Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитическая справка об итогах визита президента Российской Федерации В.В.Путина на Украину

Визит президента Российской Федерации В.В. Путина на Украину (23 -24 января 2004) был приурочен закрытию Года России на Украине, удивительно совпавшего с исторической датой - 350-летием Переяславской Рады.

В Киеве В.В.Путина принимали с подчеркнутым дружелюбием. Церемония закрытия Года России на Украине, вручение орденов Дружбы, культурная программа, праздничный настрой и радушный прием - хотя бы на время, вытесняли груз проблем двусторонних отношений. Казалось, клятва "Навеки вместе!", данная на Переяславской Раде 350 лет назад, вот-вот зазвучит с новой силой.

Выступая на завершении Года России в Украине, Владимир Путин подчеркнул: "Думаю, вы согласитесь, наше продуктивное сотрудничество было бы невозможно без воли и стремления граждан наших стран к сотрудничеству. Без взаимного притяжения народов, их искренней заинтересованности в устранении преград на пути общения и делового партнерства. Именно такой настрой позволил достичь главной цели -включить в орбиту двусторонних связей самые широкие слои граждан. И тем самым сделать наши экономические, гуманитарные и общественно-политические проекты по-настоящему народными".

Президент Украины Л.Д.Кучма, произнося приветственные речи, несколько раз подчеркнул, что его страну с Россией связывает не только 350-летняя политическая дружба, но и общность культур, языковая близость и, наконец, общие геополитические интересы. Как отмечают аналитики, складывалось впечатление, что это какая-то новая Украина, а совсем не та, которая еще пару месяцев назад заявляла, что ей не по пути с Москвой. И не та, чей президент в конце прошлого года выпустил книгу с символическим названием "Украина - не Россия".

Причины столь резкой перемены в отношении к России одни эксперты склонны рассматривать в русле переоценки ценностей. Л.Д.Кучма, комментируя недавний зерновой голод на Украине, с нескрываемой обидой заметил: "Когда у нас было трудно с хлебом, то зерно мы получали из России и Казахстана. Все остальные декларировали, что они собрали много хлеба, но дальше деклараций дело не дошло. От вас (эти слова были обращены к В.В.Путину) мы получали экономическую поддержку, от других - декларации о поддержке. Это все должны понимать".

Другие - в очередном конфликте, связанном с Конституционной реформой и парламентским кризисом, грозящим перерасти в Конституционный кризис и очередную акцию "Восстань Украина" (эти события могут уже начаться с 9 марта - день рождения Т.Шевченко, гибели Л.Гонгадзе ит.д.).

Третьи считают, что на поведение украинского руководства почти наверняка повлияла "политика кнута", которую Россия проводит сейчас по отношению к Белоруссии.

Правда, иной раз с восторженностью дифирамбов происходил перебор. На вопрос журналистов о ситуации в Верховном Совете Украины, украинский президент ответил: "Когда речь идет о работе парламента, мне казалось, что наши украинские журналисты должны задавать вопрос Владимиру Владимировичу, чтобы он поделился опытом, что надо сделать для того, чтобы вся власть была нацелена на решения главных стратегических задач, а не опускалась до того положения, как это мы можем наблюдать в Украине перед Новым годом и после него..."

Парламентской тематике Л.Д.Кучма посвятил ряд высказываний во время посещения Успенского собора: "Я думаю, что вас всех волнует вопрос         относительно         сосуществования         нетрадиционных, ортодоксальных церквей. Они растут, как грибы. В одной церкви напакостил, пошел в другую. Точно так же, как в нашем парламенте".

Мысли о парламенте, судя по всему, не покидали президента Украины в связи с бурными политическими событиями, развернувшимися в последние недели на Украине.

Справка: Верховный Совет Украины 24 декабря 2003 года предварительно одобрил законопроект по внесению изменений в Конституцию Украины, разработанный парламентским большинством и администрацией президента.

Этот законопроект определяет, что в 2004 году граждане Украины изберут президента страны сроком на 2 года, далее, начиная с 2006 года, главу государства будет выбирать парламент.

Согласно законопроекту, полномочия президента, избранного в 2004 году, прекращаются с момента вступления на пост вновь избранного Верховным Советом Украины президента в 2006 году.

Оппозиционные фракции: "Наша Украина", Соцпартия Украины и Блок Юлии Тимошенко пытались сорвать одобрение законопроекта, разгромили электронную систему голосования, шумовыми эффектами заблокировали возможность ведения пленарного заседания.

В ручном режиме, все же одобрение состоялось (276 голосов). В начале января с.г. должно было пройти голосование по данному законопроекту, где понадобится уже конституционное большинство. Оппозиция срывала подряд несколько заседаний. Председатель ВС В.М.Литвин вынужден был досрочно закрыть сессию. К работе парламент собирается приступить с 3 февраля с.г. Одновременно Правительством будет внесен законопроект "О приставах" для наведения порядка в парламенте.

30 декабря 2003 года Конституционный Суд Украины дал положительный ответ относительно возможности для Л.Кучмы баллотироваться в президенты, поскольку его президентский срок следует вести после 1996 года, когда было принята новая Конституция Украины. Украинская оппозиция свое отрицательное мнение уже высказала и даже привлекла на свою сторону Совет Европы. Посланцы из Страсбурга назвали решение КС Украины "несправедливым".

Члены ПАСЕ от оппозиционных фракций Украины предпринимают шаги, чтобы вынести на очередное заседание ПАСЕ вопрос «О конституционном кризисе в Украине».

Демонстрируя во время встреч политику сговорчивости, Л.Д. Кучма заявил, что все противоречия, препятствовавшие созданию ЕЭП, сняты. И ничто не мешает России и Украине приступить к подписанию необходимых соглашений.

В ходе визита были подписаны три документа:

межправительственный протокол об объемах поставок товаров в рамках производственной кооперации в 2004 г. в том числе, этот протокол регулирует поставки комплектующих при производстве военной продукции;

-    соглашение   об   объемах   поставок   украинского   оцинкованного проката в Россию.

- соглашение между Национальной атомной компанией "Энергоатом" и российским ОАО "Твэл" о сотрудничестве на 2004 год, которое касается в основном поставок ядерного горючего для украинских АЭС.

Кроме подписания этих трех документов, на пресс-конференции 23 января с.г. президенты сообщили, что в феврале состоится российско-украинско-германская встреча по вопросу создания газотранспортного консорциума.

В ходе визита остались открытыми вопросы долгосрочного соглашения о транзите нефти через Украину и связанного с ним, использования нефтепровода Одесса - Броды в реверсном режиме.

Среди властных структур Украины сохраняются опасения, что при таком сценарии, российские компании смогут сорвать перспективы энергетической независимости Украины и получения нефти из альтернативных источников.

Украинские политологи еще накануне визита высказывали предположение, что наряду с протокольными мероприятиями, у В.В.Путина в Киеве будет совсем иная цель, и на переговорах, которые он там проведет, речь будет идти о будущем Украины. Они полагали, что будут проведены переговоры с Л.Д. Кучмой о ключевом событии для Украины - выборах президента и о том, что будет с самим Л.Д.Кучмой, его ближайшим окружением, а заодно и всеми основными фигурами украинской политико-экономической элиты после выборов.

Высказывались ожидания и надежды, что с российской стороны будут, наконец, озвучены сколько-нибудь заметные и содержательные предложения. Как отмечает в свой статье "Красноречивое молчание" (г-та "День"), ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Сергей Толстов "Напрашивается вывод, что Москва до сих пор подменяет заинтересованный подход к развитию взаимовыгодных двусторонних отношений риторикой о "стратегическом партнерстве". Либо же не видит необходимости в их последовательном оздоровлении, сводя их к диалогу и взаимной поддержке между правящими элитами".

Рассуждая о нейтральной позиции России в отношении происходящих событий на Украине, автор отмечает в статье: "Что касается самого В.Путина, то лишь после выборов в России он сможет получить более точное представление о своих международных возможностях и перспективах России в современном мире. И, соответственно, сформулировать более четкое отношение к проблемам украинской политики".

Продолжая тему важности всего происходящего на Украине, как для самой Украины, так и для будущего России на Vip.Lenta.Ru публикует свою статью "НАТО в Крыму, или спасет ли Путин Украину?" С. Белковский. -известный политолог, член правления Совета по национальной стратегии.

Как отмечает автор: "Это может на первый взгляд показаться странным, но для В.Путина украинские выборы-2004 - более серьёзное и масштабное испытание, чем предстоящие выборы президента России. В том, что нынешний хозяин Кремля подтвердит свои полномочия в ночь на 15 марта, сомневаться практически не приходится". " Зато исход украинских выборов пока вовсе не ясен".

Пока фаворит украинских выборов - проамериканский политик N 1 на Украине В.Ющенко. Его текущий рейтинг - около 25%. Самый популярный из потенциальных кандидатов от нынешней власти, премьер-министр В.Янукович уступает В.Ющенко в 2.5 раза, причём динамику рейтинга В.Януковича можно охарактеризовать как неблагоприятную. Другие возможные кандидаты действующей власти на президентских выборах - руководитель Администрации президента В.Медведчук, Председатель Верховного Совета В.Литвин, Председатель Национального банка С.Тигипко - как серьёзные соперники В.Ющенко рассматриваться не могут.

Как отмечает автор статьи, не спасает Л.Д. Кучму его окружение и затеянный сценарий реформирования конституции. Если осенью 2004 г. В. Ющенко станет президентом, то власть он уже не отдаст. Хотя бы потому, что этого не допустит его высокий покровитель - Соединённые Штаты Америки.

Как ни странно, победу В.Ющенко могут обеспечить силы, лояльные нынешнему президенту. Дело в том, что "лидеры основных политико-экономических кланов" сегодняшней Украины не способны договариваться по стратегическим вопросам без внешнего посредника, который должен - что особенно важно - выполнять и функцию гаранта исполнения договорённостей. Сегодня это вопрос согласования фигуры преемника Л.Кучмы.

США уже начали переговоры с окружением Л.Кучмы относительно гарантий безопасности. Предложение Вашингтона выглядит примерно следующим образом: вы не мешаете В.Ющенко стать президентом, а мы -клянёмся, что вас не отправят в тюрьмы и не лишат собственности.

С учетом этого, нельзя исключать, что уже весной "конституционной реформе" будет дан задний ход, а поиски лояльного Л.Кучме преемника прекратятся.

Последствия победы В.Ющенко на президентских выборах не являются предметом этой записки, но с уверенностью можно сказать, что она явится серьезным поражением России на постсоветском пространстве.

По мнению украинских аналитиков, со стороны России нужен внятный, жёсткий разговор, который дал бы ответ на основные "украинские вопросы".

Готова ли Россия предложить Киеву реальную концепцию обеспечения преемственности власти? Власти, которая была бы ориентирована на партнёрство с Россией.

Многие на Украине рассчитывают, что такой разговор за "закрытыми дверями" двух президентов состоялся. Тогда можно считать, что торжества, проходившие в эти дни в Киеве, будут иметь историческое продолжение в отношениях России и Украины.

Материал подготовлен группой экспертов ГД РФ

Комментарий

Кирилл Фролов

Жесткий разговор с Украиной действительно нужен. Сохранять и поддерживать нынешнюю политическую элиту можно только при условии ее разворота прочь от идеологии, олицетворяемой Ющенко. В ином случае, разница между нынешней элитой, ничего для России не сделавшей, и более ясно, открыто антироссийским политиком Ющенко не будет принципиальной. Нынешняя элита продолжает лавировать, не делает принципиальных пророссийских шагов в области геополитики, региональной, экономической, гуманитарной, конфессиональной политики. И Москва имеет шанс жестко потребовать. Официальный Киев не может не видеть не очень мягких посадок бывших соратников Шеварднадзе

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ