Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Казахская правда №1, январь2004

О казахах и казахизации как этносоциальной мобилизации для создания постэтнического Казахстана

Азимбай Гали

Три задачи казахосферы. Есть задачи, которые должны стать приоритетами. Это внедрение государственного языка, казахизация Казахстана, социализация. Казахизация предполагает рекрутизацию элит и этносоциальную мобилизацию для преобразования мультинационального Казахстана в постэтнический.

Что это даст в отдельности. Решение первой задачи сохранит целостность казахской культуры, иначе будет развиваться боковое ответвление, так называемая русскоязычная казахская культура. Подобная казахская субкультура в самом Казахстане только ослабит и расколет ресурсы, смешает приоритеты. Если субкультура будет развиваться где-нибудь в Узбекистане, России, Китае, то это вполне допустимо. Решение второй задачи сделает необратимым процесс деколонизации. Урбанизация придаст казахам политическую и социальную устойчивость. Идеальное состояние - завершение превращения в буржуазный, городской и индивидуалистический этнос.

Что такое хорошо для Казахстана и казахов? Интеграция, ассимиляция и аккультурация на основе казахских ценностей и соблюдения национальных ценностей и сакральностей - национального государства, государственного языка и национального духа (мусульманства, материальной и духовной культуры). Сперва достигается политическая лояльность к государству, потом к языку, а затем наступает этап полной идентификации, отождествление себя не только с казахстанским гражданством, но казахскостью, основой которого является государственный язык. Сами казахи готовы поступиться казахским этноцентризмом во имя казахского лингвоцентризма.

Что такое плохо для Казахстана и казахов? Обособление, сегрегация и дискриминация. Полное политическое равноправие может быть обеспечено при условии отказа от "пятой" графы как прибежища. В Казахстане не преодолен этап колониальных статусов, по которым этносы находились в состоянии искусственной изоляции. Особенно четко соблюдают дистанцию русские и политические русские (русскоязычные казахи, украинцы, белорусы и т.д.) как наследники державнического колониального сознания. Политические русские не знают, не хотят изучать казахский язык, не отдают своих детей в казахские школы, они культивируют политические мифы о невозможности и ненужности изучения государственного языка, приводя десятки резонов в пользу отрицания этой возможности. Казахи не настаивают на принципе казахоязычности русских и охотно говорят с русскими по-русски. Вместе с тем полным ходом идет переход делопроизводства на государственный язык, готовится перечень специальностей с обязательным знанием казахского языка. Так, процесс замещения русских носит устойчивый и постоянный характер с 1968 года по сегодняшний день. А между тем иноэтническое население не должно быть отторгаемо от коренных насельников.

Деколонизация - этап, который следует пройти. Потом последует казахизация неказахов. Эти процессы имеют несколько обязательных составных. Первая составляющая - релаксация и регенерация, вторая - апостазия и этническая диссимиляция. Релаксация и регенерация протекают в определенный промежуток времени, предоставленный для восстановления, например, утраченных функций государственного языка, культуры и национального сознания в кондовое состояние. Пока что русский язык, являясь официальным, выполняет функции государственного, но стал препятствием для социального продвижения большей части казахского массива, в особенности, закончивших казахские школы, которых сейчас большинство. Казахский как государственный язык отражает политические и номенклатурные интересы части казахского истеблишмента и элиты. Согласно апостазии и этнической диссимиляции, насильственно крещенные татары возвращались в мусульманство, татаризированные башкиры вновь становились башкирами, обрусевшие евреи снова называли себя евреями. Казахское государство должно восстановить и субсидировать открытие украинцами и беларусами школ на родном языке и униатской церкви. Деколонизация предполагает завершение урбанизации казахов при трансформации ее институтов из этнических в общенациональные. После деколонизации следует казахизация. Демографическая, миграционная и социальная казахизация предполагает обеспечение численного и функционального доминирования по городам. Казахи имеют невысокий удельный вес по северным и восточным территориям страны.

Демографическая, миграционная и социальная казахизация создаст основу для осуществления равноправной и добровольной ассимиляции и миксации. Массовый приход казахов в города казахизирует город, будет преодолено противоречие между русским городом и казахским аулом. Без казахизации города не будет казахизации Казахстана. В начале 1990-х годов произошла перестратификация города, русские стали интенсивно уезжать, казахи, пришедшие в город, не успевали замещать прежний средний класс. Казахский средний класс в городе уже сложился, но продолжается сельский наплыв, часть новых горожан не успевают социализироваться и выйти из маргинального состояния. Конечно, социализация - вопрос времени, все казахи когда-то были маргиналами. Опустившихся на социальное дно среди казахов всегда было мало. Кстати, о миксации - казахи уменьшили удельный вес смешанных браков. Однако это условие не отразится на результативности лингвистической ассимиляции и аккультурации. Внутренняя гомогенность, при возросшей национальной плотности, небывало высокая численность казахов за всю их многовековую историю (8 млн. 400 тыс.) в Казахстане создают для нации неведомые нам ресурсы и потенциалы. Всякая политически искушенная нация должна пройти обязательные стадии социализации в условиях крупного города, создать конкурентную национальную инфраструктуру, пройти этапы индустриальной закалки в условиях крупного города. Это все приведет к быстрому завершению социально-демографического перехода, возрастанию удельного веса городского образа жизни.

Казахизация неказахов расширит социальную базу Казахстана. Создаст более широкую базу для этносоциальной конкуренции этносов Казахстана, что весьма полезно скажется на росте пассионарного пыла населения Казахстана. Транспарентная и демократическая национальная политика предполагает преемственность и сотрудничество неказахских лояльных к государственному языку элит, которые сотрудничают с собственно казахской частью национальной элиты и верны государству, политической системе и режиму. Именно потомки неказахских элит могут поддержать и сохранить устойчивость благодаря длительному опыту сотрудничества с казахской элитой. Культивирование сотрудничества и интеграция и слияние элит будет особенно заметно по узбекскому, уйгурскому, турецкому и курдскому этносам. Из немусульман больше продвинутся во власть, благодаря свойствам эластичности, корейцы. Взаимная толерантность при конкуренции политических, экономических, культурных элит создаст достаточно продвинутый слой неказахской элиты и истеблишмента, который может быть достаточно плодотворным в строительстве независимого Казахстана. Более того, отдельные ниши государственной службы и государственного сектора экономики могут быть перехвачены неказахскими выходцами. Казахскому правящему большинству достанется контроль и отслеживание национальных процессов, в силу численного преобладания, на предмет их соответствия интересам национальной безопасности.

Демократизация и задачи казахизации. Демократия является благоприятной средой для использования политических, правовых и либеральных технологий, а авторитаризм - административных ресурсов. Отстаивание государственнических интересов может быть либеральным или авторитарно-тоталитарным. Средства защиты государственного интереса, будь то отстаивание принципов национальной политики или территориальной целостности, окажутся самыми разнообразными. Государственнический интерес и национальная безопасность должны присутствовать всегда, какой бы политический режим ни стоял у власти и какой бы политический сезон ни стоял на дворе. Какая бы партия ни победила в стране на выборах, всегда актуальна только международно-правовая и внутренняя проблема адекватности ответа и цены, характера потенциальной и реальной опасности существованию суверенного Казахстана. Набор политических, административных или военных технологий диктуется конкретной ситуацией. Считается целесообразным сочетание двух подходов и курсов, а также последовательная смена мягкого, либерального курса на жесткий административный и наоборот, но мощь и воля государственной власти должна быть исполнима.

Какая ассимиляция нам нужна. Речь фактически идет только о гражданской (этот этап реализован принятием гражданства Республики Казахстан) и лингвистической ассимиляции в форме принятия государственного языка, другие аккультурации желательны для интеграции, но являются лишь конечной целью и в форсировании не нуждаются.

Условия и принципы ассимиляции и аккультурации. Для этого нужно как минимум желание ассимилируемого, желание и воля со стороны ассимилятора. Принцип добровольности и содействия государства этому направлению государственной политики обязателен. Другой важный принцип - принцип индивидуального выбора быть подвергнутым ассимиляции полностью или частично, при сохранении родного языка, или отвергнуть любую возможность ассимиляции как таковой.

Сценарии и этапы массового поведения по выбору альтернативы:

а) самоличный выбор лингвистической или иной модели ассимиляции;

б) личностный выбор сегрегационной модели (уход в замкнутую модель общины, самоизоляционизм, пассивное сопротивление);

в) активное сопротивление всем формам ассимиляции - выезд за пределы Республики Казахстан, путь политического противоборства в рамках конституционных норм;

г) попытка ассимилировать ассимиляторов.

Этапы ассимиляции и исторические прецеденты. Наиболее успешной ассимиляции подвергаются узбеки, уйгуры, турки, а также некоторые мусульманские этносы, имеющие значительный опыт взаимодействий с казахами. Так, узбеки, уйгуры, турки имеют общие этнические компоненты, длительные этапы общей истории, схожий язык и одинаковую историческую судьбу. Узбеки, уйгуры, турки подошли примерно к 80%-му овладению государственным языком. Несколько позднее лингвистически интегрируются большая часть асфальтных казахов - пока еще не желающих овладеть государственным языком. И, наконец, на последнем этапе перейдут на государственный язык прошедшие достаточную адаптацию русские. И восточные славяне, и тюркские этносы смогут сохранить родной язык и особенности ментальности. Сами казахи будут аккультурироваться взаимно, популяризируя в своей среде восточную кухню, узбекские танцы и т.д. Но это уже совсем другой вопрос и другая тема. Исторические прецеденты. Еще во 2 веке до нашей эры уйсуни, канглы имели собственные государства. В 13-15 веках свои государства имели найманы, кереи, кипчаки, ногаи (мангыты) и т.д. Было, что протоказахи воевали между собой. Уже во второй половине 15 века они перешли в стадию народности и даже казахской нации, образовав государство. К 15 веку казахи стали ставить национальные интересы выше племенных. В среде казахов ассимилировались часть киргизов (у аргынов есть род кыргыз, переселенный в казахские просторы еще во времена Абылай хана), калмыков (у найманов есть род жеты каракши кошпели анда), башкир (у кереев есть род естек), туркмен (у адаев есть род туркмен-адай). Большие иноэтнические вкрапления среди казахов из числа татар, узбеков, называемых чала-казахами, арабов - хожа, наконец, торе и толенгут успешно ассимилировались и обогатили казахский генофонд и национальную культуру. Нам видится, что будущее казахов - в казахизации всего населения в результате этносоциальной мобилизации и в преобразовании мультинационального в постэтнический Казахстан.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ