Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Момент истины

Леонид Грач, народный депутат ВР Украины

ЕС и НАТО вне сферы вращения современной национальной идеи Украины

Почти 40% граждан Украины, недавно опрошенных социологической службой Центра Разумкова, считают, что приоритетным направлением внешней политики страны должны быть отношения с Россией. И лишь менее трети опрошенных (28,2%) отдают предпочтение контактам со странами Европейского Союза. В свою очередь, 16,3% респондентов в качестве приоритета выделили отношения со странами СНГ, 3,4% обозначили в ответе другие государства. Всего 2,2% респондентов убеждены, что внешнеполитическим приоритетом должны быть отношения со США, 10,4% опрошенных затруднились с ответом.

Зная об известном «атлантизме» Центра, легко предположить, что истинные предпочтения украинских граждан в еще  большей степени говорят в пользу России и постсоветского пространства. Знают об этом и в среде высшего государственно-политического руководства Украины. У всех еще на  слуху результаты опроса, проведенного в конце 2002 года социологами Московской гуманитарно-социальной академии, когда 53% респондентов в Украине высказались за объединение Украины, России и Белоруссии в единое федеративное государство (против – 36%). За политический союз Украины и России выступают 65% опрошенных.

Украинская «национальная идея» в виде буферной зоны – национальный позор некогда процветающей Советской Украины

С определенных пор национальная идея сопрягается с сознательным превращением некогда процветающей Советской Украины, входившей в первую промышленно развитую «десятку» стран мира, в отсталую и обнищавшую периферию Европы и мира, мало чем отличающуюся по жизненному уровню, социальному обеспечению и продолжительности жизни от стран тропической Африки. Дальнейшее сближение с Европой, находясь в роли сырьевого и транзитного ее придатка, способно только закрепить нынешнее положение дел.

Да и сама Европа не хочет видеть Украину в своем составе. Известно, что в 2015 году ЕС, возможно, рассмотрит вопрос о приеме в Евросоюз Турции.

Такой перспективы, даже более отдаленной, не имеют Украина, Россия, Белоруссия и Молдавия. Как считают в Брюсселе, эти страны все более отдаляются от европейских стандартов. Брюссель не хочет давать очередных обещаний еще и по той причине, что чересчур крупное Сообщество способно выйти из-под контроля. А в начале марта комиссар Евросоюза по единому рынку Фриц Болкештайн в своей книге «Границы Европы» выразил еще более «оригинальную» мысль: Украину, Беларусь и Молдову не следует принимать в Европейский Союз, сохранив эти страны в виде буферной зоны, изолирующей Европу от России. Джон Хербст, посол страны, которая на словах более всего заботится о нашем «возвращении» в «мировую цивилизацию», в ответ на вопрос, как он расценивает шансы Украины на евроинтеграцию, фарисейски отвечает: «Мы, граждане США, меньше всего должны говорить об этом, потому что не являемся европейцами». Что после таких слов можно сказать или сделать!?  Вот вам и вся «национальная идея».

Интересы государства и народа Украины должны стать национальными интересами

Интерес Запада к Украине находится в иной плоскости – в использовании нашей страны, ее территории и человеческого потенциала в гегемонистских планах США и их союзников. Отражением этих подходов стала ратификация парламентским большинством 17 марта навязанного Украине «Меморандума о взаимопонимании между Кабинетом Министров Украины и НАТО». Меморандумом предоставляется вооруженным силам НАТО право быстрого доступа на территорию Украины, если это необходимо для осуществления общей политики Североатлантического альянса. Согласно документу, военная техника вооруженных сил НАТО (самолеты, вертолеты, танки, корабли) в случае необходимости может передвигаться по территории Украины на основании общего разрешения. Предусматривается также предоставление Украиной технической, информационной, медицинской и другой помощи военным подразделениями НАТО во время выполнения ими воинских операций, а также учений.

Надо ли говорить, что Меморандум не согласовывается с общей военной доктриной Украины (постановление Верховной Рады от 19 октября 1993 г. N3529-XII), которой провозглашено, что Украина выступает против размещения иностранных войск на своей территории и на территориях других государств без них на то согласия? Или о том, что согласие на размещение войск НАТО нарушает российско-украинский договор «О дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве», согласно которому стороны не могут вступать в коалиции, направленные против подписантов? Конечно, формально НАТО не направлено против России, но также формально нигде не сказано и не подписано, что НАТО в принципе не может быть направлено против России. Вот к чему приводит иных политиков ложно толкуемая «национальная идея». Такого рода «идеи», вкупе с продолжающимся участием Украины в американской оккупации Ирака, способны привести только к охлаждению отношений с Россией и террористическим актам на территории нашей страны.

Поэтому, не бросаясь громкими фразами о национальной идее (тем более, что ее сегодня еще нет как таковой, поскольку не сформировалась украинская государственно-политическая нация), ограничимся интересами государства и народа Украины, - такие интересы традиционно называют национальными, вне зависимости от пестроты этно-национального состава населения.

Не все склонны считаться с волей народа. Мол, не его ума дело. Но народ как раз в ситуациях, подобных этой, чувствует перспективу лучше иных прожженных политиков. Даже возможность побывать в качестве гастарбайтеров (по разным оценкам, от 4 до 7 миллионов наших соотечественников вынуждены добывать пропитание для своих семей за рубежом) ничего здесь не изменили. Возможно, даже наоборот: увидев западный «рай» и отношение к себе, люди еще в большей степени проникаются мыслью о необходимости сближения с Россией.

Тот факт, что большая часть населения Украины выступает за развитие именно этого вектора внешней политики и сотрудничества Украины, говорит о многом. 

Реальная экономическая интеграция постсоветского пространства –  надежный путь интенсивного национального развития Украины

Как известно, в сентябре 2003 года государства – участники проекта ЕЭП (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан) подписали окончательный документ о принципах его строительства. К сожалению, Украина и здесь малость «отличилась»: подписала документ с оговоркой, что будет принимать участие в формировании ЕЭП в пределах, дозволенных ее Конституцией, как будто Конституция – это некая «священная корова». Если мы взялись за реформу системы политической власти в стране и вносим изменения в Основной Закон, почему бы нам не изменить его в интересах максимального продвижения по пути интеграции? Ведь она тоже в интересах народа, коль способна привести к повышению жизненного уровня населения!

В декабре 2003 года завершена работа над комплексом мер по формированию единого экономического пространства. Согласно этому документу, во-первых, должно сформироваться единое экономическое пространство со следующими характеристиками: единые механизмы экономического регулирования; свободное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы; общая внешнеторговая политика; скоординированная налоговая и финансовая политика.

Во-вторых, провозглашен и принят принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции. Но при этом, однако, должна соблюдаться последовательность присоединения к соглашениям (ее еще предстоит выработать).

В-третьих, определены управляющий орган ЕЭП – Совет глав государств (СГГ), а также рабочий орган – Комиссия. Полномочия СГГ и Комиссии будут возрастать постепенно – по мере наращивания наднациональных элементов регулирования.

Определены также согласованные принципы вступления стран-участниц в ВТО. Продвижение в переговорном процессе по данному вопросу должно обсуждаться на ежеквартальных консультациях.

Думая о будущем, важно, формируя ЕЭП, не повторить ошибок прошлого, как было с СНГ. Успешно можно двигаться только в случае параллельного создания условий для реализации т.н. «четырех свобод», характерных для Евросоюза: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Только на этом пути можно добиться эффективности, снижения издержек, реальной отдачи от инвестиций, получить возможность конкурировать на внешних рынках.

В итоге можно рассчитывать на качественно иной рост национальных экономик, уровня жизни. К сожалению, зацикленность нашего руководства исключительно на зоне свободной торговли способна обернуться экономическим проигрышем, так как наличие такой зоны без изъятий и исключений возможно лишь в том случае, когда будут решаться и остальные вопросы интеграции.

Есть еще одна очень важная цель, к которой Украина должна стремиться при создании ЕЭП. На глобальных рынках сегодня конкурируют не отдельные страны, а крупные над- и межгосударственные образования, в каждом из которых реализуются особые принципы организации взаимодействия. Разве Украина может конкурировать в одиночку с такими крупными мировыми игроками, как ЕС, АТР, США? Но, будучи частью Единого экономического пространства, наша страна сможет более уверенно проводить свои интересы, опираясь на объединенные ресурсы. Таким образом, единственный путь интенсивного развития Украины – реальная экономическая интеграция постсоветского пространства.

Cамый надежный путь – это расширение границ доступного рынка. Для Украины, как и для других постсоветских государств, эта задача экономически означает создание выходящего за пределы собственной территории однородного пространства для деятельности своих субъектов экономической деятельности.  Такая же схема подразумевается для наших партнеров по ЕЭП – России, Казахстана, Белоруссии.

Реализация этого сценария создает мощный стимул для инвестиций. Далее, при выходе нашего экономического пространства за украинские границы бывшие иностранные инвесторы (скажем, российские банки, проявляющие готовность идти в нашу экономику со своими деньгами) превратятся в инвесторов внутренних. Это даст некоторым украинским предпринимателям, прячущим деньги в оффшорах, ясный сигнал: пришло время возвращаться в собственную страну.

Наконец, расширение экономического пространства невозможно без модернизации механизмов его функционирования. Возникнет дополнительный импульс к проведению старательно забалтываемой в течение многих лет административной реформы. Причем, на сей раз можно будет осуществить ее, опираясь на лучший мировой опыт. Уменьшение чиновничьей «ренты», то есть коррупции, способно само по себе стать для предпринимательства весьма заметным  фактором повышения конкурентоспособности.

*   *   *

Умышленно отвлекаюсь сегодня от обсуждения конкретных проектов в рамках ЕЭП. Их может быть великое множество: от совместной разработки энергетических и иных ресурсов и модернизации транспортных коридоров из Западной Европы в страны Дальнего Востока (и наоборот) до создания совместных «Силиконовых долин» и полетов на Марс.

Важнее сегодня, представляется, другое: уяснить, что без интеграции с Россией и другими постсоветскими странами нам не приходится рассчитывать на сколь-либо серьезные позиции в мировых экономике и политике.

Перед нами  момент истины: как народ и государство будут жить дальше. То ли мы вернемся в ряды тех, кто решает судьбы мира, то ли нашу судьбу будут решать другие.

Народ, ратуя за сближение с Россией, высказывается за первый вариант. Рассматривая вскоре вопрос о ратификации ялтинского соглашения о создании ЕЭП, придется определиться и народным депутатам Украины.

Леонид Грач, Председатель Всеукраинского объединения
«Наследники Богдана Хмельницкого», народный депутат Украины.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ