Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Родная газета,
6 февраля 2004

Дурдом! Треть выпускников старших классов школ имеют умственные расстройства

Сегодня лишь один (!) процент детей рождаются здоровыми. На 1000 браков приходится 700 разводов. А один родитель - это уже фактор риска. Психологи и психиатры отмечают, что нарастающая невротизация российского общества - следствие наших многих социальных и семейно-бытовых трагедий и неурядиц. Это приводит к появлению детей, страдающих пограничной патологией: заикание, тики, страхи, мнительность, ночные недержания... Бедняжкам мало того что трудно - им еще и негде лечиться.

Детский Центр психического здоровья в Волгограде - одно из немногих мест, где детям с психическими и нервными отклонениями способны оказать реальную медицинскую помощь. Возглавляет центр Лариса РАЕВСКАЯ (она же главный детский психиатр Волгоградской области).

- Лариса Георгиевна, если я правильно понял, именно профилактика психических расстройств у детей от 3 до 18 лет - ваша главная задача и забота?

- Именно так. Исправляем изъяны в воспитании, часто вызванные социальной неустроенностью родителей. Важно как можно раньше выявить у малышей отклонения и не допустить их развития до глубокого психического расстройства. Вот почему хочу призвать мам и пап: любите своего ребенка какой он есть. Ребенка нельзя перелюбить. Ваша нежность и ласка, которую он впитывает до 7 лет, защитит его на всю жизнь. Любви много не бывает. - Неловко, наверное, рассказывать о растущих психических расстройствах у российских детей. Неужели они так распространены именно в Волгоградской области?

- Нет, дело не в этом. Кто-нибудь задумывался о том, что у нас повсеместно до 30 процентов выпускников старших классов имеют умственные расстройства? Традиционно таких ребят помещают в психиатрическую больницу. А там сотни им подобных, казенная атмосфера, поток. Да еще взрослые с отклонениями.

В нашем деле стационарные формы не только громоздки, дороги, но и малоэффективны. А начинающиеся у детей психические отклонения нужно выявлять как можно раньше - тогда они излечимы. И одно дело, когда больных просто пичкают лекарствами, и совсем другое - когда в оздоровительный процесс включают веселый настрой, водные процедуры, компьютерные и другие игры, музыку, песни, танцы, травяные чаи. Вот почему у нас не только профильные врачи - от психотерапевта до логопеда, - но и воспитатели, педагоги, музыкальные работники. Вообще персонал молодой, творческий, с выдумкой и огоньком, средний возраст чуть больше 30 лет.

Лечим бесплатно.

- Не всякий отец или мать готовы признаться, что их малыш немного не в себе: - Мы щадим самолюбие детей  и взрослых и потому добились у Минздрава разрешения называться Центром психического здоровья. «Психушка» - это уже маркер, обидно. Иные мамаши, увидев молодость наших сотрудников, задирают нос. Мол, мы всех профессоров обошли, а вы чем можете нам помочь? Тогда начинаем «подрезание крылышек» - просим самоуверенную мать отдельно от ее сына заполнить анкету. Ответы часто показывают, что родители совсем не знают своих чад, которые живут неведомой им жизнью. Бывает, после первичного обследования мы устанавливаем: болен совсем не малыш, а: его мать! Часто издерганная житейскими заботами и неурядицами, она всю свою тревогу, все нервы выплескивает на ребенка. И очень бывает обескуражена, когда мы говорим ей: «Это не дочурке, а вам не мешало бы подлечиться».

Как-то мы сотворили прекрасный праздник. Нарядили детей, они пели, танцевали, а когда пришли в отделение, некоторые расплакались: это ведь мамин праздник, а мам у них там нет. Но и не проводить такой праздник было нельзя. В детских домах система ухода немножечко изнеженная, тепличная, там порой даже кроватки за ребятишек убирают. Но мы должны учить детей держать удар, потому что потом им придется столкнуться с суровой прозой жизни.

- А у вас есть специальное сиротское отделение?

- Нет, ребята все вместе. Но дети без родителей - огромная наша боль. Только в одном Волгограде за 10 лет реформ их количество увеличилось в пять-шесть раз. Если в 1990 году у нас было 5 детских домов, то сейчас 15! В целом по стране число маленьких бродяг, по разным сведениям, перевалило за три миллиона. Задумываются ли в Москве, что из трех миллионов беспризорных примерно половина - будущие пациенты психиатрических лечебниц, а другие попадут к терапевтам, гастроэнтерологам, урологам?.. Без солнца и воды вырастает кривое, неплодоносящее дерево, а маленький человек - тот же росток. Если ему недодавать тепла, то вырастет исковерканная личность, затравленный <звереныш>, который потом, во взрослой жизни, будет стараться за счет других компенсировать неполученное в детстве...

- Центров, подобных нашему, в России всего три, еще в Смоленске и Воронеже, - рассказала хозяйка, водя меня по этажам. - Многочисленным гостям я всегда говорю, что у истоков нашего стоял командующий 8-м Гвардейским корпусом генерал армии Лев Рохлин. Это он, вернувшись с первой чеченской кампании, убедил областную администрацию в необходимости такой лечебницы. Оно и понятно - сын Рохлиных стал инвалидом уже в восемь месяцев: А мы тогда ютились в старом, обшарпанном помещении, к которому лучше всего подходило слово <каземат>. При содействии генерала администрация выкупила пустеющее здание ведомственного детсада в самом центре города стоимостью 4,5 миллиарда тогдашних рублей. Начали реконструкцию. Потом я уже сама пошла по высоким кабинетам. Открылись мы 23 марта 2001 года. К нам уже проявили интерес парламентарии Англии, ученые США. Деловитых американцев, в частности, удивило, что такое <пионерское учреждение>, как наше, полностью на бюджете и живет, в принципе, неплохо.

Эксперт номера

Константин Затулин, депутат Государственной думы, директор Института стран СНГ:

- Проблема детской инвалидности в России самая острая. Количество больных детей все время увеличивается. Уже скоро некого будет в армию призывать. На мой взгляд, необходимо перестроить деятельность всей социальной системы нашего государства. Ведь есть прекрасный мировой опыт работы с такими детьми. И здесь проблема не столько финансовая, сколько гуманитарная. Традиционно в России умственно отсталый ребенок оказывался ненужным, его стеснялись, не уделяли должного внимания его социализации. Эту ситуацию необходимо переломить и в общественном мнении, и в сфере законодательства.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ