Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«СБ»,
22 апреля 2004

Закон сохранения и приумножения энергии

Александр Попков (первый заместитель главы Администрации президента РБ)

Современное сельскохозяйственное производство страны - важнейшая жизнеобеспечивающая сфера деятельности человека, определяющая материальное благополучие нации, социальную и политическую стабильность в обществе. А агропромышленный комплекс Беларуси в последние годы стабильно обеспечивает продовольственную безопасность страны и наращивает экспорт сельскохозяйственной продукции. Занятые в сельскохозяйственном производстве 12,2 процента экономически активного населения страны создали в 2003 году 11 процентов внутреннего валового продукта, что с учетом рискованного характера аграрного производства является достаточно высоким показателем.

   Можно назвать ряд сельскохозяйственных организаций республики, ныне работающих на хорошем европейском уровне. Так, группа хозяйств уже достигла урожайности зерновых культур 70 - 80 центнеров с гектара. Чем не европейский уровень надой 7.600 килограммов молока от коровы в 2003 году экспериментальной базой "Жодино" Смолевичского района? Или среднесуточный привес скота на откорме более 1 килограмма в сельскохозяйственном коллективном предприятии "Прогресс-Вертелишки" Гродненского района? Однако в целом аграрный комплекс республики объективно не может выйти на европейский уровень, поскольку в большой мере различаются природно-климатические условия этих регионов.

В отличие от абсолютного большинства европейских государств, наша страна находится в зоне рискованного земледелия. По оценкам ФАО, биоклиматический потенциал республики оценивается в 100 - 121 балл, в то время как Германии - 125 - 140, Австрии - 140 - 150, Болгарии - 150 - 173. Легко подсчитать, что при равных условиях хозяйствования на земле результат в Беларуси объективно будет примерно в 1,5 раза ниже, чем в развитых европейских странах. Следовательно, если в Германии, Австрии, Болгарии урожайность зерновых составляет 70 - 80 центнеров с гектара, то мы при аналогичном уровне ведения земледельческой отрасли можем получить лишь 45 - 50 центнеров с гектара. Адекватен потенциал и других отраслей АПК. И это не наша вина, так уж распорядилась природа.

Вместе с тем следует признать, что в агропромышленном комплексе республики существуют проблемы и достаточно сложные. При положительной тенденции наращивания объемов производства низкой остается продуктивность растениеводства и животноводства, недостаточен уровень перерабатывающих предприятий, сохраняется высокий уровень затратности производственных процессов и в итоге - неблагополучное положение в аграрной экономике. И здесь предстоит еще много работать, чтобы вывести отрасль на устойчивое рентабельное функционирование, обеспечивающее расширенное воспроизводство на принципах самообеспечения при реальном уровне государственной поддержки.

Механизмы и алгоритм этой работы и предусматриваются в разрабатываемой программе социально-экономического развития белорусского села, рассчитанной на 2005 - 2010 годы. В ней намечается сформировать микро- и макроэкономическую систему хозяйствования в рыночных условиях, обеспечить техническое и технологическое переоснащение отрасли на основе новейших достижений отечественной и зарубежной науки, на основе укрепления аграрной экономики обеспечить существенное развитие социальной сферы села. Полагаем, что выполнение этой программы и приблизит наш агропромышленный комплекс к европейскому уровню эффективности с поправкой на потенциал природно-климатических условий.

Большое внимание уделяется строительству жилья в сельской местности. В 2003 году здесь введено в эксплуатацию более 2,5 тысячи жилых домов. В дальнейшем эта программа будет расширяться. Так, начиная с 2004 года по поручению Главы государства в каждой сельскохозяйственной организации будет построено не менее 5 благоустроенных жилых домов, преимущественно усадебного типа, с общей площадью до 20 квадратных метров на одного человека. Из собственных средств сельхозпредприятий на эти цели выделяется 18 млрд. рублей. Постоянно осуществляется поддержка программ социально-бытового характера. Проблемы содержания детей в дошкольных учреждениях, школьного образования, культурного, медицинского и бытового обслуживания также решаются при постоянном организационном и финансовом участии сельскохозяйственных организаций.

В сельской местности проживает 28,9 процента населения республики. Судьба почти трети населения - безусловный фактор стабильности государства. Причем это население обеспечивает продовольствием всю страну, что чрезвычайно важно для нашей республики, не имеющей легкодоступных валютных источников, подобно России, к которой несметные средства поступают от реализации сырьевых ресурсов. Кроме того, деревня - родник национальных традиций, белорусского языка, фольклора, искусства. Посмотрите биографии наиболее крупных писателей и поэтов Беларуси. Почти у всех из них корни в деревне. Естественно, потеряв этот родник национальной ментальности и продовольственную базу, мы потеряем страну.

Программа возрождения белорусского села пока еще не принята. Представленный Правительством ее вариант не утвержден Президентом страны вследствие недостаточной конкретизации основных ее положений, отсутствия финансового обоснования предложенных позиций. Требование Главы государства - не теоретизирование на тему о возрождении села, а конкретные финансово обеспеченные мероприятия с учетом реального экономического потенциала страны. Программа должна быть сводом мер прямого действия, "точечных ударов" по узловым направлениям укрепления аграрной экономики и улучшения на этой основе социальной сферы села.  

Основополагающее значение для продовольственной безопасности страны имеют крупные коллективные предприятия. Мировая практика свидетельствует, что альтернативы им нет. В чем основополагающий недостаток нынешнего колхоза? В отсутствии в нем эффективных механизмов реализации потенциала личной заинтересованности как руководителей и специалистов, так и рядовых его работников в укреплении экономики хозяйства. Десятилетиями от руководителя колхоза требовали: работай на общество, а не на себя. Хотя постоянное стремление больше заработать законным образом и на этой основе улучшить свое благосостояние - вполне разумное и благородное качество каждого человека. Оплата же рядовых работников проводится по нормам выработки, которые вообще не имеют никакой связи с экономическими результатами выполняемых производственных процессов. В хозяйствах со слабой экономикой адекватен и уровень заработной платы. Поэтому положение следует принципиально менять. В сельхозпредприятиях нужно создать новый организационный механизм, который бы побуждал каждого руководителя и крестьянина работать на общественном поле или ферме с такой же эффективностью и заинтересованностью, как и в личном хозяйстве. Заранее зная, что часть каждого добавленного его трудом в общественную копилку рубля окажется его личным достоянием.

В республике уже во многих хозяйствах реализуется практика стимулирования высокопроизводительного труда на принципах приватизации (доли, паи, акции). Однако она пока недостаточно эффективна, поскольку фонды распределения по этим позициям незначительные и не имеют существенного значения для улучшения материального благополучия работников. Мы полагаем, что для материальной заинтересованности всех членов трудовых коллективов сельхозорганизаций более эффективно внедрение коммерческого расчета в их подразделениях и рабочих группах   Таким образом, модель будущего коллективного предприятия: крупная производственная структура с рыночным статусом, в которой функционирует эффективный механизм личной заинтересованности всех членов коллектива в улучшении экономических показателей, где производственные процессы базируются на новейших технических средствах и технологических решениях, обеспечивающих производство высокорентабельной, востребованной на внутреннем и внешних рынках продукции.

В республике ставится целью сформировать многоукладную аграрную экономику, функционирующую на равноправных условиях для всех ее субъектов. В этом плане приняты необходимые нормативные акты по фермерским и личным подсобным хозяйствам. Сегодня фермер может получить до 100 гектаров земли в пожизненное пользование с правом передачи по наследству. Кроме того, он может арендовать землю, размер участка в этом случае не ограничивается законом.

Несмотря на правовое обеспечение процессов создания и функционирования, фермерское движение в республике не нашло достаточно широкого развития. Число фермерских хозяйств в республике в последние годы стабилизировалось на уровне 2.500. Занимая 1,8 процента сельхозугодий, они произвели в 2003 году 1,7 процента валового сбора зерна, 0,6 процента молока, 0,7 процента мяса и адекватное количество другой продукции.

Более существенную роль в производстве сельскохозяйственной продукции играют личные подсобные хозяйства. В 2003 году в этом секторе произведено 90,9 процента картофеля, 85 - овощей, 27 - мяса и 35 процентов молока. Этот фактор некоторые экономисты используют для доказательства преимущества частного способа производства в аграрной отрасли. Однако при этом забывают, что в обработке земли и уборке урожая в частном секторе решающую роль играют сельскохозяйственные предприятия. Они же и обеспечивают кормами скот личных подворий крестьян.

Следовательно, частное хозяйство, включая фермерское, не способно заменить крупные сельскохозяйственные организации в обеспечении страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, кроме отдельных его видов - картофеля, овощей, плодов и ягод. Мы исходим из того, что частный сектор - необходимое дополнение к общественному хозяйству. Кроме того, это сфера занятости сельского населения, источник удовлетворения его потребностей в продовольствии и получения дополнительного дохода при реализации излишков произведенной продукции.

Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 года N 138 намечены к реализации крупномасштабные, наиболее значимые за все предыдущие годы меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство. В большой мере этот важный государственный документ адресован именно убыточным сельскохозяйственным предприятиям. И в тех хозяйствах, а их большинство, где сохранена производственная инфраструктура, отсрочка выплаты большинства задолженностей при адресной государственной поддержке создает базу для восстановления нормальной их хозяйственной деятельности, выход на рентабельное производство. Полагаю, что в ряде случаев придется осуществить кадровое укрепление таких хозяйств.

Если же имущественный комплекс убыточного хозяйства приведен в состояние, исключающее самостоятельное выполнение производственных процессов, - неизбежна его существенная структурная трансформация, в большинстве случаев с потерей статуса юридического лица.

Я не разделяю избыточный оптимизм некоторых ответственных работников управленческой сферы в АПК, считающих, что через 3 года в республике вообще не останется убыточных хозяйств. Полагаю, что превращение убыточных хозяйств в рентабельные, функционирующие на принципах самофинансирования, - достаточно сложный процесс. В основном он будет решен с выполнением программы социально-экономического развития белорусского села.

Численность занятого в сельскохозяйственном производстве населения республики постоянно снижается, за последние 10 лет на 14 процентов. Это нормальная мировая практика, порожденная, с одной стороны, урбанизацией общества, с другой - ростом уровня механизации и автоматизации производственных процессов в сельском хозяйстве, высвобождающих излишних работников. Вместе с тем проблема трудовых ресурсов в аграрной сфере существует. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами требуется создание новых рабочих мест, развивая сферу обслуживания, подсобные промыслы и другие направления деятельности как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного характера.

Проблемы обеспечения сельхоз-организаций кадрами руководителей и специалистами также остаются достаточно сложными. Вследствие неблагоприятных экономических факторов и социальных условий закрепляемость специалистов на селе пока низкая. Лишь 2/3 направляемых в сельхозпредприятия выпускников высших учебных заведений и половина из техникумов в последние годы прибывают к месту работы. Поэтому в большинстве хозяйств имеются вакантные должности специалистов различных профилей. Недостаточен и уровень квалификации руководителей и специалистов на селе. Лишь треть от общего числа составляют специалисты с высшим образованием, более половины - со средним специальным образованием.

 В последние годы агропромышленный комплекс республики наращивает свою внешнеэкономическую деятельность. Выручка от экспорта в 2003 году составила почти 500 млн. долларов США, на 42 процента больше, чем в предыдущем году. В структуре экспорта 73,7 процента занимает мясо-молочная продукция. Импортировано продукции в этом же году на сумму 644 млн. долларов США. Сальдо пока отрицательное. Основные виды импортируемой продукции: рыба, зерно, плоды и орехи. Ежегодный импорт зерна в республику объясняется высокой зерноемкостью животноводства республики, базирующегося на промышленном свиноводстве и птицеводстве.

Роль национального сектора аграрной экономики в обеспечении внутреннего рынка основными видами продовольствия характеризуется следующими показателями: в 2003 году в реализованной мясо-молочной продукции отечественные товары составили 87 процентов, молока и молочных продуктов - 96, муки - 92 процента.

Угроза насыщения белорусского рынка дешевыми импортными товарами имеет место, а наши трудности на рынке России могут возрасти. Начало этому процессу может быть положено со вступлением Беларуси в ВТО самостоятельно или опосредованно через Союзное государство с Российской Федерацией. Открытие таможенных границ, что предусматривается правилами ВТО, предопределит массовый ввоз зарубежных товаров на внутренний рынок страны, на первом этапе по демпинговым ценам, поскольку европейские страны для завоевания зарубежных рынков осуществляют специальные крупномасштабные программы дотирования экспорта.

Естественно, такая ситуация без принятия должных превентивных мер грозит тяжелыми последствиями для отечественного сельскохозяйственного производства. Поэтому необходимы неотложные меры по инвестиционно-инновационному развитию аграрного производства, повышению конкурентоспособности товаров и услуг на внешних и внутреннем рынках на основе модернизации производства, его технического и технологического обновления на основе достижений науки. Альтернативы этому процессу нет. Затратность сельскохозяйственного производства Беларуси объективно в 1,5 раза выше, чем среднеевропейского. Следовательно, выход АПК республики на европейский уровень возможен при адекватном повышении государственной поддержки. Это должно составить около 750 долларов на гектар, или в 7 раз больше, чем ныне.

Аграрная отрасль республики характеризуется положительной тенденцией развития. Однако проблем в ней достаточно, и непростых. Президент постоянно анализирует положение в этой важнейшей сфере народного хозяйства. Выработаны подходы по переводу сельскохозяйственного производства на новые пути развития, присущие рыночной экономике. Достаточно полно они будут сформулированы в разрабатываемой программе социально-экономического развития белорусского села.

(Статья дана с сокращениями,все  выделения - наши)


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ