Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Заявление Государственной Думы «В связи  с расширением НАТО»

29 марта 2004 года в Вашингтоне прошла церемония вступления в НАТО Болгарии,  Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии. 2 апреля 2004 года у штаб-квартиры Организации Североатлантического договора (НАТО) в Брюсселе поднимутся флаги  государств – новых членов альянса.

Расширение НАТО происходит в период, когда Российская Федерация и Североатлантический альянс являются партнерами по широкому спектру вопросов европейской и международной безопасности на базе Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 года (далее – Основополагающий акт), Декларации глав государств и правительств Российской Федерации и государств – членов НАТО «Отношения Россия – НАТО: новое качество» от 28 мая 2002 года и решений созданного в соответствии с указанной Декларацией Совета Россия – НАТО (СРН). Диалог в рамках СРН позволил добиться определенного сближения позиций России и НАТО по некоторым актуальным проблемам, в том числе таким, как угроза терроризма, распространение оружия массового уничтожения, и другим.

Вместе с тем депутаты Государственной Думы неоднократно, в частности в заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 2002 года № 3493-10 ГД «О ситуации в связи с расширением НАТО», выражали свое негативное отношение к расширению НАТО. Государственная Дума по-прежнему считает, что этот процесс не способствует укреплению стабильности и безопасности в Европе. Очевидно, что дальнейшее продвижение инфраструктуры альянса к границам России вступает в противоречие с достигнутыми за последние годы новыми взаимоотношениями между Россией и НАТО. Совместные ответы сторон на глобальные угрозы современности не требуют наращивания вследствие расширения НАТО вооружений на территориях граничащих с Российской Федерацией государств, патрулирования самолетами радиолокационной разведки АВАКС воздушного пространства над Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией, размещения на территориях этих государств военно-воздушных сил и сил противовоздушной обороны НАТО. Несмотря на многочисленные заявления представителей руководства НАТО о том, что трансформация и расширение этой организации не угрожают интересам национальной безопасности России, военная доктрина НАТО сохраняет наступательный характер. Эта организация продолжает стремиться к глобальному присутствию в регионах мира и силовому влиянию на ситуацию там, в обход Организации Объединенных Наций, о чем наглядно свидетельствовала военная акция НАТО против бывшей Союзной Республики Югославия. Особую озабоченность вызывают тенденции к международно-правовому оформлению присутствия вооруженных сил НАТО на территории некоторых государств – членов Содружества Независимых Государств.

В Основополагающем акте подтверждено, что в нынешних и обозримых условиях альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и решать другие задачи «не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил». Государственная Дума принимает также к сведению и все прежние заявления НАТО о намерении воздерживаться от размещения таких сил на территориях государств – новых членов Организации Североатлантического договора.

Депутаты Государственной Думы убеждены, что военно-политическая ситуация в Европе не может считаться стабильной, пока все без исключения государства континента не присоединятся к Договору об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года (ДОВСЕ). Между тем ряд новых членов НАТО, в том числе Латвия, Литва и Эстония, не являются участниками этого Договора, и в Европе уже возникла «серая зона», где не действуют международно-правовые ограничения на размещение иностранных вооруженных сил. Государственная Дума приветствует высказанное этими государствами намерение присоединиться к ДОВСЕ после вступления в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ от 19 ноября 1999 года. Однако государства – члены НАТО продолжают искусственно затягивать ратификацию этого Соглашения под предлогом невыполнения Российской Федерацией своих обязательств, взятых в рамках встречи в Стамбуле глав государств и правительств государств – участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 18 – 19 ноября 1999 года, касающихся сроков и условий пребывания военных баз Российской Федерации на территории Грузии и вывода российских военных сил с территории Республики Молдова и не являются частью указанного Соглашения.

Государственная Дума осуждает подобные действия НАТО и расценивает их как попытку выстраивать надуманные препятствия адаптации важнейшего механизма контроля над обычными вооружениями к новым военно-политическим реалиям на континенте, а также как нежелание учитывать обеспокоенность Российской Федерации появлением в Европе зон, свободных от режима контроля над вооружениями.

Депутату Государственной Думы напоминают о сделанном на указанной встрече в Стамбуле заявления от имени Российской Федерации о том, что в контексте политических обязательств других государств – участников ДОВСЕ, направленных на дальнейшее укрепление стабильности в Центральной  Европе, Российская Федерация будет проявлять адекватную сдержанность в отношении размещения ограничиваемых ДОВСЕ наземных вооружений и техники в районе, включающем Калининградскую и Псковскую области и о том, что у России нет причин, планов или намерений размещать дополнительно на постоянной основе существенные боевые силы – как воздушные, так и наземные – в указанном районе. Государственная Дума считает, что данное заявление утратит свою актуальность, если НАТО будет предпринимать шаги по изменению военно-политического баланса в прибалтийской регионе в свою пользу.

В связи с вышеизложенным Государственная Дума вновь призывает парламенты государств – членов НАТО незамедлительно приступить к ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ, что способствовало бы укреплению стабильности на Европейском континенте и послужило бы практическим подтверждением стремления Организации Североатлантического договора к конструктивному сотрудничеству с Российской Федерацией.

Государственная Дума считает, что дальнейшее развитие отношений Российской Федерации с НАТО должно строиться исходя из реального учета Организацией Североатлантического договора обеспокоенности нашего государства расширением альянса и конкретных шагов блока по укреплению международной безопасности и режима контроля над вооружением в Европе.

В противном случае Государственная Дума будет рекомендовать Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по надежному обеспечению безопасности Российской Федерации, включая определение целесообразности дальнейшего участия Российской Федерации в международных договорах в области контроля над обычными вооружениями и пересмотр принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации в сторону усиления их ядерного потенциала сдерживания.

Государственная Дума обращается к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой провести заседание Совета Безопасности Российской Федерации для рассмотрения вопросов о развертывании с соблюдением международно-договорных обязательств России дополнительных оборонительных вооружений на части территории Российской Федерации, граничащих с территориями государств – членов НАТО, и об укреплении в сложившейся ситуации обороноспособности Российской Федерации в целом.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ