Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

ИА REGNUM,
6 мая 2004

НАТО в Закавказье: "обретение стратегических преимуществ исторического масштаба при ничтожных расходах"

"Привязку" Закавказья к евроатлантической системе необходимо начинать с распространения структур безопасности на этот регион. Такое мнение высказал в американской газете THE WALL STREET JOURNAL старший научный сотрудник вашингтонского Института фундаментальных стратегических и политических исследований Владимир Сокор.

По мнению научного сотрудника, расходы и нагрузка на ресурсы при этом будут ничтожно малы по сравнению с тем, что США и НАТО делают сегодня в других регионах, а получаемые Альянсом стратегические преимущества имею поистине исторический масштаб.

Как сообщает издание, перед Грузией и Азербайджаном надо открыть четкую перспективу вступления в виде Плана действий в области индивидуального партнерства (ПДИП). Постепенно эту процедуру с теми же условиями можно распространить и на Армению, но если Армения начнет тянуть время или Россия будет возражать против ее вступления в процесс, ни в коем случае не стоит откладывать ее осуществление в отношении Грузии и Азербайджана, отмечает аналитик. Но союзники должны создать и для Армении привлекательные стимулы с точки зрения безопасности. Для этого Соединенным Штатам придется взять на себя политическое руководство в урегулировании Карабахского конфликта, так как только они пользуются доверием - как в Азербайджане, так и в Армении, считает Сокор.

Ключевую роль с точки зрения доступа ЕС и НАТО к энергоресурсам и оперативным театрам боевых действий Закавказья играют Грузия и Азербайджан, считает Владимир Сокор. По его мнению, по воле географии и по собственному политическому выбору эти две страны взяли на себя важные обязательства по содействию евроатлантическому сообществу. Будучи активными участниками антитеррористической коалиции, Грузия и Азербайджан предоставили странам НАТО и США право транзита и даже выделили небольшие воинские контингенты для участия в проводимых ими операциях на Балканах, в Афганистане и Ираке. В этом смысле, а также в политическом и дипломатическом отношениях Тбилиси и Баку фактически ведут себя как союзники США и НАТО. По мнению Сокора, тем самым обе страны готовы подвергнуть свою безопасность серьезному риску. Действовать они могут только в тандеме, и никак иначе: в качестве партнеров евроатлантического сообщества и кандидатов на членство в НАТО.

Таким образом, стремление Грузии и Азербайджана к вступлению в НАТО представляется вполне разумным. В решении этих долгосрочных задач обе страны тесно сотрудничают с США и Турцией, отмечает издание. Сокор не исключает, что от соответствия стандартам членства в НАТО их отделяют годы, но эффективная система безопасности Грузии и Азербайджану нужна уже сейчас. Альянс должен обеспечить эту систему в регионе до того, как они войдут в НАТО.

После осуществления привязки Закавказья к НАТО с точки зрения безопасности и экономики, что, по мнению аналитика, может быть инициировано на предстоящем первого июня в Стамбуле саммите, Альянсу пора заняться разработкой стратегии в отношении Закавказья. В случае успешной "привязки" можно будет приступить к этапу интеграции в НАТО, начав с Грузии и Азербайджана и одновременно поощряя Армению к сближению с евроатлантическим сообществом. Естественно, в Грузии и Азербайджане, которые ориентируются на запад, интересы Альянса, а также ожидание и потребности самих этих государств нося совершенно иной характер, чем в Армении, ориентированной на Россию. И все же на этом этапе Армении следует предоставить возможность сделать в будущем иной выбор, отмечает издание.

На предстоящем саммите в Стамбуле НАТО мог бы заявить о своей позиции в отношении Южного Кавказа – стратегическое значение этого региона превращает его в чрезвычайно заманчивый "приз", отмечает далее Сокор. В результате только что завершившегося расширения Альянса, включающего и район западного Причерноморья, и планируемого расширение Европейского Союза в том же направлении, Закавказье превращается в непосредственного "соседа" западных международных структур. Этот регион занимает центральное место в формирующейся геостратегической и геоэкономической системе, охватывающей все пространство от натовской Европы до Средней Азии и Афганистана.

По мнению аналитика, Закавказье представляет собой уникальный канал для транспортировки энергоносителей Каспия на Запад – в страны Евроатлантического сообщества, а также обеспечивает антитеррористической коалиции доступ на Ближний Восток. По этим причинам Закавказье на практике оказалось в сфере евроатлантических стратегических интересов. Оставаясь соседом России, Закавказье фактически превратилось в евроатлантическую "приграничную зону".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ