Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Правовое регулирование противодействия торговле людьми

Татьяна Титова

Зарубежное законодательство о противодействии торговле людьми

Продолжение, начало в № 96

Необходимо отметить, что почти все страны мира имеют законодательство, предусматривающее уголовное преследование нелегального вывоза людей за границу в целях сексуальной эксплуатации. Оно, как правило, включает наказание за сводничество; за сводничество, сопряженное с насилием, и торговлю людьми. Проблема торговли людьми серьезно стоит перед США. Как отметил Государственный секретарь США Колин Л. Пауэлл, «торговля людьми не оставляет незатронутой ни одну страну, включая нашу собственную». Соединенные Штаты служат, главным образом, страной назначения: люди из других стран незаконно переправляются сюда.

«Общим» федеральным законом по торговле людьми в Соединенных Штатах является Закон о белом рабстве (Mann Act/White Slave Act 19 U.S. Code 2421). Закон применяется к любому (совершеннолетнему или несовершеннолетнему), кто сознательно перемещает другое лицо через границу штата или государства с целью вовлечения в проституцию или совершение иных правонарушений сексуального характера. Проститутка в данном случае является жертвой, и ее согласие не смягчает вину. Наказывается такое деяние лишением свободы на срок до 10 лет.

В связи с наличием в Америке огромного рынка славянских женщин были приложены значительные усилия для представления в Конгрессе США законодательства против торговли людьми, которое бы позволило преследовать перевозчиков и посредников, ввозящих женщин и детей в страну в целях эксплуатации, а также защитить и проводить реабилитационные процедуры в отношении жертв таких преступлений. Государственный закон США № 106-386 «О защите жертв насилия и подпольной торговли людьми», впервые представленный членом нижней Палаты Конгресса Кристофером Смитом в ноябре 1999 г., был принят Палатой представителей и Сенатом 11 октября 2000 г. В первоначальный вариант законопроекта было внесено четыре дополнительных главы. Наиболее важная касается насилия над женщинами и предусматривает выдачу пособий и порядок оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия в США. Новый закон продляет действие отдельных программ для оказания содействия работникам правоохранительных органов, социальным работникам и прочим, работающим с преступлениями сексуального характера и домашним насилием.

Ключевые положения закона «О защите жертв насилия и подпольной торговли людьми» предусматривают следующее:

Внесение изменений в УК США, которые позволят фонды, формируемые из средств, полученных от реализации арестованного и конфискованного имущества, тратить на нужды жертв.

Внесение изменений в УК США, увеличивающих максимальный срок лишения свободы до 20 лет с возможностью назначения пожизненного заключения для случаев торговли, закончившихся смертью жертвы, или усугубленных похищением, сопряженным с сексуальным насилием или покушением на убийство.

Внесение изменений в УК США, запрещающих и преследующих ввоз для передачи в рабство, кабалу или рабоподобные условия; секс-торговлю детьми, сопряженную с насилием, обманом или принуждением; незаконное владение или уничтожение идентификационных или иммиграционных документов другого лица в процессе совершения преступления.

Внесение изменений в Закон о лоббировании и коррупции ( the Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act (RICO)), добавив в предусмотренный им список преступлений, связанных с торговлей людьми.

Обязать осужденных перевозчиков обеспечить полную реституцию своим жертвам.

Обязать Федеральную Комиссию по приговорам ( the U.S. Sentencing Commission) контролировать и изменять основные положения приговора для обеспечения соответствия наказания совершенному преступлению.

Внести изменения в Закон об иммиграции и натурализации ( the Immigration and Naturalization Act), учреждающие новый вид неиммиграционной визы – Т-визу – для жертв торговли и их семей.

Разрешить в определенных случаях Министру юстиции приравнивать статус владельца Т-визы к статусу резидента.

Обязать Министра юстиции оказывать в пределах США помощь жертвам торговли вне зависимости от их иммиграционного статуса.

Разрешить Министру юстиции выдавать штатам, территориям, владениям, индейским племенам и неправительственным организациям субсидии на развитие или на расширение и поддержку программ оказания помощи жертвам торговли людьми.

Разрешить Министру юстиции отказывать по основаниям недопустимости для жертв торговли.

Обязать Госсекретаря представлять Конгрессу ежегодные отчеты по проблеме торговли людьми.

Разрешить Президенту применение экономических санкций в соответствии с Международным актом о чрезвычайных экономических полномочиях ( the International Emergency Economic Powers Act), включая заморозку активов, расположенных на территории США.

Потребовать от Госсекретаря / AID Администратора учредить и обеспечить существование в зарубежных странах программ по безопасности интеграции, реинтеграции и переселения жертв торговли и их детей.

Гарантировать, что представительства США за рубежом будут проводить исследования и информировать о торговле людьми, наладят контакты с местными неправительственным организациями, изучающими проблему. Тем странам, которые не в состоянии исследовать и/или предпринимать действия против перевозчиков на своей территории, будет отказано в предоставления правовой помощи по уголовным делам «на основании противоречия государственным интересам США».

Уполномочить Министра здравоохранения и социальной защиты обеспечить предоставление помощи жертвам торговли и их детям на территории США, а Президента - обеспечить программы помощи жертвам торговли и их детям за границей.

 Государственный закон США № 106-386 обязывает Государственный департамент ежегодно готовить доклад о торговле людьми с оценкой усилий правительств по всему миру по выполнению минимальных стандартов борьбы с торговлей людьми. Этот доклад документально иллюстрирует транснациональные и внутринациональные формы торговли людьми. Статья 105(d)(2) закона предусматривает обязательную оценку прогресса, достигнутого Соединенными Штатами в области предотвращения торговли людьми, судебного преследования и оказания помощи потерпевшим. «Оценка» характеризует действия законодательной и исполнительной власти по улучшению защиты и помощи, предоставляемых в США потерпевшим, незаконно переправленным в страну, усилению успешных расследований и судебных преследований виновных, укреплению международной деятельности по борьбе с торговлей людьми. В документе также предлагаются возможные меры, которые может предпринять правительство США для усиления деятельности по борьбе с торговлей людьми.

Ст.2503 УК Голландии (Нидерландский кодекс о наказаниях) предусматривает ответственность за торговлю людьми. Его дополняет Инструкция по работе со случаями торговли детьми, дающая нормативное понятие торговца людьми. Важную роль в возможности реализации уголовных норм играет Закон Голландии об иностранцах, который предусматривает возможность получения легального статуса для жертв торговли, а также свидетелей по делу до полного завершения судебного процесса.

В 1988 году в Голландии принят закон, дающий право на временное проживание жертвам незаконного вывоза и сексуальной эксплуатации. Такого основания как подозрение уже достаточно для того, чтобы человек получил отсрочку депортации до тех пор, пока не решит, будет ли он свидетельствовать в суде. В 1993 году отсрочка была распространена и на тех, кто, не являясь жертвой незаконного вывоза, готов выступить с показаниями. Во время суда эти люди пользуются всеми социальными гарантиями, получают юридическую, медицинскую и психологическую помощь.

Для привлечения к уголовной ответственности виновных лиц в Голландии было расширено определение проституции, в которое были включены признаки применения насилия или угрозы насилия с целью принуждения к занятию проституцией. В этом отношении Голландия пошла дальше Конвенции 1949 г. О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, в которой не были закреплены такие признаки, как принуждение и насилие. В соответствии с законом, даже при малейшем подозрении на то, что женщина может быть жертвой торговли, высылка из страны приостанавливается и женщине предоставляется 3-х месячный «срок на раздумья», в течение которого она должна решить, будет ли настаивать на обвинении. За это время должны быть проведены следующие мероприятия:

медицинское обследование: для определения возможных физических и/или психологических проблем;

сообщение (заявление): женщине должна быть предоставлена возможность сделать заявление в полицию;

гражданские процессуальные действия (гражданское производство): по желанию потерпевшей ей должен быть предоставлен юрист для консультации о возможности предъявления гражданского иска против преступников.

Если жертва торговли выдвинула обвинение в полиции относительно нарушения статьи 250 Уголовного Кодекса, она имеет право на разрешение на жительство, если его или ее присутствие необходимо для проведения расследования и обвинения (в суде). Вид (разрешение) на жительство дает право жертве торговли оставаться в стране на время проведения расследования, обвинения (преследования), суда и апелляции лица (лиц), подозреваемых в совершении зарегистрированного преступления. Вид на жительство выдается только в том случае, если нет возражения против пребывания иностранца в стране с точки зрения опасности для общественного спокойствия, общественного порядка или национальной безопасности. Отсутствие достаточных средств поддержки (обоснования аргументации) не рассматривается как возражение.

Сходное законодательство имеет Бельгия. Пострадавшим, обратившимся в специальные организации помощи, предоставляется право на 45-ти дневное пребывание в стране. В течение этого периода они могут решить, будут ли подавать иск против торговцев. Если жертва на это решаются, ей выдается временный вид на жительство минимум на три месяца и временное разрешение на работу. Если показания этого человека важны для судебного разбирательства, он может получить бессрочный вид на жительство и разрешение на работу с максимальным сроком на 12 месяцев, в течение которого он получает выплаты Бельгийской системы социального обеспечения. Закон о незаконных перевозках и торговле людьми от 1995 года усилил механизмы поддержки потерпевших.

В Бельгии также действует Программа помощи жертвам контрабандных перевозок. Ее осуществлением занимаются специализированные организации, которые предоставляют женщинам приют, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и оказывают содействие в поиске работы. Многие девушки посещают школу, где их знакомят с бывшими жертвами для оказания поддержки. Если девушка сотрудничает с органами расследования, она может оставаться в Бельгии. Когда расследование заканчивается, она вправе вернуться домой (при желании она может это сделать на любой стадии расследования) либо остаться в Бельгии, получив статус постоянного жителя.

Италия - одна из немногих стран Европы, которая имеет сформировавшиеся комплексные правовые акты по проблеме торговли людьми. В соответствие с Кодексом о наказаниях, признается преступлением принуждение лица въехать на территорию иностранного государства для занятия там проституцией путем использования насилия, угроз или обмана. Кроме того, на территории страны действует Закон о торговле людьми, направленный на упорядочение действий различных ведомств в сфере борьбы и противодействия торговле, оказания помощи и обеспечения легального статуса жертвам. Он позволяет правоохранительным органам на практике реализовывать заложенное в Проекте Протокола ООН положение о конфискации доходов и имущества торговцев и выплат компенсаций пострадавшим. Закон также распространяет на жертву право свидетеля, а также иные процессуальные права, необходимые для отстаивания своих интересов в суде, и легальный статус временно пребывающего по гуманитарным основаниям.

УК Германии содержит ряд статей, посвященных торговле людьми. Согласно уголовному закону, статья, преследующая торговлю, включает следующий состав: воздействие ради имущественной выгоды на другое лицо, находящееся в стесненном положении, для склонения этого лица к занятию проституцией или к продолжению этого занятия. Однако законодательство Германии о праве свидетелей содержит положения, ставящие потерпевших в такие условия (невозможность работать, выезжать за пределы определенного населенного пункта и др.), что пострадавшие с неохотой идут на контакт с правоохранительными органами для оказания помощи в расследовании.

В 1998 году Швеция признала проституцию насилием против женщин. С 1999 г. «покупка сексуальных услуг» запрещена и наказывается штрафами и/или заключением до шести месяцев тюрьмы. Потребители услуг, предоставляемых проститутками, поставлены с ними на один уровень, вне закона.

Т.о. законодательство стран, являющихся принимающими в отношении торговли людьми, направлено, с одной стороны, на обеспечение правовой базы для уголовного преследования виновных в совершении преступлений, связанных торговлей людьми. С другой – оно обеспечивает предоставление легального статуса жертвам торговли, соблюдение их прав, предусмотренных международным законодательством и защиту их как свидетелей для получения показаний - залога успешного привлечения виновных к ответственности.

Если для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза вывоз женщин в целях проституции - явление новое, Китайже давно столкнулся с этой проблемой. Китайцы успешно продают своих соотечественников как внутри страны (женщины и дети похищаются в бедных, как правило, северных провинциях и продаются в богатые на юге), так и за границу (девушки поставляются в бордели Японии, Кореи, Австралии). Торговля людьми в Южном Китае очень популярна, существует даже невольничий рынок. Вместе с тем китайцы принимают у себя «живой товар» из России.

Соответствующие статьи УК КНР (1997 г.) по противодействию торговле людьми направлены, прежде всего, на пресечение деятельности по торговли женщинами и детьми внутри страны. Это связано с тем, что индустрия работорговли в Китае имеет долгую историю. Среди стран, которые в первую очередь являются поставщиками «живого товара», Китай имеет разработанную систему уголовно-правовых норм, посвященных непосредственно похищению и последующей продаже женщин и детей. Ст.240 УК КНР понимает под похищением совершенное с целью продажи любое из действий, связанных с похищением путем обмана, захвата, покупкой, продажей, передачей, и посредничество при этом. Статья имеет восемь квалифицирующих обстоятельств, среди которых: принуждение похищенной угрозами или уговорами к проституции или продажа третьему лицу, принуждающему ее к проституции (п.4), захват с целью продажи путем угроз, насилия или одурманивающих (наркотических) веществ (5), а также продажа за границу (п.8). Ст.241 предусматривает ответственность за покупку похищенных в целях продажи женщины или ребенка. При этом в законе отсутствует норма, которая бы наказывала выгодоприобретателя. Т.о. китайское законодательство уделяет внимание лишь похищению, оставляя без внимания вывоз/ввоз путем обмана, мошенничества и пр.

По данным немецкой уголовной статистики Польша занимает второе после стран бывшего Советского Союза место по количеству ввезенных в Германию женщин в целях сексуальной эксплуатации. В новом УК ПР (1998 г.) определены деяния, связанные с торговлей людьми, подлежащие уголовному преследованию. Ст. 204 Кодекса предусматривает ответственность за склонение и перемещение за границу людей с целью занятия проституцией и преследование в отношении лиц, которые с целью получения имущественной выгоды склоняют к занятию проституцией. Закон предусматривает наказание также для тех, кто сам непосредственно не участвует в перемещении, торговле, склонении, однако получает имущественную выгоду от занятия проституцией других лиц

УК Украины содержит статью, непосредственно направленную на предотвращение торговли людьми (ст.1241). Она определяет это действие как «открытое или тайное завладение человеком, связанное с законным или незаконным перемещением по согласию, или без согласия данного лица через государственную границу Украины, или без такового, для дальнейшей продажи, или иной оплаченной передачи с целью сексуальной эксплуатации, использования в порнобизнесе, вовлечения в преступную деятельность или долговую кабалу, усыновления в коммерческих целях, использования в вооруженных конфликтах, эксплуатации труда».

25 сентября 1999 г. Кабинетом министров Украины была утверждена Программа по предупреждению незаконных перевозок и торговли женщинами и детьми. Программа финансируется из государственного бюджета, а контроль за ее выполнением возложен на Государственный Комитет по вопросам семьи и молодежи. Программа включает:

приведение украинского законодательства в сфере прав женщин в соответствие со стандартами международного права;

ознакомление с международным опытом по борьбе с торговлей женщинами;

создание базы данных о соответствующих лицах и организациях, вовлеченных в торговлю и распространение проституции;

усиление контроля за деятельностью организаций, которым выданы лицензии на посредническую деятельность по устройству украинских женщин на работу за границей;

создание реабилитационно-кризисных центров и приютов для жертв насилия и торговли людьми;

создание консультационных пунктов по социально-правовым вопросам при отделах социального обеспечения;

создание «горячих линий» и «телефонов доверия» для жертв насилия и торговли людьми;

проведение тренингов (в форме семинаров и предоставления информации в СМИ).

В рамках правоохранительной системы Украины было создано три специальных отдела региональных управлений МВД, куда потерпевшие могут подавать свои жалобы (в Киеве, Луганске и Донецке). Планируется создание подобных отделов в других регионах. Программа настоятельно рекомендует активно сотрудничать с МВД, правоохранительными органами и Интерполом, дипломатическими и правоохранительными агентствами иностранных государств.

Консульские отделы посольств Украины попросили оказать всевозможную поддержку в оказании помощи потерпевши в возвращении домой, включая оплату стоимости проезда для потерпевших, не имеющих денег, и быстрой выдачи документов тем, у кого торговцы забрали паспорта.

Новый УК Белоруссии (1999 г.) разделяет торговлю людьми, похищение и вербовку для эксплуатации. Под торговлей понимаются «действия, направленные на совершение купли-продажи или иных сделок в отношении зависимого лица в форме его передачи или завладения им» (ст.181 УК). Похищение человека определяется как «тайное, открытое, путем обмана или соединенное с насилием противоправное завладение лицом» (ст.182 УК). Вербовку в целях «сексуальной или иной эксплуатации путем обмана» (ст.187 УК) можно определить как набор по найму людей за определенное материальное вознаграждение.

***

Торговля людьми - многогранное и развивающееся явление, растущее и меняющееся наряду с экономической глобализацией и трудовой мобильностью, технологическим прогрессом, бедностью и экономическими и политическими изменениями, культурным взаимодействием и социальным статусом, политической коррупцией. Для эффективной борьбы с ней необходимо создание всесторонней транснациональной стратегии. Прежде всего необходимо предпринять меры, которые бы позволили защитить женщин и детей в “поставляющих” странах и сократить рынок услуг в “принимающих” странах Северной Америки, Азии и Европы. Стратегия  должна включать в себя способы защиты женщин и детей от криминалитета, эффективную систему расследования и привлечения к ответственности за эти преступления, и, в первую очередь, правовое обеспечение жертв этих преступлений, которые остаются за рубежом как нелегальные мигранты без всяких прав.

Среди рассмотренных выше норм уголовного законодательства специалисты подчеркивают важность наличия в законе ответственности за вербовку. Подобная норма особо важна для стран-поставщиков, поскольку именно на их территории проводится «подбор кадров» для нужд секс-индустрии развитых стран. Как правило, в этом принимают участие соотечественники жертв, следовательно, необходимость ответственности за вербовку вызвана тем фактом, что пресекать акт торговли необходимо на начальной стадии. Такой подход позволяет увеличить эффективность борьбы с торговлей людьми. Кроме того, по мнению экспертов, необходимо в уголовном порядке преследовать выгодоприобретателей, а не только непосредственных исполнителей (См. Правовая борьба с торговлей людьми. http://kiev-security.org.ua).

Страны, являющиеся «поставщиками» в отношении торговли людьми, заинтересованы в противодействии и профилактике этого явления. В них при поддержке международных, зарубежных и местных общественных организаций проводятся информационные кампании для населения, оказывается помощь жертвам таких преступлений. В качестве примера можно привести мероприятия, проводимые на территории России, Украины и других стран СНГ несколькими неправительственными организациями, такими как Miramed, Winrock International и ММО. Деятельность этих организаций направлена на оказание помощи одной из самых уязвимых частей населения - молодых и безработных женщин в сельских районах РФ и Украины. Miramed создала коалицию против торговли людьми, включающую неправительственные и квази-правительственные организации, координируемую волонтерами Miramed через Интернет. Посредством Интернет-контактов, конференций, симпозиумов организация проводит обучение выпускников приютов, являющихся наиболее подверженными методам вербовщиков: обману и предложениями трудоустройства за границей.

Winrock International и Консорциум женщин США-СНГ, находящийся в Киеве, имеет программу профилактики торговли, которая помогает экономически поддерживать женщин и предупреждает домашнее насилие, проводит тренинги по предотвращению насилия в трех центрах в Днепропетровске, Донецке и Львове. Эти центры управляются украинскими женскими организациями и имеют связи с организациями здравоохранения и правовыми ресурсами в соответствующем регионе (См.: Торговля людьми как одна из форм проявления организованной преступности http://kiev-security.org.ua).

Окончание следует

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ