь в Москве, в Кремле хорошо знали, что Закон о языках в РК, направленный на дискриминацию русскоязычного населения, разрабатывался и утверждался в Парламенте под прямым руководством Н. Назарбаева. С его же ведома в Казахстане разрушалась система русского образования и сокращались часы   преподавания русского языка и литературы. А в это же время ученые советы  самых престижных Российских ВУЗов (особенно МГУ) присваивают Н. Назарбаеву звания почетного доктора и подобострастно восхваляют его заслуги! И все это происходит на глазах у многомиллионного славянского населения Казахстана!

        Мало того, что в течение последних двенадцати лет казахские власти унижают русский народ  проводимой языковой и кадровой политикой в своем независимом ханстве-государстве, так неужели российская власть, российская ученая элита со своей стороны не могли воздержаться от унижения казахстанских русских такими поступками? Уж если российские власти так благоволят к «инициатору евразийской идеи» и так безмерно благодарны ему за  интеграционные инициативы (можно подумать: Россия просто не выживет без Казахстана!), то не теряли бы своего достоинства в глазах казахстанских русских. Как, например, Михаил Швыдкой – министр культуры России, который рассыпается в подобострастных и хвалебных речах перед казахскими делегациями на различных мероприятиях «Года Казахстана в России». Пожить бы этому министру в Казахстане, почитать казахские газеты и узнать из первых рук то, как казахи относятся к русской культуре у себя в суверенном Казахстане.

        Надо полагать, что и «Год России в Казахстане» в 2004 году будет таким же декоративным и всё сведется лишь к взаимным хвалебным речам российских и казахских властей, лицемерным дифирамбам в адрес друг друга, к различным культмассовым и политическим шоу, маскирующим реальные, внутренние процессы действительности. Ну и, разумеется, россияне вновь удостоят «инициатора евразийской идеи» очередной награды, помпезно вручат новые призы и грамоты…

      В нынешнее время от российских политиков можно услышать аргумент, что в Казахстане положение русских гораздо терпимее и лучше, нежели в Прибалтике или Украине.  Эти политики забывают, что уровень цивилизации в Прибалтике и на Украине развивался в геополитическом и культурном пространстве Европы, поэтому народы этих регионов были относительно самодостаточными для своего развития.  Их и по сей день  нельзя сравнивать по уровню своего развития с иными народами Центральной Азии, например, с таджиками или киргизами.  Что касается казахов, то в своей массе еще в начале 20-го века они по уровню  цивилизованности не слишком обогнали тех же американских индейцев. 

     Степняки-кочевники понятия не имели: что такое наука или что такое жизнь в городах, и только благодаря России они  в короткий исторический срок обрели статус цивилизованных и образованных людей. Поэтому несправедливо сравнивать и ставить в один ряд казахов с украинцами или прибалтами. Прибалты сами были способны строить свою государственность и даже, войдя в состав СССР, всегда оставались своеобразным государством в государстве, называемом в недавние советские времена «советским западом», а вот казахам, на абсолютно пустых и голых просторах степей, государство построила  Россия, поэтому никто не имеет ни морального, ни исторического права упрекать  Россию, русских в каком-то колонизаторстве или имперских амбициях, в чем не устают упражняться в местных СМИ казахские русофобы, сея ядовитые семена розни между казахским и русским этносами в Казахстане. И то, как поступила казахская правящая элита к русскоязычному населению после развала СССР не менее аморально, чем отношение прибалтов к русским. 

       Сначала царская Россия спасла казахов от уничтожения джунгарами, защитила от кокандцев и китайцев, затем с помощью своих людских, научных и финансовых ресурсов построила казахам государство с развитой экономической инфраструктурой, а в 1991 году подарила им независимость. И теперь, не вмешиваясь во внутренние дела Казахстана, в котором осталось пять миллионов славянского населения, Россия будет заботливо  оберегать и защищать (в соответствии с Договором о коллективной безопасности) это независимое казахское ханство, а значит  казахскую элиту и ее капиталы от внешних угроз, чтобы они и дальше существовали безбедно и творили что хотели на своей «исконной» земле. Какое еще государство на Земле способно на такое ради казахов, если только не Россия!  Казахи просто баловни судьбы по сравнению с  теми  же монголами или афганцами!

      Добрых полтора века русский Иван, не жалея сил,  создавал на огромных пространствах всю экономическую и  градостроительную инфраструктуру РК, которую за годы независимости беспардонно прибрала к своим рукам казахская элита. И теперь этот русский Иванушка в роли исторического дурачка живет на правах прислуги у национальных кадров в РК.  У казахской же элиты, разжиревшей за счет того, что создало славянское население в Казахстане, в ближайшем будущем будет лишь одна головная боль – удержать власть по национальному признаку и сохранить все свои  прихватизированные капиталы, и главное – защитить сырьевые богатства.  Ведь  казахи как огня боятся «китайского дракона» и прекрасно понимают, что если сюда придут китайцы, то они не станут любезничать и потворствовать «многострадальному казахскому самосознанию» как это делает Россия. Именно поэтому казахи заключили военные договора с Россией, потому что они уверены, что русский Иванушка им поможет, даже если казахская власть  будет унижать такого же русского Ивана у себя в Казахстане.

       На протяжении веков Православная религия является духовной сущностью русского народа, поэтому христианская жертвенность и самоотверженность превратились в национальный характер русского народа.  Во все годы независимости казахстанские русские, возможно, сами того не осознавая,  продолжают выполнять свою историческую миссию и отдают себя в жертву национализму и невежеству, которые ныне царят в Центральной Азии, тем самым спасают ее от регресса к отсталости. А три миллиона славян, покинувших Казахстан, сохранили историческую честь русского народа и доказали свою высокую духовность, не видя смысла бороться с этим национализмом и невежеством. Русские на всплески национализма со стороны казахов не платили им той же монетой и тем более не хватались за оружие, а лишь молча и достойно покидали Казахстан. А теперь проявленную высокую духовность и НЕ РЕАГИРОВАНИЕ русских на творящиеся  беззакония казахская власть выдает за свою способность сохранять межнациональное согласие, ставит себе это в заслугу и бахвалится этим на весь мир.

      В телепрограмме Виталия Третьякова «Что делать?» 28-го мая 2003 года Н. Назарбаев, дискутируя с известными политиками и представителями российской интеллигенции, открыто произнес фразу, раскрывающую его суть как азиатского политика: «Я азиат, я – хитрый…» (это выражение можно найти в видеозаписи  той передачи). Казахам действительно присуща черта, именуемая азиатской хитростью, поэтому и Нурсултан Назарбаев, олицетворяя свой этнос, открыто заявляет это перед камерами российского телевидения. У Н. Назарбаева,  в самом деле, не отнять хитрости, ведь он прекрасно понимает, что делая шаг первым, то есть ратуя за «евразийскую идею» и за «инициативу интеграции», казахстанский лидер  получает от России то, что ему сейчас крайне необходимо и  одновременно защищает внутреннее беззаконие в своем независимом государстве, заведомо полагая, что в этой ситуации никто не предъявит ему счета. 

          Кто же будет «наезжать» на инициатора «будущих благ от интеграции»? Он заранее предугадал и понял: инициатива является надежным защитным ходом, опережающим реакцию России  на  все внутри казахстанские дела в отношении прав русских за годы  независимости. Поэтому Н. Назарбаев уверен, что может творить всё, что хочет в своем ханстве-государстве, ведь за его «великие инициативы», в том числе и широко разрекламированное предложение создать на просторах СНГ «Фонд в защиту русского языка», Россия будет закрывать глаза на любые нарушения прав русских в Казахстане (в  крайнем случае слегка пожурит «великого евразийца»). На самом деле казахским властям не нужна всесторонняя интеграция с Россией, и они никогда не поделятся своей ханской властью даже с другой половиной неказахского населения, не говоря о том, чтобы отдать функции власти некоему наднациональному органу Евразийского экономического пространства. Н. Назарбаев открыто утверждает и всегда особо подчеркивает, что ни о каком политическом союзе с Россией не может быть и речи,  и  он всегда будет ревностно  отделять экономику от политики.

        Правящая казахская элита хочет процветать за счет экономической интеграции с Россией.  Но политическую власть, то есть, все механизмы распределения экономических благ и неограниченную волю  собственных национальных амбиций (родоплеменных порядков) – иметь в своих руках. И Россия, непонятно почему, а, вернее, рассудку вопреки,  идет на поводу у этих суверенных вожделений, забывая, что именно политика и справедливые законы государства управляют экономикой, а не наоборот. Европейский союз, прежде чем принять в свои ряды очередное государство и предоставить ему экономические блага интегрированного целого, выставляет целый ряд политических условий (например Турции) и требует соблюдения принципов демократии и прав человека в этом государстве, т.е. для цивилизованных европейцев на первом месте стоят права человека и исполнение законов (а это сфера власти и политики), а не экономика.

       Экономика – это физическое тело государства, а  политика – его голова, и голова управляет телом, а не наоборот, ведь любая разруха начинается в головах. Поэтому там, где инстинкты физического тела начинают управлять головой  наперекор морали, – там царит бардак и несправедливость. А у России, в отличии от Европы, все перевернуто с ног на голову, и она готова начинать интеграцию с экономики, договариваться об удовлетворении физических инстинктов, а не о морали (правах человека), и готова услужливо предоставлять любые блага и льготы всем, кто эту мораль напрочь игнорирует. Таким образом, казахским властям от России нужна лишь экономическая выгода и военно-стратегическая защита, а внутри РК они не собираются жить по законам правового государства.  Ведь остающимся в Казахстане русским  они постоянно, причем открыто, особенно проводимой языковой политикой, дают понять:  вы здесь больше никто и скатертью вам дорога, а  с российской властью мы сами сумеем договориться и получим от России все, что нам нужно…

         Азиатская хитрость Н. Назарбаева заключается в том, что он с помощью самой же России упрочивает бесправие русских в Казахстане!!!  Ведь с бесправным положением русских в Казахстане российская власть давно согласилась.  Действительно, какое еще государство признает и поддержит статус казахской власти, сформированной на националистической основе, как не  Россия! Более того, российские власти сами способствуют укреплению казахского националистического государства.  Возьмем для примера лишь один эпизод.  Из сферы космонавтики: Казахстан сформировал свой собственный отряд космонавтов и отправил его на обучение в Москву. Разумеется, все будущие казахстанские космонавты состоят исключительно из «исконных» национальных кадров, а ведь казахи в РК составляют лишь половину населения (54%), а это значит, что другая половина отряда, по логике равных гражданских прав, должна состоять из космонавтов неказахской национальности. Для многих казахстанских русских осталось непонятным, почему Россия, которая обучает этих космонавтов и держит козыри в своих руках, не потребовала от казахских властей предоставить в этом отряде места для  представителей славянских этносов?  Или Россия считает, что второй, неказахской половины населения в Казахстане не существует?  Или русский казахстанец – не человек, против «исконного» кадра? Так почему же Россия не требует соблюдения в Казахстане демократических норм и принципов гражданского общества, а наоборот, сама потворствует беспардонному национализму казахов на межгосударственном уровне? Чего же тогда можно ждать от казахских властей, если  Россия не защищает права своих соотечественников и тем самым способствует попранию принципа гражданского равенства казахстанских русских с казахами? Стыдно за великую державу, всегда являвшейся источником интернационализма и примером равноправия народов…

     За все годы независимости РК можно сделать вывод: для российской власти на первом месте, как это ни покажется странным, стоят суверенные интересы восьми миллионной титульной нации казахов, а не права и свободы пяти миллионного славянского населения. Ведь любая помощь Казахстану со стороны России означает удовлетворение интересов титульной нации, так как все властные структуры, весь крупный бизнес и все капиталы находятся в руках казахов. Российская власть напрямую договаривается обо всем с казахской властью и делает это через голову и права русскоязычного населения.  Тем самым Россия показывает казахским властям, что она согласна с проводимой ими  политикой в отношении русских в Казахстане.  А казахские властные структуры, чувствуя свою безнаказанность и не считаясь с запросами и нуждами русскоязычного населения, продолжают строить этнократическое государство, беспардонно нарушая конституционные права русскоязычных граждан не только в языковой политике, но и в пропорциональном представительстве славян в органах власти.

       Казахи уже давно убедились, что Россия им любезно предоставит любые экономические договора и льготы (например, недавно предоставленные льготы при закупке вооружений), и они получат от России всё, что  захотят вне зависимости от отношения к русским у себя в Казахстане. За все годы независимости для казахстанских русских остается без ответа вопрос: почему Россия не использует свои экономические  рычаги в отношениях с Казахстаном и не строит свою политику в зависимости от соблюдения прав русскоязычных граждан в РК?  Ведь по справедливости, казахи навсегда должны усвоить то, что Россия предоставит им свои экономические блага и военно-стратегическую защиту только при условии достойного отношения к русскоязычным этносам  и соблюдении их гражданских прав. Америка за каждого американца готова предъявлять ультиматумы, а Россия сама способствует унижению своих соотечественников и ни во что их не ставит. Грустно и обидно видеть такое всякому русскому человеку.

        История многовековых отношений славян и монголоидных кочевых народов показывает, что монголоиды всегда понимали только язык силы и страха, поэтому пока казахов не «прижмет» Китай или любая другая реальная угроза (а для этого потребуется еще лет двадцать) – никакие законы морали и справедливости не будут писаны для них по отношению к казахстанским русским. Вся идеологическая риторика о построении гражданского общества и правового государства в РК будет лишь громогласной демагогией и декорацией для всего международного сообщества, а во внутренней реальности будут править бал национализм и ханские родоплеменные порядки.  Мы полагаем, что никакие  моральные нормы не возьмут верх над слепым национализмом и родоплеменным сознанием казахов, поэтому единственным средством влияния на положение  вещей в этнократическом государстве остается только язык силы и страха, т.е. давление внешних условий.  Ведь для того, чтобы круто изменить родоплеменное сознание аульных казахов, массово нахлынувших в города и заполнивших все государственные структуры власти, потребуется минимум пара десятилетий.  Причем этот процесс перековки сознания будет успешным только в условиях мощной интернациональной идеологии и сильного правового государства.  В Казахстане же, наоборот, созданы мощные условия  этнократического государства.  Поэтому в ближайшие 20 лет русским в РК бесполезно ожидать полного  соблюдения их гражданских прав со стороны властных структур титульной нации.  В лучшую сторону  положение может измениться только в том случае, если  Россия начнет эффективно  воздействовать политическими и экономическими рычагами на казахскую власть.

      Россия – абсолютно самодостаточная страна, и она вполне может обойтись без ресурсов Казахстана.  В свою очередь, Казахстан долго не протянет без России, ему грозит участь окончательного превращения  в сырьевой придаток остального мира.  Именно эта неумолимая перспектива и является истинным мотивом «интеграционных инициатив» президента Н. Назарбаева.   Показушный для всего мира и бахвальный экономический рост в РК имеет место лишь благодаря  самым большим в СНГ иностранным инвестициям, закабаляющим Казахстан миллиардными долгами (долг  РК, накопленный за годы независимости равен 19 млрд.$, что составляет три годовых бюджета Казахстана!), и быстро получаемым доходам за счет сырьевого сектора. Причем все это происходит на фоне тотальной деградации образования и науки, вымирания аулов и прогрессирующего обнищания населения. Поэтому ничего, кроме иронии, не могут вызвать у казахстанских русских такие идеологические пассажи, когда российская власть услужливо заискивает перед  властями Казахстана, чтобы они  соизволили отдать предпочтение партнерству с Россией, а не с Америкой или  Западной Европой.

        Для многих казахстанских русских давно очевидно, что любезная услужливость и угождающая уступчивость со стороны России – это не тот способ, чтобы воссоздать полную интеграцию с РК и вернуть отрезанный ломоть бывшего союзного государства. Казахстан ведет себя как капризная невеста с богатым приданным (сырьевыми ресурсами),  которая, образно говоря, крутит носом, все еще выбирает и что-то мнит из себя.  Да при этом еще ставит свои условия России (например в отношении космодрома «Байконур»). Поистине, занимательная картина! Россия научила казахов читать и писать, построила им государство, воздвигла города и всю экономическую инфраструктуру, а теперь казахи еще торгуются с Россией с тех позиций, которые она им создала! Наверное, действительно русский дух в подметки не годится азиатской хитрости. Почему-то монголы или афганцы не ставят никаких условий в отношениях с Россией, и далеко бы ушли от них казахи, если  бы не стали в прошлом частью государства Российского?

        Впрочем, суровая  реальность геополитического характера  уже начинает рассеивать этот розовый «брачный период» Казахстана и эйфорию независимости. Ведь на самом деле Казахстан, подобно раздутому мыльному пузырю, мало что представляет в своем  внутреннем содержании (научная база, высокотехнологичная промышленность, военная мощь), и казахи никогда не смогут самостоятельно защитить свои сырьевые ресурсы и тем более развивать современную науку, образование, высокие технологии и т.д. Они что-то мнят из себя потому, что все еще сохраняется инерция СССР и тот мощный капитал науки и образования, благодаря которому худо-бедно функционируют все сферы государства.  Однако уже сейчас в Казахстане из-за массового исхода русскоязычного населения катастрофически не хватает квалифицированных рабочих для промышленности, так как в РК полностью разрушена система среднетехнического образования,  и лет так через десять  РК окончательно может превратиться в сырьевое государство.

       Было бы объективным признать, что чем больше российские власти пытаются уступать суверенным прихотям бывших союзных республик (входящим в ЕЭП), чтобы воссоздать всестороннюю  интеграцию с Россией, тем менее эффективен результат. В частности, Россия, помогая в настоящем Казахстану во всех сферах экономического развития, лишь только мешает и не дает казахам осознать их собственные возможности и автономные способности, а значит тем дольше будет тянуться эта резина и политические капризы, препятствующие реальной интеграции. Более того, всячески помогая Казахстану на данном, краткосрочном этапе суверенизации, российские власти в корне вредят долгосрочным геополитическим интересам России. Ведь именно на данном этапе, когда казахи мнят из себя независимых и одновременно продолжают пользоваться многими российскими благами, – необходимо дать им эту самую независимость и принципиально выстроить отношения как полностью автономные и независимые.

       Матушке-России, отдавшей все силы на поднятие союзных республик, настало время  подумать о себе и о своих проблемах, которых у нее хватает, и не предоставлять никаких льгот, не заключать экономически ущербных для себя контрактов в угоду суверенным вожделениям бывших союзных республик – пусть насытятся вдоволь своей суверенностью и пресловутой независимостью. Пусть испытают на себе хищнические интересы западного  капитала и узнают истинную цену западной демократии.  Запад, в руках которого содержится основная промышленность РК и которому за бесценок  продала целые отрасли экономики казахская правящая элита – это их суровый доктор, и другого способа вылечить «суверенное самосознание» нет. И Россия категорически не должна мешать этому процессу «исцеления», в противном случае Россия лишь препятствует созданию необходимых условий для интеграции. Поэтому пока эти республики еще полны суверенного самомнения – невозможно форсировать процесс истинной интеграции и вся эта угодливая игра в поддавки со стороны России будет работать лишь против геополитических интересов России.

       Наверное, было бы полезным вспомнить российским политикам мудрую русскую пословицу: чем дальше пнешь – тем ближе прикатится. Можно еще добавить – и тем быстрее прикатится. Получение Казахстаном результатов, подобных Киргизии или Таджикистану, существенно оттягивают во времени только два главных фактора:  наличие богатых сырьевых ресурсов и 35 % славянского населения, которое замедляет все процессы децивилизации. Поэтому не нужно бежать впереди паровоза. Нужно мудрое терпение. Достаточно подождать не более 10-ти лет естественную логику развития внутри казахстанских процессов и, с параллельным   нарастанием китайского фактора, казахи сами будут просить о любом союзе с Россией. А  казахстанские русские, пережив двенадцатилетний период независимости и, несмотря на все невзгоды и потерю своей общей Родины, по-прежнему готовы выносить и унижения казахских властей, и безразличие  российских властей, ведь от этого они не престанут быть РУССКИМИ…

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ