Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Возвращение “комиссаров”

Сергей Балыкин

Должность идеологического работника отныне должна появиться во всех организациях, включая частные. Такое требование содержит вступивший в силу на прошлой неделе Указ президента РБ № 111 “О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь”.

Указ устанавливает, что руководители государственных и иных организаций несут персональную ответственность за состояние идеологической работы в коллективах. Непосредственная же организация этой работы возлагается на одного из заместителей руководителя. Кроме того, указ определяет порядок назначения и подготовки идеологических работников, а также штаты идеологических отделов и управлений в органах власти.

Сразу же расшифруем понятие “иные организации”. В соответствии с Конституцией РБ, собственность может быть государственной и частной. А в соответствии с Гражданским кодексом, любое юридическое лицо является организацией — коммерческой или некоммерческой. К первым относятся различные УП, ООО, АО и т. д., а ко вторым — учреждения, фонды, общественные объединения и прочие юридические лица. Так что требования указа распространяются на всех. Идеологической “обязаловки” избежали только индивидуальные предприниматели — они ни юрлицами, ни организациями не являются.

Указ готовился довольно долго, и первоначально предполагалось, что он коснется только государственных организаций. Но во время одного из совещаний встал вопрос: “А почему, собственно, частные организации должны оставаться в стороне от идеологической работы?”. Так в указе появилось упоминание о “других организациях”.

Выполнить требования указа будет легко и трудно одновременно. С одной стороны, чего хочет власть, совершенно понятно: если не любви, так хоть лояльности. С другой — выполнение требований указа может вызвать определенные сложности.

Прежде всего, возникает вопрос: а что же такое, собственно говоря, эта самая идеология? Словарь иностранных слов определяет идеологию как систему взглядов и представлений. Но взгляды и представления у каждого свои. Только это обстоятельство, похоже, властей предержащих не очень волнует. Очевидно, какая идеология единственно правильная, “ответственные товарищи” нам разъяснят в ближайшее время.

Хотелось бы, однако, чтобы разъяснили бесплатно. А то ведь могут и за деньги. В Академии управления при президенте РБ, например, уже начата переподготовка специалистов с присвоением квалификации “идеолог”. Указ же предусматривает поэтапную переподготовку и повышение квалификации идеологических работников. Почему бы, спрашивается, не обязать частные организации подготовить себе “комиссаров” на платной основе?

Решение почти гениальное — получим и массу специалистов, и дополнительные деньги на развитие самого правильного учебного заведения. Тем более что прецеденты имеются. Вспомним хотя бы обязательное посещение курсов при регистрации индивидуальных предпринимателей в Минске или обучение руководителей при сдаче зачета по технике безопасности и охране труда.

Порядок назначения и увольнения “комиссаров в штатском” несколько отличается от обычного. Ладно бы он распространялся только на государственные организации, так ведь и на частные тоже! Так что заместитель по идеологии в частном вузе может быть назначен на должность и освобожден от нее только по согласованию с Администрацией президента.

Для менее ответственных товарищей уровни согласования установлены пониже. Так, например, заместители по идеологии в организациях с численностью работников 1.000 и более человек, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического или среднего специального образования, согласовываются с облисполкомами (Минским горисполкомом).

Замы по идеологии в организациях с численностью работников от 300 до 1.000 человек (в сельхозорганизациях — от 150) и в школах согласовываются с соответствующими горисполкомами, райисполкомами и местными администрациями районов в городах. Остальные организации разбираются со своими “комиссарами” самостоятельно.

Разумеется, такой порядок найма некоторых работников, мягко говоря, не слишком соответствует Трудовому кодексу. В конце концов, трудовой договор — это соглашение между нанимателем и работником и вмешиваться в него идеологические отделы не должны. Только вот в соответствии с Конституцией РБ (в редакции 1996 года) президентские указы имеют большую силу, чем законы и кодексы. Поэтому нанимать и увольнять “комиссаров” придется с согласия соответствующих органов. Последние же вполне могут “забить” в качестве одного из условий согласования прохождение соответствующей переподготовки.

Не вполне понятно только то, как будет проходить эта самая идеологическая работа на предприятиях. Ведь коммерческая организация — не детский сад, не школа и не Советская Армия. Поэтому не может и не должна она воспитывать своих работников. И законно заставить работника посещать идеологические мероприятия, а тем более слушать речи “комиссара” невозможно.

Да и по статусу своему коммерческие организации действуют исключительно с целью получения прибыли. И не должны нести издержки, связанные с идеологической работой. Здесь никакие кодексы указу не противоречат. Указ говорит об обязательном наличии “комиссара” в штате, но об источниках оплаты его труда ничего не сказано. Так что бизнесмены вполне обоснованно могут требовать от государства дотаций “на идеологию”, только вот ответ этого государства предугадать нетрудно...

Хотя, конечно, скорее всего, борьба за идеологию окажется очередной бумажной кампанией в стиле позднего Брежнева. Только вот в нашей стране любая кампания напоминает цунами. Вначале идет первая, самая мощная волна чиновничьего “энтузиазма”, потом несколько других — поменьше, и, наконец, все затихает, а обыватели любуются разрушениями. Примеров тому множество — вспомним кампании по борьбе с “однодневками”, с “черным налом”, с контрабандой и т. д.

Вероятно, и борьба “за идеологию” пойдет по привычному сценарию. И в ближайшие несколько месяцев следует ожидать множества семинаров, совещаний и прочих идеологических мероприятий, на которые придется ходить руководителям или их идеологическим замам. Не исключено также и появление новых форм отчетности — об идеологической работе. Потом, конечно, все это постепенно затихнет. Только в очередной раз будет жаль потерянного времени.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ