Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Хроника

17 марта. Верховная Рада ратифицировала Меморандум о взаимопонимании между правительством Украины и штабами Верховных главнокомандующих объединенных вооруженных сил НАТО в Атлантике и в Европе, который предоставляет войскам НАТО право быстрого доступа на территорию Украины. Документ устанавливает правовые основы поддержки Украиной проведения военных или миротворческих операций НАТО в рамках соглашения "Партнерство ради мира".Для вступления в силу закон о ратификации Меморандума должен быть подписан Президентом Украины.

18 марта. Верховная Рада приняла новую редакцию закона "О выборах Президента Украины", сообщают Українські Новини За принятие в целом закона №2047-д о выборах Президента Украины проголосовали 400 народных депутатов. Верховная Рада отказалась учесть поправку, предложенную депутатом Александром Турчиновым, который предлагал ввести норму, согласно которой для регистрации кандидата необходим или денежный залог 500 тыс. гривен, или собрать 500 тыс. подписей. Согласно закону, Президент избирается всенародно. Президентом может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов не менее 35 лет. Один и тот же человек не может избираться Президентом больше 2 сроков подряд. Избирательная кампания начинается за 120 дней до дня выборов. Они будут проводиться в едином общегосударственном одномандатном избирательном округе, разделенном на 225 территориальных избирательных округов.

Территориально-избирательная комиссия создается Центральной избирательной комиссией не позже, чем за 85 дней до выборов. В состав территориальных избирательных комиссий предлагается обязательно включить представителей партий и блоков, преодолевших 4%-й барьер на предыдущих выборах в Раду, если эти партии выдвинули кандидата на пост Президента. Подготовка к проведению выборов Президента Украины будет осуществляться исключительно за счет средств государственного бюджета и средств избирательных фондов кандидатов в Президенты. Избирательный фонд кандидата предполагается формировать за счет средств партии, которая выдвинула кандидата, его собственных средств, а также добровольных пожертвований физических лиц. Максимальный размер избирательного фонда установлен на уровне 50 тысяч размеров минимальных заработных плат. Для кандидатов, которые выйдут во второй тур максимальный размер избирательного фонда увеличивается на 15 тыс. размеров минимальных заработных плат. Ограничиваются добровольные пожертвования физических лиц в избирательный фонд не более 25 минимальных заработных плат. Запрещаются добровольные пожертвования со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства, а также анонимов. Закон предполагает, что кандидата на пост Президента могут выдвигать политические партии и блоки, зарегистрированные не позже, чем за год до выборов. Кандидат на пост Президента регистрируется Центризбиркомом, если в его поддержку собрано 500 тыс. подписей избирателей, в том числе не менее чем по 20 тыс. подписей в каждом из 2/3 регионов Украины. Закон также предполагает внесение денежного залога в размере 500 тыс. гривен. Денежный залог возвращается партии или блоку, если кандидат получает 7% голосов избирателей, в противном случае перечисляется в бюджет. Закон устанавливает, что избирательная урна должна изготавливаться из прозрачного материала. Избранным Президентом считается кандидат, который получил более 50% голосов избирателей от тех, которые приняли участие в голосовании.

18 марта Верховная Рада приняла решение о назначении очередных выборов Президента Украины на 31 октября 2004 года. За соответствующее постановление, внесенное в октябре прошлого года народным депутатом Иваном Плющом, фракция "Наша Україна", проголосовали 429 парламентариев. В соответствии с Конституцией и законом "О выборах Президента Украины", в проекте постановления указана дата проведения очередных президентских выборов - 31 октября 2004 года, воскресенье.

20 марта. Народный Рух Украины создал избирательный блок в поддержку лидера "Нашої України" Виктора Ющенко на выборах Президента. Соответствующее решение было принято на 14-м съезде НРУ.Рух призывает вступить в блок Украинскую народную партию, партию "Реформи i порядок", партию "Солідарність", партию Христианско-демократический союз, Конгресс украинских националистов, Молодежную партию, Республиканскую христианскую партию, Всеукраинскую партию "Нова сила", Всеукраинскую партию трудящихся, Всеукраинскую Чернобыльскую народную партию "Добробут та соцiальний захист народу", Всеукраинское объединение "Батькiвщина", Конституционно-демократическую партию, Либерально-демократическую партию, Народную партию вкладчиков и социальной защиты, Партию свободных крестьян и предпринимателей, Партию защитников отечества, Партию национально-экономического развития, партию "Нова генерацiя України", партию "Прагматичний вибiр", партию "Соцiал-демократичний союз", партию Социальной защиты, политическую партию Малого и среднего бизнеса, политическую партию "Молода Україна", политическую партию "Нова полiтика", политическую партию "Партия за военных", политическую партию Украинский союз труда "Орий", политическую партию "Яблуко", Христианскую партию, Социал-демократическую партию, Социалистическую партию, Социально-экологическую партию "Союз. Чернобиль. Україна", Украинскую партию защиты прав потребителей, украинскую партию "Справедливість", Союз ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, афганцев, Украинскую республиканскую партию "Собор", Украинскую христианско-демократическую партию, украинскую Социал-демократическую партию, Христианско-либеральный союз, всеукраинское объединение "Свобода".Съезд поручил лидеру Народного Руха Борису Тарасюку подписать от имени партии с уполномоченными представителями перечисленных партий соглашение о создании избирательного блока.Съезд также предложил избирательному блоку выдвинуть кандидатом на пост Президента Украины Виктора Ющенко.

21 марта. Проект закона о выборах депутатов Верховного Совета АРК, областных, сельских и поселковых советов не учитывает статус Крыма, как автономного образования. Об этом заявил премьер-министр республики Сергей Куницын, комментируя журналистам проект закона."У нас есть Конституция, у нас есть Верховный Совет, но с нами никто не согласовывал проект закона. Мы не можем с этим согласиться", - сказал Куницын. По его словам, парламент Крыма соберется на внеочередную сессию, чтобы заявить о своей позиции. "Мы будем обращаться к Президенту, спикеру Верховной Рады, парламентскому большинству, мы будем жестко отстаивать свою точку зрения", - заявил премьер. По мнению Сергея Куницына, на выборах в органы местного самоуправления и в Верховный Совет Крыма целесообразно сохранить мажоритарную избирательную систему. В качестве компромиссного варианта Куницын назвал смешанную систему выборов, когда половина депутатского корпуса избирается по партийным спискам, а вторая половина - по мажоритарным округам.

21 марта. Президент Леонид Кучма внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект о ратификации договора между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, передает Интерфакс-Украина. 24 декабря 2003 года в Керчи президенты Украины и России Леонид Кучма и Владимир Путин подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который предполагает совместное использование двумя странами Керченского пролива и определяет Азовское море как внутренние воды двух стран. В соответствии с документом, Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами Украины и России. При этом Азов разделяется линией государственной границы, а использование Керченского пролива осуществляется в соответствии с соглашением сторон. Подписанное соглашение должно быть ратифицировано парламентами России и Украины.

22 марта. Интересы обороны России требуют ратификации договора с Украиной об использовании Азовского моря и Керченского пролива, считают в комитете Госдумы по обороне. "Данный договор имеет важное значение для обороны страны, поскольку затрагивает проблемы военного судоходства. Мы считаем необходимым не затягивать с его ратификацией", - заявил в понедельник председатель комитета генерал-полковник Виктор Заварзин. Генерал, который до избрания в парламент был первым заместителем начальника штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ, отметил, что подписанный в декабре договор "зафиксировал принципиально важные для России положения, в частности, запрет на заход чьих бы то ни было военных кораблей в Азовское море и Керченский пролив без обоюдного согласия России и Украины, признание необходимости сохранения акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины, гарантия свободы судоходства в Азовском море и Керченском проливе для торговых судов и военных кораблей наших стран". Кроме того, отметил депутат, "особую важность имеет положение договора об урегулировании всех вопросов по акватории на основе соглашения между сторонами, что ограничивает возможность односторонних действий партнеров, в том числе по проблеме установления границы". Заварзин сообщил, что комитет по обороне принял решение рекомендовать Госдуме ратифицировать этот документ. Вне поля зрения Заврзина почему-то остались нерешенные проблемы - прохождение границы в Азовском море и последнее решение ВР об использовании Украины войсками НАТО,

22 марта. Комитет избирателей Украины и Ассоциация политических консультантов Украины обратились к Президенту Леониду Кучме с просьбой не подписывать закон о выборах главы государства, принятый Верховной Радой 18 марта.

Комитет избирателей Украины (КИУ) возмущен, в частности, тем фактом, что в принятом законе отсутствует положение об официальных наблюдателях от общественных организаций, хотя такое положение фигурировало в законопроектах, поданных ранее на рассмотрение временной специальной комиссии Верховной Рады по разработке проектов законов о внесении изменений в Конституцию. КИУ напоминает, что участие наблюдателей от общественных организаций является неотъемлемым признаком демократических выборов, закрепленным 1990 году в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Право участия в выборах официальных наблюдателей от общественных организаций было закреплено в законах Украины "О выборах народных депутатов" и "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских глав" 1997 года, отмечает Комитет. Такую же возможность, хоть и опосредованно, предоставлял закон Украины "О выборах Президента Украины" 1994 года.. КИУ подчеркивает, что на этом вопросе постоянно акцентируют свое внимание эксперты международных организаций в своих заключительных отчетах по ходу наблюдений за выборами в разных государствах.Так, в заключительном отчете Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по итогам парламентских выборов 2002 года в Украине отмечается: "Активное гражданское общество Украины взяло на себя жизненно важную роль в избирательном процессе... В соответствии со статьей 8 Копенагенского документа от 1990 года закон должен содержать положение о внепартийных отечественных наблюдателях". На аналогичных положениях ОБСЕ/БДИПЧ настаивало и в заключительном отчете по итогам выборов Президента Украины в 1999 году.

22 марта. Председатель Верховной Рады Владимир Литвин поручил секретариату парламента возвратить в Генеральную прокуратуру представление на привлечение к уголовной ответственности оппозиционных депутатов Александра Турчинова и Степана Хмары. При этом он отметил, что действует согласно рекомендации Комитета по вопросам регламента, депутатской этики и организации работы Верховной Рады. 10 марта комитет рекомендовал спикеру вернуть в Генеральную прокуратуру представление на привлечение к уголовной ответственности депутатов Александра Турчинова и Степана Хмары, фракция блока Юлии Тимошенко.Как сообщал Корреспондент.net, в феврале 2004 года Генпрокуратура направила в Верховную Раду представление на привлечение к уголовной ответственности Турчинова и Хмары.

Это уже третье представление в отношении этих депутатов. Два предыдущих были также возвращены в Генпрокуратуру. В последний раз - из-за того, что, по заключению парламентского регламентного комитета, внесение Генпрокуратурой представлений о даче согласия парламента на привлечение депутатов к уголовной ответственности, задержание или арест является невозможным до принятия Верховной Радой закона, который бы определял особенности порядка привлечения народных депутатов к ответственности. Турчинову и Хмаре вменялось в вину хулиганство в Лукьяновском СИЗО в середине мая 2003 года и июне. Депутаты требовали освобождения содержащихся в СИЗО бывших руководителей ЕЭСУ Геннадия Тимошенко и Антонины Балюры.

22 марта. В Москве обеспокоены недавнем решением официального Киева предоставить территорию Украины для проведения операций НАТО без согласования с российской стороной."Готовность украинской стороны к использованию своей территории для каких-либо операций НАТО без согласования с российской стороной не отвечает духу статьи 6 Большого Договора, предусматривающего, в частности, что ни одна из сторон не допустит, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой стороны", - заявил в субботу, 20 марта, источник в министерстве иностранных дел России.

Особую озабоченность, по его словам, вызывает то обстоятельство, что "в Меморандуме декларируется поддержка Украиной любых операций НАТО, в том числе без санкции Совета Безопасности ООН". "Надеемся, что в Киеве будут учитывать эти озабоченности при выстраивании своих отношений с НАТО", - отметил источник.

23 марта. Около половины опрошенных Украинским институтом социальных исследований и центром "Социальный мониторинг" граждан Украины поддерживают проведение досрочных выборов Президента в случае отставки нынешнего главы государства, передает Интерфакс-Украина. Об этом свидетельствуют результаты опроса, обнародованные директором центра "Социальный мониторинг" Ольгой Балакиревой. Согласно результатам опроса, в случае отставки Президента Украины Леонида Кучмы и проведения досрочных президентских выборов 30% опрошенных полностью поддержали бы проведение досрочных президентских выборов, 23% скорее поддержали бы, 25% - скорее не подержали бы, 10% выступили бы категорически против проведения досрочных выборов Президента. Колебались с ответом также 10%. В случае отставки Президента и выдвижения им своего преемника 11% респондентов поддержали бы любого кандидата, предложенного главой государства, 26% поддержали бы в зависимости от того, чья кандидатура будет названа, и 45% категорически не подержали бы преемника, выдвинутого Президентом. Из тех респондентов, кто поддержал бы преемника нынешнего Президента Леонида Кучмы в зависимости от названной кандидатуры, 30% готовы поддержать нынешнего премьер-министра Виктора Януковича, 25% - лидера блока "Наша Україна" Виктора Ющенко, 10% - лидера Компартии Петра Симоненко, 8% - лидера Соцпартии Александра Мороза, 6% - лидера БЮТи Юлию Тимошенко.По 5% опрошенных подержали бы министра транспорта Георгия Кирпу, лидера Партии промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха и главу Национального банка Украины, лидера "Трудової України" Сергея Тигипко. Главу Администрации Президента Виктора Медведчука в данном случае поддержали бы 4% респондентов, лидера Прогрессивной социалистической партии Наталию Витренко - 3%, спикера Верховной Рады Владимира Литвина - 2%.

23 марта. "Нам не все равно, кто будет Президентом Украины", - заявил посол России в Киеве Виктор Черномырдин в интервью радио "ЭРА".По словам дипломата, избрание главы государства - чрезвычайно важный момент, как для самой страны, так и для государств, которые выстраивают с ней отношения. Поэтому, по словам российского посла, "Украина для России - это особый вопрос". Виктор Черномырдин поясняет это соседством двух стран и "родственностью душ". На вопрос о том, определилась ли Москва с тем, кого будет поддерживать на президентских выборах в Украине, Черномырдин заявил, что "Украина и украинцы выберут того, кого они считают нужным. И мы будем уважать выбор Украины". Виктор Черномырдин надеется, что украинско-российские отношения после президентских выборов не ухудшатся. Посол также выразил надежду, что новое руководство Украины будет настроено на "более интенсивное улучшение отношений, чем это происходит сейчас".

23 марта. В Бахчисарае в настоящее время около 50 машин крымских татар блокируют Свято-Успенский монастырь. Об этом сообщил атаман Бахчисарайского куреня Запорожского войска Сергей Юрченко. Пока не известно, связана ли эта акция с событиями минувшей ночи в Симферополе.

Инцидент начался с того, что на гулявших в парке девушку и парня (татарина) напала группа славян. Месть за избитого юношу-татарина не заставила ждать. Около 23.00 группа крымских татар, вооруженных ножами и железными прутьями, ворвалась в кафе-бар "Коттон-клуб", который находится в центре крымской столицы, и с криками "Бей скинхедов", "Бей славян" начали драку. Как результат - шесть человек госпитализированы, трое из них, получившие проникающие ножевые ранения в область легких, находятся в тяжелом состоянии.

Сотрудниками правоохранительных органов задержаны несколько человек, представляющих обе стороны. На месте происшествия работают криминалисты. Изъяты ножи, прутья, разбитые бутылки, которые использовались в качестве холодного оружия.

Не поднимать панику и не возводить этот конфликт до уровня межнационального попросил председатель Совета Министров АРК Сергей Куницын.

"Сейчас главная задача местных властей не делать из конфликта межнационального", - подчеркнул он. Глава правительства Крыма также сообщил, что в настоящее время органами прокуратуры и СБУ принимаются жесткие меры по стабилизации ситуации, учитывая недавно появившуюся информацию о прибытии в автономию российских "скинхедов" для мести крымским татарам за недавний инцидент -избиение журналистов Первого канала РФ.

Со стороны местных властей реакция будет адекватной, - отметил Куницын. На сегодня уже задержан один из участников нападения на журналистов в районе Симеиза

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ