Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Украина нарушила Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве с Россией

Кирилл Фролов

7 апреля Президент Украины Леонид Кучма своей подписью ввел в действие ратифицированный 17 марта Верховной Радой «Меморандум о взаимопонимании между Кабинетом министров Украины и штабом  Верховного главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Атлантике и штабом главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе в отношении обеспечения поддержки операций альянса со стороны Украины», который предусматривает быстрый доступ войск НАТО на территорию Украины.

Государственная Дума России в своем Заявлении от 24 марта 2004 года констатировала, что расширение НАТО на Восток угрожает интересам национальной безопасности России. Кроме того, подписанный «Меморандум» не согласуется с заявлениями НАТО о намерении воздерживаться от размещения своих вооруженных сил на территориях государств - новых членов Североатлантического договора, ибо в данном случае речь идет о быстром развертывании сил альянса на территории государства, еще даже не вступившего в него.  Таким образом, ратификация и подписание «Меморандума» означает ничто иное, как нарушение Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Украиной от 1997 года, согласно которому стороны не вступают в альянсы, направленные против одной из них.

 Эти недружественные действия Киева, нарушение Договора о дружбе и стратегическом партнерстве, освобождают Россию от односторонних уступок и обязательств, взятых ей при ратификации «Большого Договора» Ст 6 и 7 которого гласят:

Статья 6. «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия и поддержки каких- бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой стороны.

Статья 7. В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к Другой Высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимости осуществляют согласованные или совместные меры с целью преодоления такой ситуации»

Показательно, что Президент Украины Леонид Кучма, имея все возможности не допустить ратификации этого документа, не только не использовал их, но и подписал «Меморандум». Одновременно Кучма совершил еще один антироссийский демарш - провел переговоры с лидерами экстремистского «меджлиса крымско-татарского народа» и обещал им новые уступки, которые могут привести к развитию событий по косовскому варианту. Мы неоднократно указывали на подлинную геополитическую ориентацию этого политика, на тот очевидный факт, что противостояние России является стратегической линией президента Украины, да и большинства представителей политической элиты этого государства.

Сложившаяся ситуация  является поводом для переосмысления Россией всей своей политики по отношению к Украине, избавлению от иллюзий насчет возможности «стратегического партнерства» с официальным Киевом. Пока не поздно, пока базы НАТО не расположились под Брянском, необходимо перейти к принципиальной политике защиты российских национальных интересов на Украине. Она должна предусматривать ревизию и переоценку всего комплекса российско-украинских договорно–правовых актов на предмет их соответствия российским интересам, незамедлительной поддержки русского населения Украины, в первую очередь - в Крыму, где оно осталось беззащитным перед лицом крымско-татарского экстремизма, диалога с региональными элитами Крыма, Новороссии и Закарпатья, стремящимися к большей самостоятельности (а некоторые - и к федерализации Украины), поддержки русского языка и доминирующей на Украине Православной Церкви Московского Патриархата. Россия не может остаться безучастной к президентским выборам на Украине 2004 г. и парламентским 2006 г. Трехпроцентная норма, согласно новому закону о выборах в ВР, необходимая для прохождения той или иной политической партии в парламент, делает реальной прохождение этого барьера партией пророссийской ориентации в случае преодоления внутренних разногласий и жесткой консолидации всех проросийских сил.

Ситуация, сложившаяся в результате подписания Президентом Украины  «Меморандума Украина-НАТО» - это тест на самостоятельную внешнюю политику России, на ее честь и достоинство как великой державы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ