Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

RBC daily. Политика,
18 марта 2004

Россия создает «железный занавес» 

Антон Попов

В среду, 17 марта, Госдума отклонила несколько законопроектов, которые могли бы упростить соотечественникам из стран бывшего СССР принятие российского гражданства. Впрочем, эксперты полагают, что эти поправки в любом случае не облегчили бы процедуру принятия гражданства: они не затрагивали основных моментов, делающих принятие гражданства непосильным для большинства приезжих. Более того, законотворчество в этой сфере вообще работает вхолостую: паспортные столы и ОВИРы, особенно в регионах, до сих пор «не слышали» даже о принятых в прошлом году президентских поправках к закону о гражданстве. Таким образом, несмотря на низкую рождаемость, Россия не способна стать нормальным «импортером» рабочей силы. Более того, наша страна продолжает быть ее «поставщиком» не только на Запад, но и в страны СНГ, обгоняющие Россию по темпам экономического роста. И вместо того, чтобы перенять опыт разумной миграционной политики ближайших соседей – например, Казахстана, – Россия продолжает окружать себя новым «железным занавесом».

Авторы одной из поправок хотели распространить право на «упрощенное» получение российского гражданства на тех, кто получил гражданство стран бывшего СССР, а также на родившихся на территории РСФСР, но проживающих на территории соседних стран. Согласно Закону «О гражданстве РФ», право на получение гражданства в упрощенном порядке (без пятилетнего срока проживания в России и получения вида на жительство) имели только те жители стран бывшего СССР, которые не приняли гражданство новых государств и все эти годы оставались лицами без гражданства. Лица, родившиеся на территории РСФСР, могут получить гражданство России только после проживания в стране в течение одного года. Как отмечали авторы поправки, такие правила лишали сотни тысяч соотечественников возможности получить гражданство России. С одной стороны, жить в странах СНГ без принятия местного гражданства было затруднительно, с другой стороны – немногие жители СНГ могут позволить себе приехать в Россию и жить год до подачи заявления о получении гражданства.

Наконец, другая группа поправок предлагала упрощенный порядок приобретения гражданства России всеми лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и их потомками по прямой нисходящей линии, не заявившими о своем желании состоять в гражданстве других государств. Главное отличие альтернативных проектов в том, что в одном из них предлагается ввести институт признания гражданами РФ представителей национальностей, не имеющих иных национально-территориальных образований, кроме находящихся на территории России. Все эти изменения были признаны «нецелесообразными», в том числе представителем президента, и отклонены палатой. Впрочем, по мнению президента Международной правозащитной ассамблеи, руководителя Центра по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев Михаила Арутюнова, эти поправки в любом случае с самого начала были «пустым делом». «Гражданство могут получить только те, кто зарегистрирован по месту жительства, – сказал г-н Арутюнов RBC daily. – В старой терминологии это означает постоянную прописку». О том, как легко и просто получить такую прописку где бы то ни было, легенды ходят еще с советских времен. Большинство же граждан СНГ имеют регистрацию лишь по месту пребывания (обычно на три месяца), а зачастую у них нет и этого.

Впрочем, эффективность законодательства в миграционной сфере вообще вызывает большие сомнения. «Главная проблема даже не в законе, а в подзаконных актах, – сказала RBC daily президент Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ Жанна Зайончковская. – От двух вице-губернаторов, которые отвечают за прием населения по социальным вопросам, мне приходилось слышать заявления, что они сами ничего не понимают». Действительно, какими бы благими намерениями ни руководствовался президент, инициировав в прошлом году принятие поправок к закону о гражданстве, реализация этих новаций все равно зависит от «нормотворчества» ведомств – в первую очередь МВД. Так, в одном из паспортных столов Химкинского района корреспондент RBC daily лично видел перечень документов, требовавшихся для получения гражданства по «упрощенной» схеме. Во всех вариантах этого перечня, в нарушение самой концепции упрощенной процедуры, обязательно числился вид на жительство. «Несколько недель назад в одном из региональных ОВИРов заявили: «Мы не слышали ни о каких поправках к закону о гражданстве», – соглашается Михаил Арутюнов. – Работники ОВИРов всегда говорят: «Мы работаем не по закону, а по инструкциям»».

В результате такого подхода со стороны государства официальная миграция из стран СНГ в Россию, как отмечает Жанна Зайончковская, практически прекратилась. По данным переписи с 1989 по 2002 г. население России выросло за счет стран СНГ примерно на 5 млн человек. Причем большинство из них (порядка четырех пятых), говорит г-жа Зайончковская, составляют представители «титульных наций» России – этнические русские, татары, башкиры и т.д. «Мы могли бы получить больше, если бы с самого начала не создавали проблем, – полагает она. – А сейчас коллеги из Средней Азии, Казахстана, Узбекистана констатируют снижение миграционного потока в Россию, многие трудовые мигранты вернулись домой, особенно после того как стали жертвами облав в России». Между тем представители власти продолжают говорить о необходимости пополнять рабочую силу России не только за счет стран СНГ, но и дальнего зарубежья. На практике же Россия продолжает быть донором «мозгов» и «рук», причем не только для Запада (что уже стало традицией), но уже и для ближайших соседей.

«Многие россияне продолжают выезжать в западные страны, в том числе по туристическим визам, причем не только ученые, а простые работяги с семьями, – говорит Михаил Арутюнов. – И их там с удовольствием принимают, в первую очередь Испания, Франция, Германия – те страны, у которых не очень хорошая демографическая ситуация». В последнее время гибкую миграционную политику – которой есть смысл поучиться и России – начинают проводить и страны СНГ. «Растет абсорбирующая роль Казахстана. До сих пор он был донором, но в минувшем году получил чистый приток миграции, – говорит Жанна Зайончковская. – Это связано и с ужесточением миграционного законодательства в России, и с тем, что Казахстан показывает более высокие темпы экономического роста, чем Россия». По ее сведениям, с 1990 г. Казахстан потерял 4 млн человек (то есть около трети населения), которые осели либо в России, либо в Германии. «Теперь там ведется политика по возвращению людей, привлечению специалистов из России, причем безо всяких проволочек: от них не требуют ни регистрации, ни гражданства, – говорит г-жа Зайончковская. – Надо просто решить, что нужно стране – налоги с произведенной продукции или штампы?»  

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ