Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Правовое регулирование противодействия торговле людьми

Татьяна Титова

Миграция труда превратилась в неотъемлемую часть мировой экономики, постоянно воспроизводящей потребность развитых стран в труде мигрантов. Чем жестче миграционные барьеры, тем больше мигрантов оказывается в положении нелегалов, рабочие места для которых в принимающей стране есть, а гарантий достойного труда и соблюдения элементарных прав человека – нет. Большинство принимающих стран, в том числе и Россия, не ратифицировало Конвенцию ООН 1990 г. О защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, что говорит о неготовности развитых стран к расширению легитимного пространства трудовой миграции.

Параллельно с ростом мобильности населения развиваются техники манипулирования, такие как торговля людьми и организация нелегальной миграции с целью трудовой эксплуатации мигрантов. Мигранты представляют собой наиболее уязвимую категорию для дельцов, наживающихся на сделках с людьми.

На пленарном заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ 16 июля 2003 г. была принята резолюция, призывающая к соблюдению государствами прав человека в условиях расширения НАТО и ЕС. В резолюции содержатся два призыва: к членам ОБСЕ – «обеспечить, чтобы в их национальном законодательстве предусматривались средства и институты борьбы с незаконной торговлей людьми», и к ЕС и НАТО - при приеме новых членов «поддерживать высокие требования в отношении демократии, прав человека и верховенства закона» в этих странах.

В рабовладельческий бизнес втянуты многие страны мира. Торговля людьми (trafficking in human beings) – одна из современных форм рабства, к которым также относятся «потогонные работы», домашнее рабство, принудительные браки и пр. Большую часть жертв современных форм рабства составляют женщины и дети, которые вывозятся за рубеж в целях сексуальной эксплуатации и в меньшей степени – принудительного труда. Как говорится в докладе о торговле людьми в 2002 году, подготовленном госдепартаментом США, в 2002 году во всем мире от 700 тыс. до 4 млн. человек были куплены, проданы, перевезены и удерживались против их воли в условиях, подобных рабству. Основной транзитной страной и страной назначения торговли людьми является США. Ежегодно для сексуальной эксплуатации в Соединенные Штаты ввозится около 50 тыс. женщин и детей. Причем как женщин и детей, так и мужчин делают объектом международной сексуальной торговли для занятий проституцией и принудительного труда. Работорговля может принимать и другие формы, например, похищение детей и их призыв в государственные вооруженные силы или повстанческие армии, использование женщин и детей в качестве домашней прислуги, работающей на кабальных условиях, использование детей в качестве уличных воришек и т.д.

 Исходя их этих критериев страны мира разделены на три категории: в первую входят страны, которые полностью соблюдают их (из постсоветских государств в нее вошла Латвия), во вторую категорию - соблюдают не полностью, но стараются соблюдать (в этой группе оказалось большинство постсоветских государств), в третью - те страны, правительства которых не полностью соблюдают минимальные стандарты и не предпринимают значительных усилий (Кыргызстан, Армения, Таджикистан, Беларусь, Россия соседствуют в этой группе с Афганистаном, Ираном, Саудовской Аравией, Грецией, Индонезией). Предполагается, что в отношении государств, относящихся к третьей категории, могут вводиться санкции.

4 марта 2004 г. в Москве состоялась презентация исследования Международной организации труда (МОТ) «Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми». Исследование выполнено в рамках Целевой программы борьбы с принудительным трудом МОТ, которая охватывает такие страны как Великобритания, Франция, Германия, Венгрия и Турция. Российская часть исследования выполнена на материалах Москвы, Московской области, Ставрополья и Омской области.

Россия, является сегодня крупным принимающим центром, а также страной выезда и транзита мигрантов. Действие многих факторов указывает на то, что она останется принимающей страной на долгое время. Как отмечается в исследовании, экономический хаос, огромные масштабы теневой экономики, несовершенство миграционного законодательства стимулируют нелегальную миграцию, облегчают нелегальным мигрантам возможность нахождения в стране и незаконной занятости, а дельцам от миграции – возможность безнаказанно манипулировать людьми, получая огромные прибыли. Оценка количества нелегальных мигрантов в России составляет от 3,5 до 5 млн. человек в основном из стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Мигрантская занятость встраивается в самые неформальные и теневые сектора экономики, что делает работников более уязвимыми, снижает возможности их социальной защиты. Как минимум 2/3 мигрантской занятости находится в России практически полностью в «черной» зоне. Результатом этого является распространение сверхэксплуатации, массовая маргинализация трудовых мигрантов, ренессанс рабства, феодальных практик принудительного труда.

В исследовании отмечаются серьезные пробелы в российском уголовном, трудовом и миграционном законодательстве. С введением в Уголовный кодекс в декабре 2003 г. норм, криминализирующих рабский труд и торговлю людьми, законодательное решение этих проблем несколько продвинулось, но пока не доведено до конца. Авторы исследования призывают к более эффективному применению законов, к борьбе с коррупцией, а также к информационной кампании, направленной на борьбу с толерантным отношением власти и общества к эксплуатации человека.

В настоящем материале рассматриваются нормы, регламентирующие проблему противодействия торговле людьми на уровне международного права, в зарубежном законодательстве, а также ситуация в данной сфере права, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации.

Нормы международного права в сфере борьбы с рабством и торговлей людьми

Рабство и работорговля являются наследием рабовладельческого общества. Международное сотрудничество в борьбе с этим явлением стало складываться в начале ХIХ в. после отмены рабства в США. В 1815 г. на Венском конгрессе был принят Акт об отмене торговли неграми, в 1841 г. – Договор о запрещении перевозки негров-рабов в Америку. Однако эти первые международные договоры лишь осуждали рабство, запрещали работорговлю и рекомендовали государствам установить ответственность за эти деяния. Только в 1926 г. принимается Конвенция о рабстве. Конвенция ООН 1926 года определяет рабство как «статус или состояние человека, по отношению к которому применяются все или любой из видов власти, определяемых правом владения». Государства-участники обязались полностью отменить на своих территориях рабство во всех его формах, пресекать работорговлю и оказывать друг другу содействие в борьбе с этими преступлениями. Впервые были изложены рекомендации о постепенном искоренении принудительного труда.

Однако ни международные соглашения, ни наступивший после второй мировой войны крах колониальной системы не искоренили рабства. По официальным данным, в 1947 г. в мире насчитывалось 9 млн. рабов. Не случайно в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. особо подчеркнуто: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».

В 1956 г. принимается Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Впервые здесь предусмотрены не запреты и формы борьбы с конкретными преступлениями, а предписание об их упразднении. Как преступления квалифицируются не только сами рабство и работорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 г. дополнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификация которых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. В частности, преступлениями признаются:

1. Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам.

2. Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству.

3. Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда.

4. Крепостное состояние землепользователя, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние (ст. 1). Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом.

5. Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако в Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде запрещены даже каторжные работы по приговору суда.

Содержание понятия торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами содержит Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949 г. В ней, в частности, говорится, что под этим понимаются действия, когда кто-либо:

(а) сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо даже с согласия этого лица, (б) эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица;

(а) содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости, (б) сдает в аренду или снимает здание или другое место или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами.

Пекинская декларация и Платформа действий 1995 г. установили, что в настоящее время понятие торговли людьми расширилось и стало включать в себя все другие виды эксплуатации женщин. В соответствии с положениями этих документов, в сферу торговли людьми входит, помимо вовлечения женщин в занятие проституцией, принудительный труд и браки по принуждению.

В январе 1999 г. были опубликованы Стандартные принципы прав человека по отношению к лицам, которые пострадали от международной торговли людьми, разработанные Фондом против торговли женщинами (Нидерланды), Международной юридической группой по правам человека (США), Глобальным альянсом против торговли женщинами (Таиланд).

Документ  определяет торговлю людьми как «все действия и соответствующие намерения, связанные с вербовкой, транспортировкой в пределах одной страны или за ее пределами, куплей, продажей, перемещением, передачей из рук в руки или содержанием лиц:

a) привлеченных к использованию обманным путем, принуждением (включая использование или угрозы насилия, злоупотребления служебным положением) или долговой зависимостью (кабалой).

б) с целью содержания этого лица, независимо от того оплачивается его труд или нет, в подневольном состоянии (домашнем, сексуальном или репродуктивном) или в условиях тождественных рабству».

По определению Международной Организации по Миграции, признаками торговли людьми являются ситуации, когда:

мигранта нанимают на работу незаконным способом, похищают, продают и другое и/или перевозят по территории государства или за его пределы;

посредники (торговцы) на различных этапах этого процесса получают экономическую или другую выгоду путем применения обмана, насилия и/или любой формы эксплуатации в условиях, когда нарушаются фундаментальные права человека.

В декабре 2000 г. на 55 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми. Этот документ на высшем международном уровне определил обязанности государств по противодействию торговле людьми. К ноябрю 2001 г. Конвенцию подписали 100 государств, в том числе и Российская Федерация.

Протокол призван скоординировать общую и уголовную политику стран-участниц в отношении торговли. Целью документа провозглашается содействие сотрудничеству стран-участниц в профилактике, расследовании и судебном преследовании международного незаконного перемещения людей, в особенности с целью принудительного труда и сексуальной эксплуатации, при особом внимании защите женщин и детей как наиболее частым жертвам таких действий. Протокол по торговле людьми обязывает страны-участницы принять меры по расследованию и судебному преследованию торговли людьми, придавая особое значение международному сотрудничеству, а также по защите и содействию жертвам торговли людьми, и принимать превентивные меры. Конвенция предусматривает общие меры по борьбе с организованной преступностью, включая меры по конфискации средств и обеспечению защиты жертв и свидетелей организованной преступности, и распространяется также на борьбу с торговлей людьми.

Согласно Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее,

а) «торговля людьми» (трефикинг) означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции, других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов;

b) согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию, о которой говорится в подпункте (а) настоящей статьи, не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных в подпункте (а);

с) вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считаются "торговлей людьми" даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия, указанных в подпункте (а) настоящей статьи.

Основные понятия, которые используются при рассмотрении проблемы торговли людьми:

вербовка – наем, набор для каких-либо работ, привлечение к какой-либо деятельности, включая противоправную, вовлечение в состав какой-либо организации, включая деятельность, запрещенную законом;

государство назначения – государство, на территории которого осуществляется эксплуатация физических качеств жертв торговли людьми или привлечение их к принудительному труду;

государство происхождения – государство, с территории которого осуществляется вывоз жертв торговли людьми, либо граждане которого являются жертвами торговли людьми, либо на территории которого действует и/или зарегистрировано юридическое лицо, осуществляющее торговлю людьми, либо служащее прикрытием торговли людьми;

государство транзита – государство, через территорию которого осуществляются мероприятия по торговле людьми;

долговая кабала – положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если определенная в надлежащем порядке ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена каким-либо сроком и характер ее не определен;

подневольное состояние означает выполнение любой работы или оказания услуг под угрозой наказания, на выполнение которых лицо добровольно не давало согласия;

рабство – состояние или положение лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все правомочия, присущие праву собственности;

шантаж – принуждение жертвы торговли людьми к совершению каких-либо действий под угрозой применения насилия, либо повреждения или уничтожения имущества жертвы или близких ей лиц, или под угрозой распространения сведений, позорящих жертву или близких ей лиц, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам жертвы или близких ей лиц;

эксплуатация включает принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов и тканей человека, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы эксплуатации лица в целях совершения действий сексуального характера.

торговцы людьми – это физические или юридические лица или группы лиц, которые совершают любые действия, составляющие понятие торговли людьми, а также должностные лица, которые своими действиями содействуют торговле людьми, а равно не препятствуют и не противостоят ей, хотя обязаны это делать в силу своих должностных полномочий;

жертва торговли людьми – лицо, пострадавшее от торговли людьми, которое завербовано, перевезено, передано, продано или удерживается таким образом, как описано в определении «торговля людьми», независимо от того, есть на это согласие данного лица или нет;

противодействие торговле людьми – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий торговли людьми, оказанию помощи пострадавшим от торговли людьми;

убежища для жертв торговли людьми – специальные учреждения, осуществляющие деятельность по противодействию торговле людьми, имеющие жилые и подсобные помещения, отвечающие необходимым условиям проживания, медицинского и психотерапевтического обеспечения, а также центры, предназначенные для консультационной, юридической, социальной помощи жертвам торговли людьми, их реинтеграции в семью и общество;

суррогатная мать – женщина, родившая ребенка в результате применения медицинского метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в целях его вынашивания.

Признаками торговли людьми являются действия, нарушающие права человека, совершение которых приводит к получению выгоды (материальной или иного характера) для другого лица:

а) применение физического и психического насилия или угрозы;

б) изъятие у человека, ставшего жертвой торговли людьми, документов, удостоверяющих его личность;

в) вовлечение в долговую кабалу;

г) принуждение к труду;

д) ограничение свободы передвижения;

е) обман или злоупотребление доверием.

Согласие жертвы торговли людьми выполнять те или иные действия или работу не принимаются во внимание, согласно международному законодательству, при отнесении конкретного действия к торговле людьми в случае, если была применена любая из перечисленных форм эксплуатации.

Форма торговли людьми определяется в зависимости от вида криминальной эксплуатации, примененной к жертве торговли людьми. В зависимости от способа принуждения криминальная эксплуатация подразделяется на:

а) физическое принуждение с применением насилия и/или с применением сильнодействующих наркотических средств, алкоголя, медицинских препаратов;

б) экономическое принуждение в форме долговой кабалы или иной материальной зависимости;

в) психическое принуждение путем шантажа, обмана, введения в заблуждение или угрозы применения насилия;

г) юридическая зависимость в связи с усыновлением или опекунством, либо в связи с вступлением в брак без цели создания семьи;

д) рабство или условия, сходные с рабством.

По содержанию деятельности жертв торговли людьми криминальная эксплуатация подразделяется на следующие виды:

а) эксплуатация труда в сфере быта (домашнего и бытового обслуживания);

б) эксплуатация труда в сфере производства, на сельскохозяйственных работах;

в) эксплуатация в сфере преступного бизнеса (участия в вооруженных формированиях, в сфере производства незаконной продукции);

г) эксплуатация лица в целях совершения действий сексуального характера;

д) использование физиологических параметров человека для трансплантации органов и тканей,

е) использование женщин в качестве суррогатных матерей.

Торговля людьми составляет повышенную общественную опасность, когда совершаемые действия:

а) путем обмана, насилия, угрозы применения физического воздействия на территории  государства назначения, используя беспомощное состояние человека (нелегальное положение, недееспособность, инвалидность или зависимое положение) принуждают к сексуальным действиям;

б) организованы, т.е. когда они совершаются человеком, который владеет в стране назначения борделем или другим предприятием, где вывезенные на работу люди находятся в личной или экономической зависимости;

в) принуждают несовершеннолетних, т.е. людей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, заниматься проституцией;

г) направлены на вовлечение детей в занятие проституцией или совершение иных действий сексуального характера;

д) имеют целью извлечение органов и тканей из организма человека;

е) совершаются в отношении лица, являющегося недееспособным в силу своего психического или физического состояния.

Успешное противодействие торговле людьми зависит от правового обеспечения решения этой проблемы как на уровне международного, так и внутригосударственного права.

Продолжение материала в следующем номере

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ