Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

К итогам парламентских выборов в Грузии

Михаил Александров, доктор политологии

В последнее время Грузия не обходится без сенсаций. Не явились исключением и парламентские выборы‚ прошедшие в этой стране 28 марта. На выборах избиралось 150 депутатов по партийным спискам. Вообще в парламенте Грузии 235 депутатов. 85 из них избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах. И эти 85 депутатов были избраны в парламент еще на выборах 2 ноября 2003 года. Дело в том‚ что после государственного переворота в ноябре прошлого года‚ приведшего к власти режим президента Саакашвили‚ новые власти Грузии решили аннулировать только результаты выборов по партийным спискам‚ а выборы по одномандатным округам признали действительными. Вот такая вот специфическая логика. Ведь если те выборы были сфальсифицированы‚ то можно предположить‚ что они были сфальсифицированы целиком‚ а не частично. Поэтому логично было бы аннулировать либо результаты всех выборов‚ либо не аннулировать их вообще. Но логика – видимо последнее‚ что интересует новые власти Грузии. Для них гораздо важнее - политическая целесообразность. Этот подход наглядно проявил себя и на последних выборах.

По данным ЦИК Грузии в выборах 28 марта приняло участие 1 518751 избирателя из общего числа 2 266279 избирателей. Из 18 политических блоков и партий‚ вышедших на выборы‚ явным фаворитом являлась президентская партия "Национальное движение - демократы". В их победе мало кто сомневался‚ учитывая наличие административного ресурса‚ контроля над электронными СМИ‚ а также финансовую и экономическую поддержку Запада. Однако результат превзошел все даже самые смелые прогнозы. По предварительным данным ЦИК Грузии от 31 марта, партия Саакашвили набрала 67,02%. Это примерно в три раза превышает результат данной партии на парламентских выборах в ноябре 2003 года и примерно в 2‚5 раза совместный результат “Национального движения“ и “Бурджанадзе-демократы“‚ полученный на тех выборах. Такое изменение динамики общественных настроений за полгода‚ в условиях когда в Грузии не наблюдается никаких существенных улучшений ни в социальной‚ ни в экономической сфере кажется просто фантастическим.

Что касается других партий‚ то из них только одна преодолела семипроцентный барьер‚ необходимый для прохождения в парламент. Это - блок "Правая оппозиция: Промышленники – Новые правые" (лидеры Давид Гамкрелидзе и Гоги Топадзе)‚ набравший- 7,62% голосов. Примерно столько же голосов эта партия набрала на предыдущих выборах. Среди других партий голоса распределились следующим образом: партия "Союз демократического возрождения" (лидер - глава Аджарии Аслан Абашидзе) - 6,02%‚ Лейбористская партия Грузии (лидер Шалва Нателашвили) - 5,81 %, движение "Тависуплеба" (лидер Константин Гамсахурдиа) - 4,23 %, блок "НДП - Традиционалисты" (лидеры Акакий Асатиани и Бачуки Кардава) - 2,52%, блок "Эртоба" (лидер Джумбер Патиашивили) - 2,41%. Все остальные участники выборов набрали менее одного процента голосов избирателей. Против всех проголосовали 0,2%. Примечательно‚ что на выборах в ноябре "Союз демократического возрождения" набрал 18,84% голосов‚ а лейбористы около 16%. Причем‚ и та и другая находились в оппозиции Шеварднадзе. Поэтому трудно предполагать‚ что их результаты явились тогда следствием фальсификаций со стороны властей в пользу данных партий. На этих же выборах их результат оказался примерно в 3 раза хуже‚ чем на предыдущих. То есть с одной стороны имел место необъяснимый рост числа голосов за правящую партию примерно в 3 раза и уменьшение числа голосов за две главные оппозиционные партии примерно 3 раза. Причем обе партии считают результаты сфальсифицированными и намерены оспаривать их в суде. Все это наводит на определенные размышления относительно честности прошедших в Грузии выборов.

Между тем‚ власти Грузии из кожи лезут вон‚ чтобы представить эти выборы как своего рода “демократический прорыв“. Как заявил Саакашвили‚ данные выборы - значительный этап в повышении международного авторитета страны. "Я счастлив - впервые за последние 12 лет международные организации зафиксировали, что выборы в Грузии практически были проведены на европейском уровне", - отметил президент. Ему вторила председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе. "Я очень рада, что оценки международных наблюдателей положительные и, что они отметили, что 28 марта в Грузии произошел прорыв вперед в процессе проведения выборов", - заявила она. По ее словам, зарубежные наблюдатели "не ожидали, что Грузия за такой короткий период, при таком сложном экономическом положении и социальном фоне, сможет провести действительно справедливые выборы".

Оценки выборов западными наблюдателями были действительно самыми благожелательными. В заявлении ОБСЕ отмечалось‚ что выборы являются прогрессом по сравнению с предыдущими выборами. "Грузинские власти за последние несколько месяцев использовали возможность привести избирательный процесс в стране к европейским стандартам демократических выборов", - говорится в документе. Как заявил глава Миссии наблюдателей ОБСЕ Брюс Джордж: "Члены Миссии наблюдателей ОБСЕ воодушевлены большим демократизмом и открытостью, которые были присущи выборам“. Официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер заявил‚ что "правительство Грузии провело справедливые выборы". "Мы согласны с заявлением представителей ОБСЕ, что уровень избирательной администрации Грузии постепенно приближается к европейским стандартам, хотя об окончательных итогах говорить преждевременно… В общем, могу сказать, что парламентские выборы прошли демократично“. По словам главы делегации Европарламента Деметрио Волчича‚ в ходе выборов у СМИ была возможность свободно представлять мнения. Однако‚ государственное телевидение в основном концентрировалось на освещении деятельности правительства и поддерживающих его партий, так и не предоставив достаточно времени для политических дебатов оппозиции. Несколько более сдержанную оценку высказал глава миссии наблюдателей Парламентской ассамблеи Совета Европы Матиас Йорш. "Выборы в Грузии были далеки от совершенства, но организованы были лучше, чем мы наблюдали раньше", - заявил он. Вместе с тем, он отметил, что "правительству Грузии предстоит много сделать для углубления демократических процессов".

В принципе‚ благожелательные оценки западными наблюдателями можно было понять. В конце концов‚ Саакашвили – их ставленник и для укрепления его позиций вполне можно было закрыть глаза на реальную ситуацию с выборами. Что было непонятно‚ так это оценки выборов наблюдателями из СНГ и России. Поразительно‚ но факт. Крупных нарушений на выборах не заметил фактически никто. Так‚ глава миссии наблюдателей СНГ‚ исполнительный секретарь СНГ‚ Яров заявил: "Наблюдатели зафиксировали ряд недостатков и упущений в ходе подготовки к парламентским выборам, при организации проведения голосования, однако существенного влияния на волеизъявление избирателей… замеченные недостатки не оказали. Председатель экономического комитета Совета Федерации Оганян, также заявил‚ что зафиксированные наблюдателями нарушения “не оказали решающего влияния на результат голосования“. Председатель международного комитета Совета Федерации Маргелов сказал, что абсолютное большинство голосов, поданных за “Национальное движение“, свидетельствует о массовой поддержке программных заявлений президента Саакашвили. Глава ЦИК России Вешняков сославшись на телефонный разговор с членом ЦИК Волковым, участвующим в мониторинге грузинских выборов‚ заявил‚ что там есть “положительные сдвиги“.

Хорошо еще‚ что российский МИД не спешил присоединяться к всеобщей эйфории и предложил подождать официальных итогов выборов. При этом официальный представитель МИД Яковенко отметил‚ что “имеются и другие оценки“ выборов в Грузии. Видимо‚ МИД посчитал необходимым обратить внимание не только на оценки выборов западными наблюдателями и бездумно повторять их‚ но и на оценки выборов в самом грузинским обществе. А эти оценки были абсолютно противоположны мнению западных наблюдателей. Все оппозиционные партии Грузии выступили с резкой критикой выборов и заявили о серьезных нарушениях в ходе голосования. Лидер движения "Тависуплеба" (Свобода) Константин Гамсахурдиа (сын Звиада Гамсахурдиа) сообщил, что его партия получила "возмутительную информацию" из региона Самегрело (Западная Грузия) по поводу имевших место фальсификаций. "У нас есть конкретные данные. Имели место “карусели“ и другие методы фальсификации… Не хочу, чтобы у кого-то была иллюзия, что все эти нарушения останутся без ответа", - заявил он. В свою очередь один из лидеров "промышленников“ Давид Гамкрелидзе пообещал, что его партия "прибегнет ко всем конституционным и законным путям для защиты не только своих собственных голосов, но и голосов избирателей всей Грузии". "Для этого существует ЦИК, суды, Верховный суд, международные организации, Евросуд и другие инстанции", - сказал Гамкрелидзе.

Еще до выборов лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили обвинил руководство страны в намерении "тотально сфальсифицировать" итоги выборов. По его словам, правительство поручило руководителям регионов занизить количество полученных лейбористами голосов. С этой целью МГБ Грузии‚ якобы‚ подготовило 3 миллиона 200 тысяч поддельных избирательных бюллетеней, 3 тысячи печатей и протоколов избирательных комиссий. Нателашвили сообщил, что лейбористы уже направили уведомление об этих фактах аккредитованным в стране международным организациям. Но как следует из реакции международных наблюдателей на итоги выборов‚ это уведомление было по-просту проигнорировано. Между тем‚ лейбористы были одной из партий‚ имевших реальный шанс пройти в парламент. Находясь в оппозиции Шеварднадзе‚ они смогли получить на выборах  2 ноября 2003 года около 20 процентов голосов и провести в парламент двух депутатов по одномандатным округам. Представляется просто невероятным‚ что на этих выборах они получили в три раза меньше голосов.

Предвидя фальсификации‚ некоторые партии просто отказались от участия в выборах. За несколько дней до выборов об их бойкоте заявили Партия защиты конституционных прав граждан Грузии‚ партия "Самартлианоба" ("Справедливость") и Единая коммунистическая партия Грузии. "Предстоящие выборы - фарс, и мы не хотим своим участием способствовать легитимации нового руководства Грузии", - сказал один из лидеров Партии защиты конституционных прав граждан Звиад Мукбаниани. А генеральный секретарь партии "Самартлианоба" Реваз Булия, пояснил‚ что его партия отказалась от участия в выборах, так как в стране царит несправедливость и беззаконие. Булия предсказал‚ что "парламент Грузии нового созыва будет однопартийным“, а партия "Национальное движение - демократы" сравняется с КПСС. Примечательно, что даже подмяв под себя все основные рычаги влияния, власти так и не рискнули допустить до выборов лидера "Самартлианоба" Игоря Георгадзе, объявленного в розыск по сфабрикованному обвинению.

Одной из главных претензий оппозиции  к выборам было сохранение семипроцентного барьера для прохождения в парламент. Эта мера позволяла отсечь достаточно популярные партии от представительства в парламенте, в условиях когда полностью лишить их голосов избирателей путем фальсификаций было невозможно. По новому избирательному закону в России тоже установлен семипроцентный барьер, но в законе предусмотрено, что в парламенте не может быть менее четырех партий. То есть если семь процентов набрала только одна партия, то в парламент проходят партии, имеющие следующее по количеству число голосов, даже если оно и менее 7%. Однако грузинские власти отказались как применить российский опыт, так и снизить избирательный порог до 5%. К последнему, в частности, очень настойчиво призывал Совет Европы, но даже это не помогло. Взамен, как и в других подобных случаях, грузинские власти стали кормить западных партнеров абстрактными обещаниями снизить барьер на следующих выборах. Ведь кто его знает, что там будет через четыре года в нестабильной Грузии. Зато сейчас можно получить всю власть и целиком. Но западные наблюдатели, как всегда, на эту удочку клюнули. И глава мониторинговой миссии ПАСЕ Матиас Йорш остался доволен этим обещанием. В результате, он признал выборы справедливыми, “хотя они фактически привели к созданию практически однопартийного парламента".

Понятно‚ что оппозиционные партии часто недовольны итогами выборов‚ особенно‚ если они проигрывают. Но такого единодушия в критике выборов со стороны оппозиции трудно припомнить‚ как в Грузии‚ так и в других странах. Возьмем‚ к примеру‚ парламентские выборы в России в прошлом году. Тогда некоторые оппозиционные партии вообще не высказали критики выборов. Это касается‚ прежде всего‚ ЛДПР и “Родины“‚ хотя они и проиграли “Единой России“ очень по-крупному. Коммунисты‚ СПС и Яблоко были недовольны ходом предвыборной кампании‚ которая по их мнению‚ не соответствовала демократическим стандартам. Возможно‚ в этом есть доля истины‚ но о массовой фальсификации выборов не заявила ни одна партия. Особняком стоит только Зюганов‚ которому надо было списать свой сокрушительный провал на объективные обстоятельства‚ чтобы оправдаться перед партией. Кстати‚ он до сих пор так и не смог предъявить никаких  доказательств фальсификации выборов. Поэтому оценкам грузинской оппозиции‚ взятым в совокупности‚ вполне можно доверять: прошедшие в Грузии выборы – не были ни честными‚ ни справедливыми‚ ни демократическими.

Что касается оценок международных наблюдателей‚ то их‚ вряд ли‚ можно принимать всерьез. Если правительство Грузии задумало сфальсифицировать выборы в масштабах страны‚ то непонятно‚ как этому можно было воспрепятствовать. Данные об общем количестве международных наблюдателей на выборах в Грузии разнятся. Назывались цифры от 440 до 800. В Грузию также прибыло 86 представителей от СНГ. При этом в Грузии было открыто 2867 избирательных участков. Поэтому всех наблюдателей было достаточно только для того‚ чтобы охватить не более 1/3 всех избирательных участков. И это при том‚ что на участок выделялось бы по одному наблюдателю. Однако‚ в действительности для эффективного контроля за ходом выборов и подсчетом голосов одного наблюдателя явно не достаточно, особенно для людей‚ не знающих местный язык и специфику. Ну вышел человек покурить, а в это время пачка лишних бюллетеней – уже в урне. Одной минуты для этого достаточно. Поэтому необходимо было присутствие на участках как минимум двух‚ а то и трех наблюдателей. В этих условиях зона их эффективного контроля могла составить не более 10-15% избирательных участков. Спрашивается‚ о каком объективном представлении о выборах можно вести речь при такой ситуации.

Конечно‚ в Грузии действовали и национальные неправительственные организации‚ такие‚ как например‚ “Справедливые выборы“. Однако в объективность этой организации‚ финансируемой из фонда Сороса и других западных источников‚ трудно поверить. Ведь‚ именно “Справедливые выборы“ стояла за государственным переворотом‚ приведшим к власти Саакашвили. Именно она давала альтернативные данные подсчета голосов‚ ставшие основанием для обвинения Шеварднадзе в фальсификации выборов и его силового смещения. Естественно‚ трудно ожидать от нее каких-то действий против Саакашвили. Да‚ это наглядно проявилось во время подсчета голосов в Аджарии‚ где она сознательно занижала данные поданные за партию “Возрождение“.

В известной мере тотальной фальсификации выборов могла противостоять тактика международных наблюдателей по концентрации усилий в ключевых точках. То есть там‚ где‚ по расчетам‚ количество голосов за оппозицию должно было быть достаточно большим. Это ограничило бы возможности властей по уничтожению бюллетеней поданных за оппозиционные партии. Понятно‚ что при известном количестве избирателей по всей Грузии‚ занизить процентное соотношение голосов за оппозицию без уничтожения поданных за них бюллетеней было бы довольно трудно. Но подобная тактика полностью нивелировалась особенностями избирательного законодательства Грузии‚ введенными после прихода к власти режима Саакашвили.

Дело в том‚ что в Грузии просто отсутствуют списки избирателей в общепринятом значении этого понятия. То есть в Грузии избирателями считаются не все граждане Грузии имеющие право голоса‚ а только те‚ кто заранее зарегистрировался в избирательных комиссиях. То есть те граждане‚ которые решили бойкотировать выборы или просто на них не ходить и которые специально не пришли и не зарегистрировались‚ избирателями не считаются. Это правило очень хорошо сработало во время президентских выборов в Грузии‚ когда явка на выборах составила чуть более 50% зарегистрированных избирателей. Если бы подсчет велся тогда от общего числа избирателей Грузии‚ то президентские выборы оказались бы несостоявшимися. Причем, наиболее уязвимой категорией избирателей продолжают оставаться граждане Грузии, работающие в России. На них нет вообще никаких списков, даже приблизительных. Между тем, их число составляет около 1 млн. человек, то есть соответствует примерно половине оценочной численности электората на территории Грузии. А грузинские власти не делают ровным счетом ничего, чтобы обеспечить этой многочисленной категории соотечественников условия для реализации их избирательных прав. Видимо, так легче: нет человека – нет проблемы.

Другой особенностью подсчета числа избирателей в Грузии является право явочной регистрации. То есть зарегистрироваться можно в самый день выборов: пришел‚ зарегистрировался, проголосовал. Одним словом, количество избирателей Грузии может варьироваться в ходе самого голосования‚ а следовательно ничто не мешает ему варьироваться и в ходе подсчета голосов. Для этого достаточно вбросить в урну некоторое количество бюллетеней и внести в списки соответствующее количество имен, реальных или вымышленных. Это позволяет повышать или понижать общее число избирателей‚ “раскидывая“ их по всей территории Грузии. В итоге можно регулировать общий процент голосов за ту или иную партию‚ используя избирательные участки‚ где нет наблюдателей.

Примечательно‚ что исполнительный секретарь СНГ Яров‚ наблюдавший и за президентскими выборами в Грузии в январе‚ обратил внимание на эту особенность грузинской избирательной системы‚ назвав ее “одной из самых серьезных проблем“. Он отметил‚ что составление точных списков избирателей – одна из главных и серьезных задач ЦИК Грузии. Он также сказал, что выполнить эту задачу до парламентских выборов вполне реально. И хотя ничего сделано не было и система осталась прежней, Яров в этот раз заявил о “прогрессе“ в проведении выборов. “В ходе последних выборов избирательные списки были составлены лучше и не требовали существенных дополнений", - отметил он. Вообще‚ странная у Ярова должность. С одной стороны‚ как исполнительный секретарь СНГ он подчиняется Совету глав государств этой организации‚ в том числе и Саакашвили. А с другой стороны, является главой миссии наблюдателей‚ призванных оценивать поведение своего начальника. Как можно ожидать объективности от человека в таком положении? И почему российские власти полагаются на оценки подобного рода “наблюдателей“ при выработке своей позиции о выборах в том или ином государстве СНГ? Почему нельзя для этого создать самостоятельный независимый орган? Может быть‚ даже общественную организацию? В конце концов‚ в современном мире оценка выборов является важнейшим инструментом проведения внешней политики‚ мощным рычагом воздействия на другие государства‚ средством отстаивания наших национальных интересов в жизненно важном регионе СНГ. Поэтому совершенно не понятно‚ почему этот инструмент передан в руки каким-то зависимым бюрократам‚ к тому же неискушенным в перипетиях международной политики.

Между тем‚ оценки Ярова объективно оказывают большое влияние на формирование общественного мнения в России. Вот уже Вешняков с подачи члена миссии Ярова‚ Волкова‚ делает не вполне обоснованное заявление. За ним следует Маргелов‚ призванный в силу своей должности‚ самостоятельно анализировать ситуацию и не идти на поводу у бюрократического мэйнстрима. И когда звучит такой всеобщий “одобрямс“‚ официальным российским представителям уже становится как-то не с руки высказывать принципиальную точку зрения на выборы. Да‚ и будучи высказанной‚ эта позиция уже не будет иметь того звучания‚ которое могла бы иметь.

Необоснованное затягивание с оглашением официальных результатов выборов свидетельствовало о том что ЦИК Грузии вовсю занялся использованием “списочного“ ресурса. Действительно‚ если в России с ее огромными масштабами предварительные итоги выборов были подведены за 12 часов‚ то в маленькой Грузии этот процесс растянулся на трое суток. О махинациях свидетельствует и сама динамики оглашения результатов выборов‚ показавшее действие противоположных тенденций в ходе подсчета голосов. Так первые оглашенные итоги утром 29 марта на основе обработки около полумиллиона бюллетеней сразу же поставили “Национального движения - демократов“ в положение недостигаемых лидеров. Они получили аж 76,04%. За ними с десятикратным отставанием следовали "промышленники“‚ набравшие 7,5% голосов. Эта была единственная партия‚ преодолевавшая семипроцентный барьер. За лейбористов проголосовали 5,43%, а за “Возрождение“ – всего 0,66%. Правда это был еще результат без учета голосов из Аджарии. К вечеру ситуация мало чем изменилась‚ за исключением "промышленников“‚ которые соскользнули вниз за семипроцентную отметку до 6,4% голосов.

Данная тенденция была оценена независимыми экспертами с явным ехидством‚ так как подтверждала выводы о намерении создать в Грузии однопартийный парламент и установить диктаторский режим под маской демократической демагогии. Ведь были известны слова Саакашвили, сказанные перед выборами: “Мне не нужна оппозиция“. Затем он, правда, подправился‚ пояснив‚ что однопартийного парламента не будет‚ так как роль оппозиции могут выполнять одномандатники. Какая это могла быть оппозиция можно понять‚ если проанализировать партийный состав депутатов одномандатников‚ избранных в ноябре прошлого года. Среди этих депутатов 34 человека представляют бывшую партию Шеварднадзе “Союз граждан Грузии“‚ которая перестала существовать и скорее всего будет “абсорбирована“ партией власти. 28 человек являются независимыми депутатами‚ которые по практике обычно примыкают к парламентскому большинству. Один депутат представляет “промышленников“‚ которые никогда особой оппозиционностью не отличались. (Эта партия была сформирована преуспевающими молодыми бизнесменами‚ которые входили в “Союз граждан Грузии“ в то время‚ когда там состояли Саакашвили‚ Бурджанадзе и Жвания‚ а затем покинули ее почти одновременно с нынешними лидерами Грузии). Еще 10 мест сохраняют за собой депутаты, избранные на выборах 1992 года в Абхазии‚ которые вообще никого не представляют и полностью зависят от центральных властей. Поэтому реальная оппозиция была бы представлена в парламенте только 10 депутатами: 2 человека от лейбористов и 8 от “Возрождения“. Видимо‚ такой расклад сил по одномандатным округам изначально устраивал Саакашвили‚ иначе результаты этих выборов были бы аннулированы вместе с результатами по партийным спискам.

Однако возможность фактически однопартийного парламента серьезно встревожила зарубежных спонсоров Саакашвили. Они оказывались в неловком положении. Их аргументация в поддержку молодых реформаторов-демократов явно вступала в противоречие с реальностью. С одной стороны – заявления о демократии‚ с другой 97% на президентских выборах и однопартийный парламент на парламентских выборах. Режиму пришлось оправдываться. Бурджанадзе уверяла западных наблюдателей, что "власти не настаивали и не добивались создания однопартийного парламента". По ее словам, президент Саакашвили также проявлял обеспокоенность тем, что на выборах, согласно предварительным данным, победила только одна партия. Это однако‚ находилось в явном противоречии с приведенными выше заявлениями самого Саакашвили‚ а тем более с его практическими действиями.

Видимо озабоченность властей передалась ЦИК Грузии. На утро следующего дня “промышленники“ уже имели - 7,36%. Они уже так и не опускались ниже семипроцентного барьера. Несколько иначе обстояло дело с реальной оппозицией – лейбористами и “Возрождением“‚ которым так и не дали пройти в парламент. Причем‚ с “Возрождением“ это сделать было значительно сложнее‚ так как фальсификация выборов в Аджарии была затруднена. Поэтому на определенном этапе “Возрождение“ перешагнуло семипроцентный барьер.  В середине дня 30 марта после обработки 52,5% бюллетеней “Возрождение“ получило 8‚24% голосов‚ но уже к вечеру – опять опустилась ниже семипроцентного барьера. Примечательно‚ что при этом несколько выросло и общее число голосовавших на выборах. Если сразу же после выборов ЦИК Грузии заявлял‚ что в выборах приняло участие 1 473284 человек‚ то 31 марта называлось уже 1 518751 проголосовавших. То есть разница составила 45467 избирателей. Видимо, эта прибавка и “съела“ те проценты свыше семипроцентного барьера‚ которые получило “Возрождение“.

С учетом того, что произошло между ним и Абашидзе в последние недели, Саакашвили просто не мог допустить успеха “Возрождения“ на этих выборах. Поэтому борьба за Аджарию стала главной интригой выборов. И если в успехе партии Саакашвили в целом по Грузии мало кто сомневался, то ее победа в Аджарии была далеко не очевидной. Скорее, наоборот, фаворитом в Аджарии всегда являлась партия “Возрождение“. От победы или поражения “Возрождения“ в Аджарии зависело очень многое. Поражение этой партии означало бы делегитимизацию самого Абашидзе и создавало предпосылки для его смещения силовым путем. И наоборот, победа партии Абашидзе придала бы его режиму дополнительную легитимность и затруднила бы действия по установлению контроля над Аджарией. Неслучайно, выборам в Аджарии предшествовала мощная пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию процесса выборов в республике.

Тон в этой кампании задавал Центриабирком Грузии. Еще 27 марта глава грузинского ЦИК Зураб Чиаберашвили призвал всех сотрудников окружных и участковых избирательных комиссий, особенно, в Аджарии, "не подчиняться давлению, от кого бы оно ни исходило". "В первую очередь я обращаюсь к избирателям Аджарии встать на стражу выборов и не допустить фальсификации выборов в Аджарии", - заявил он. Как отметил Чиаберашвили, выступить с таким заявлением его вынудила информация, которая в течение дня поступала из Аджарии. По его словам, в Батуми представители окружной избирательной комиссии пытались создать видимость того, что якобы по вине ЦИК Грузии возникли технические трудности в проведении выборов, в частности, на нескольких избирательных участках в Батуми отсутствуют урны для голосования. "Я расцениваю это как попытку саботажа“, - подчеркнул глава ЦИК. Чиаберашвили также сообщил о факте оказания давления на председателя окружной избирательной комиссии Кобулетского района Аджарии Русудан Дваладзе. По сообщению движения "Наша Аджария", Дваладзе пытались подкупить с целью внесения изменений в состав комиссии.

В тот же день сам Саакашвили заявил, что на территории Аджарии после закрытия избирательных участков не исключены серьезные нарушения. "В Аджарии есть опасность погрома после закрытия избирательных участков. Не советую никому идти против истории", - сказал президент. Это‚ видимо‚ был момент, когда Саакашвили наиболее близко подошел к “европейским стандартам“. Интересно, как были бы восприняты такие слова британцами, если бы они прозвучали из уст премьер-министра Англии в адрес властей Шотландии или Уэльса. Думается, что если бы премьер-министр не смог подтвердить своих слов фактами, то он вынужден был бы уже на следующий день уйти в отставку. В Аджарии, естественно, все прошло спокойно. Никаких погромов и беспорядков не было. Но с Саакашвили как к с гуся вода.

В день выборов глава грузинского ЦИК Чиаберашвили опять заявил, что есть некоторые проблемы, связанные с количеством избирателей на территории Аджарии. "До сих пор неизвестно точное количество избирателей в Аджарии. Мы отправили 228 тысяч бюллетеней, но в автономии нас уверяют, что в Аджарии 300 тысяч избирателей", - сказал он. Чиаберашвили сообщил, что накануне вечером принял решение об отправке в Батуми дополнительно 50 тысяч бюллетеней. Выше уже отмечалось, что четкого списка избирателей не было по всей Грузии и многие комиссии располагали большим количеством бюллетеней, чем следовало. Но почему-то опять сомнения у Грузинского ЦИК возникли именно в отношении к Аджарии. В итоге бюллетени прибыли в Грузии лишь к вечеру 28 марта‚ но выборы уже закончились и многие жители в Аджарии просто не смогли проголосовать.

Однако Чиаберашвили на этом не успокоился. Он сообщил, что в ЦИК поступили данные о том, что из Кедского района Аджарии в Батуми везут автобусы с людьми, у которых находятся фальсифицированные бюллетени и о том, что накануне вечером с нескольких участков в Батуми председатели избирательных комиссий унесли бюллетени домой, мотивируя это соображениями безопасности и стремлением предотвратить возможную кражу бюллетеней, так как на участках не было сейфов. "Указанные данные проверяются", - отметил Чиаберашвили. Естественно, встает вопрос, а была ли вообще надобность комментировать какие-то слухи до адекватной проверки? И вообще, почему такое внимание уделялось именно Аджарии? Что в других районах вообще не было никаких проблем? Поэтому такую активность ЦИК Грузии нельзя объяснить иначе, чем целенаправленную кампанию по созданию атмосферы подозрений относительно хода выборов в Аджарии.

К кампании против Абашидзе присоединились и представители организации "Справедливые выборы".  Еще за два дня до голосования они стали заявлять, что в Аджарии избиратели подвергаются давлению со стороны местного руководства. Они выдвинули абсурдную версию, что выборы в республике пройдут путем "открытого" голосования, чтобы руководство точно знало, что жители голосуют за “Возрождение“. В ходе голосования в Аджарии представители организации также “обнаружили“ многочисленные нарушения и даже обещали оспорить их в суде. Оценки итогов выборов с их стороны были более благожелательны к Саакашвили‚ чем даже официальные результаты голосования: “Возрождение“ - 46,6% голосов, "Национальное движение - демократы" - 44,31% голосов. Опять создание почвы для пересмотра выборов?

Но, конечно, больше всех в атаках на Абашидзе усердствовали представители движения “Наша Аджария“. Лидеры движения Эдуард Сурманидзе и Коба Хабази заявили о фактах давления на избирателей и фальсификации итогов выборов. По их информации, партия Саакашвили получила аж вдвое больше голосов, чем "Возрождение". "Эти выборы реально показали всем, какой на самом деле поддержкой среди избирателей пользуется Аслан Абашидзе", - заявил Хабази. По его словам, представители движения в ближайшее время выступят с инициативой о досрочных выборах главы Аджарии. В свою очередь, Сурманидзе предложил провести такие выборы через два-три месяца. Реагируя на эти заявления‚ Абашидзе категорически исключил возможность проведения досрочных выборов главы автономии и отметил, что "выборы пройдут точно в тот день и час, как это предусмотрено конституцией Аджарии". Он также сообщил, что уже выбрал себе преемника.

Международные наблюдатели, придерживавшиеся общей линии Запада на поддержку Саакашвили, тоже заняли в отношении Аджарии предвзятую позицию. Так, глава миссии наблюдателей ПАСЕ Матиас Йорш заявил‚ что "процесс голосования в Аджарской автономии бросил тень на весь процесс выборов по территории Грузии". "В Аджарии выборы были далеки от общепринятых норм“,- отметил он. По словам главы делегации Европарламента Волчича, у СМИ не было возможности свободно представлять мнения в Аджарии. При этом Волчич, видимо, упустил из виду тот простой факт‚ что центральные каналы телевидения и радио Грузии‚ осуществляющие трансляцию на Аджарию‚ находились в полном подчинении Саакашвили. И с этих каналов лилась непрекращающаяся критика в адрес Абашидзе, распространялись провокационные слухи и дезинформация. Например, накануне выборов - с девяти утра и до шести вечера - на центральном грузинском телевидении муссировалась тема ожидающихся беспорядков на избирательных участках в Аджарии. "Это все делалось для того, чтобы люди не пришли на выборы", - заявил один из руководителей аджарского телевидения. - Мы сразу направляли на места своих корреспондентов, которые опровергали большую часть этой информации". Кстати‚ сам же Волчич признал однобокость подачи информации на грузинском телевидении в пользу правящего режима и отсутствие возможности у оппозиции представлять свою точку зрения в достаточном объеме. О том‚ что Абашидзе находится как раз в оппозиции, Волчич‚ по видимому‚ забыл или не понял.

Хорошо еще, что Абашидзе заранее позаботился о том, чтобы представить Западу сбалансированное мнение о ходе выборов в Аджарии. С этой целью в республику перед выборами приехала делегация американских бизнесменов и экспертов общей численностью 59 человек. Прибытие делегации организовал председатель аджарского отделения "Возрождения“ Цотнэ Бакурия в ходе его недавней поездки в США. Возможно их мнение тоже будет услышано. Важной подготовительной мерой со стороны Абашидзе стало и проведение за два дня до выборов  встречи с посолом США Маилзом в Батуми. Речь шла о событиях 14-15 марта. Аджарский лидер предупредил Майлза, что “если в Аджарии произойдет повторение этих событий, то ответственность за последствия я возлагаю на него". А 27 марта Абашидзе объявил об отмене в Аджарии чрезвычайного положения в день голосования. Впрочем, он сообщил, что чрезвычайное положение будет возобновлено на следующий день после выборов.

В день выборов на территории Аджарии было открыто 265 избирательных участков. В выборах приняли участие 122908 избирателя. По данным ЦИК Грузии за партию "Союз демократического возрождения" проголосовало 62 тысячи избирателей автономии, за партию "Национальное движение - демократы" - 53 тысячи. Это был довольно не плохой результат для Абашидзе с учетом той кампании давления и дискредитации аджарских властей, которую развернул Саакашвили. Было ясно, что позиции “аджарского льва“ в республике еще достаточно сильны и попытки его силового смещения не получат поддержки большинства аджарцев. Однако сам Абашидзе остался недоволен. Комментируя итоги выборов‚ он заявил‚ что руководство Грузии “незаконно отняло право на голосование у 143 тысяч жителей автономии". Решение властей Грузии о проведении накануне выборов предварительной регистрации избирателей привело к сокращению их численности больше чем наполовину от их реального списочного состава в Аджарии, - подчеркнул Абашидзе. - Целью такой фальсификации было увеличение шансов на победу партии "Национальное движение - демократы"… и построение непреодолимого барьера для прохождения в парламент Грузии оппозиционных партий и движений". По словам Абашидзе низкое число голосов‚ полученное его партией по всей Грузии‚ явилось следствием фальсификации. "Партия "Возрождение" заняла второе место по итогам парламентских выборов 28 марта - кроме Аджарии, мы получили голоса и в других регионах Грузии", - отметил Абашидзе.

От правительства Грузии наблюдение за ходом выборов в Аджарии осуществлял премьер-министр Зураб Жвания, а также министры финансов, здравоохранения, образования и культуры. Они следили за процессом голосования в разных районах автономии. Надо отметить, что Жвания занял более взвешенную позицию относительно выборов в Аджарии, чем президент Грузии. "Несмотря на некоторые нарушения... выборы в парламент Грузии на территории автономии состоялись", - подчеркнул он в Батуми после встречи с Абашидзе. “Моя задача была в том, чтобы вместе с руководством Аджарии обеспечить свободное и демократическое голосование без широкомасштабных, возмутительных и значительных нарушений - и я рад, что мы этого добились", - заявил премьер-министр. Оценка Жвании позволила в определенной степени нейтрализовать наскоки Саакашвили и ЦИК Грузии на процесс выборов в Аджарии. Это даже дает основания полагать, что между Саакашвили и Жвания существуют некоторые противоречия по вопросу об отношениях с Аджарией.

Примечательно в этой связи, что, несмотря на оценку Жвания, председатель ЦИК Грузии Чиаберашвили заявил после выборов, что итоги голосования на территории Аджарии будут заново подсчитываться. "В связи с серьезными нарушениями, допущенными в автономии при проведении голосования и подсчете голосов, Центризбиркомом принято решение перепроверить результаты парламентских выборов на территории автономии отдельно по каждому участку", - заявил глава ЦИК. Он также не исключил возможности того, что итоги голосования на ряде участков на территории автономии могут быть аннулированы. И действительно. Уже 2 апреля ЦИК Грузии аннулировала итоги выборов Кобулетском и Хулойском избирательных округах и назначила там повторные выборы на 18 апреля. Почему же именно в них? Для понимания этого необходимо взглянуть на итоги выборов по округам Аджарии.

Так‚ в Кобулетском округе в выборах приняли участие 33929 избирателей, из которых 20669 проголосовало за "Союз демократического возрождения", а 11533 за "Национальное движение - демократы". В Хулойском округе в выборах приняли участие 16896 избирателей, из которых 13782 проголосовало за "Союз демократического возрождения", а 2841 - за "Национальное движение - демократы". В остальных избирательных округах Аджарии большинство голосов получила партия президента Грузии. Таким образом победа “Возрождения“ в Аджарии была достигнута голосами именно этих двух округов. То есть в этих двух округах функционеры избирательных комиссий‚ подчиняющиеся ЦИК Грузии. не смогли или не захотели сфальсифицировать выборы в пользу Саакашвили. Не случайно‚ одновременно с аннулированием выборов ЦИК Грузии принял отстранить от занимаемых должностей всех членов избирательных комиссий Кобулетского и Хулойского округов и направить в Аджарию для проведение повторных выборов в этих округах специальные группы с представителями Центризбиркома. Уж эти группы не подведут‚ и выдадут тот результат‚ какой потребуется президенту Саакашвили. А ему чрезвычайно важно продемонстрировать‚ что в Аджарии победило “Национальное движение“. Это могло бы послужить обоснованием для силовой акции в отношении Аджарии.

Можно предположить‚ что указанное решение ЦИК станет серьезным поводом для разрастания конфликта между Тбилиси и Батуми. Комментируя это решение представитель Аджарской автономии в Тбилиси Гамлет Чипашвилли заявил, что оно "только усложнит отношения между центром и регионом и помешает нормализации отношений". Он отметил‚ что международные наблюдатели не обнаружили никаких нарушений в этих округах. "Вызывает удивление решение ЦИК Грузии аннулировать итоги голосования в двух округах, расположенных на территории Аджарии, в то время, как в регионе Квемо Картли, где выборы прошли с серьезнейшими нарушениями, итоги голосования оставлены в силе", - подчеркнул Чипашвили.

Понятно‚ что Абашидзе не будет сидеть сложа руки и предпримет контрдействия. В парламенте Аджарии уже инициировано рассмотрение вопроса о проведении среди населения автономии открытого референдума о поддержке партии "Возрождение". Цель его проведения - точное определение численности сторонников партии. "Проведением референдума мы сможем доказать, что "Союз демократического возрождения" получил на выборах намного больше голосов, чем это сообщается - референдум определит, кого поддержали на парламентских выборах в Грузии жители автономии", - заявил Аслан Абашидзе в интервью аджарскому телевидению. Центральные власти Грузии в свою очередь заявляют‚ что проведение такого референдума – незаконно.

Другим направлением контрдействий Абашидзе является обращение к международным организациям. 5 апреля  состоялось заседание парламента Аджарии, на котором спикер Совета Республики Георгий Цинцкиладзе ознакомил депутатов с проектом обращения, в котором говорится о нарушениях и давлении со стороны “Национального Движения“ во время парламентских выборов 28 марта с целью не дать возможность "Возрождению" преодолеть 7-процентный барьер. В обращении также сказано, что центральное правительство и ЦИК грубо нарушили избирательное законодательство как перед выборами, так же во время и после выборов. По словам Цотнэ Бакурия, вопрос о Грузии будет вынесен на заседание бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы, намеченное в Стамбуле. Обращение поддержали большинство депутатов парламента Аджарии и оно будет разослано всем международным организациям.

Таким образом, конфронтация между Батуми и Тбилиси продолжается. Уже достаточно понятно, что, выражаясь словами Абашидзе, Саакашвили от Аджарии “не отстанет“. И хотя противостояние пока не выходит за рамки политических методов и средств, дальнейшая эскалация может произойти в любой момент. Ведь, прошедшие выборы наглядно продемонстрировали, что в Грузии происходит становление авторитарного режима, прикрывающегося либеральной и демократической демагогией. Режима – использующего внешние атрибуты демократии для навязывания своей авторитарной воли несогласным, в том числе и автономиям. Того, что уже сделано Саакашвили, вполне достаточно, для того, чтобы предположить, что данный режим эволюционирует в направлении диктатур, характерных для пост-советской Центральной Азии. В этом плане приклеивание Саакашвили ярлыка “грузинбаши“ по аналогии с лидером Туркмении Неязовым, хотя и является некоторым преувеличением, но, в принципе, правильно определяет тенденцию развития грузинского государства.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ