Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Коммерсант,
9 января 2004

Астана там правит бал для Казахстана

Павел Белов

На нынешней встрече Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев вряд ли будут настроены столь же благодушно, как на неформальном саммите в Чимбулаке два года назад

Дипломатия

Сегодня президент России Владимир Путин прибывает с официальным визитом в Астану. Вечером он проведет переговоры с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Предстоит непростой диалог: у Москвы накопилось немало претензий к казахстанскому руководству. Главные из них – усиливающаяся прозападная ориентация Казахстана, особенно в военной и топливно-энергетической областях, а также фактическое вытеснение русского языка и представителей русскоязычного населения из государственной и общественной жизни страны.

Казахстан все ближе к НАТО

В Астане российскому президенту будет оказан пышный прием. Готовятся к подписанию многочисленные документы – договор о сотрудничестве и взаимодействии в охране совместной границы, соглашения по продлению срока аренды космодрома Байконур, по топливно-энергетическому комплексу и по военно-техническому сотрудничеству. В рамках визита ожидается подписание соглашения между ЛУКОЙЛом и казахстанской компанией "Казмунайгаз" о совместной разработке ресурсов Северного Каспия. Президенты примут участие в торжественной церемонии открытия года России в Казахстане. В программу визита включено посещение Владимиром Путиным филиала МГУ – Евразийского национального университета имени Льва Гумилева. Стороннему наблюдателю может показаться, что отношения двух стран складываются почти идеально. Но это ложное впечатление.

Москва испытывает растущее беспокойство в связи с планами Астаны модернизировать систему ПВО Казахстана с помощью США, Великобритании и Германии (стоимость проекта, как ожидается, $1 млрд). По мнению Кремля, ориентация на западные военные технологии нарушает обязательства Казахстана по соглашению о создании объединенной системы ПВО государств СНГ от 1995 года (в частности, принцип согласованной военно-технической политики в этой сфере). В результате НАТО получит доступ к отдельным элементам системы ПВО СНГ, и это вынудит Россию к дополнительным тратам на соответствующие контрмеры. Кроме того, российские структуры рискуют потерять крупный военный заказ. Несмотря на заранее переданные льготные предложения Москвы по модернизации казахской ПВО и ее техобслуживанию по низким расценкам, Астана до последнего времени упорно отмалчивалась, предпочитая контактировать по этим вопросам с западными оборонными фирмами.

В Кремле также с раздражением отмечают интенсификацию сотрудничества Казахстана с США, Великобританией, Испанией и Турцией в укреплении военной инфраструктуры (в частности, в создании военно-морских баз) на Каспии. На эти цели только в 2003 году страны НАТО выделили Астане до $35 млн. И в целом, полагают в Москве, в Казахстане набирает силу линия на укрепление "взаимодействия" с Североатлантическим альянсом, который в Астане видят едва ли не главным гарантом безопасности в Центральной Азии. Это выражается, в частности, в том, что на последних заседаниях Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Казахстан категорически отказался поддержать инициированное Москвой предложение о сотрудничестве и партнерстве ОДКБ с НАТО в военной сфере на коллективной основе. Казахские представители дали понять, что предпочитают осуществлять партнерство с альянсом напрямую – на двусторонней основе, втайне от всевидящего "ока Москвы" и в обход механизмов контроля ОДКБ.

В связи с этим Владимир Путин, как ожидается, заявит о готовности России даже в ущерб собственному национальному бюджету поставлять партнерам по ОДКБ необходимые вооружения и боевую технику по внутрироссийским ценам и осуществлять у себя бесплатное обучение их военных кадров.

Энергоносители – минуя Россию

Прозападная ориентация Казахстана дает себя знать и в топливно-энергетической сфере. По мнению российской стороны, Астана считает Россию важным, но не главным партнером в этой области. А США и ЕС пытаются переориентировать экспортные потоки каспийских энергоресурсов в обход территории России. Казахстан считается на Западе весьма лакомым куском: к 2015 году в стране намерены добывать и большей частью экспортировать до 160 млн тонн нефти и 70 млрд кубометров газа.

В связи с этим на предстоящих переговорах Москва намерена поднять вопрос о затягивании Астаной подписания соглашения о совместном освоении углеводородных ресурсов Северного Каспия, в частности, проекта "Курмангазы", в который вовлечена через свою дочернюю компанию "Роснефть". Астана настаивает на включении в проект в качестве стратегического инвестора французской Total – в ущерб интересам "Роснефти". Другая проблема – существенная недозагрузка (почти на 50%) по вине Казахстана трубопровода Тенгиз–Новороссийск, большая часть которого пролегает через России.

Предполагается, что Владимир Путин также подвергнет критике фактически состоявшееся подключение Казахстана (под нажимом лоббирующих этот проект США) к сооружению нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан. Неприятие Москвы вызывает и план Казахстана построить перерабатывающий завод при Карачаганакском газоконденсатном месторождении, что оставит без сырья Оренбургский ГПЗ. Этот план был принят по предложению работающего на Карачаганакском месторождении консорциума, объединяющего известные западные компании.

Споры о границах, Байконуре и русском языке

При подготовке визита эксперты двух стран снова не смогли договориться по делимитации границы: спорными остаются 19 ее участков общей протяженностью около 300 км. Очередное заседание правительственных делегаций по этому вопросу в конце 2003 года в Москве окончилось неудачей и потому в ходе нынешнего визита президенты, несмотря на их жесткие указания своим ведомствам о завершении работы в кратчайшие сроки, не смогут подписать межгосударственный договор о границе – в лучшем случае этот документ со всеми дополнительными протоколами будет готов лишь во второй половине 2004 года.

Вокруг соглашения о продлении аренды космодрома Байконур также возникли серьезные затруднения. Россия настаивает, чтобы после 2014 года срок аренды космодрома был продлен на 50 лет. Астана пока не согласна, предлагая свой вариант: продлить ныне действующий 20-летний договор аренды, истекающий в 2014 году, до 2044 года (а не до 2064 года, как того хочет российская сторона). Суть торга ясна: Астана добивается продления меньшими "порциями" – чтобы на каждом новом этапе иметь возможность увеличивать цены за аренду. В качестве приманки для Казахстана Россия предлагает разместить на космодроме совместный ракетно-космический комплекс "Ангара" на экологически безопасных компонентах ракетного топлива (соответствующее межправительственное соглашение может быть готово к подписанию весной 2004 года).

Наконец, в ходе переговоров с Нурсултаном Назарбаевым российский президент намерен жестко потребовать от Астаны изменения политики, направленной на целенаправленное вытеснение русского языка из всех сфер жизни Казахстана. Напомним, что еще с 1 января 2003 года электронным СМИ Казахстана было официально предписано осуществлять вещание на казахском языке в объеме не менее 80%, что фактически ломает сетки вещания и работу около 100 казахских телерадиокомпаний, специализирующихся на ретрансляции программ российских телеканалов. Кроме того, под давлением местных властей постоянно уменьшается количество уроков русского языка и литературы в русских школах Казахстана. Москву настораживает и то, что при численности русского населения 4,5 млн человек (или 30% всех жителей Казахстана) доля этнических казахов в органах государственной власти и управления превышает 80%, а среди студентов казахских вузов русских осталось менее 20%.

Предполагается, что Владимир Путин даст понять своему казахскому коллеге, что сохранение упомянутых выше проблем может серьезно осложнить отношения между двумя странами – в то же время адекватная реакция на российские просьбы может много дать Астане. Как сообщил источник Ъ в околокремлевских кругах, российский президент, в частности, может пойти навстречу двум просьбам господина Назарбаева – о поддержке кандидатуры Казахстана на место непостоянного члена СБ ООН в 2011-2012 годах и о поддержке кандидатуры нынешнего главы МИД Казахстана Касымжомарта Токаева на пост генерального секретаря Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), который освободится в сентябре 2004

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ