Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О нарастании политической напряженности в Армении

Михаил Александров

В ночь на 13 апреля в Ереване произошли столкновения сил правопорядка с манифестантами из числа сторонников оппозиции. Митинг оппозиции у здания парламента, насчитывавший к тому моменту около одной тысячи человек, был разогнан полицией с использованием водометов и дубинок. Оппозиция защищалась, применяя народные средства самообороны - железные прутья, колья и булыжники. Были пострадавшие с обоих сторон. Несколько человек из числа митингующих были арестованы.

Данные события стали кульминацией внутриполитического кризиса, который подспудно назревал в Армении в течении последних трех месяцев. Это в свою очередь явилось результатом нескольких причин, как внутреннего, так и внешнего порядка. Корни конфликта восходят к президентским выборам в Армении‚ состоявшимся 19 феврале 2003 года. Тогда с существенным перевесом победил нынешний президент Роберт Кочарян. В первом туре он набрал 49,48% голосов‚ а его основные конкуренты лидер Народной партии Степан Демирчян и руководитель партии “Национальное Единение“ Арташес Гегамян соответственно 28,22% и17,7% голосов. Во втором туре Роберт Кочарян набрал 67,5%‚ а Степан Демирчян - 32,5% голосов. Оппозиция отказалась признавать итоги даже первого тура. Противники Кочаряна обвинили власть в фальсификации результатов голосования и потребовали провести повторные выборы. Этот лозунг поддержали, по разным оценкам, от 60 до 150 тыс. граждан, участвовавших в митингах протеста, которые проходили в Ереване. Третий по популярности кандидат Арташес Гегамян отказался примкнуть к митингам оппозиции‚ но призвал объявить выборы недействительными, отменить результаты первого тура и провести новые выборы.

Активизировались и сторонники Кочаряна. Премьер-министр Андраник Маркарян от имени Республиканской партии резко осудил митингующих и оппозиционеров, примкнувших к Демирчяну. Так же решительно выступила и партия "Дашнакцутюн". Наконец, Минобороны Армении предупредило, что дальнейшее нагнетание напряженности чревато негативными последствиями. Выступил по телевидению и сам Роберт Кочарян, в жесткой форме предупредивший, что власти не допустят дестабилизации и самым серьезным образом отреагируют на попытки нарушения общественного порядка. Это заявление было подкреплено конкретными делами. К разным видам административной ответственности было привлечено около 150 человек. А сторонники Кочаряна организовали 100-тысячный митинг в его поддержку.

Только 3 марта 2003 года, когда стало понятно, что власть не удовлетворит требований оппозиции, команда Демирчяна заявила о согласии участвовать во втором туре. После проигрыша Демирчяна руководитель его предвыборного штаба Григор Арутюнян заявил, что при повторном голосовании также имели место многочисленные фальсификации и нарушения избирательного законодательства. Согласно его данным, в президентских выборах приняли участие 1,1 млн. избирателей. По официальным же данным, проголосовали более 1,5 млн. граждан. Таким образом, не менее 400 тыс. голосов - это "мертвые души", заявил Арутюнян. По его словам, на многих избирательных участках избивали представителей оппозиционных сил и членов избиркомов, пытавшихся воспрепятствовать нарушениям. Избиениям подверглись также доверенные лица Демирчяна. Представители оппозиции были исключены из состава некоторых комиссий. В тот же день оппозиция провела очередной митинг протеста в Ереване.

Мнения международных наблюдателей на характер выборов разделились. Миссия наблюдателей от СНГ распространила заявление, в котором констатировалось, что выборы прошли демократично, организованно, легитимно и в целом в соответствии с нормами международного права. А "отдельные отступления от норм избирательного законодательства", по мнению наблюдателей из СНГ, не повлияли на итоги голосования. По словам руководителя группы наблюдателей Межпарламентской ассамблеи СНГ, зампреда комитета по вопросам СНГ Совета Федерации Константина Маркелова‚ в Армении состоялись образцово-показательные выборы. Наблюдатели посетили максимальное количество избирательных участков, но не обнаружили проблем в ходе голосования. Надо отметить‚ что поддержка Роберта Кочаряна последовала со стороны России не только после выборов‚ но и до них. Тогда Армению посетили как отдельные видные российские представители‚ так и целые делегации с единой целью – оказать поддержку предвыборной кампании Роберта Кочаряна. Политики и общественные деятели различного калибра устроили тогда целый фейерверк визитов, некоторые из них выступали с открытой пропагандой, вызывая тем самым на себя огонь оппозиции, заявившей о вмешательстве во внутренние дела суверенного государства.

Западные наблюдатели‚ напротив‚ дали оценки‚ выгодные оппозиции. Так‚ европейские наблюдатели отметили‚ что выборы в Армении "не соответствуют демократическим стандартам". Об этом‚ в частности‚ заявили руководитель миссии наблюдателей Офиса Демократических Институтов и Прав Человека (ODIHR/OSCE) Питер Айкер и глава наблюдательской миссии Парламентской ассамблеи Совета Европы, бывший председатель ПАСЕ Лорд Рассел-Джонстон. "Были зафиксированы серьезные нарушения, однако окончательная оценка выборов будет во многом зависеть от процесса подсчета голосов и продуктивности процессов обжалования", - заявил Айкер. Европейские наблюдатели также высказали мнение, что нарушения во время подсчета голосов могут стать основанием для отмены результатов выборов. Эта позиция европейских наблюдателей так и осталась неизменной‚ даже после того‚ как они признали “демократичными“ выборы президента Грузии Михаила Саакашвили‚ где он набрал аж 97% голосов.

После выборов Демирчян обратился в Конституционный Суд Армении с иском о признании их результатов недействительными. В апреле Конституционный Суд иск Демирчяна отклонил. Председатель суда Гагик Арутюнян зачитал вердикт, согласно которому приведенные стороной истца факты "не дают достаточных оснований для признания результатов выборов недействительными". В то же время Конституционный Суд предложил внести ряд изменений в избирательный кодекс Армении, а также провести в течение года референдум по выражению вотума доверия действующему президенту. Это последнее предложение носило рекомендательный характер‚ но заложило своего рода мину под политическую стабильность в Армении‚ так как позволяло оппозиции настаивать на проведении референдума.

Неслучайно‚ решение Конституционного Суда было встречено критикой как со стороны властей‚ так и со стороны оппозиции. В заявлении пресс-службы президента говорилось‚ что предложение Конституционного Суда о проведении в течение одного года референдума, подтверждающего вотум доверия президенту Роберту Кочаряну, вызывает по крайней мере удивление. Данное предложение не может иметь правовых последствий, поскольку президент Роберт Кочарян уже получил вотум доверия народа на состоявшихся в республике выборах главы государства, одержав убедительную победу 67,5% голосами, и не намерен следовать какому-либо предложению, отмечалось в заявлении. А секретарь оппозиционной Народной партии Армении Григор Арутюнян‚ напротив‚ выразил недоумение тем, что власти недовольны решением Конституционного Суда. "Непонятно, чем они недовольны - тем, что Конституционный суд разрешил Кочаряну незаконным образом оставаться на посту президента еще пять лет? Это решение не ослабит возникшую в обществе напряженность. В нем много непонятных формулировок. Неужели нельзя было выразиться конкретнее - либо так, либо этак...", - заявил Арутюнян.

В результате на пресс конференции 18 апреля главе Конституционного Суда Гагику Арутюняну пришлось давать пояснения по поводу принятого вердикта. Он еще раз разъяснил, что "по результатам выборов Роберт Кочарян был переизбран на посту президента Республики". Арутюнян также заявил, что характер зафиксированных во время президентских выборов фальсификаций таков, что даже если бы сомнительные голоса победившего на выборах кандидата были приплюсованы другому кандидату, "все равно, это ничего не меняло". По вопросу о "референдуме доверия" Арутюнян сказал: "Если политическое противостояние переросло в общественное, этому нужно найти решение". Он также подчеркнул, что выражение "референдум доверия" всего лишь "предложение, без каких-либо правовых последствий. " Конституционный Суд не ставит вопроса о недоверии", - отметил Арутюнян.

Таким образом‚ легитимность избрания Кочаряна была подтверждена Конституционным Судом после соответствующей проверки и учета возможных фальсификаций. Более того‚ последовавшие затем парламентские выборы (5 мая 2003 года) косвенно подтвердили итоги президентских. На этих выборах проправительственные партии одержали убедительную победу. Первое место‚ набрав 22,5% голосов‚ завоевала Республиканская партия Армении (РПА), главой которой является премьер-министр страны Андраник Маргарян. Представители партии победили также в приблизительно десяти из 75 мажоритарных округов. Пятипроцентный барьер преодолели также проправительственные партии "Оринац Еркир" (лидер Артур Багдасарян) с 11,8% голосов и "Дашнакцутюн" (лидер Агван Варданян) с 10,9% голосов. Оппозиционный блок "Справедливость" (лидер Степан Демирчян) набрал лишь13% голосов‚ а оппозиционная партия "Национальное единение" (лидер Арташес Гегамян) - 8,4% голосов.

Оппозиция‚ естественно‚ объявила и эти выборы сфальсифицированными‚ в чем получила поддержку западных наблюдателей. Российские наблюдатели‚ напротив‚ заявили‚ что выборы прошли легитимно. Несмотря на непризнание выборов‚ оппозиция‚ тем не менее‚ приняла участие в работе парламента. После этого политическая напряженность в стране пошла на убыль и ситуация стала стабилизироваться. Думается‚ что она и оставалась бы таковой‚ если бы не государственный переворот в Грузии в ноябре 2003 года‚ приведший к отставке Шеварднадзе и приходу к власти триумвирата “молодых реформаторов“ в лице Саакашвили‚ Жвания и Бурджанадзе. Вдохновленные успехом “бархатной революции“ в Тбилиси‚ той поддержкой, которую Саакашвили получил на Западе и фактическим невмешательством России, лидеры армянской оппозиции‚ видимо, посчитали возможным осуществить смену власти и в Армении по грузинскому сценарию. Тем более‚ что в основе смены власти в Грузии также лежало оспаривание результатов выборов. Это привело к новому обострению внутриполитической обстановки в стране‚ особенно с учетом того‚ что в апреле 2004 года истекал годичный срок‚ в течение которого Конституционный Суд Армении рекомендовал провести референдум о доверии Роберту Кочаряну.

С февраля 2004 года армянская оппозиция стала наращивать давление на власти‚ организовывая митинги и собрания с требованием отставки Кочаряна. В частности, такие требования были озвучены на мероприятиях оппозиции в ереванских общинах Давидашен, Шенгавит, Ачапняк, Нор-Норк и Аван, а также селах и городах Котайкской и Араратской областей. Причем‚ в Армении‚ как и в Грузии‚ был сформирован оппозиционный триумвират‚ претендующий на власть. В него вошли лидер Степан Демирчян‚ Арташес Гегамян и экс-премьер-министр Армении, лидер входящей в блок "Справедливость" партии "Республика" Арам Саркисян. Также как в Грузии‚ триумвират единогласно заявил, что вопрос лидера оппозиции на повестке дня не стоит – "данный вопрос придуман искусственно – наша цель добиться отставки Кочаряна, а потом организовать свободные и прозрачные выборы". Эти требования были с ходу отвергнуты как президентом‚ так и партиями правительственной коалиции.

В этих условиях оппозиция стала призывать население к акциям гражданского неповиновения. Первые беспорядки произошли 30 марта в Гюмри (второй по величине город в Армении), на встрече оппозиционного блока "Справедливость" с избирателями. В акции приняло участие около 600 человек. Лидеры оппозиционных партий призывали к смене власти, отставке правительства и президента. Как сообщили в пресс-службе полиции, мэрия не санкционировала проведение митинга в Гюмри. А когда‚ в ходе митинга группа людей подняла лозунги в поддержку правительства и президента‚ представители же блока "Справедливость" разорвали плакаты и применили насилие. В результате столкновения 4 участника акции получили ранения. Когда представители правоохранительных органов попытались вмешаться, им было оказано сопротивление, в результате чего трое полицейских получили ранения. Позже семеро участников инцидента обратились за медицинской помощью. Согласно сообщению полиции, 9 участников беспорядков были задержаны: 5 из них арестованы, 4 оштрафованы. По факту инцидента было возбуждено уголовное дело. В свою очередь, как заявили представители блока "Справедливость" провокации в Гюмри имели место по указке властей. Однако, со слов оппозиционеров, народ не подался на провокационные действия и встреча с избирателями все-таки состоялась. Лидеры оппозиции однозначно заявили о намерении идти до конца и достичь смены власти, видя только в этом выход страны из кризиса.

На следующий день премьер-министр Армении Андраник Маргарян признал‚ что в стране имеет место “небольшое обострение внутриполитической обстановки“. Довольно напряженной назвал внутриполитическую ситуацию в Армении министр обороны Серж Саркисян. Вместе с тем он выразил уверенность, что выход из сложившейся ситуации будет обязательно найден. Комментируя ультимативные заявления ряда оппозиционных деятелей, министр заявил: "Если кто-то говорит с властями языком ультиматумов и открыто заявляет о кровопролитии, думаю, правоохранительным органам есть о чем подумать". А партии правительственной коалиции в совместном заявлении от 30 марта единогласно призвали оппозицию сесть за стол переговоров и отказаться от действий, способных дестабилизировать ситуацию в стране и посеять рознь среди населения. Как отметил в своем выступлении представитель Дашнакцутюн Армен Рустамян, оппозиционные силы перешли все рамки и ведут страну к кризису, выступая с оскорблениями в адрес властей, а значит и сил их поддерживающих и тех граждан, которые отдали голоса в пользу этих сил. По словам Рустамяна, в это неспокойное для Армении время – сохранение стабильности на внутриполитическом поле – главная задача политических сил и общества в целом.

Но урегулирование ситуации в рамках конституционного процесса явно не входило в планы оппозиции. Как заявил Степан Демирчян на пресс-конференции 1 апреля‚ встречи представителей блока "Справедливость" с населением страны показывают, что “смена власти в Армении неизбежна". "В ходе встреч население ставит перед нами четкие задачи, а именно вопрос смены власти. Блок "Справедливость" делал и делает все, дабы процесс смены власти прошел по возможности без потрясений и мирным путем. Об этом свидетельствуют все наши действия. Однако режим незаконными и провокационными действиями пытается перевести борьбу общественности из политической плоскости в поле противостояния.“‚ – отметил он. А 5 апреля Демирчян и Гегамян объявили о проведении 9 апреля в Ереване объединенного митинга призванного положить начало армянской “бархатной революции“. Как отмечается в их совместном заявлении, "за год деятельности властей, сформировавшихся на основе сфальсифицированных выборов, мы убедились, что существование незаконного режима угрожает национальным интересам Армении. Разграничительная линия между властями и общественностью стала непреодолимой, социальная поляризация достигла угрожающих размеров, а положение народа стало еще тяжелее. Армения находится вне бурных региональных процессов. Ослаблены позиции армянской стороны в вопросе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта“.

Между тем‚ заявления оппозиции о всенародном требовании отставки Кочаряна‚ являются явным преувеличением. Революционного настроя в армянском обществе не чувствуется. Многие недовольны своим социальным положением, однако одна часть населения осознает конкретные причины экономической трудностей‚ связанных с блокадой, другая – желая перемен, не может себе представить процесс революции без лидера. Наиболее же значительная масса понимает, что дестабилизация внутриполитической обстановки в условиях тлеющего нагорно-карабахского конфликта может привести к крайне нежелательным последствиям. По данным социологического исследования проведенного в конце марта 2004 года Армянской социологической ассоциацией (на основе опроса 1000 граждан из всех областей республики), идею смены власти не разделяют 43,4% опрошенных, 39% - согласны с тем, что обновление власти необходимо, и 17% затрудняются ответить. Более того‚ по оценке руководителя Ассоциации Геворка Погосяна‚ совокупный рейтинг двух основных лидеров оппозиции составляет не более 30 %. Арташес Гегамян имеет около 20%‚ а Степан Демирчян - 10%.

Эти данные‚ видимо‚ не являлись секретом и для самих лидеров оппозиции. Тем не менее‚ 9 апреля они рискнули пойти на обострение внутриполитической обстановки. В 16.00 на площади "Свободы" в Ереване начался несанкционированный совместный митинг оппозиционного блока "Справедливость" и партии "Национальное единение". По оценкам организаторов митинга на площади собралось около 50 тыс. Человек, по оценкам правоохранительных органов 5-8 тыс. Участники принесли с собой плакаты и транспаранты с призывами отставки Роберта Кочаряна. В первый день митинга полицией было задержано 10 человек, нарушавших общественный порядок.

Выступивший на митинге Арташес Гегамян заявил, что объединение армянской оппозиции состоялось. По его словам, "опасность стоит у границ Армении. Грузия вступает в НАТО. Грузия, Азербайджан и Турция собираются подписать договор об экономическом сотрудничестве, который вскоре перерастет в военно-политический альянс". Он также отметил, что "народ Армении может противопоставить этим вызовам только свое единство". “ Единственный путь Кочаряна – уход из Армении", добавил Гегамян. В свою очередь Степан Демирчян заявил: "Власти игнорировали решение Конституционного Суда Армении о проведении референдума о доверии президенту, тем самым, усугубив внутриполитический кризис в республике. Если до сих пор в стране не было серьезных потрясений – то это лишь благодаря оппозиции и нашему народу". Выступивший затем лидер партии "Республика" Арам Саркисян заверил собравшихся, что победа не за горами. Он сообщил, что собирается вместе с народом ночевать на площади Свободы. На митинге выступил также первый секретарь компартии Армении Рубен Товмасян, который заявил, что Коммунистическая партия присоединяется к действиям оппозиции, направленным на смену власти.

Секретарь  блока "Справедливость" Виктор Даллакян заявил журналистам, что перед митингом состоялась его встреча с представителями партий властной коалиции, в ходе которой он предложил им до 12 апреля согласиться на внесение изменений в закон "О референдуме", что позволило бы провести референдум доверия президенту. Однако проправительственная коалиция отвергла предложение Даллакяна. В совместном заявлении трех партий коалиции говорилось, что данное предложение не соответствует конституции и законам страны. В то же время коалиция выразила готовность “обсудить за круглым столом любые вопросы, касающиеся внутриполитической ситуации, в том числе законность выдвинутого оппозицией требования“. В итоге митинг перешел в сидячую акцию протеста, а участники митинг выразили готовность оставаться на площади пока Роберт Кочарян не подаст в отставку.

И действительно акция протеста длилась в течение еще двух дней. За это время состав участников митинга изрядно поредел и не превышал 3 тыс. человек. Отсутствие видимого прогресса и спокойная реакция властей вынудили оппозицию поднять противостояние на новый виток. лидеры оппозиции объявили, что 12 апреля состоится шествие в направлении резиденции президента. "Понедельник будет решающим днем нашей борьбы, - заявил председатель партии "Республика" Альберт Базеян. – Мы должны любой ценой захватить проспект Баграмяна". И действительно, около 16.00 12 апреля участники митинга двинулись к президентской резиденции. В этот момент их численность составляла 8-10 тыс. человек. Однако шествие было остановлено двумя рядами колючей проволоки и усиленными кордонами полиции у здания парламента - метров за 500 до президентского дворца. В это время вокруг президентской администрации были сосредоточены не только отряды полиции, но и несколько десятков автобусов "Икарус" с солдатами внутренних войск. Возникла патовая ситуация. В этих условиях лидеры оппозиции предприняли попытку встречи со спикером парламента Артуром Багдасаряном и министром внутренних дел Айком Арутюняном. Они также потребовали от армянских телеканалов обеспечить прямую трансляцию митинга и предоставить возможность прямого эфира для организаторов шествия. Однако эти усилия оказались безрезультатными.

Через некоторое время митинг стал выдыхаться. По данным на 19:30 местного времени у здания парламента осталось примерно 2 – 2,5 тыс. человек, а в 22:30 численность митингующих сократилась до 1 тыс. человек. Однако лидеры оппозиции давали понять, что не намерены покидать место дислокации перед зданием парламента до отставки президента. То есть становилось ясно, что действия оппозиции могут продолжаться еще не один день, углубляя политическую нестабильность в стране. Видимо, это обстоятельство побудило власти перейти к решительным действиям, тем более что момент был весьма благоприятны с учетом значительного сокращения числа участников митинга. Около 2.30 ночи правоохранительные органы Армении приступили к разгону митинга. Полиция применила водометные установки и резиновые дубинки. Примерно через несколько десятков минут после начала операции по разгону митингующих, проспект Баграмяна был полностью очищен. Как сообщил предcедатель политсовета партии "Республика", депутат парламента Альберт Базеян, сторонники оппозиции продержаться долго не cмогли, поскольку полиция применила все имеющиеся в арсенале средства.

Как затем сообщалось в официальном заявлении полиции Армении: “Несанкционированный митинг... вылился в несанкционированное шествие, которое перекрыло движение по проспекту Баграмяна, блокировало работу некоторых правительственных учреждений и дипломатических миссий, нарушило общественный порядок и покой жителей“. Как отмечалось в заявлении, несмотря на многочисленные предупреждения‚ цепочка митингующих двинулась на полицейских, в их сторону полетели бутылки с зажигательной смесью, камни, другие предметы. Исходя из опасности создавшейся ситуации‚ представители полиции были вынуждены применить физическую силу и спецсредства в отношении митингующих. Во время митинга его участники не подчинялись законным требованиям полиции и оказали сопротивление. У митингующих были дубинки, острые, колющие, режущие предметы, прутья. В результате столкновения телесные повреждения различной степени тяжести получили сотрудники полиции.

В заявлении далее указывалось‚ что были подвергнуты приводу в отделения полиции как сами нарушители порядка, так и некоторые из организаторов. Всего в различные отделения полиции армянской столицы были доставлены 115 человек. В отношении семи применен административный арест, а 71 - допрошены и отпущены. Двое – госпитализированы. Из лидеров оппозиции были задержаны представители партии "Республика" экс-министр обороны Вагаршак Арутюнян и экс-замминистра здравоохранения Артак Зейналян, пресс-секретарь Народной партии Армении Рузан Хачатрян, депутат парламента от блока “Справедливость“ Аршак Садоян, секретарь парламентской фракции "Национальное единение" Алексан Карапетян, лидер Национально-демократической партии Шаварш Кочарян. (Трое последних были на следующий день отпущены). Полиция Армении заверяла, что оперативная ситуация в столице полностью контролируется, “делается все для ликвидации последствий беспорядков, выявления их организаторов и провокаторов и привлечения их к ответственности, а также для предотвращения в дальнейшем противозаконных и антиобщественных действий“.

В тот же день президент Армении Роберт Кочарян выступил с обращением к нации. Он в частности заявил‚ что в последние дни “облик агрессивно настроенного политического меньшинства, в частности, призывы к насилию и свержению власти, обрел черты политической реакционности“. Это особо опасно для государства, ориентированного на демократические ценности и осуществляющего коренные экономические реформы, поскольку наносит удар по стабильности страны и приобретенному ею авторитету. В заявлении далее отмечалось‚ что создавшемся положении правоохранительные органы были обязаны обеспечить общественный порядок. Вмешательство полиции было оказано в тех условиях, “когда в результате действий оппозиции был сорван естественный ход деятельности парламента страны и президента, чем поставлен под угрозу конституционный порядок в стране“. “Власти Армении используют все законные средства с целью предотвращения новых проявлений политического экстремизма“ – подчеркивалось в заявлении.

Высказались и представители оппозиции. 13 апреля лидер Степан Демирчян и Вазген Манукян провели пресс-конференцию. Они расценили ночной разгон демонстрации как "военную операцию против мирного народа". "Произошедшие сегодня ночью события можно однозначно расценить как преступление. Преступником является тот человек, который отдал приказ, и те, которые его выполнили. Это преступление против всего армянского народа, которое нельзя простить", - заявил Демирчян. Он подчеркнул, что воля оппозиции не сломлена и она полна решимости продолжать борьбу. "Мы настроены очень решительно и однозначно будем действовать для достижения первоочередной цели – отставки действующего президента. Это вопрос достоинства нашего народа", - отметил он. В то же время, Демирчян отказался сообщить о дальнейших шагах оппозиции, заметив, что пока ведутся консультации. А по словам Гегамяна, оппозиции на данном этапе обсуждает свои дальнейшие шаги и, в скором времени, выступит с совместным заявлением. “Мы намерены грамотно продолжить нашу борьбу", - отметил он.

События в ночь на 13 апреля явились кульминацией кризиса. В последующие дни ситуация несколько разрядилась. Оппозиция, хотя и продолжала громкие заявления, на силовую конфронтацию более не решалась. Хотя за прошедший с того дня период оппозиция провела в Ереване еще три митинга, они прошли в спокойной обстановке и не привели к столкновениям с полицией. По оценкам представителей оппозиции, численность собравшихся на митинг 16 апреля составляла примерно 20 тыс. человек, однако полиция называла цифру 5-7 тыс. человек. На митинг 21 апреля собралось около 7 тыс. человек, хотя по заявлениям оппозиции их было около 40 тыс. На митинг 27 апреля собралось по разным подсчетам до 5 тыс. человек. Таким образом‚ оппозиционный напор явно выдыхается. На этом фоне оппозиция вынуждена пойти на переговоры с правительственной коалицией‚ хотя в ходе переговоров продолжает выдвигать ультимативные требования.

На что рассчитывала оппозиция‚ идя на силовую конфронтацию с властями 13 апреля‚ сказать трудно. Ведь решимость президента и правительства использовать силу‚ вряд ли‚ у кого вызывала сомнения. На это указывала как сама личность Кочаряна‚ показавшего свои бойцовские качества и умение управлять кризисной ситуацией еще в Нагорном Карабахе. Не вызывала сомнения и лояльность президенту министра обороны Сержа Саркисяна. Надеяться на то‚ что у Кочаряна сдадут нервы и он‚ как Шеварднадзе‚ побежит сдаваться оппозиции было по меньшей мере наивно. Причем власти недвусмысленно дали понять оппозиции‚ что готовы‚ в случае необходимости‚ применить репрессии. Еще 31 марта Генеральная прокуратура Армении возбудила уголовное дело против незаконных действий оппозиции на митингах. В общей сложности с 28 марта власти задержали свыше 254 человек, из числа участников акций оппозиции. Да‚ и сам Кочарян недвусмысленно указал на свою готовность дать отпор любым анти-конституционным действиям оппозиции. В интервью Общественному телевидению Армении 8 апреля он заявил‚ что власти страны обладают всеми необходимыми ресурсами для обуздания нарушителей правопорядка. Глава республики также сообщил, что к нему поступило множество обращений с просьбой санкционировать митинги своих сторонников в ответ на действия оппозиции. "Я всегда отвечаю отказом на подобные инициативы, поскольку не считаю целесообразным поднимать армянских граждан друг против друга", - подчеркнул президент. А 13 апреля Кочарян показал свою способность и готовность использовать силу, хотя сделал это дозировано и в соответствии с реально складывающейся обстановкой.

Поэтому настойчивость армянского оппозиционного триумвирата в борьбе за смещение Кочаряна наводит на мысль‚ что они заручились поддержкой неких влиятельных сил за пределами страны. Действительно‚ что может объединять столь разных людей как Степан Демирчян‚ Арташес Гегамян и Арам Саркисян? Последний‚ например‚ известен в Армении  как человек‚ которому "терять нечего". Его брат‚ премьер-министр Вазген Саркисян‚ был застрелен в парламенте во время известного теракта‚ а второй брат Армен Саркисян был недавно осужден за организацию убийства известного тележурналиста Тиграна Нагдаляна. С другой стороны‚ Гегамян известен своим прагматизмом. Это проявилось‚ например‚ в канун президентских выборов‚ когда он объявил о своем единстве с блоком "Справедливость", но так и не стал настоящим партнером блока в оппозиционных действиях‚ что и предрешило поражение оппозиции. Что касается Демирчяна, то он в определенной мере утратил имидж лидера оппозиции из-за своей непоследовательной позиции. Всенародно заявив о массовых фальсификациях в ходе президентских и парламентских выборов, он затем преспокойно появился в "неизбранном" парламенте, изрядно подпортив себе репутацию бескомпромиссного борца за правду.

Одним словом, объединение столь разных людей‚ стремящихся "освободить Армению от карабахского клана"‚ не может не вызывать вопросов. По мнению главы Армянской социологической ассоциации Геворка Погосяна‚ на деятельность оппозиции определенно влияет внешний фактор. "…Несомненно, присутствует и внешняя финансовая поддержка. Оппозиция ведет переговоры, консультируется, спонсируется – это не секрет"‚ – отметил он. Действительно‚ события в Армении идеально вписываются в общую стратегию Запада по установлению контроля над Закавказьем. Сначала была попытка госпереворота в Азербайджане после президентских выборов в октябре 2003 года.  Результаты выборов не были признаны азербайджанской оппозицией, поддерживаемой членом НАТО Турцией, и привели к уличным столкновениям между сторонниками оппозиции и силами правопорядка. Тогда переворот не удался благодаря решительным действиям новоизбранного президента Ильхама Алиева, получившего поддержку Москвы. Затем – “бархатная революция“ в Грузии, отстранившая от должности Шеварднадзе и приведшая к власти более решительного прозападного политика Михаила Саакашвили. А теперь аналогичный сценарий разыгрывается в Армении.

Можно привести несколько причин неприятия Западом личности Роберта Кочаряна в качестве президента Армении, начиная от его позиции по нагорно-карабахскому конфликту и армяно-турецкими отношениям, заканчивая максимальной схожестью позиций Ереван-Москва. Во всяком случае, потенциал армяно-российских экономических отношений в период президентства Кочаряна оказался реализован в полной мере. За последние годы российской стороне перешел практически весь энергокомплекс республики, а также ряд предприятий стратегического значения в счет государственного долга. Впрочем‚ вопрос о вмешательстве Запада‚ в события в Армении не столь очевиден‚ как в Грузии. По крайней мере‚ армянская оппозиция напрочь отрицает какую-либо поддержку со стороны внешних сил.

В недавнем интервью Арам Саркисян‚ например‚ заявил: “Я заверяю, что ни от Запада, ни от России мы какой-либо - ни финансовой, ни идеологической поддержки не получаем, и в таковой не нуждаемся по одной простой причине - в нашей стране народ сам выдвинул требование – смена власти. В осуществлении этого требования мы ожидаем содействия всех стран, защищающих демократию. Если США, Россия, или ЕС поддержат демократию в Армении, мы это однозначно примем и уважим - эти страны будут всегда иметь место в Армении. Я имел многочисленные встречи - как с западными, так и российскими дипломатами – в этом вопросе наши позиции совпадают на все сто".

Нельзя не видеть некоторого противоречия в этих словах лидера армянской оппозиции. С одной стороны‚ никакой поддержки вроде бы нет‚ а с другой он ожидает “содействия“‚ то есть той же самой поддержки. Более того‚ известно‚ что Запад такое “содействие“ оппозиции уже оказал‚ причем сразу же после президентских выборов. Тогда западные наблюдатели поставили легитимность выборов под сомнение‚ заявив о фальсификациях и фактически встав на сторону оппозиции. Можно ли рассматривать это как “поддержку“. Безусловно‚ да. Достаточно сослаться на прямо противоположную реакцию Запада на парламентские выборы в Грузии 28 марта сего года. В данном случае поддержку получил именно действующий президент Михаил Саакашвили‚ а сетования оппозиции на фальсификацию выборов и призывы не признавать их легитимность были просто проигнорированы. Разница была только в том‚ что Саакашвили – ставленник Запада‚ а Кочарян – нет. Примечателен в этой связи следующий пассаж из интервью Арама Саркисяна: “Президентские выборы показали - выиграли те страны, которые встали за народом, а выступившие за Кочаряна, и отказавшиеся от демократии – проиграли“. То есть получается‚ что Россия‚ которая поддержала Кочаряна‚ якобы‚ проиграла‚ а Запад‚ который поддержал оппозицию – выиграл.

Аналогичная ситуация складывалась и во время нынешнего кризиса. Западные представители всячески поощряли действия оппозиции и критиковали действия властей Армении. Не случайно, сразу же после разгона митинга Степан Демирчян побежал жаловаться в западные посольства. На пресс конференции 13 апреля он сообщил, что разговаривал по телефону с некоторыми послами, в частности, Германии и США, реакция которых на ночные события была однозначно отрицательной. Он также заявил, что направил письма в ряд международных структур. Арташес Гегамян в свою очередь сообщил, что направил видеозапись разгона митинга во все аккредитованные в Ереване дипмиссии, а также проинформировал о своей встрече с послом США Джоном Ордуэйом, где были высказаны схожие оценки событий в Ереване.

Западные державы, со своей стороны, поспешили оказать Демирчяну публичную поддержку. Посол Германии в Армении Ганс-Вульф Бартельс сообщил, что состоялась его встреча и с лидерами оппозиции. Посол назвал ситуацию в стране сложной. "Мы все надеемся, что будет начат диалог между властями и оппозицией и подобные инциденты не повторятся". Он отметил, что произошедшие в столице Армении события “не к лицу государству-члену Совета Европы“. Посол подчеркнул, что его позицию разделяют и другие послы стран ЕС. Это в частности проявилось на состоявшейся в тот же день встрече послов стран ЕС с председателем парламента Артуром Багдасаряном, в ходе которой обсуждались вопросы выполнения обязательств, взятых на себя Арменией при вступлении в Совет Европы в контексте внутриполитической ситуации в Армении. Бартельс заявил, что послы стран ЕС намерены встретится с президентом Армении Робертом Кочаряном и обсудить с ним внутриполитическую ситуацию. В свою очередь Чрезвычайный и Полномочный посол Великобритании в Армении Торда Эббот-Уотт выразила опасение, что произошедшие события могут негативно сказаться на авторитете Армении как демократической страны на международной арене. Мы озабочены тем, что произошло с людьми на улице, - отметила она

В заявлении официального представителя госдепа США Ричарда Баучера говорилось: "Мы призываем обе стороны начать диалог, который снизит напряженность и сконцентрирует политический процесс на продолжающихся демократических и экономических реформах. Облавы, нападения на офисы политических партий, широкомасштабные задержания и аресты оппозиционных активистов не способствуют созданию необходимой атмосферы для начала политического диалога. Мы призываем все стороны уважать роль мирных митингов и предпринять все средства для предотвращения насилия". На однобокость этой оценки сразу же указал министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. "Если бы Ричард Баучер вспомнил и о призывах армянской оппозиции к насильственной смене власти, я бы сам подписался под его заявлением", - отметил он.

После этого американский посол Ордуэй поспешил выступить со специальным заявлением, где попытался подкорректировать позицию США. Как заявил дипломат: "Мы хотим видеть Армению стабильно развивающейся, как в экономическом плане, так и в плане демократизации, страной", - подчеркнул посол. Он проинформировал журналистов, что в последние дни провел телефонные беседы как с президентом Армении Кочаряном, так и руководителями оппозиционных сил, в ходе которых выразил желание и готовность США cпоcобствовать в восстановлении стабильности и налаживании конструктивного политического диалога. Властям необходимо создать поле для диалога, а оппозиции принять определенные основы для возможности его начала, - отметил Ордуей. "В деле предотвращения насилия ответственны все политические силы", - заявил он, добавив при этом, что аресты граждан страны по политическим мотивам, а также обыски в офисах оппозиционных партий конструктивизма действиям властей не добавляют. По мнению посла, разгон митинга оппозиции в ночь 13 апреля еще более накалил обстановку и осложнил процесс поиска путей выхода из создавшегося тупика. Думается однако, что данное заявление было сделано не с целью стабилизировать ситуацию, а для того, чтобы отвести от США обвинения в дестабилизации ситуации в Армении вследствие поддержки оппозиции. А это после событий в Грузии было чрезвычайно нежелательно для имиджа и доверия к США не только в Закавказье, но и на всем пространстве СНГ. Заявление однако было выдержано таким образом, что фактически подтверждало осуждение Вашингтоном действий властей Армении 13 апреля и тем самым поощряло оппозицию к организации новых беспорядков.

Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер также выразил свою озабоченность событиями в Армении. "До нас дошла неполная и противоречивая информация об имевшем место насилии и арестах – включая депутатов парламента", - заявил он. В свою очередь председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Питер Шидер направил письмо на имя спикера армянского парламента Артура Багдасаряна, в котором попросил детально ознакомить его с ситуацией в Армении. В послании он выразил большую озабоченность фактами арестов оппозиционных лидеров и людей, разделяющих оппозиционные взгляды. "В последнее время Армении сделала много усилий на пути выполнения обязательств перед Советом Европы, но республика пребывает под мониторингом организации до тех пор, пока не достигнет прогресса в данном направлении". Примечательно‚ что Арташес Гегамян на митинге 21 апреля поблагодарил посла США и Генсека ПАСЕ за их позицию по поводу событий 13 апреля. А сейчас уже вопрос о ситуации в Армении стал предметом обсуждения на начавшейся сессии ПАСЕ. И какова бы не была итоговая резолюция‚ сам факт такого обсуждения играет в пользу оппозиции и против официальных властей Армении. С этой точки зрения Армения ставится в менее выгодное положение‚ чем даже Грузия‚ где имела место тотальная фальсификация парламентских и президентских выборов‚ но обстановка в которой не стала предметом обсуждения‚ несмотря на отчаянные протесты грузинской оппозиции.

Таким образом, политическая поддержка Западом армянской оппозиции – налицо, и сама оппозиция это признает. Ну а что касается‚ финансовой поддержки‚ то со стороны оппозиции было бы просто глупо такую поддержку признавать. В Армении, где население, в отличие от Грузии, имеет к России дружественный настрой, такое признание могло бы стоить оппозиции голосов многих избирателей. Поэтому не стоит ожидать, что оппозиция открыто заявит о своих связях с Западом. Напротив‚ вполне логично‚ что такая связь всячески отрицается. Но на практике существует множество возможностей для предоставления помощи оппозиции по каналам, которые обнаружить фактически невозможно. Это объясняется наличием обширной армянской диаспоры в США и других странах Запада, отдельные представители которой вполне могут сотрудничать с государственными структурами западных государств и служить каналом направления помощи под видом обычной деловой активности. И это отличает Армению от Грузии‚ где помощь поступала напрямую через фонд Сороса‚ что мало для кого было секретом.

Правда‚ в армянской ситуации‚ в отличие от Грузии‚ нельзя говорить о какой-то идеологической прозападной заангажированности лидеров оппозиции. Они не раз заявляли о своих симпатиях к России. Хотя с другой стороны‚ сейчас об этом говорит даже Саакашвили. На практике же он поступает несколько иначе. А Кочарян и его окружение уже на практике доказали свою приверженность союзу с Россией‚ чего пока нельзя сказать про лидеров армянской оппозиции. Как они поведут себя‚ если вдруг окажутся у власти‚ предсказать весьма трудно. Вообще‚ в политике можно верить только делам‚ а не словам. В политике не бывает эмоциональных склонностей и пристрастий. Политики действуют на основе учета своих интересов и анализа интересов своих оппонентов. Объективный интерес оппозиции – приход к власти‚ и для этого они будут искать союзников и опору где угодно, в том числе и на Западе. Но понятно, что бесплатных завтраков не бывает, и в случае прихода к власти‚ оппозиции придется отрабатывать полученную поддержку, в том числе и путем политических уступок. Впрочем‚ можно сказать‚ что они ее уже отрабатывают. Запад‚ может быть‚ и не рассчитывает на то‚ что‚ придя к власти‚ оппозиционеры резко переориентируют политику Армении от союза с Россией в сторону НАТО. Скорее всего‚ Запад даже не рассчитывает на то‚ что оппозиции удастся взять власть. Но то‚ чего оппозиция вполне может достигнуть – это дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Армении.

По мнению армянских властей‚ оппозиция поощряется и направляется некой третьей силой‚ заинтересованной в общей дестабилизации обстановки с целью прихода к власти. В качестве такой силы называется Армянское общенациональное движение (АОД). Так‚ по мнению советника президента Армении Гарника Исагуляна‚ оппозиция намеренно выдвигает невыполнимые требования‚ поскольку не заинтересована в нормализации обстановки. По его словам‚ “нынешняя радикальная оппозиция сама находится под влиянием и управлением других сил“. “Эти силы являются наиболее непримиримыми по отношению к действующим властям. Зачастую они не появляются на горизонте, однако имеют влияние на все процессы. Я имею ввиду АОД“‚ – отметил он. Эту точку зрения разделяют и другие армянские политики‚ например‚ бывыий председатель Президиума Верховного Совета Армянской ССР Грант Восканян. "За радикалами стоит АОД, а вот за АОД стоят те самые хозяева, которые уже много лет спонсируют эту силу“‚ – заявил он.

Как отмечала газета "Айоц Ашхар", сценарий действий триумвирата Демирчян-Гегамян-Саркисян разрабатывается АОД. По мнению газеты‚ группа "прозападников“ вдохновляет “радикалов“‚ но предпочитает оставаться в тени, для того чтобы выступить вторым эшелоном в случае провала последних. АОД всерьез готовится к этой роли, поскольку оба "ударных отряда" оппозиции – "Справедливость" и "Национальное Единение" – в своем безудержном стремлении к власти расчищают то поле, которое создаст идеальные условия для возрождения АОД. Газета считает, что всем – и властям, и поддерживающим их силам, и АОД, и его сателлитам - изначально было ясно, что победа радикалов невозможна. "А следовательно, облик третьей силы, которая в любой момент может стать вторым эшелоном оппозиции, дает АОД возможность использовать ситуацию по принципу "клин клином вышибают".

Конечно‚ в настоящее время нельзя с полной уверенностью утверждать‚ что именно АОД стоит за последними событиями в Армении. Но в любом случае понятно‚ что любая дестабилизация ситуации в Армении нанесет существенный ущерб не только армянским‚ но и российским интересам. Если это произойдет‚ то России придется оказывать Армении экономическую помощь‚ российские компании действующие в Армении будут нести убытки‚ будут сорваны масштабные проекты в области транспорта и энергетики. А если представить‚ что в Армении начнется гражданская война‚ то России придется делать мучительный выбор – чью сторону занять. Оставаться нейтральным в такой ситуации попросту не удастся. А следовательно‚ российские военные базы в Армении станут объектом атак с противоположной стороны. Или со стороны неких “неподконтрольных“ элементов‚ которые сразу же хлынут в страну из-за рубежа‚ как это было в Чечне‚ и надо сказать‚ не без помощи западных спецслужб.

Более того‚ ослабление Армении в результате гражданской войны‚ может спровоцировать Азербайджан на то‚ чтобы попытаться вернуть Нагорный Карабах военным путем. А это‚ в свою очередь‚ поставит Россию перед выбором – оказывать Армении военную помощь или нет. В случае оказания такой помощи мы вновь рассоримся с Азербайджаном‚ причем надолго и по серьезному. В итоге Азербайджан перейдет в орбиту НАТО‚ там будут созданы американские военные базы‚ то есть будет реализован план по созданию подконтрольной США смычки между Каспийским и Черным морями. А если мы Армению в этой ситуации не поддержим‚ то она выпадет из орбиты нашего влияния и перейдет под контроль НАТО. Российские военные базы будут оттуда изгнаны‚ а НАТО получит стратегический плацдарм на наших южных границах‚ состоящий из Турции-Армении-Грузии. В этих условиях падение Азербайджана в объятия НАТО будет лишь вопросом времени. Ну‚ а за этим последует Центральная Азия‚ где‚ кстати‚ уже развернуто несколько военных баз НАТО. Вот к чему ведут на практике‚ казалось бы‚ безобидные митинги армянской оппозиции в защиту прав человека.

Примечательна с этой точки зрения оценка американской экспертной группы STRATFOR. По их мнению, чтобы полностью утвердиться в Закавказье Вашингтону будет необходимо привлечь на свою сторону Армению, поскольку Азербайджан и Грузия итак заявили о своей приверженности американскому вектору. "США сделают все возможное, чтобы загнать Армению в угол, и тогда пересмотр армянских приоритетов в сторону США станет для этой республики единственным выходом", - утверждают американские эксперты. Тем самым США решат две глобальные задачи: окончательно ослабят влияние России в этом регионе и замкнут кольцо вокруг Ирана с севера. И хотя STRATFOR в ближайшей перспективе не ожидает от Армении резкой смены внешнеполитических приоритетов, "поскольку ее с Россией связывают крепкие исторические и культурные узы…‚ задача покорения Армении выполнима и будет в долгосрочной перпективе решена США‚ благодаря активной и кропотливой работе дипломатических ведомств".

Понятно, что в этой ситуации создается реальная угроза стратегическим интересам России в Закавказье. И это должно было бы подстегнуть российское руководство к вмешательству в ситуацию. Ведь‚ западные державы‚ находящиеся за тысячи километров от Армении‚ не стесняются в эту ситуацию активно комментировать. Было бы не плохо‚ если бы так поступала бы и российская сторона. К сожалению, российские власти фактически не реагировали на нарастание политической напряженности в Армении. Единственной мало-мальски заметной поддержкой Кочаряна до событий 13 апреля можно считать визит в Ереван генерального секретаря ОДКБ Николая Бардюжи 10 апреля. Хотя визит прямого отношения к данным событиям не имел и его целью было обсуждение вопросов‚ касающихся договора о коллективной безопасности‚ Бардюжа совершенно правильно посчитал необходимым высказался и о внутренней ситуации в Армении. Он отметил, что драматизировать ситуацию не стоит. "Во время наших встреч внутриполитическая обстановка в Армении обсуждалась в очень спокойном режиме. Не думаю, что этот вопрос является ключевым… Были обсуждены возможные события, связанные с проходящими митингами. Мне в общих чертах обрисовали существующие намерения, но в очень спокойных тонах. Не думаю, что стоит драматизировать вопрос"‚ - заявил он. Тем самым Бардюжа дал понять‚ что уверен в прочности позиций Кочаряна и какого-либо прямого вмешательства Москвы не требуется.

Уже после событий 13 апреля мягкую поддержку Кочаряну оказал и президент России. В ходе телефонного разговора с Кочаряном 14 апреля он попросил своего армянского коллегу поделиться оценками недавних событий в Ереване, произошедших вследствие всплеска внутриполитической напряженности. Как сообщалось в заявлении пресс-службы президента России‚ Путин “ выразил уверенность в том, что руководству дружественной Армении удастся использовать накопленный в стране существенный потенциал демократических реформ в целях поддержания стабильности и законности“. Таким образом‚ в отличие от Запада‚ Россия воздержалась от критики действий Кочаряна и выразила уверенность в том‚ что он сможет держать ситуацию в Армении под контролем‚ причем оставаясь в рамках демократического процесса.

Позиция руководства России‚ по-видимому‚ не очень понравилась лидерам армянской оппозиции. На митинге 21 апреля Арташес Гегамян напрямую обратился на русском языке к Владимиру Путину. Он‚ в частности‚ заявил, что “некоторые представители российских политических кругов приписывают себе право говорить от имени российского государства и выражать поддержку действующему президенту Армении Роберту Кочаряну". Гегамян посоветовал российскому лидеру “обзавестись достойными источниками информации о происходящих в Армении событиях“. Он также призвал “не поощрять подобного рода политических деятелей“‚ а в завершение попросил всех митингующих проскандировать слово "дружба". Но что бы ни говорила и не скандировала армянская оппозиция‚ она должна отдавать себе отчет‚ что объективно ее действия никак не вписываются в парадигму дружественных отношений с Россией и‚ напротив‚ в корне противоречат российским стратегическим интересам. Только отказ оппозиционного блока от действий по дестабилизации ситуации в Армении и возвращение политической борьбы в конституционные рамки‚ сможет способствовать улучшению имиджа армянской оппозиции в российских политических кругах.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ