Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Госдума отклоняет поправки к Закону о гражданстве РФ

А.Докучаева

17 и 31 марта с.г. Госдума рассмотрела несколько законопроектов по внесению поправок в Федеральный закон «О гражданстве РФ» и отклонила их. Проекты, вносящие поправки в закон о гражданстве, представлены законодательными органами субъектов Российской Федерации. Все они направлены на облегчение приобретения гражданства России  бывшими гражданами СССР, оказавшимися за пределами России. Так, 31 марта Дума отклонила два законопроекта, предложенных Законодательными  собраниями Приморского края и Ивановской области.

Суть поправки пришедшей из Приморского края: предоставление права на упрощенный порядок приема в гражданство для лиц, пребывающих на Дальний Восток из стран СНГ и расселяющихся в согласованных с Администрацией Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской АО, после того, как они проживут там 2 года. Предполагается бессрочное на будущее действие вводимой нормы. Цель ее внесения: создать стимул для притока людей из СНГ  на Дальний Восток. Поправка рекомендована к отклонению в официальном отзыве Правительства РФ за подписью Г.Кареловой со ссылкой на то, что  в ч.4 ст.14 действующего закона уже предусмотрен льготный порядок для вышеуказанной категории.  Думцы согласились с этой рекомендацией.

Действительно ч.4 ст.14 предоставляет упрощенный порядок приобретения гражданства для бывших граждан СССР, прибывших в Россию из бывших союзных республик и имеющих постоянную регистрацию по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в РФ, если до 1 января 2006 года они заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Для этих лиц не потребуется проживать в России предварительно 5 лет, доказывать наличие источников к существованию, сдавать экзамен на знание русского языка. И самое главное – от них не требуется вида на жительство. Но весь фокус в том, что эти льготы действуют только до конца 2005 года и на всей территории России и никаких преимуществ для территорий  Дальнего Востока не дают.  Трудно ожидать, что в ближайшие два года те, кто сможет воспользоваться упрощенным порядком приобретения гражданства, предпочтут ехать в Приморье, откуда старожильческое население бежит, оставаясь без воды и света.

Таким образом, поправка отклонена, хотя по существу – не рассмотрена. Проект, внесенный  дальневосточными законодателями, несовершенен. Его можно критиковать по разным направлениям. Он не прописывает, какой упрощенный порядок предлагается (в действующем законе предусмотрено несколько режимов упрощения). Почему речь в нем идет только о лицах из СНГ? А почему забыли о наших соотечественниках в Прибалтике? Кроме того, принятие этой поправки требует внесения изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (людям надо как-то определять статус в течение тех 2 лет, пока к ним будут «присматриваться»). Т.е. необходим пакетный подход, который не проработали депутаты из Приморского края. Проблема данном случае не в том, что отклонена эта поправка, а в том, что в обосновании непригодности поправки проигнорирована ее суть. Не вникли в нее те, кто рекомендовал отклонить, а затем голосовал за ее отклонение.

Аналогичная история с законопроектом, поступившим из Иванова.  Суть поправки: предоставление права на упрощенный порядок приема в гражданство для лиц,  служивших в СА до развала СССР, поступавших в военные училища или призывавшихся в СА с территории РСФСР и продолживших военную службу в постсоветских государствах, а после окончания военной службы переехавших  или переезжающих в Россию. Предполагается бессрочное на будущее действие вводимой нормы. Цель ее внесения: дать возможность бывшим военнослужащим СА, оставленным  за границами России, даже если они были вынуждены служить в ВС стран проживания, при переезде в Россию получить гражданство в упрощенном порядке. Тем самым исполнить долг перед людьми, которые служили СССР и тем самым - России, которая является правопреемницей канувшей в Лету Державы. 

Отрицательный отзыв на законопроект дало Правительство РФ за подписью А.Жукова. Госдума отклонила поправку. Также, как в обсужденном выше случае,  предложение ивановцев отклонено со ссылкой на то, что  в ч.4 ст.14 действующего закона уже предусмотрен льготный порядок для вышеуказанной категории. Но не обратили внимания на то, что воспользоваться  льготой п.4 ст.14  можно только до начала 2006 года. А ивановцы предлагают защитить льготное право специально для военнослужащих на получение гражданства РФ без ограничения срока.

Эту поправку можно критиковать, за то, что ее принятие привлечет в Россию военных пенсионеров, и повлечет соответствующие расходы. Но данное заключение об отклонении – не содержит аргументов экономического характера, а с правовой точки зрения не учитывает сущность поправки.

Опять же указанные основания для отклонения – не соответствуют сути предложения. Создается опасная тенденция, когда важнейший политический  закон – закон о гражданстве рассматривается поверхностно. Не извлекли уроков в Правительстве и Госдуме из недавнего конфуза с принятием нового  закона о гражданстве.

Кроме того, небрежное отношение к законодательной инициативе из регионов плодит новые, непроработанные законопроекты от неудовлетворенных законодателей из провинций, которые переполняют портфель в Госдуме. И - самое опасное -  увеличивает пропасть между федеральным центром и субъектами федерации.

Комментарий по поводу решений Госдумы по вопросам гражданства также читайте в разделе «Проблемы диаспоры» («Россия создает «железный занавес»). 

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ