Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

EurasiaNet,
6 мая 2004

Система образования в Туркменистане: спираль деградации

Эван Трац

1 июня министерство образования Туркменистана выполнит приказ президента Сапармурата Ниязова о признании недействительными всех дипломов об окончании вузов, полученных за пределами страны после 1993 г., и увольнении лиц, имеющих такие дипломы, с государственной службы. Приказ № 126, как называется эта новая мера, – последний в серии постановлений, касающихся сферы образования, и наносит серьезный удар по туркменскому студенчеству и продолжающему сокращаться классу профессионалов.

Дальнейшая деградация системы образования в конечном итоге приведет к дестабилизации Туркменистана, утверждает бывший чиновник туркменского правительства. Следствием политики Ниязова станет "появление угрожающе замкнутого и необразованного поколения, неспособного ответить на вызовы меняющегося мира", - сказал бывший чиновник. "Чем дольше это будет продолжаться, тем хуже будет положение дел и тем вероятнее будет распад государства [под грузом] внутренних противоречий".

Аналитики считают последний приказ частью более широкой политики, целью которой является вытеснение из страны граждан нетуркменской национальности и ослабление иностранного влияния на туркменское общество.

В частности, Ниязов явно добивается ограничения влияния России и русского языка. За последние пять лет в стране были закрыты почти все русскоязычные школы, серьезному сокращению подверглись программы изучения английского и русского языков. Преподавание в университетах происходит сегодня почти исключительно на туркменском, а это означает, что из стен учебных заведений изгоняются профессора и студенты, которые не владеют с совершенстве туркменским языком.

Бывший учитель, украинец по происхождению, заявил Хельсинскому фонду в Туркменистане: "Избавляясь от людей вроде меня, они назначают на освободившиеся должности этнических туркмен, а то, что у меня имеется диплом украинского университета, просто удобный повод".

Для студентов, которые учатся сегодня в университетах за рубежом, решение Ниязова о непризнании иностранных дипломов является серьезным ударом. "Студенты, которые учатся за рубежом и прилагают усилия для получения дипломов, поймут теперь, что их старания напрасны", – говорит туркменский студент, который в настоящее время учится в Соединенных Штатах. "Большинство студентов, которые учатся за рубежом, собирались вернуться и внести свой вклад в развитие Туркменистана, поэтому и для меня, и для них этот новый указ кажется лишенным всякого смысла".

Бывший учитель, работавший в Туркменистане, сказал, что те, кто учится сегодня за рубежом, совершат ошибку, если вернутся в Туркменистан. "Всем туркменским студентам, которые уже получают высшее образование за рубежом, следует теперь искать работу за пределами своей родной страны", – сказал учитель.

После обретения Туркменистаном в 1991 г. независимости система образования в стране постоянно деградировала. Бывший министр иностранных дел, а ныне известный критик Ниязова Авды Кулиев поясняет: "Дети до сих пор используют учебники и пособия, оставшиеся с советских времен, а все школы за пределами столицы закрыты с 1 сентября по 1 ноября", поскольку учащиеся должны помогать убирать урожай хлопка. В последние годы режим Ниязова сократил время обучения в школе с 10 до 9 лет и отменил преподавание предметов, которые посчитал ненужными, в том числе иностранные языки, изобразительное искусство и физкультуру.

В 2001 г. Ниязов ввел вместо ряда традиционных предметов школьной программы изучение своего трактата духовных наставлений "Рухнама". Этот шаг фактические превратил систему образования в инструмент политической пропаганды. В первых главах своей книги Ниязов объясняет, что Рухнама содержит в себе "свод деятельности народа... умов, деяний, надежд и традиций".

"Рухнама буквально подменила собой систему школьного образования в стране. Эта стала универсальной книгой", – говорит Майкл Кларк, бывший доброволец американского Корпуса мира в Туркменистане. В опубликованном в этом году докладе Хельсинкской федерации, посвященном Туркменистану, говорится, что цель администрации Ниязова заключается не в образовании детей, но скорее в том, чтобы "вести принудительную пропаганду и лишить детей... способности критически анализировать политический режим".

Режим Ниязова заставил деятелей образования почувствовать свою ненужность. Большинство учителей месяцами ждут, когда им выплатят зарплату, составляющую примерно 60 долларов в месяц. Предполагается, что они должны платить из своих карманов за школьные принадлежности и ремонт классов. Школы, расположенные за пределами столицы, представляют собой полуразрушенные здания советской эпохи, немногие из них отапливаются или подключены к водопроводно-канализационной сети. В 2000 г., с помощью еще одного указа, Ниязов сократил численность работающих в стране учителей, что привело к переполнению классов.

В 2003 г. Ниязов объявил, что высшее образование не будет бесплатным – шаг, который еще больше затруднит поступление в университет студентов из бедных городских и сельских семей. Уже сегодня, говорят наблюдатели, широко распространенная коррупция в большинстве университетов ложится тяжелым бременем на студентов. "Успеваемость студентов зависит не от знаний, полученных за годы учебы, но скорее от их способности платить профессорам за высокие оценки", – говорит Кулиев.

От редакции. Эван Трац – аспирант Школы права и дипломатии имени Флетчера в Медфорде (шт. Массачусетс). В 1997-1999 гг. доброволец американского Корпуса мира в Туркменистане, в 2000-2002 гг. занимался разработкой проектов на Украине, в Молдове и Белоруссии.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ