Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Родная газета,
6 февраля 2004

Это еще только начало. Российские машины набирают скорость

Павел Салин

Итоги прошлого года явно продемонстрировали, что отечественный автопром начал выходить из затяжного кризиса: отрасль не только жива, но и развивается, причем темпами, близкими к росту ВВП страны. Однако иномарки продолжают завоевывать российский рынок, и конкурентная борьба за покупателя обещает быть довольно острой. В целом по итогам 2003 года автомобильный рынок России вырос на 5,5%, что стало неплохим показателем на фоне стагнации на мировых авторынках. Главной новостью прошедшего года на рынке легковых автомобилей России стала радикальная смена предпочтений массового потребителя. Повышение таможенных пошлин на иномарки старше трех лет привело к снижению спроса на подержанные автомашины, но предпочтения покупателей сместились в сторону новых иномарок.

В итоге отечественные заводы увеличили реализацию лишь на 3%, тогда как продажи новых иномарок выросли почти в два раза. Результаты в денежном выражении выглядят еще более впечатляющими: по некоторым экспертным оценкам, в 2003 году россияне потратили на приобретение российских автомобилей около 4 млрд. долл., а на покупку новых иномарок - около 4,7-4,8 млрд. долл.

По данным АСМ-холдинга, производство легковых автомобилей в России в 2003 году выросло на 3,1% по сравнению с 2002 годом - до 1 млн. 10 тыс. 436 единиц, причем вклад предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов, составил 54 тыс. легковых автомашин.

По мнению руководителя департамента машиностроения Минпромнауки РФ Николая Сорокина, это позволяет говорить о постепенном выходе производства легковых автомобилей из кризиса, вызванного массовым ввозом в Россию импортных подержанных автомобилей в 2002 году и приводившего к неоднократным остановкам сборочных конвейеров. Однако на преодоление кризиса сбыта конца 2002 года понадобился весь 2003 год, и пока российские предприятия не смогли в полной мере использовать предоставленные возможности.

В то же время прошлый год характеризовался резким ростом продаж в РФ новых легковых автомобилей иностранных марок. По данным АСМ-холдинга, общий объем продаж новых иномарок в РФ в 2003 году вырос до 195,7 тыс. против 111,3 тыс. автомашин в 2002 году. Росту продаж новых иномарок в РФ способствовало увеличение доходов потенциальных потребителей. В процентном отношении доля новых иномарок в 2002 году составляла 11,8% от объема продаж российских автомобилей, в прошлом году - уже 19,1%. По прогнозам экспертов, в этом году общий объем продаж иномарок составит около 250 тысяч единиц, или 24%. В последующие годы аналитики предсказывают продолжение этой тенденции.

В свою очередь специалисты АО «АвтоВАЗ» констатируют, что до 2003 года большинство покупателей в России реально могли рассчитывать на покупку автомобиля ценой не выше 7 тыс. долл. В настоящее время с учетом роста реальных доходов населения пристрастия потребителей стали смещаться в сторону более дорогих автомобилей (сегменты от 8-10 тыс. и 10-15 тыс. долл.), с более высокими потребительскими свойствами. Некоторые аналитики отводят ключевую роль в увеличении продаж новых иномарок потребительскому кредитованию из финансовых фондов компаний-производителей. Компании часто предлагают более низкую ставку кредита покупателю, чем коммерческие банки. В качестве примера приводится опыт компаний Форд (Ford) и Тойота (Toyota), у которых снижение вдвое ставки кредита помогло обеспечить рост продаж на российском рынке.

Отечественные же модели постепенно теряют и ценовое преимущество. Так, только в прошлом году цены на автомобили ВАЗ увеличились на 10-12%, в этом году цены вырастут еще на 10-15%. Причина - введение в России в 2004 году более жестких экологических стандартов. Г-н Ковригин подчеркнул, что сегодня цены на некоторые модели АвтоВАЗа соответствуют стоимости новых корейских автомашин узбекского и таганрогского производства. Но это не значит, что российским производителям нечего противопоставить зарубежной экспансии. Основной путь - инвестиции в научные разработки, которые позволят не копировать западные технологии на СП, а генерировать и развивать свои собственные. Так, например, ОАО <ГАЗ> тратит на разработки 350-400 млн. рублей ежегодно. Как результат: 28 января на конвейере предприятия началась сборка модернизированного варианта ГАЗ-3110 (Волга) - ГАЗ-31105.

Ориентировочная цена - 172 тыс. рублей, что дешевле корейских аналогов. Российский рынок становится все более привлекательным для мировых автогигантов, которые стремятся проникнуть в новые регионы с потенциально высоким ростом, в то время как снижается рост на их основных рынках сбыта в Японии, США и Европе. По прогнозам, в 2004 году продажи легковых автомобилей в РФ составят 1,5-1,6 млн. Общий объем рынка легковых автомобилей в России будет ежегодно увеличиваться на 10% в течение еще 4-5 лет. По мнению экспертов, в ближайшие годы конкуренция на российском автомобильном рынке будет обостряться. Высокие пошлины снижают спрос на подержанные иномарки, но повышают интерес к новым иностранным автомобилям, которые в ближайшие несколько лет могут стать реальными конкурентами продукции российского автопрома.

Подготовлено с использованием материалов, предоставленных ОАО «АСМ-холдинг»

Эксперт номера

Константин Затулин, депутат Государственной думы, директор Института стран СНГ:

- Российское автомобилестроение сможет конкурировать с западным только тогда, когда у правительства будет глубокое понимание проблем конкурентности в автомобилестроении, будет оценена глубина отставания от мировых стандартов. Государству и правительству необходимы большие жертвы для того, чтобы наш автопром выпускал хорошие отечественные автомобили, которые покупали бы наши граждане.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ