Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Страна. Ру,
23 апреля 2004

Кремль разгадывает "украинский пасьянс"

Дмитрий Скрябин

 Будущего президента Украины сейчас не может назвать никто

Ратификация в украинском и российском парламентах соглашения о формировании ЕЭП уже записана в актив Москвы, как самое серьезное достижение в интеграционных процессах на территории СНГ. Это и было потверждено 23 апреля на переговорах двух президентов в Ливадийском дворце. И, хотя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не упускает случая напомнить о своем "приоритете" на инициативу интеграции, именно нынешняя кремлевская администрация воспринимается всеми как главный архитектор нового межгосударственного союза стран четверки.

Ни для кого не секрет, что эти процессы до сих пор тормозила именно позиция Украины, которая с опаской относится к любым (зачастую воображаемым) угрозам своему суверенитету и которая по большому счету так и не выработала какой-либо внятной внешнеполитической стратегии. Поэтому ратификация украинской стороной Соглашения точно в срок согласно договоренности с Госдумой РФ, вызвала некоторое удивление.

С другой стороны, в Киеве по-прежнему открыто заявляют, что стратегической целью страны является вступление в ЕС и ВТО и проводят планомерную интеграцию со структурами НАТО. В этом контексте визит президента РФ Владимира Путина и делегации Государственной думы на Украину выглядит скорее попыткой прояснить позиции своих украинских партнеров, а не торжественным внешнеполитическим аккордом Кремля.

И, пожалуй, самый главный вопрос: а кто, собственно говоря, является этим самым партнером? Уходящий президент Леонид Кучма и глава его администрации Виктор Медведчук? Премьер-министр Виктор Янукович? За полгода до президентских выборов Украина живет ожиданием перемен, и никто сегодня не может гарантировано назвать имя будущего главы государства. Точнее, все украинские контрагенты на сегодняшних переговорах, безусловно, не будут скупиться на гарантии преемственности внешней политики Киева, но относиться к этим гарантиям все-таки следует с поправкой на предстоящую избирательную кампанию. И хотя украинские СМИ традиционно серьезно анализируют, кому из кандидатов в итоге достанется "поддержка Москвы", эта поддержка (неважно, придуманная или реальная) уже не воспринимается как необходимое условие для победы - всего лишь дополнительный козырь, не более. Хотя следует отметить, что собственно ратификация украинским парламентом Соглашения по ЕЭП, в определенной степени результат предвыборной кампании, когда "дружба и сотрудничество с Россией" становятся действительно важным фактором раскрутки кандидатов.

В остальном политическая ситуация, действительно малопрогнозируемая. Широко разрекламированная политическая реформа забуксовала. Официально объявленный единый кандидат в президенты от парламентского большинства Виктор Янукович, уже таковым не является, поскольку о своем возможном выдвижении заявил и глава Народно-демократической партии Валерий Пустовойтенко и лидер Партии промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. Положение фаворита социологических опросов, лидера "Нашей Украины" Виктора Ющенко пошатнулось из-за возможного выдвижения кандидатом другого авторитетного оппозиционного политика, главы Социалистической партии Александра Мороза. Понятно, что в такой неоднозначной ситуации украинская политическая и бизнесовая элита будет стремиться минимизировать риски президентских выборов и будет предоставлять ресурсы сразу нескольким кандидатам. С достаточной степенью уверенности сегодня можно говорить лишь о невозможности альянса между "Нашей Украиной" Виктора Ющенко и СДПУ(о) Виктора Медведчука. "Нашей Украине" предстоит на выборах также бескомпромиссная конфронтация с Партией регионов Виктора Януковича. Все остальные политические силы уже давно ведут закулисные переговоры, предусмотрительно обещая поддержку кандидатам и от большинства и от оппозиции.

Исповедуемый Кремлем внешнеполитический прагматизм предполагает создание такого механизма ЕЭП, который будет исправно работать независимо от результатов президентских выборов на Украине. Однако Леонид Кучма и правительство Януковича, а вслед за ними и Верховная рада, фактически предоставили свободу будущему президенту страны в выборе внешнеполитических приоритетов, ратифицировав Соглашение о ЕЭП с оговоркой: Украина участвует в Едином экономическом пространстве в той части, которая не противоречит Конституции.

В этой ситуации Москва сильно рискует уже в октябре нынешнего года обнаружить вместо Единого экономического пространства - единое пространство внешнеполитических иллюзий: от Грузии до Украины.

Первый звоночек прозвенел уже на этой неделе: заместитель госсекретаря США Элизабет Джоунс заявила, что ратификация Верховной Радой Соглашения о формировании ЕЭП в определенной мере противоречит заявлениям Украины о курсе на евроинтеграцию. Г-жа Джоунс также добавила, что "более эффективным является то, что, мы слышим от представителей украинских неправительственных организаций, политических и экономических лидеров", которые считают, "что интеграция в европейские структуры больше будет оказывать содействие процветанию Украины, созданию новых рабочих мест, что является конечной целью, которой Украина хотела бы достичь".

Поэтому очень важно не только то, что услышит г-н Путин от политических и экономических лидеров Украины на переговорах в Крыму. Не менее важно определить, кто из них является тем лидером, с кем можно и нужно будет решать вопросы дальнейшего развития украино-российского сотрудничества. А то, что оно будет развиваться, - в этом нет никаких сомнений. Ведь даже Виктор Ющенко (которому его политические противники создали устойчивую "антироссийскую " репутацию) пришел в политику с поста президента института украино-российского сотрудничества имени Бориса Ельцина. О чем многие забыли..

Украина вступила в экономическое братство с оговоркой

Оппозиция устроила скандал, обвинив парламентское большинство в измене родине и "сдаче" суверенитета. Но успеха не имела

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ