Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Час (Рига),
26 февраля 2004

10-я школа сдала экзамен на зрелость

Элина Чуянова

Вчера комиссар ОБСЕ по вопросам нацменьшинств Рольф Экеус побывал в рижской 10-й средней школе. Первое, что увидели высокие гости, переступив порог школы, - детей в белых майках с надписью Hands off our schools! Несмотря на просьбу директора школы Надежды Икауниеце разойтись по домам, ребята свой пост не оставили.

Но это не самый главный сюрприз, который ожидал европейского комиссара в русской школе Латвии. Гости проследовали в актовый зал, где на встречу с Рольфом Экеусом собрались учителя и старшеклассники, пожелавшие высказать свое мнение по поводу Закона об образовании. Похоже, г-н комиссар впервые получил возможность услышать неформальную точку зрения тех, на кого, собственно, направлена реформа-2004.

Забегая вперед, заметим: делегация была приятно удивлена уровнем английского языка, на котором изъяснялись ученики 10-й средней школы. Позже один из советников комиссара признался школьной англичанке Вере Ахметовой, что у него на родине, в Британии, дети далеко не так хорошо владеют иностранными языками. Я думаю, если бы гости были в состоянии оценить уровень владения детьми латышским языком, то остались бы довольны вдвойне.

Но на самом деле школьники продемонстрировали не только блестящее знание английского, но и, что несоизмеримо важнее, - зрелую гражданскую позицию и умение обоснованно отстаивать свою точку зрения. Когда г-н комиссар пригласил ребят высказываться, они один за другим выходили к микрофону и всякий раз находили новые аргументы против перевода предметов на латышский язык обучения. А Рольф Экеус кропотливо делал записи в своем блокноте.

PhotoДети смело высказывали свою тревогу тем, что реформа русского образования направлена не на интеграцию общества, а на ассимиляцию русских жителей Латвии и что преобразования приведут к этническим конфликтам - таким, как в Македонии.

- Мы просим учесть г-на комиссара, что никто эту реформу государству не заказывал, - выступил мальчик, который раньше представился журналистам Емелей. - И мы никак не хотим повторения здесь македонского развития событий. Я говорю пока только за себя, но, возможно, мою точку зрения разделяют и другие присутствующие. Я лично не хочу, чтобы мой отец вышел на улицу и пошел защищать мои права с оружием в руках. Никто из нас не хочет этнических распрей, революций и гражданских войн. К сожалению, пока власти не идут нам навстречу.

На прямой вопрос одного из школьников, не вызывает ли у г-на комиссара опасений ситуация в Латвии с точки зрения потенциальных конфликтов, Рольф Экеус дал понять, что в интересах всего общества - урегулировать вопрос таким образом, чтобы предотвратить возможность конфликтов. Весьма обтекаемая формулировка, но, увы, таков язык чиновничьей дипломатии. Ученики продолжали просвещать европейского гостя:

- Государство много говорит о нашей конкурентоспособности, но реформа как раз таки сделает нас неконкурентоспособными. Потому что существенная разница, учиться латышскому языку или учить на нем предметы.

- Этнические меньшинства составляют более 40 процентов населения Латвии. Мне кажется, во-первых, некорректно в таких условиях говорить о меньшинствах. А во-вторых, разве можно решать судьбу меньшинств без учета их мнения? - задал риторический вопрос один старшеклассник.

Мало-помалу к детям начали подключаться учителя. Тоже беспрецедентный факт - по нашим убогим временам.

- На мой взгляд, нельзя разрушать ту систему образования, которая прекрасно работает, - на хорошем английском выступила учительница математики Ирина Александровна. - Тем более что мы - не гости на этой земле, мы здесь родились, многие являются гражданами этой страны. Нас надо слушать и слышать. Мы в этом году празднуем 60-летие нашей школы и следим за судьбами своих учеников. И поверьте нам: на рынке труда они не потерялись. Этот момент очень важен при обсуждении реформы-2004.

- Я думаю, что сейчас уже нет ни одного ребенка и ни одного родителя, кто бы возражал против изучения латышского языка, - взяла слово учительница латышского языка 10-й средней школы Евгения Яновна Халявина. - Но вместе с тем у нас, как и в любой другой школе, есть разные дети. Это не только отличники и хорошисты, но и те, кто успевает средне и совсем плохо. Надо отдавать себе отчет в том, что такие дети не смогут освоить программу средней школы после 2004 года. И что с ними будет дальше? Еще один важный момент: если 10-15 лет назад родители могли хоть в чем-то помочь ребенку с уроками, то последние годы они заняты поисками хлеба насущного и мало интересуются их учебой. Когда же ряд предметов будет переведен на латышский язык обучения, мамы-папы, даже если захотят, то не смогут им ни в чем помочь.

Ученики дают урок демократии.

- Школа - это то место, куда дети идут за положительными эмоциями, - обратилась к комиссару преподаватель английского языка Вера Александровна Ахметова. - Но у меня большие сомнения, что наши дети после 1 сентября 2004 года будут рады ходить в новую школу. Диалог государству надо было вести раньше, а только потом общими усилиями разрабатывать эту реформу, с учетом мнения родителей, педагогов, учеников. Никто не подумал о здоровье детей. У них уже сейчас нагрузка большая, но она раза в три-четыре возрастет. Реформаторов не беспокоит, что будет с ребенком после 9-го класса, если он не сможет учиться дальше. Мы так и не поняли, кто придумал эту пропорцию: 60/40. У нас в школе, например, есть не только общеобразовательная программа, но и гуманитарная, а также математическая. Нагрузка у ребенка 36 часов в неделю, а 60 процентов - это 22 часа. Откуда нам их взять? Сели, посчитали - получилось 9 предметов на латышском языке. Это никуда не годится. А вдобавок приходит русский учитель в класс, где сидят русские дети, и преподает им предмет на плохом латышском языке.

- Спасибо вам всем, - поставил точку в дискуссии г-н Экеус. - Я выслушал мнение разных сторон, сегодняшняя встреча со школьниками была очень полезной. Надо все же прийти к диалогу. И всем вместе думать, как же решать вопрос с этой реформой. Я постараюсь учесть ваше мнение в своих рекомендациях.

Комиссар заметил, что русские в Латвии формально являются меньшинством, но тем не менее, когда Латвия вступит в Евросоюз, меньшинством там будут и латыши, и русские. Для Европы ценность представляют разные этнические группы населения со своими особенностями.

...К концу визита в 10-ю школу г-н Экеус выглядел несколько утомленным и озадаченным. Его можно понять - ведь представители официальной Риги на встрече с ним наверняка даже не заикались о каких-то проблемах. Что ж, Европа должна знать объективную картину.

Необходим конструктивный диалог

Вчера в ходе своего визита в Латвию комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Рольф Экеус встретился с председателем ЛАШОР Игорем Пименовым. Говорили больше часа: о реформе-2004 и ее возможных последствиях.

На встречу с Игорем Пименовым Рольф Экеус приехал сразу после встречи с учениками 10-й средней школы. Как рассказал «Часу» председатель ЛАШОР, разговор c комиссаром получился «по существу». Пименов рассказал еврочиновнику, что правящие партии, которые лоббируют эту реформу, сами запутались и не могут внятно объяснить, каковы ее цели. В ходе встречи Пименов также озвучил предложение ЛАШОР: реформу нужно отсрочить на несколько лет, необходимо наладить конструктивный диалог с участием всех заинтересованных сторон.

Глава ЛАШОР считает недопустимым, что некоторые политики, когда речь заходит о реформе образования, умышленно пытаются разделить латвийское общество на латышей и русских. Еврокомиссар в свою очередь подчеркнул, что считает Латвию однообщинным государством, а попытки разделить общество по этническому принципу - недопустимыми.

Игорь Пименов выразил надежду, что президент Вайра Вике-Фрейберга проявит мудрость и выступит с призывом отказаться от реформы. Пименов признался, что также уповает на мудрость ОБСЕ и других европейских организаций, которые могли бы посодействовать в решении этой проблемы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ