Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Интернет-газета БелаПАН,
19 апреля 2004

Резолюция по Белоруссии

Андрей Федоров

Только с добром к ним, а они…

В связи с тем, что самый большой резонанс на прошлой неделе вызвало ежегодное послание Национальному собранию и белорусскому народу, несколько в тени осталось другое событие: Комиссия ООН по правам человека второй год подряд приняла резолюцию по Беларуси. Как водится, в ней перечислены нарушения этих самых прав. При этом к известным претензиям по поводу исчезнувших политиков и журналиста, изъянов в избирательном законодательстве, давления на негосударственные организации и независимые средства массовой информации, произвольных арестов и задержаний добавились "преследования независимых учебных учреждений международной направленности" и рост ограничений на деятельность религиозных организаций.

Кроме того, была особо отмечена "неспособность правительства Беларуси сотрудничать в полной мере с механизмами Комиссии по правам человека" в соответствии с ее прошлогодней резолюцией. Надо полагать, имелись в виду в том числе и неоднократные отказы в возможности посетить нашу страну Хине Джилани, специальному представителю генерального секретаря ООН по проблемам правозащитников. Судя по появлению новых замечаний, ее офис внимательно отслеживает ситуацию в Беларуси. В итоге в документе появился пункт о назначении "специального докладчика для установления прямых контактов с правительством и народом Беларуси в целях изучения положения с правами человека".

Как и следовало ожидать, резолюция была негативно воспринята официальными белорусскими структурами. В заявлении пресс-секретаря Министерства иностранных дел она охарактеризована как носящая "исключительно политический характер" и "не имеющая ничего общего с действительностью". Там также говорится, что "данная резолюция была принята под беспрецедентным давлением США и Европейского Союза и является проявлением политики двойных стандартов". В итоге все предъявленные обвинения были отвергнуты полностью, причем было заявлено, что "принятие такого рода резолюции подрывает авторитет Комиссии и доверие к ней со стороны мирового сообщества".

Насчет подрыва авторитета сказано довольно смело, особенно если принять во внимание, что Комиссия на той же сессии приняла и другую резолюцию, осуждающую неонацизм. Пикантность ситуации заключается в том, что одним из основных соавторов ее была как раз Республика Беларусь. Обидно, что теперь по причине подорванного авторитета данное событие не будет иметь того резонанса, которого оно, безусловно, заслуживает. Некоторая неувязка выходит и с двойными стандартами — в частности, Комиссия отказалась согласиться с предложенной теми же "ястребами" резолюцией, осуждающей политику, проводимую Российской Федерацией в Чечне.

За резолюцию по Беларуси проголосовали 23 страны, против — 13, и воздержались — 17. Вызывает интерес, кто же так подвержен давлению западных государств, а кто их не очень боится. Оказывается, самыми смелыми являются Армения, Египет, Зимбабве, Индия, Индонезия, Китай, Куба, Нигерия, Судан, Сьерра-Леоне, Российская Федерация, Украина и Южная Африка. Жаль только, что многие из этих стран сами являются действующими и потенциальными объектами аналогичных резолюций. В списке же недоброжелателей помимо США — ряд европейских и латиноамериканских государств, а также Австралия, Шри-Ланка, Южная Корея и Япония. Ну, ясно, сателлиты…

И что особенно обидно — к ним с добром, а они… Вот только-только было объявлено о необходимости установления с ЕС "не просто хороших, а очень хороших отношений", да и американцы были помянуты вовсе не злым словом, как вдруг такой пассаж. Теперь снова непонятно, в какую сторону ориентировать внешнеполитический вектор.

А так в целом ничего принципиально нового не произошло, хотя появление упомянутого пункта о назначении специального докладчика, похоже, вызвало определенную эйфорию у части оппозиционных политиков. Думается, их надежды являются несколько преувеличенными. Есть сомнения, что ему будут разрешены "контакты с народом" или даже просто въезд в страну. Кроме того, фактически аналогичные задачи уже много лет решает представительство ОБСЕ. Уж что-что, а свои функции по отслеживанию ситуации в сфере демократии и прав человека оно выполняет надлежащим образом. Вот только сдвигов в положительном направлении пока, к сожалению, не наблюдается. Поэтому имеются серьезные опасения, что появление еще одной подобной структуры также не приведет к исправлению положения. Уже ясно, что дело отнюдь не в отсутствии внимания со стороны мирового сообщества, а в глубоком безразличии к данной проблеме большинства белорусского населения. И до тех пор, пока этот период апатии не закончится, вряд ли стоит рассчитывать на перемены.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ