Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Навигатор (Казахстан),
7 мая 2004

Сменится ли власть в Кыргызстане?

Жалил Сапаров, Жалалабад (Киргизия)

Требование и вызов времени

За тринадцать лет независимости Кырыгызстан пережил и переживает такие социально-экономические потрясения, что в советское время ему и не снилось. Созданные некогда трудом всего народа национальные богатства: сельское хозяйство с более двенадцатью миллионами голов овец с качественной шерстью, площади, дающие более 200 тысяч тонн "белого золота", промышленность с несколькими заводами и фабриками союзного значения, а также социально-культурная инфраструктура, уровню развития которой завидовали даже отдельные регионы Центральной России, - бесследно канули в небытие, как вода уходит в песок.

Из-за социально-экономических и административных реформ, которые нельзя назвать иначе как антинародными, сегодня значительная часть народа страны живет за чертой бедности. Имущественное расслоение населения, разница между кучкой богатых и огромной массой бедного люда становится все больше и больше. В таком трудном и сложном положении Кыргызстан приближается к очередным выборам на местные Кенеши, парламент страны и выборы президента. Ведущие СМИ страны, представители правительства и парламента не скрывают, что подготовка к выборам началась повсеместно.

1. От парламентской власти к президентской

Кыргызская Республика, так же как и другие страны Центральной Азии, объявила себя демократическим государством и продекларировала, что каждая ветвь власти получила свою "независимость" конституционным путем, как того требуют западные стандарты. Однако на деле, все ветви власти зависимы от президента страны не только относительно выбранных им тактики и стратегии развития страны, но и его политических амбиций. Исполнительная власть, которая не управляется президентом лишь формально, полностью подчиненная его интересам и чувствующая его поддержку, обладает невероятной силой. Потому что кандидатов на пост премьер-министра и полный состав кабинета министров страны предлагает парламенту президент страны. В случае, если парламентарии трижды отклонят предложенные президентом кандидатуры, он может распустить парламент. Президент снимает с должности, то есть отправляет в отставку как отдельных министров, так и все правительство единолично, по своей инициативе.

Положение судебной власти в любой цивилизованной стране и обществе является критерием, определяющим уровень развития демократии. Исходя из этого критерия, можно сказать, что демократия в Кыргызстане существует лишь на бумаге, ибо суды в Кыргызстане лишь выполняют заказы исполнительной власти, которую поддерживает президент.

Если по старой Конституции суды назначались указом президента, то, согласно новой редакции основного закона страны от 2000 года, предложенные президентом кандидатуры утверждает парламент. Однако, эффективность этого принципа прямо зависит от качественного состава парламента. Если в парламент страны придут люди из негласного списка, составленного "Белым домом", тогда де-факто законодательная и судебная власти окажутся в одной упряжке с исполнительной властью. По крайней мере, ситуация на сегодня именно такова.

Согласно Конституции, парламент страны должен следить за исполнением законов. Но сегодня он не может выполнять эту функцию. С тех пор, как парламент страны стал двухпалатным по итогам референдума в 2000 году, он оказался неспособным давать политическую и юридическую оценку деятельности исполнительной власти. В результате выборов с применением самых гнусных форм политтехнологий исполнительная власть смогла протолкнуть в обе палаты парламента страны "своих" людей и практически обеспечила себе возможность принятия нужных ей законов. Например, по вопросу передачи части территории страны Китаю парламент встал не на стороне своих избирателей, а на стороне власти. А это привело к народным волнениям в Аксыйском районе и гибели людей при столкновении с милицией. Однако, парламент не мог обеспечить наказание виновных людей в гибели 6 мирных демонстрантов. Наоборот, при его попустительстве стало возможным принятие через референдум положения о том, что ни президент, ни члены его семьи не несут ответственности за его деятельность в должности президента страны.

Кыргызстан получил независимость как парламентская страна. В 1990 году президент был выбран парламентом страны, и каждый свой шаг делал, посовещавшись с представителями народа в лице депутатов парламента. После того, как парламент, получивший впоследствии уважительный эпитет "легендарный", начал выступать против антинародной политики исполнительной власти и президента, был организован "парламентский кризис", что привело к роспуску оного в 1994 году. Последующие члены парламента, выбранные в результате новых выборов, несмотря на критику политики правительства и президента, не могут оказать на них существенного влияния. Скорее всего, последующие составы парламента страны вслепую поддержат эту политику, какую бы пользу или вред она ни приносила народу страны. Особенно в этом отличился действующий парламент страны, выбранный в 2000 году.

Таким образом, Кыргызстан, считавшийся некогда парламентской страной, перешел в условиях демократии и независимости в систему президентского правления. В результате этого резко снизилось влияние народа в лице их представителей на общественно-политическую ситуацию в стране и возможности общества на его изменение.

2. От президентства до "Кыргызбашы"

Роль и место президента в Кыргызстане сегодня абсолютны, но положение такое стало возможным не за один день. Этого президент Аскар Акаев добился своей осторожной, мудрой и решительной политикой. Когда перед независимым Кыргызстаном встал вопрос принятия новой Конституции, "легендарному" парламенту пришлось обсуждать два решительно противоположных проекта нового основного закона страны. Первый проект, инициированный Акаевым, предусматривал установление в стране президентского правления, согласно второму, предложенному депутатом Омурбеком Текебаевым проекту, страна должна была остаться парламентской. Благодаря все растущему тогда авторитету Аскара Акаева и искусному подходу к делу, ему удалось перетянуть на свою сторону большинство парламентариев и провести свой вариант проекта. Затем, в результате нескольких "реставраций" путем референдумов, Конституция страны обрела такую форму и содержание, что дает президенту страны почти неограниченную авторитарную власть, что признают уже не только оппозиция, но и некоторые международные наблюдатели.

Сегодняшний президент Кыргызстана – это человек, "обладающий бесспорной поддержкой всего народа", "единственный, достойный кандидат на пост главы государства" и "единственный, мудрый и достойный" человек, который мог бы "довести до логического конца" проводимые сегодня реформы в стране. Это говорит о том, что никакой, начиная с малого, до судьбоносного, вопроса в государстве не может решиться без его участия.

Согласно Конституции страны, он может объявлять войну и чрезвычайное положение в стране, а после ухода со своего поста не отвечает за последствия своей деятельности в бытность президентом страны. Государством гарантируется его социальная и личная безопасность.

Таким образом, в отличие даже от пророков, которые отвечали перед Всевышним за свои деяния, президент Кыргызстана стал выше любых законов (а может, и над совестью). Ну, разве хуже кыргызский президент, чем "Туркменбаши"?

Губернаторы областей, главы районных администраций и мэры городов не могут ни назначить, ни уволить ни одного чиновника, кроме редакторов местных государственных газет. Эти вопросы решаются на уровне премьер-министра и соответствующих министров. Подобная вертикаль власти также говорит о небывалой мощи президентской власти, которая держит в своих тисках все правительство и каждое министерство в отдельности.

Мэры городов выбираются депутатами городских Кенешей, однако, кандидаты на этот пост предлагаются сверху, и, как правило, выбираются эти кандидатуры. Но дело даже не в этом, а в том, что если мэра будут выбирать городские депутаты, все равно остальные чиновники города будут назначаться сверху.

К сожалению, все эти парадоксы имеют место не где-то в Туркменистане, а в Кыргызстане, который с легкой подачи США принято было называть "островком демократии". В настоящее время, согласно Конституции, в стране должен работать однопалатный парламент, должны существенно измениться функции и полномочия всех трех ветвей власти. Однако, принято было решение оставить все как есть до новых выборов в парламент и главный пост в стране. То есть, есть новая Конституция, но она не работает. Законы работают, но они не соответствуют Конституции в новой редакции. Такое положение на руку только исполнительной власти в стране, которая пользуется поддержкой главы государства.

СМИ в странах СНГ не устают писать только об экзотическом Туркменбаши, тогда как такая экзотика принадлежит не только его сиятельству Сердару. Говорят, что памятники Туркменбаши стоят даже в безлюдных, песчаных пустынях. Но он ведь Сердар с нефтью и газом! В Кыргызстане также можно встретить портреты президента страны везде и повсюду. Хотя чиновники из Кыргызстана не могут состязаться со своими коллегами из Туркмении, но делают все возможное, чтобы не отстать от них. Например, недавний визит Аскара Акаева в Жалалабадскую область показал, насколько высок их потенциал в этом плане. За неделю до приезда президента, несмотря на зимнюю погоду на улице, школьники выдраили улицы и тротуары областного центра, местные чиновники в истерике развешивали везде всевозможные плакаты и транспаранты, сами не могли сидеть в своих рабочих кабинетах. Везде висел государственный флаг страны, на время куда-то исчезли попрошайки, которыми в обычные дни полны все улицы. Везде расставили милиционеров, которые обращались с прохожими и водителями необычайно вежливо. В день приезда президента, несмотря на мороз, полили улицы города водой (зима выдалась скудной на осадки, и на улице стояла жуткая пыль), забили водой фонтаны. Искусственно образованный гололед создал проблему для безопасности езды на улицах города, в том числе и кортежу главы государства.

На встрече президента с "партийно-хозяйственным" активом области некоторые "представители народа", прошедшие тщательную подготовку в кабинетах местных руководителей, говорили высокому гостю, что он есть единственно незаменимый глава государства. Что судьба государства зависит только от него, выразили сожаление по поводу того, что до сих пор его не удостоили высокого звания Героя Кыргызской Республики. Сделали замечание, что "нехорошо оставлять страну на произвол судьбы в такой ответственный момент", во время его выступления зал несколько раз аплодировал стоя. Предложения о продлении срока его полномочий или его участия в предстоящих выборах высказывались здесь и раньше, но Акаев оставил их без ответа, тем самым как бы согласившись с этим предложением, по сути идущим вразрез с законами страны.

В 1998 году, когда жители села Сузак Жалалабадской области пострадали от наводнения, президент Аскар Акаев несколько раз приезжал туда, чтобы ознакомиться с ходом восстановительных работ. Тогда местные чиновники показали ему молодых парней, заделывающих глиной крыши новых домов. Парни были… в новых костюмах и при галстуках. Туркмены наверняка побоялись бы издеваться над своим Сердаром вот таким образом. Такой номер вряд ли прошел бы в отношении Каримова и Назарбаева, но в Кыргызстане такое происходит нередко. Короче говоря, на чувство юмора чиновников в Кыргызстане можно и не жаловаться.

3. Разобщенная оппозиция не может без борьбы

В Кыргызстане с пятимиллионным населением существуют более сорока политических партий. Их влияние на общественную жизнь не очень ощутимо, так как социальная база этих образований слишком плачевная. Некогда, в бытность вице-президентом страны, лидер партии "Арнамыс" (Достоинство) Феликс Кулов, который мог бы стать основным соперником действующего президента в президентской гонке, говорил, что "всех членов этих партий, вместе взятых, можно вместить в один автобус". Ныне лишь около десяти из этих партий можно рассматривать как стоящих на оппозиции существующей власти. Среди них и партия "Арнамыс" во главе с вышеупомянутым Феликсом Куловым, партия "Атамекен" (Отечество), которую возглавляет "вечный кандидат в президенты", парламентарий Омурбек Текебаев, Партия Коммунистов Кыргызстана с бессменным его предводителем еще с советских времен Абсаматом Масалиевым и несколько других. Ряд оппозиционно настроенных кыргызстанцев объединились в политические образования "За отставку Акаева и реформы для народа" и "Народный конгресс", однако организованного народного фронта, способного объединить вокруг себя широкие слои народа, как не было, так и нет. Это можно объяснить разобщенностью оппозиционных сил, амбициозностью и продажностью некоторых их руководителей и финансовой несостоятельностью этих формирований.

Оппозиционные силы страны не смогли использовать Аксыйские события 2001 года в своих интересах. Потому что среди них не было единства, некоторые политики из оппозиционного лагеря поступили в отношении своих соратников предательски, их трусость и пассивность свели на нет появившуюся возможность изменить общественно-политическую ситуацию в стране в пользу народа. Некоторые политики открыто перешли на сторону власти, показав свое истинное лицо. В конце концов, на стороне пострадавших аксыйцев остался депутат парламента Азимбек Бекназаров, из-за которого развернулись кровавые события в Аксыйском районе, со своими несколькими соратниками.

В Кыргызстане есть ряд таких сильных оппозиционеров, как депутаты парламента А.Масалиев, А.Мадумаров, А.Бекназаров, И.Исаков, И.Кадырбеков, А.Атамбаев, Нур уулу Досбол, У.Сыдыков, Э.Алиев, О.Текебаев, Т.Тургуналиев, Т.Акунов и другие, часть которых уже и по нескольку раз пробовали побороться за президентское кресло. Однако их разобщенность и отсутствие единых ориентиров сводит к минимуму их влияние на общественно-политическую жизнь страны. По мнению некоторых политиков, Феликс Кулов, который сидит в тюрьме, мог бы объединить оппозиционные силы и изменить баланс сил на политической арене Кыргызстана.

Пока в стране принимаются решения, выгодные для исполнительной власти, будь это указ президента или итоги референдума. На принятие решений в стране сегодня больше влияют требования не оппозиции или народа, а великих держав – партнеров или международных финансовых институтов. Без их поддержки сегодня государственная власть не может обеспечить порядок и стабильность у себя дома.

В последнее время некоторые оппозиционные силы стараются объединить усилия, так как без этого они вскоре могут лишиться и депутатских мандатов. Согласно Конституции в новой редакции, следующие выборы в парламент будут проходить по одномандатным округам в мажоритарной системе. Это больше говорит о том, что теперь в парламент придут люди, которых выбирает исполнительная власть.

Оппозиционные партии со слабой социальной базой и нуждающиеся в финансовой поддержке обеспокоены за свое будущее. Некоторые партии и депутаты потребовали перейти на пропорциональную систему выборов, но где они были до принятия окончательного решения по этому вопросу? В Кыргызстане оппозиция не может выжить без парламента, но сможет ли выжить страна без оппозиции? Вопрос остается открытым.

Если сказать правду, положа руку на сердце, сегодня в обществе больше говорят о предстоящей президентской гонке и возможных кандидатах на этот пост, чем о парламентских выборах. И это лишний раз говорит о том, что судьба страны решается властью одного человека.

4. Кто может стать президентом?

Конечно, согласно Конституции, президентом может стать любой гражданин страны, имеющий соответствующие возраст, образование, язык... Однако в государствах, которые взяли курс от демократических ценностей к диктатуре, гораздо сложнее претворить в жизнь декларированные права граждан. Например, за последние тринадцать лет в США и Грузии работают третьи по количеству президенты, а в России, Украине, Беларуси и Молдове вторые. Но в экзотических Туркменистане и Кыргызстане, объявивших себя странами прав человека, уже четырнадцатый год действуют одни и те же президенты. В Конституции страны указано, что один и тот же человек не может быть выбран президентом страны более двух сроков подряд. Однако президент и парламент страны часто меняют конституцию, а конституционный суд дает заключение о возможности действующего президента участвовать в следующих выборах по "новой" конституции. Вот и приходится ему избираться еще на один срок "по многочисленным просьбам народа" и с применением всех имеющихся у него административных рычагов. Иными словами, "народ не дает своему президенту уйти со своего поста".

Очередной срок президентства в Кыргызстане заканчивается в 2005 году, но уже во всех инстанциях государственной власти и даже в начальных школах активно обсуждается вопрос о возможной кандидатуре на этот высокий пост. Правда, был случай, когда действующий президент заявил, что не намерен участвовать в следующих выборах, что конституция страны не дает такой возможности. Но некоторые политики не верят словам Акаева, ибо до предыдущих выборов также были сказаны подобные слова. На деле же все получилось не так. Поэтому депутат парламента Д.Чотонов обратился к Конституционному суду республики с просьбой дать ответ на вопрос: "Имеет ли действующий президент страны право участвовать на следующих выборах на этот пост?" Ответа пока не последовало. По мнению некоторых политиков, и положительный, и отрицательный ответы могут стать причиной новых политических скандалов.

С другой стороны, некоторые политические силы, а именно Ошское областное отделение "Демократического движения Кыргызстана", вышли с инициативой о продлении полномочий действующего президента и готовы начать сбор подписей в пользу проведения всенародного референдума по этому вопросу. Эту же идею инициируют руководители южного региона страны руками "дежурных аксакалов" и молодежи. Иначе говоря, "народ требует", как это было в 37-м году.

Однако, несмотря на страх перед вероятностью вышесказанного сценария, большинство политиков Кыргызстана начали подготовку к президентской гонке, оставив в стороне парламентские выборы. На сегодня уже как претенденты на этот пост названы имена Курманбека Бакиева, Адахана Мадумарова, Феликса Кулова, Ишенбая Кадырбекова, Алмаза Атамбаева и других.

Курманбек Бакиев – экс-премьер-министр, депутат парламента. Несмотря на отсутствие вины в трагических Аксыйских событиях, добровольно ушел в отставку, но вскоре был избран депутатом парламента. Обладает несомненным авторитетом, прошел путь от должности директора завода до премьера страны. Выходец из юга страны, он получил образование в России, жена русская, что тоже прибавляет ему политические плюсы. Хороший хозяйственник, интеллигентен, не любит подхалимаж, обладает высоким интеллектом. Устраивает все этнические слои населения, ценится как принципиальный, честный и умный человек. По мнению некоторых экспертов, проведи сегодня честные выборы президента, то он обязательно победил бы.

Адахан Мадумаров – депутат парламента. Выходец из юга страны, известный политик, второй срок подряд избирается в Законодательное собрание парламента страны. В интервью журналистам не скрывает о своем намерении участвовать в следующих выборах. Постоянный оппозиционер, отличный оратор, честный политик, способный повести людей за собой. По другим качествам также не уступает другим кандидатам, но по оценке некоторых политиков, с таким сложным характером, ему трудно будет собрать сильную команду. Шансы на победу в выборах небольшие.

Феликс Кулов – бесспорный лидер. В данное время сидит в тюрьме как политический узник. Прошел путь от простого милиционера до поста вице-президента страны. По созданию команды, организации ее работы, умению повернуть любую политическую ситуацию в свою пользу не уступает многим. Об этом говорит и тот факт, что он активно участвует в политической жизни страны, даже будучи в заключении. Если он окажется на свободе и сможет участвовать на выборах, многие финансовые источники в стране могут прийти к нему на помощь. Но маловероятно, что власти отпустят его на свободу до выборов на главный пост страны.

Ишенбай Кадырбеков – депутат парламента страны, устойчивый оппозиционер, бывший некогда министром, опытный политик. Считают нереальным его победу на выборах, но может создать проблему для любого оппонента. Выставлял свою кандидатуру на пост президента страны и в 2000 году, но провалился на экзамене на предмет знания государственного языка.

Алмаз Атамбаев – лидер социально-демократической партии, промышленник, в интеллектуальном плане близкий к идеалу человек. Народный Конгресс Кыргызстана, объединяющий в своих рядах четыре политических партии, выдвигает его кандидатуру на предстоящие выборы. В предыдущих выборах не набрал необходимое количество голосов и не прошел на второй тур. По мнению ряда политиков, он может стать потенциальным кандидатом в предстоящих выборах.

Еще один вопрос, который интересует многих, это личность возможной кандидатуры от действующего президента, если он все-таки откажется от участия на выборах в следующем году. Естественно, сегодняшняя чиновничья рать, приближенная к государственной кормушке, постарается сохранить свое положение, если Аскар Акаев уйдет с политической арены. Соответственно, окружение Акаева постарается привести к власти своего человека. Это нужно и для обеспечения безопасности экс-президента и членов его семьи. Но пока в "Белом доме" молчат на этот счет. Неизвестно также, когда сам Акаев сделает присущий ему "ход конем" в этом направлении. Пока известно одно: если найдется наследник престола, и начнутся мероприятия по обеспечению его победы на выборах, в политической карте Кыргызстана ничего не изменится. Политико-экономические ресурсы страны ныне сосредоточены в руках кучки власть предержащих людей.

Это сегодняшний взгляд на сегодняшнюю ситуацию. До выборов есть еще достаточно времени, чтобы это ситуация изменилась коренным образом. Случится ли такое, поживем, увидим.

5. "Кыргызстан - не Грузия, кыргыз - не грузин"

Сегодняшняя ситуация в Кыргызстане во многом схожа с ситуацией в Грузии в преддверии "бархатной" революции, которая произошла там в прошлом году. Представители оппозиции и неправительственных правозащитных организаций открыто говорят, что причиной экономического развала в стране и процветания коррупции является коррумпированность президентской семьи. Из-за растущей безработицы и нищеты около миллиона кыргызстанцев бродят по России и Казахстану в надежде найти свой кусок хлеба.

Реальный сектор, которого вроде уже и нет, не дает достаточной прибыли, что приводит к росту внешнего долга государства. В 1992-1997 годах в стране было приватизировано имущества на 13 миллиардов 410,9 миллионов сомов (более 300 миллионов долларов). В государственную казну попало лишь 2,2 процента от этой суммы, то есть, всего 298,5 миллионов сомов (около 7 млн. долларов). Воровство народного имущества продолжается и по сей день. Очередь уже дошла до энергетической системы страны, которая стоит в ожидании раздачи большими кусками.

Уставшие от этого избиратели давно ждут смены власти, однако кажется, что уже нет возможности менять ее законным и цивилизационным путем. Поэтому "бархатная" революция в Грузии дает надежду кыргызской оппозиции, словно загоревшаяся свеча в царстве тьмы. Некоторые политики поспешили заявить, что такая революция должна произойти и в Кыргызстане и что для этого есть все необходимые предпосылки.

Известный в республике правозащитник Топчубек Тургуналиев считает, что в Кыргызстане налицо все социально-экономические условия для подобной революции и ее можно осуществить так же, как и в Грузии. Такого же мнения придерживается другой, не менее известный правозащитник Турсунбек Акунов. Он уверен, что такая революция в стране должна произойти, так как единственный выход из сложившейся сложной политико-экономической ситуации в Кыргызстане есть "бархатная" революция по грузинскому сценарию. А Феликс Кулов заявил, что не хотел бы повторения в Кыргызстане ситуации, что пережила Грузия.

Несколько иначе думают некоторые политики, депутаты парламента. Например, по мнению известного в стране парламентария, кинорежиссера, Народного артиста Кыргызской Республики Дооронбека Садырбаева, в его стране невозможно повторение "бархатной" революции, подобной грузинской. "Потому что, - говорит Садырбаев, - Кыргызстан – не Грузия, а кыргызы – не грузины. Кыргызы, которые не желают бороться за свой завтрашний день, за права своих детей, не то что поднимут головы, но даже не перевернутся на другой бок. Они готовы и будут терпеть унижения со стороны властей…"

Такое же мнение, но в другой форме высказал известный ученый-литератор Салижан Жигитов. "Кыргызский народ имеет рабский характер. Сам по себе он не поднимется. А у нас нет представителей интеллигенции, олигархов, которые были бы свободны и независимы от государства… Во-вторых, у нас никто не даст деньги на то, чтобы в стране произошел переворот".

В то же время депутат парламента Азимбек Бекназаров считает, что сознание оппозиционных сил созрело, что они начали объединяться. По его мнению, в Кыргызстане есть возможность и вера в то, что власть можно поменять законным путем. "Мы уверены в подобной победе, - сказал он, - сначала нам нужно победить в предстоящих парламентских выборах, а затем вырвать с корнем акаевский режим. Кыргызстан существуют не для благосостояния одной семьи, мы должны установить власть, которая будет служить народу".

Конечно, смена власти – требование и вызов времени, но ее нельзя осуществить только благодаря объединению оппозиционных сил. Укрепление финансовой базы и создание социальной базы для общественных перемен должны стать основными направлением деятельности оппозиции. Однако, возможно ли, чтобы подобные ресурсы оппозиционных сил превышали ресурсы властных структур? Весь вопрос заключается именно в этом.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ