Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Зеркало недели,
21 февраля 2004

Православно-католический диалог: цели и методы

Кирилл Фролов

Выступление на семинаре, посвященном православно-католическим отношениям 17 февраля.

Текст дополнен в связи с заявлениями кардинала Каспера, сделанными в Москве.

Униатский патриархат в Киеве будет создан в случае прихода к власти на Украине Виктора  Ющенко, сколько бы Русская Православная Церковь не вела переговоры.

Хочу обратить внимание, что никто не выступает против диалога с католицизмом как такового. Весь вопрос в целях, задачах и методах такого диалога.  Вальтер Каспер заявил, что православные и католики должны прекратить полемику друг с другом, чтобы не давать повода антихристианским силам пользоваться нашими догматическими и политическими разногласиями.

Что в действительности означает это предложение, к чему оно приведет? Оно приведет к тому, что мы согласимся с результатами насильственного захвата униатами трех галицийских православных епархий, с методами этого захвата. А согласившись с результатами этой кровавой бойни, гуманитарной катастрофы, мы создадим опасный прецедент. Значит, можно спокойно с помощью боевиков захватить несколько православных епархий, затем попросить прощения и замять вопрос и закрепить результаты таких разгромов. Будет именно так, если мы откажемся от полемики. Ведь наши прокатолические, либеральные журналисты говорят нам, что  униато - православный конфликт в Галиции исчерпан. То есть все, что можно было захватить, захвачено. Мало того, католическая сторона называет этот разгром «восстановлением справедливости» за 1946 год, когда НКВД начала антиуниатские репрессии. Русская Православная Церковь обвиняется в соучастии в этих репрессиях. Во-первых, это не так.  Сами действия советской власти невозможно рассматривать вне «Нюрнбергского контекста»-  Украинская Греко –Католическая Церковь  активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому, частично действия победившей стороны – СССР следует рассматривать в контексте Нюренбергского процесса над национал-социализмом. Во-вторых, православная иерархия спасала греко-католиков от репрессий, как могла, даже терпя в своих рядах «криптоуниатство».. Мученик Гавриил Костельник, достойный канонизации, пришел к истине православной веры еще в 1920-е годы. Да тысячи галичан шли к Православию и обрели его. Униатские террористы уничтожили Костельника, который не был ни коммунистом, ни НКВДистом, странной смертью умерли многие его соратники. Мало того, вспомним полную крови и насилия историю насаждения унии в 16-19 веках. Вспомним и то, что сейчакс предпочитают умалчивать.. Греко-католическая церковь (УГКЦ) стала основой и политического украинства в его антироссийской интерпретации.  В этом процессе огромную роль сыграл львовский греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, лично финансировавший сепаратистские организации и гуманитарную деятельность Общества им. Шевченко, деятелей типа М. Грушевского. Именно финансовая и политическая мощь католицизма  позволила из микроскопических групп интеллигентов-романтиков создать в XX веке мощное идейное украинское движение. Однако до 1946 года униаты воспринимались как  внешняя сила, привившаяся в исконно православной Галиции на штыках  (достаточно вспомнить австрийский геноцид 1882 – 1914 гг., когда было уничтожено более 60 тыс. православных русофилов и сочувствующих им галичан. Следует отметить, что до 20-х годов XX века большинство жителей Галичины тяготело к православию и русофильству, однако ослабленный австрийским террором, а затем антиправославной политикой Польши в 20-е годы, москвофильский лагерь был «добит» большевиками). После насильственного подавления Советской властью греко-католической церкви униатство и украинство обрели мученический ореол и, соответственно, «нравственные дивиденды».

Естественно, легализация Украинской греко-католической церкви в 80-е годы была неизбежной. Однако ситуацию, возникшую после печально известной встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом Вторым, иначе как сдачей всех позиций назвать нельзя. Именно реванш униатства 1989-1990 гг. во многом предопределил нынешнюю общественно-политическую ситуацию на Украине.

В течение 1989-1991 гг. в Галиции  были захвачены многие сотни православных храмов, в 1990-1997 гг. в этом регионе было более 600 «горячих точек», в настоящее время – около 350. Захваты производились ОМОНом совместно с униатскими активистами. Массовые избиения православных верующих стали нормой в эти годы, сотни людей покалечены, тысячи избиты. Например, в Самборе 17 сентября  1991 года православный храм штурмовало боле 900 вооруженных омоновцев, с помощью трех бронемашин. Был применен слезоточивый газ, дубинки. Безоружные защитники храма, в том числе пожилые женщины, были жестко избиты, им было отказано в медицинской помощи. Называть эту настоящую «гуманитарную катастрофу» «восстановлением справедливости»-преступление. Мало того, руководство украинской греко-католической церкви  ( и Ватикан не пытается даже дистаницироваться от этих действий, ни то что прекратить, хотя это в его власти)  не просто оправдывает все это, но оказывает погромщикам огромную политическую поддержку. Совсем недавно глава УГКЦ Любомир Гузар совершенно однозначно высказался в поддержку Виктора Ющенко - лидера галицийских профашистских сил.  Посмотри, кто его окружает, на кого он опирается. Вот список фракции «Наша Украина», возглавляемой Ющенко, в Верховной Раде Украины: №6 Григорович Лилия – активистка Украинской греко-католической церкви один из идеологов расчленения Русской Православной Церкви, отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. В 1992 году во время штурма православной епархии лично избивала православного священика Михаила Шувара из Ивано-Франковска железным прутом по голове По вероисповеданию будучи греко-католичкой, Григорович является инициатором создания и активистом  депутатской группы «За единую поместную церковь», состоящую из раскольников. Депутатами, вошедшими затем в эту группу, был  подготовлен проект поправки к закону Украины «О свободе совести» о поочередном пользовании храмами, принятой в 1993 году Верховной Радой. Эта поправка привела к массовым захватам православных храмов. Регистрировались параллельные греко-католические или «филаретовские» общины,  которые требовали своей «очереди» для богослужения и при помощи боевиков УНА-УНСО захватывали храм, силой выдворяя Православную общину. Григорович также является автором известной аналитической записки «О создании единой поместной украинской церкви», которая предусматривает активное административное вмешательство Государства во внутрение дела Церкви. Г-жа Григорович известная сутяга-автор исков  к главе пресс-службы УПЦ Московского Патриархата Василию Анисимову, за его журналистские расследованию о вербовке украинцев в «горячие точки» СНГ через структуры «киевского патриархата».

№8 Заяц Иван – публично сжег российский флаг в Верховной Раде Украины

№9 Б.И.Тарасюк– бывший министр иностранных дел Украины, проводивший ярко выраженную антироссийскую и проамериканскую политику, один из главных авторов идеи визита папы римского на Украину, выдвинул ее в1996 году, будучи послом в странах Бенилюкса.

№10 Н.Г.Жулинский – бывший вице-премьер правительства Украины по гуманитарным вопросам, занимался искоренением преподавания русского языка в школах и вузах, прилагал активные усилия для  вовлечения в украинские церковные дела Константинопольского Патриархата, его вторжения на каноническую территорию Русской Православной Церкви. В 2000 году, когда Архиерейский Собор РПЦ  не поддался давлению украинских госчиновников в вопросе предоставления УПЦ Московского Патриархата статуса «автономной церкви», Жулинский заявил, что «от Патриарха Алексия мы ничего другого и не ждем, а вот «киевский патриархат» и «украинская автокефальная церковь» занимают подлинно патриотическую позицию»

№11 Я.И.Стецько – член конгресса украинских националистов, сторонник «активной солидарности с братским чеченским народом».

№31 И.Ф.Драч - член Рады националистической раскольнической группировки «УПЦ-Киевский Патриархат». Одновременно один из покровителей неоязычества. Под его патронажем в Харькове выходил журнала общества «Просвита» «Зеркальце», в котором публиковалиь материалы о том, как «жиды и москали изобрели Православие с целью порабощения истинных арийцев-украинцев». Русская и община и еврейские организации Харьковщины подали на редакцию «Зеркальца» в суд.

№46 Э.И.Гурвиц – ездил в составе делегации РУХа к  Д. Дудаеву

№48 Я.М.Кензьер – член «Народного РУХа»,  один из организаторов раскольнической группировки «УПЦ-Киевский Патриархат», беспорядков в ходе визита Святейшего Патриарха Алексия в Киев в 1990 года, организатор травли одного из самых авторитетных иерархов - митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, занимающего жесткую позицию единства Московского Патриархата.

№55 В.М.Червоний –  один из организаторов и непосредственных участников насильственных захватов унсовцами десятков храмов Украинской Православной Церкви, в основном в Ровенской и Волынской областях, захваты храмов сопровождались зверскими избиениями и пытками священнослужителей и верующих, затем Госкомрелигий издевательски записывал в документах, что по желанию общины храм переведен в «Киевский Патриархат»

№58 П.М.Мовчан - член Рады раскольнической группировки «УПЦ-Киевский Патриархат», требовал ликвидации Московского Патриархата на территории Украины. Один из лоббистов неозыческой фашистской секты «Рун-Вира».

№98 И.Р.Юхновский – член Рады националистической раскольнической группировки «УПЦ – киевский патриархат», требовал привлечения к уголовной ответственности епископа УПЦ Московского Патриархата, Тульчинского архиерея Ипполита за его      публичную отповедь националистам и публицистику.

№ 98 Н.И.Поровский - один из организаторов и непосредственных участников насильственных захватов унсовцами десятков храмов Украинской Православной Церкви, в основном в Ровенской и Волынской областях, захваты храмов сопровождались зверскими избиениями и пытками священнослужителей и верующих

№99 Д.В.Павлычко – член Рады националистической раскольнической группировки «УПЦ – Киевский Патриархат»

И это далеко не полный перечень 

Именно Ющенко поддерживает, в том числе финансово, строительство огромного униатского комплекса в Киеве напротив Киево-Печерской Лавры, где должна быть резиденция униатского «Киевского Патриархата». Нет никаких оснований утверждать, что Ватикан откажется от замысла создания этого патриархата. И вряд ли заверения Вальтера Каспера что-либо изменят. Слишком много вложено политических и финансовых ресурсов этот проект. Униатский патриархат в Киеве будет создан немедленно, как только Ющенко придет к власти, сколько бы Русская Православная Церковь не вела переговоры. Об этом свидетельствует и назначение Генеральным секретарем Синода епископов Римско-Католической Церкви  архиепископа епископа Николы Этеровича, бывшего  папского нунция на Украине, ответственного за политику Ватикана на этой части канонической территории РПЦ.  То, что Виктор Ющенко окружает себя именно такими людьми, свидетельствует об опасности перенесения галицийского опыта борьбы с каноническим Православием на всю территорию Украины в случае его прихода к власти.

Посмотрим на действия Ватикана в Белоруссии. «Политический католицизм» здесь объединяет всех тех, кто выступает против российско-белорусского союза.

В России именно католическая газета «Русская мысль» разработала всю нынешнюю антицерковную идеологию и лексику, которая продолжает разрабатываться ее продолжателями в деле борьбы с Православной Русской Церковью. Именно там из РПЦ был слеплен образ врага, опасного противника демократии и светского российского государства, которого необходимо обуздать, в том числе и насильственными административно-политическими мерами. Так что когда мы говорим о католическом прозелитизме в России, мы имеем в виду не маргинальную проблему единичных обращений рефлексирующих богоискателей в католицизм,     а именно создания католической «Русской мыслью» нового идеологического и лексического аппарата антицерковной пропаганды, активное натравливание этим изданием и его преемниками общественного мнения на Русскую. Православную Церковь, что  способствовало и принятию конкретных антицерковных законодательных актов (дискриминационные в отношении РПЦ Земельный и Налоговый Кодексы). И официальный Ватикан молчит. Мало того, наиболее ретивые «русские католики» типа Иннокентия Павлова продолжают развязную антицерковную истерию.

На этом фоне предложение прекратить дискуссию выглядит как призыв закрыть рот.  А некоторые прокатолические публицисты цинично предлагают русской церковной дипломатии «пошуметь для успокоения «буйноправославных»», но в итоге «самоумалиться» перед «старшим братом» из Ватикана. Такие идеи оскорбительны для Русской Церкви и ее дипломатии.

Однако диалог необходим. Надо не прекратить дискуссию, а развить ее. Только прямой, честный разговор, а не «замыливание» правды,  способен что-то изменить. Разговор и богословский, и политический.

Многие выступавшие говорили о том, что необходимо общаться с добрыми католиками «через голову» ватиканской бюрократии. По сути, эти люди на политическом языке говорили о том, что догмат о непогрешимости пап является камнем преткновения в православно-католических отношениях. Действительно, логика последовательных католиков по расширению своей сферы влияния с точки зрения этого ложного догмата вполне обоснована- они считают необходимым для спасения души присоединить «отпадших» под папскую юрисдикцию, где кнутом, а где пряником.  В этом контексте методы украинских униатов на Украине имеют и свою аксиологическую основу –  отход от христоцентризма к «папоцентризму», этакий богословский антропоморфизм, который неизбежно приводит и к нравственному релятивизму. Современный католицизм все более напоминает конгломерат разноверных структур, от вполне приемлемых и мыслящих в православном направлении  до «христианских троцкистов» Латинской Америки, объединенных папской властью. Словом, «веруй как хочешь, но подчиняйся папе». Этот мотив, отчасти, просматривается и выступлениях Вальтера Каспера, который предлагает оставить «филиокве» как частную традицию западной Церкви или дать ему некую компромиссную интерпретацию ( с такой же психологией в свое время возникло «монофелитство»).   Всякое отклонение от истины, от догматов церковных неизбежно ведет к духовному оскудению, к секуляризации. Католическая церковь может остаться как  прекрасно организованный социальный институт мирового значения, но не ответить на настоящие запросы духа. Это, собственно, происходит и поэтому Европа шаг за шагом теряет свою христианскую идентичность. Запросы духа остаются, но, не будучи реализованным, богоискательство устремляется на сторону далече, к исламу, еще куда –нибудь. И отказ Православной Церкви от миссии может обернуться ее духовным самоубийством. Люди Европы и Америки ищут Истину, ищут подлинную Традицию. Неужели мы их оттолкнем?  Неужели мы вытолкнем тысячи западных христиан, которые неизбежно устремятся к Православию, когда «однополые браки» и «женское священство» станут нормой в «христианских» деноминациях? Думать и действовать необходимо уже сейчас.  Православие обязано нести свое свидетельство во всем мире, в том числе мире западнохристианском. Эта миссия   спасения подлинной европейской идентичности. Это миссия мира и любви- свидетельствуя о том, что Православная Церковь является единой и единственной, мы никогда не пойдем на безнравственные поступки. Нам никогда не придет в голову поддерживать каких-нибудь баскских террористов, чтобы навредить католической Испании или, например,  издавать газету, пропагандирующую  «опасность Ватикана для демократической Италии».  Мало того, именно православное свидетельство на Западе и способно в итоге привести к христианскому единству. Именно знакомство с Православием откроет глаза западных христиан на подлинные истоки кризиса европейской идентичности, на то, что мелочей в духовной жизни нет и любое отклонение от православной догматики, от истины Церкви ведет к катастрофическим духовным последствиям. Может, именно жестокий, на самом деле, тоталитарный вызов воинствующего секуляризма и  вернет католицизм и консервативную часть протестантизма к вере апостольской, вере Православной? Так для того, чтобы произошло именно так, надо нести слово Православия в Европе, надо вести диалог с католиками, но какой диалог? Диалог правды Христовой, ибо «то, что касается Истины, не решается путем компромиссов» (св. Марк Эфесский)

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ